Колдовской тайник

Изумрудные Могилы

Описание локации, а также карты местности с астрариумами, окулярумами, фрагментами мозаик и многим другим можно посмотреть на соответствующей странице: www.playground.ru/wiki/dragon_age_3_inquisition/..

Доверие Фэрбенкса

Беженцы на сторожевом утесе

Бежим по маркеру и разговариваем с предводителем мятежников Фэрбенксом.

Вольные граждане Долов

Читаем документы Фэрбенкса в его лагере.

Падшая сестра

Ориентируясь по маркеру отправляемся в веридиевые шахты и разбираемся с сестрой Косто. Обследуем территорию и изучаем найденные документы, из которых узнаем о других командирах вольных граждан.

Невольники вольных

В Веридиевых шахтах после победы над сестрой Косто обнаруживаем пленников. Квест активируется либо разговором с Гертрудой, либо после нахождения ключа, которым отпираем камеры и освобождаем похищенных людей. (Ключ от камеры справа на бочке, если стоять лицом к решетке).

Благородство в сердце и делах

Это задание можно получить только после выполнения квеста “Невольники вольных”. Освободив пленников в веридиевых шахтах, возвращаемся в лагерь беженцев на Сторожевом утесе и разговариваем там с Кларой. Из беседы с ней узнаем о её подозрениях на счет происхождения Фэрбенкса. Клара просит нас поискать доказательства своей теории и предлагает нам заглянуть в её дневник, где она записала все свои наблюдения. Два доказательства обнаружатся на территории сада усадьбы Морель, третье – в Аргоновой лачуге, (ищется как клад). После нахождения всех трёх доказательств у нас будет выбор: либо отдать их Кларе, либо Фэрбенксу.

Грязный мерзавец

Квест активируется автоматически после нахождения документов в веридиевой шахте, в которых упоминается, что некий командир вольных граждан Дюэйм и ему подобные товарищи захватили на Изумрудных могилах заброшенную усадьбу. Ориентируясь на маркер, отправляемся искать это поместье. В саду усадьбы Морель уничтожаем отряд вольных граждан и их командира Дюэйма.

Порочный генерал

Квест активируется после того, как с трупа капитана Дюэйма мы подберем ключ от усадьбы Морель. Входим внутрь, осматриваемся, при этом периодически отбиваемся от врагов. Выходим во внутренний двор усадьбы и разбираемся с охраной, тем самым прерывая встречу наших заклятых друзей. На помощь страже прибегут те самые друзья, чьим переговорам мы так неосторожно помешали. Подкрепление будет возглавлять Малифант. Разбираемся с ним и завершаем квест. С одного из трупов подбираем письмо о связи Малифанта и вольных граждан с красными храмовниками.

Надежная охрана

Квест активируется автоматически при нахождении в усадьбе Морель одной из частей рунного ключа. Нужно собрать все три части. Области поиска помечены на карте. Ищутся как клады. Через внутренний двор попадаем в кабинет, где воином разбиваем стену в личную кладовую. Там собираем ключ на специальном устройстве. Открываем им дверь напротив кладовой и обнаруживаем несколько сундуков.

Заблудший шевалье

Квест активируется автоматически после нахождения документов в лагере сестры Косто, в которых упоминается шевалье Огюст, работающий на вольных граждан. Последний раз его видели в Аргоновой лачуге. Ориентируясь на маркер, отправляемся туда и разбираемся с данной проблемой в виде большого отряда вольных граждан во главе с выше названным шевалье.

Жертвы войны

Квест активируется сразу же после уничтожения всех командиров вольных граждан, а именно после завершения заданий: “Падшая сестра”, “Грязный мерзавец”, “Порочный генерал” и “Заблудший шевалье”. Возвращаемся в лагерь беженцев на Сторожевом утёсе и докладываем Фэрбенксу о своих успехах в борьбе с вольными гражданами.

Размедвеживание

У солдата Джонсона в первом лагере Инквизиции этой локации берем задание выследить и убить огромного медведя. Пещерка с ним отмечена на карте.

Дань памяти

У ориентира Свет Андрасте читаем записку, потом зажигаем свечу у Лионского павильона.

Обещание влюбленного

В Лионском павильоне находим записку о встрече. Идем к месту, отмеченному маркером на карте. Осматриваем место пикника (кнопка F ), убиваем появившегося гигантского паука, на этом миссия завершена.

Наблюдения за «Опасностью»

Рядом с одним из разрывов, на холме выше статуи Сила Андрасте в Благолозье находим записи. Их прочтение активирует квест. Идем к маркеру, находим второй лагерь и читаем дневник. Двигаемся к третьему лагерю. Находим труп ученого и его вещи.

Материнское наставление

В реке, неподалеку от статуи Милость Андрасте и места с контрабандистами лириума по квесту Каллена, лежит труп женщины. Необходимо выяснить, что с ней произошло. Поднимаемся на скалу, куда указывает маркер, и читаем найденный дневник.

Последнее пожелание

Возле статуи Сила Андрасте находится урна с прахом недавно почившего, подобрав которую мы активируем данный квест. Из-за разразившейся гражданской войны женщина сначала овдовела, а теперь из-за разбойников и дезертиров она не может выполнить последнюю волю супруга. Нам предстоит сделать это за неё – развеять прах с самой высокой скалы над Большим лесом. Это место отмечено маркером на карте, но прежде чем туда отправиться – тщательно проверьте свое снаряжение и наличие целебных зелий.

Кукловод

Квест станет доступен после выполнения задания на столе ставки командования “Выманить лейтенанта красных храмовников”. Нам нужно будет явиться в Лионский павильон на встречу с тем, кто задурил головы вольным гражданам Долов и покончить с ним раз и навсегда.

Замок д’Онтер

Квест активируется сразу после того, как мы попадаем в заброшенное шато-д’Онтер, вход в которое находится в районе водопада Серебряные Брызги (наличие разбойника в группе обязательно). Замок уже давно покинут и стоит пустым, а по какой причине это произошло – предстоит выяснить нам, найти разгадку этой тайны или же забытые сокровища. К этому моменту у нас на руках уже имеется часть головоломки, которую мы подобрали с тела шевалье Огюста (Кроки двора замка). Проходим вперед и в левую дверь, так как только её и можно открыть, и из “Вестибюля” попадаем в “Галерею”, там обнаруживаем тела грабителей. Обходим лестницу и открываем дверь в “Сад в классическом стиле”, где с помощью клавиши (V) находим следующую подсказку, затем возвращаемся в “Галерею” и поднимаемся по лестнице на второй этаж в “Библиотеку”. Снова используем поиск и забираем очередную подсказку. Далее обследуем библиотеку, проходим между стеллажей с книгами в дверь справа и заходим в часть замка “Спальня”, где за одной из дверей с помощью клавиши (V) находим ещё один рисунок. Возвращаемся в “Вестибюль”, проходим прямо через “Сад в классическом стиле” и открываем дверь в “Бальную залу”, затем через дверь слева попадаем в “Людскую”, продвигаемся вперед и за следующей дверью поднимаемся по лестнице через “Вестибюль”, после чего оказываемся на втором этаже “Бальной залы”. Здесь с помощью клавиши (V) находим механизм, активируем его и наблюдаем за подъемом хвоста подвешенного чучела дракона, после забираем с кончика хвоста записку и ключ от двери, ведущей на “Большой балкон”, куда нам и нужно попасть. Затем открываем полученным ключом дверь, расположенную с правой стороны от камина, и обнаруживаем на балконе странный куб, парящий в воздухе и сверкающий молниями. После активации куба в саду появится Колдовской ужас, при этом все двери заблокируются энергетическим барьером, и нам придется прыгать с балкона вниз, чтобы разобраться с древним злом. Когда Колдовской ужас будет повержен – квест будет завершен, и теперь мы спокойно и без помех можем обследовать все остальные уголки замка.
В шато можно найти два куска мозаики “Вторжение”, песню “На красном распутье” для коллекции “Тяга к искусству”, а также артефакт Соласа.

Рыцарская гробница

Миссия становится доступной после выполнения задачи в командной ставке “Исследование эльфийской гробницы”. Заходим с локации Изумрудные могилы. Расправляемся с первой группой венатори. С трупа одного из них подбираем часть изумрудной печати (1 из 9). Проходим в Рыцарский зал, с трупа красного чудовища снимаем вторую часть печати, рядом с ним фрагмент мозаики. Третья часть находится как клад в области поиска, отмеченной на карте. Аналогично ищется четвертая. Двигаемся по направлению к маркеру, по дороге пара дверей, вскрываемых разбойником, ничего интересного за ними нет. В следующем помещении (Священные могилы) находим клад с пятой частью. Шестую снимаем с трупа очередного красного чудовища. Седьмая часть – клад, спускаемся вниз. Восьмая и девятая части изумрудной печати тоже ищутся как клады в отмеченных областях карты. Также на этой локации можно прочитать эпитафии погибшим (читаются с факелом с завесным огнем, 4 штуки) и обнаружить эльфийский артефакт, укрепляющий завесу. Заходим в саму гробницу. Зажигаем светильники с завесным огнем, убиваем восставших мертвецов после каждого зажженого светильника. После зажигания последнего – поднимется платформа и можно забрать артефакт. Это свиток с историей, который можно передать эльфам или продать Церкви, на выбор.

Лионский павильон

Собственно, как такового, задания нет, и в журнале оно отображаться не будет. Это довольно интересная головоломка, и без внимательного прочтения найденых записей ее не пройти.

1. Для начала задания идите на восток от ориентира Милость Андрасте. В точке 1, отмеченной на карте, на скале возле водопада находим труп, с него забираем записку – “Потрепанный блокнот Парсона” (будет доступна в кодексе под номером 100). Читаем внимательно записку и обращаем внимание на пункт 12.

2. Идем на запад к точке 2. Используя клавишу [v], когда компас начнет мигать, находим тайник. Забираем кубик с числом 3 и читаем такую же строчку в “Потрепанном блокноте Парсона”.

3. Далее на северо-запад, к точке 3. Теперь аналогично ищем тайник на каменной арке (под ней будет статуя птицы). Забираем кубик с числом 9 и читаем такую же строчку в “Потрепанном блокноте Парсона”.

4. Идем на северо-запад до Лионского павильона (точка 4). Внутри него зажигаем левый дальний факел 4 раза, правый дальний 2 раза и правый ближний 3 раза. Забираем около статуи кубик с числом 20 и читаем такую же строчку в “Потрепанном блокноте Парсона”.

5. Снова отправляемся на северо-запад, к точке 5. Аналогично пунктам 2 и 3, ищем очередной тайник (клавиша [v], когда мигает карта). Забираем кубик с числом 14 и читаем такую же строчку в “Потрепанном блокноте Парсона”.

6. Теперь на восток до точки 6. Снова с помощью клавиши [v], когда карта начнет мигать, ищем последний тайник. Забираем куклу и убиваем появившегося демона “Сокровище”.

Самая маленькая пещера

Это скрытый квест, который так и не был бы никогда обнаружен без явной подсказки от самих разработчиков, потому как никто в трезвом уме и здравой памяти не станет прыгать на одном булыжнике 50 раз, пусть даже этот булыжник выглядит не так как все остальные. А именно столько раз (может чуть больше) нам нужно будет прыгнуть на камне, похожем на вход в маленькую пещеру, обсаженную цветами, чтобы таинственный обитатель этого жилища выдал задание на сбор 10 цветков хрустальной благодати. Затем отправляемся на поиски этих колокольчиков, либо отдаем сразу (при их наличии).
Пещеру можно найти здесь:

После того, как мы отдадим цветы хозяину жилища, квест будет считаться выполненным, а мы услышим фразу про лестницу, ведущую всё время вниз. Затем при посещении локации Эмприз-дю-Лион находим скрытый проход. Ориентиром для его обнаружения может служить жаровня для завесного огня, которая будет висеть на развалинах стены. Проход, ведущий к лестнице вниз, находится с левой стороны (если стоять лицом к жаровне). Берём с собой факел (там темно) и спускаемся вниз по лестнице до площадки, расположенной над пропастью, где нас будет ждать сундук.
Проход к лестнице:

Прохождение дополнительных квестов и заданий специализаций – Изумрудные могилы, Крествуд, Запретный Оазис

В этой статье будет представлено полное прохождение побочных квестов в нескольких локаций Dragon Age: Inquisition, а также описано выполнение заданий, необходимых для получения специализаций.

Изумрудные могилы

Эта локация представляет собой древний лес, в котором можно найти величественные руины орлесианских сооружений и гробницы эльфов, живших более тысячи лет назад. Здесь все кажется таким тихим и умиротворенным. Однако внешность бывает обманчивой – стоит только свернуть с проторенной дорожки и на вас тут же набросятся дикие звери, разбойники всех мастей, а может и что похуже. Поэтому будьте всегда начеку.

Беженцы на сторожевом утесе
Вольные граждане Долов
Падшая сестра
Невольники вольных
Заблудший шевалье
Грязный мерзавец
Порочный генерал
Надежная охрана
Рыцарская гробница

Далее идем туда, куда указывает маркер. По дороге вы увидите закрытые двери, которые может открыть только разбойник. Ничего стоящего в закрытых комнатах нет. В Священных могилах расположена пятая часть изумрудной печати. Шестую можно найти у еще одного красного чудовища. Оставшиеся части придется поискать, благо на карте точно указано их расположение. На этом уровне также можно найти эпитафии (для их чтения нужен факел с завесным огнем) и артефакт эльфов. Теперь можно зайти в гробницу. Здесь необходимо зажечь все факелы и убить мертвецов. После ждем, пока поднимется платформа. Забираем артефакт, который является древним свитком, рассказывающим об эльфах и прочих народах. Его можно отдать эльфам или продать Церкви. Решайте сами, как поступить.

Обещание влюбленного
Материнское наставление
Дань Памяти
Наблюдения за «Опасностью»
Размедвеживание
Головоломка Лионского павильона

1) Первым делом следует пойти на восток от ориентира под названием «Милость Андрасте». В точке под номером 1 (указана на карте) на скале, расположенной неподалеку от водопада, можно найти труп. У него в карманах будет только записка, содержание которой тут же появится в кодексе (искать под номером 58). Внимательно прочитайте записку и обратите внимание на двенадцатый пункт.

2) Далее продвигаемся на запад к точке 2 (указана на карте). Нажимаем кнопку V и пытаемся найти тайник. В нем находится кубик с цифрой 3. Снова открываем кодекс и читаем записку с трупа. На этот раз важна третья строчка.

3) Теперь двигаем к точке 3 (указана на карте). В очередной раз пытаемся обнаружить тайник. В нем нас ждет куб с цифрой 9. Опять читаем записку в кодексе.

4) Добираемся до Лионского павильона (указан на карте). Здесь следует зажечь четыре раза подряд дальний факел, находящийся слева, ближний правый факел зажигаем три раза, а дальний правый – два раза. Возле статуи появится куб с цифрой 20. Думаю, вы уже знаете, что нужно делать.

5) Идем к 5 точке (указана на карте). Снова ищем тайник с помощью клавиши V. Берем куб с цифрой 14 и читаем запись в кодексе.

6) Продвигаемся к точке 6. Пытаемся найти тайник. В нем спрятана кукла. Как только мы ее заберем появиться уникальный демон. Убиваем монстра и празднуем победу.

Крествуд

Крествуд является маленькой и «уютной» локацией, в которой, впрочем, не так спокойно, как может показаться на первый взгляд. Побочных квестов здесь немного, но некоторые из них весьма интересные. К тому же где-то здесь бродит высший дракон «Северный Охотник».

Стоячая вода

Теперь можно зайти в пещеру. Там следует сначала покончить с демоном, о котором упомянул красный дух, а после закрыть разрыв. Снова идем в деревушку и заходим в дом старосты. Никого не окажется дома. Находим записку и читаем ее. После этого квест закончится.

Штурм Каэр Бронака
Груз ответственности

Его выдает красный дух в Старом Крествуде. Духа можно найти в разрушенном доме, расположенном возле свода пещеры. Он попросит нас уничтожить демона, находящегося в вышеупомянутой пещере. Уничтожаем злыдня и возвращаемся к духу, чтобы сообщить ему радостную весть.

В последний путь
Высокие ставки
Долой сорняки
Натуралистка
Логово зверя
Запретный оазис

Небольшая локация, в которой сокрыт древний храм. В нем можно открыть потайные двери, увеличивающие устойчивость главного героя к определенным стихиям. Может, вы здесь и не задержитесь надолго, однако время от времени будете посещать ее, и сейчас я объясню почему.

Сбор осколков

После получения хотя бы одного осколка его необходимо оставить на столе для исследований. Это можно сделать как в Убежище, так и в крепости Скайхолд. Далее ждем, пока появится квест. Затем следует созвать военный совет и открыть на столе новую локацию – Запретный оазис. Как только главный герой попадет на эту местность, квест тут же завершится.

На всякий случай

Добраться до этой пещеры несложно, нужно лишь идти прямо по ущелью и никуда не сворачивать. В этом подземелье на нас нападут десятки пауков. Уничтожаем мерзких тварей и находим в одном из ответвлений пещеры сундук, в котором и будет лежать кольцо девушки. Несем его обратно женщине-рудокопу и получаем заслуженную награду.

Дверь в пещере Пар’ас
Храм гордыни

Попав наружу, находим деревянный мост, идущий вдоль горы. Идем по нему, проходя мимо окулярума, и спускаемся вниз. Там нас будет ждать группа неприятный личностей. Убиваем их всех и подходим к запертой двери. Для ее открытия нам понадобиться шесть осколков. Отпираем дверь и заходим внутрь. На этом миссия завершится.

Успокоить дух

Снова открываем дверь, проводим зачистку помещения и открываем саркофаг. Но на этом еще не все. Есть третья дверь, для открытия которой понадобится немало осколков. Отпираем ее, заходим внутрь и уничтожаем Колдовской ужас. Затем смотрим, что в саркофаге и получаем большую прибавку к устойчивости к магии Духа. После этого квест завершится.

Перенести холод
Покорить огонь
Обитель гордости
Квесты на получение специализаций

Возможность активирования этого квеста появится у вас только в крепости Скайхолд. Для его получения необходимо выполнить задание на столе ставки командования под названием «Специализации для Инквизитора». Время на ее исполнение не нужно. После этого к вам в крепость приедут три наставника, каждый из которых способен обучить главного героя одной специализации (их набор зависит от класса вашего персонажа). Вам придется самостоятельно выбрать, какую специализацию изучить.

Примечание: если после прибытия в крепость квест не появился, а на военном столе нет соответствующего задания, то необходимо отправиться в какую-нибудь локацию, а затем вернутся обратно в Скайхолд.

Поговорите со всеми наставниками и возьмите у них задание на получение специализаций. Вы можете выполнить все три миссии, но выбрать придется лишь одну специализацию. Общее представление о специализациях можно получить, беседуя со своими учителями. К тому же вы сможете просмотреть древа навыков у спутников – у них специализации появляются автоматически после активации данного квеста.

Рыцарь-чародей (маг)

Лазурит частенько попадается в Свистящих пустошах, Священной равнине и Западном пределе. Если не хотите тратить на это время, то можете отправить Каллена и его солдат на сбор соответствующих ресурсов в Свистящих пустошах на столе операций. Книга с описаниями приемов данного субкласса продается у торговца в Вал Руайо. Ее также можно найти неподалеку от Вивьен. Затем создаем рукоять духовного клинка на столе заявок и беседуем с наставником. Все, специализация получена.

Некромант (маг)

Кровавик часто встречается в Изумрудных могилах и Эмприз-дю-Лионе. Опять же если вам лень заниматься сбором самому, то можете поручить эту миссию Каллену (отправьте его в Эмприз-дю-Лион для сбора ресурсов на военном столе). Книгу с описанием способностей некроманта можно либо купить в Вал Руайо, либо найти ее возле Дориана. Далее создает украшенный череп на столе заявок, и беседуем с наставником для окончательного выбора специализации.

Маг Разрывов (маг)

С венатори также выпадает нужный нам тонкий бархат. Книга с описанием данного субкласса лежит неподалеку от Соласа. Ее также можно приобрести в городе Вал Руайо. Собрав все необходимые материалы, изготавливаем книгу о разрывах на столе заявок. После беседуем с наставницей и соглашаемся на принятие специализации.

Буря (разбойник)

Из приведений, найти которых можно возле разломов, часто выпадает эссенция духа. Книгу, в которой описываются приемы бури, можно найти либо у торговца в Вал Руайо, либо в комнате Серы. Собрав все ингредиенты, создаем флакон с дымом на столе заявок. После говорим с Кхимом и изучаем специализацию.

Убийца (разбойник)

Корни смерти нужно искать в Свистящих пустошах или в Западном пределе. Книгу с описанием этого субкласса находится возле Коула. Если не можете ее найти, то купите в Вал Руайо. Далее создаем нож на ставке командования. После беседуем с Наследницей и изучаем специализацию.

Механик (разбойник)

Обсидиан в большом количестве встречается в Изумрудных могилах, Крествуде, во Внутренних землях и в Священной равнине. Можете также отправить Каллена в Крествуд собирать обсидиан на столе ставки командования. Книжка по механике лежит неподалеку от Варрика. Ее можно также приобрести у торговца в столице Орлея (Вал Руайо). Затем изготавливаем инструменты на столе заявок и говорим с Трехглазиком.

Потрошитель (воин)

Ползучей лозы очень много в Изумрудных могилах, Священной равнине и Эмприз-дю-Лионе. Если не хотите тратить на это свое время, то отправьте Лелиану собирать растения в Священной равнине (нужно найти соответствующую операцию на военном столе). Книгу с описанием субкласса Потрошитель можно либо найти неподалеку от Железного Быка, либо купить у торговца в Вал Руайо. После создаем нужный предмет на столе заявок и беседуем с наставницей.

Витязь (воин)

Книжка лежит рядом с Блэкволлом. Можно также купить ее у продавца в Вал Руайо. Много веридия находится в Священной равнине. Если не хотите заниматься его сбором, то можете послать Каллена на поиск ресурсов в вышеуказанной локации (делается на военном столе). После создаем штандарт на столе заявок и относим его наставнику.

Храмовник (воин)

Там же находим эмбриум. Сбор ресурсов можно также доверить Лелиане, попросив ее поискать растение в Изумрудных могилах (делается на военном столе). Книжку с описанием субкласса можно найти возле Кассандры. Она так же продается купцом в Вал Руайо. После готовим эликсир на столе заявок и отдаем его наставнику.

Как найти клад, если вы живете в старом доме

Клад — это необязательно старинный сундук с пиратским золотом. Ценные монеты и банкноты, когда-то спрятанные на черный день, можно поискать и в своем доме, если он старше 50 лет. Для этого не нужна загадочная карта с крестиком в нужной точке, достаточно знать, где искать.

Вот самые популярные места для тайников в домах.

В мебели

Если в доме осталась старинная мебель, присмотритесь к ней повнимательнее. Раньше тайники делали именно там: высверливали пустоты в толстом дереве массивных диванов и кресел или устанавливали фальшивые стенки в шкафах. Чтобы обнаружить клад, достаточно простучать все предметы вашего интерьера и изучить их размеры — это поможет вычислить потайные отделения.

Если ничего не нашлось, не расстраивайтесь — отреставрированная старая мебель стоит немалых денег.

В оконных и дверных блоках

Монеты и украшения прятали между деревянными конструкциями и стеной, под подоконником и за наличниками. За них легко просунуть ценности и в случае необходимости так же быстро достать.

Ради возможных серебряных пятаков нет смысла громить весь дом, но если запланирован ремонт, лучше быть внимательнее во время демонтажа старой отделки.

Под полом

Чтобы найти тайник под настилом, не нужно разбирать весь пол: достаточно поднять несколько досок, чтобы под него смог пролезть человек. Предварительно стоит проверить помещение металлоискателем, но неопытному охотнику за кладами легко перепутать сигналы, идущие от металлических скоб и гвоздей, с теми, что издают настоящие сокровища.

Даже если под полом не делали тайников специально, монеты имеют свойство закатываться в разные щели, поэтому со временем прямо под вашими ногами могло накопиться неплохое состояние.

В дымоходах

Это слишком очевидное место для крупных сбережений, но в нем можно найти небольшую забытую заначку — просто загляните с фонарем в лючок дымохода.

В секретной комнате

Секретная комната в фильмах — это отъезжающий шкаф, который приходит в движение, если сдвинуть нужную книгу или подсвечник. В жизни все гораздо прозаичнее: обычно это выбитая в стене ниша, которую закрыли листом дерева или неплотной кирпичной кладкой.

Обнаружить секретную нишу можно простукиванием стен во всех комнатах. Если в доме есть подвал или погреб, проверьте стены и там.

В углу

При строительстве дома часто закладывали монеты под каждый угол — это считалось гарантией достатка его жильцов. Если семья была богатой, для соблюдения приметы не ограничивались одними медяками.

Дома раньше строили из дерева, поэтому не нужно разрушать стены, чтобы найти клад. Скорее всего, бревна со временем прогнили и просели, поэтому закладные монеты можно достать без особых усилий.

На чердаке

Там сухо, много свободного пространства и редко появляются посторонние люди, поэтому это идеальное место для того, чтобы спрятать клад. Тайники устраивали в выемках деревянных балок, в насыпи вокруг печной трубы или по периметру крыши, а также в перекрытиях между полом чердака и потолком нижнего этажа.

Чердак — популярное место для схронов, поэтому если нашли один, не останавливайтесь. Уже несколько веков назад люди знали, что нельзя хранить все яйца в одной корзине, и делали отдельные тайники для монет, банкнот и украшений.

У печи

Печь или камин — хорошее место для поиска клада. Люди прятали сокровища в печь, потому что там точно ничего не отсыреет, а значит — надежно сохранится. И даже если дом разрушит пожар или буря, печь все равно выстоит.

Сбережения прятали в поддувало между полом и печью, закладывали в трубу или закапывали рядом.

Около дома

В старину дома часто уничтожали пожары и разоряли разбойники, поэтому люди предпочитали оставлять сбережения на нейтральной территории. Чтобы через годы удалось найти то самое место, нужен был ориентир, который не исчезнет.

Если рядом есть старое дерево, пройдитесь с металлоискателем вдоль корней и загляните в дупло. Часто для тайника выбирали склоны оврагов: в них можно было копать, оставаясь незамеченным.

На фасаде дома

Если у вас частный дом, тайник может быть в завалинке или под коньком крыши. Также секретное отделение могли сделать при строительстве под ступенями крыльца или прямо в них.

Однажды на даче я обнаружил, что с улицы в подвал дома ведет тайный ход, заложенный кирпичами без раствора. Правда, сокровищ там не оказалось.

Если эти способы обогащения кажутся слишком сложными, почитайте, как можно заработать без поисков клада:

  1. Поговорить о повышении зарплаты.
  2. Разобраться, как работают инвестиции.
  3. Найти подработку.

Гайд по God of War — как попасть в пещеру Ведьмы, открыть сундук Норна и решить головоломку

Пещера Ведьмы — одна из локаций Мидгарда в God of War. В ней вы найдете множество различных коллекционных предметов и многое другое. Однако, когда вы только появитесь там, вам сложно будет что-либо найти, да и сделать что-либо вы не сможете.

Так или иначе, вам нужно будет отправиться на исследование пещеры, чтобы двигаться по игре дальше. Для того, чтобы узнать все тонкости, читайте наш гайд!

Можно ли будет попасть в пещеру позже?

Конечно, вы сможете посетить Ведьмину пещеру еще не единожды. Более того, в шестой главе игра отправит вас в пещеру снова. Первое время, когда вы только попадете в пещеру, вы найдете множество всего интересного и полезного, однако не сможете большую часть из этого забрать. Для этого нужно будет поднять уровень Кратоса и Атрея и открыть новые умения.

Вы можете добраться до нижней части пещеры с правой стороны, а затем столкнуть плиту с камнями в воду. Запрыгните на сухую поверхность, чтобы найти один из артефактов. Затем отправляйтесь обратно. Возможно, что игра не позволит вам двигаться сразу после действия, но просто подождите.

Как найти в Ведьмину пещеру

Когда игра вам скажет, что пора возвращаться в Ведьмину пещеру, вам придется отправиться на озеро Девяти. Найдите лодку и отправляйтесь на юг (игра укажет вам маркер для следования). По истечению небольшого времени, вы увидите огромную статую Тора. За ним будет проход.

Следуйте дальше за маркером и вы достигните Ведьминой пещеры, после чего уровень воды станет понижаться. Оставьте лодку и поищите потайной лифт, чтобы подняться наверх.

Также вы здесь увидите Мистические ворота, которые понадобятся при дальнейших путешествиях. Поднимайтесь на лифте на самый верх и вы поймете, что уже находитесь в Ведьминой пещере.

Когда вы освоите быстрые перемещения, то сможете посещать Ведьмину пещеру, используя Мистические ворота.

Как получить коллекционные предметы?

В пещере вы найдете несколько важных коллекционных предметов, каждый из которых обладает разными свойствами. Так, вы можете найти сундук Норна, который находится справа от длинного деревянного моста.

Одна из рун, которая вам нужна будет для открытия сундука, будет наверху. Вы увидите красную преграду, уничтожить которую можно при помощи шоковых стрел Атрея. Пройдите дальше, там будет колодец, а в нем нужная руна.

Вторая расположена возле обрыва, между синих кристаллов. Пара выстрелов по ним запустит мосты, а руна будет слева. Последнюю руну вы найдете в специальной комнате, которую предварительно нужно открыть.

Как решить головоломку в пещере?

Слева от скрытой комнаты находятся ворота. За ними вы увидите чашу на платформе, но прежде, чем действовать дальше, вам нужно избавиться от врагов. Затем повернитесь направо, где будет стена, покрытая камнями. Используйте топор, чтобы сбить с нее все лишнее. Затем перетащите туда платформу, чтобы Атрей смог на нее забраться, а после двигайте платформу к чаше.

Слева от чаши, на потолке, находятся руны, перекрытые деревянной конструкцией, которую можно разрушить, бросив топор. Переключитесь на Атрея, нажмите «квадрат», когда пиктограмма появится на экране, что решит головоломку и откроет сундук.

  • Где найти редкие ресурсы для улучшения брони в God of War
  • Решение загадок рунических сундуков в God of War — где найти все яблоки Идунн
  • Секреты и пасхалки God of War — секретная концовка, питомец белка, перчатка Таноса из Мстителей и многое другое!

Гайд. Как решить головоломки в Pathfinder: Wrath of the Righteous

Пролог

В Охранном лабиринте всего одна загадка, и наградой за её решение станет длинный меч Сияние. Оружие очень полезно практически на всех этапах игры, к тому же его можно улучшать. Меч отлично подходит для паладинов, и, если вы играете не за этот класс, отдайте клинок Сииле.

Чтобы раздобыть оружие, нужно разыскать в одной из центральных комнат четыре картины на стене. Они будут разрисованы в определённых цветах — это и есть комбинация для открытия тайника. Сам тайник находится в северной комнате подземелья — в зале, напоминающем пыточную. Верная комбинация — жёлтый, синий, красный, жёлтый.

Чтобы улучшить меч, нужно договориться с кузнецом около таверны «Сердце защитника» (первый акт), затем забрать ножны в кузне Дрезена (второй акт) и найти бывшую хозяйку меча в Полуночном капище (конец третьего акта, нужно выбрать вариант «помочь пленникам»).

Первый акт

Освободив в подвале таверны тифлинга Вольжифа (об этом читайте в гайде по поиску всех спутников), вы можете сразу же начать его первый персональный квест. Цель — отыскать предателя в рядах плутифлингов и сделать так, чтобы наказали его, а не вашего нового соратника. Если указать на невиновного, предатель сбежит и встретится вам в третьей главе. Выбрать нужно Мелруна. За это задание вы можете получить Кольцо плутифлингов (только если вы сам тифлинг), а если пройдёте проверки «убеждения» и «устрашения» (20 и 22 очка на кубах), то получите ключ от хранилища.

В хранилище при высоком показателе параметра «внимание» можно найти еще один секрет.

На главной площади Кенабреса есть дом, в подвале которого очень темно. Также там есть место, где можно перелезть через завал с помощью параметра «атлетика». Просто так это сделать не выйдет — персонажей будет бить ледяным уроном. Чтобы пройти через завал, примените свою способность «Ангельский свет» или используйте свиток «Увидеть невидимое» — он лежит на трупе в этом же доме.

Со следующей головоломкой вы столкнетесь уже во время штурма Серого гарнизона — в комнате со статуями. Подсказки о том, как правильно их активировать, разбросаны по всей локации, но собирать их нет необходимости. Просто активируйте статуи в том порядке, в котором они обозначены в лежащей в этом же зале книге:

Второй акт

Загадку в локации «Суть неизвестности» необязательно решать именно в тот момент, когда вы её найдёте — все головоломки из этой цепочки всё равно удастся разгадать не раньше пятого акта. Тем не менее эта локация находится рядом с Кенабресом, и, чтобы не бегать по двадцать раз туда и обратно, можно начать решать пазл сразу же.

В одинарные ячейки устанавливаются символы, которые ограничивают возможность размещения символов в этой линии. То есть, если в одинарных ячейках установлены символы, отмеченные как «1» и «2», то в той линии, которая находится от них дальше, других символов быть не может. В центре же располагаются двойные плитки: нужно расставить их по принципу домино, чтобы одинаковые изображения соприкасались друг с другом. В голове при этом нужно держать условие линий. Вот как всё должно быть расположено:

В локации «Безымянные руины» сразу две загадки. Одна — глобальная, для квеста Нэнио, и для её решения нужно принести четыре маски (раньше пятого акта сделать это не выйдет). Вторая головоломка проще: нужно отыскать на локации три подсказки (круги на каменных колоннах) и воспроизвести рисунок на большой печати перед закрытой дверью. Следует включить внешний и внутренний круг, а также две прямые линии под цифрами «2» и «3».

Во время штурма Дрезена можно отыскать трёх демонов-дерчей с особыми ключами. Один сидит в казематах, второй — в храме, третий обитает в таверне. Убив их всех и завладев ключами, вы сможете открыть потайную дверь в северной части города, в стене цитадели. Этот проход — возможность относительно просто открыть главные ворота, ведущие внутрь. Если вы этого не сделаете, придётся сражаться со множеством противников, в числе которых большой металлический паук-ловчий.

В комнате со Знаменем Доблести есть головоломка, отключающая ловушку. На первую кнопку нажмите один раз, на вторую дважды, на третью — тоже дважды. Четвёртую можно не трогать.

Третий акт

Если вам нужен Сказитель, то его в городе не будет, пока вы не выполните основной квест «Охота на дракона». Стоять он будет неподалеку от входа в цитадель, справа от ступеней перед воротами. Ещё один NPC, которого можно потерять — Хайлор. Его можно отыскать на втором этаже постоялого двора. Там же можно найти и Нэнио — на карте они оба не отмечаются.

В локации «Зимнее солнце» можно отыскать девять камней-менгиров (восемь на самой локации и девятый в пещере) — они отмечены красными крестами. Успешно пройдя проверку навыка у всех девяти, отыщите камень в виде сердца — он отмечен зелёным крестом. Под камнем находится кусок артефакта, который можно восстановить у Сказителя и неплохой амулет.

В локации «Костяная ложа» находятся сразу три небольшие головоломки, завязанные на подборе правильной комбинации к пяти символам. В северной части локации, около запертой двери (откроется только после полного завершения локации), будет первая головоломка — там нужно нажать на треугольник, звезду, ромб и круг. Есть и вторая комбинация в этой же локации: нажмите на ромб, треугольник, круг и шестигранник — это откроет в стене тайник с кольцом.

Вторая головоломка находится в центре карты, у большой статуи. Там ваш код — шестигранник, треугольник, звезда и ромб. Наконец, последняя головоломка будет в конце длинного лабиринта, полного ловушек и минотавров. Одолев мимиков, расставьте своих спутников на кнопки и вводите код — круг, звезда, шестигранник и треугольник. Откроется проход в стене, за которым будут сундук и скелет. Обобрав скелет, вы призовёте особого монстра по имени Извечный страж.

В локации «Черная вода» вас ждёт непростой квест и ряд головоломок. Чтобы войти в главные ворота (1) вам потребуется или нумерийская бомба (2), или знание кода от замка — треугольник, ромб, круг с точкой.

На локации будут сильные противники, поэтому приходить стоит подготовленным. В идеале квест можно оставить под конец главы — особенно если вы чувствуете, что вас слишком давят здешние враги. С первой лавовой зоны в центре карты вам будут встречаться кибернетически улучшенные демоны, умеющие регенерировать. Потребуется оружие из адамантита — или же придётся устранять врагов с помощью добивающих ударов.

Добравшись до машины по изготовлению шлемов (6), не спешите её трогать — иначе есть риск не получить шлем из-за ошибки. Сначала соберите все детали (5), а затем уже несите их к сборочному аппарату. Со шлемом вы сможете открывать помеченные жёлтым ворота, а также сможете попасть к финальному боссу локации. Также можно просто пробежать через мост и отключить энергию — на тот случай, если у вас не получилось создать шлем.

Ещё одна небольшая загадка находится за центральной зелёной дверью: выберите символ ладони, затем символ ветра — и взламывайте двери. Также на локации можно обнаружить пасхалку — шлем Думгая из серии Doom лежит за верхней зеленой дверью. Еще на локации можно найти оружие под названием «Лучеметные наручи» — использовать его, к сожалению, не получится.

Прохождение головоломки в локации «Священные земли» (на глобальной карте чуть выше «Черной воды») выглядит следующим образом:

Паззл-домино в локации «Средоточие тайны» складывается как на скриншоте ниже. Плиты для этой головоломки можно найти на локации «Разорённый долгий дом»:

Паззл-домино в локации «Забытые секреты» складывается как на скриншоте ниже. Плиты для этой головоломки можно найти на локации «Капище поруганной веры»:

Выдающиеся растения, которые изменили нашу жизнь

В издательстве «КоЛибри» вышла книга «Выдающиеся растения, которые изменили нашу жизнь», авторы которой Хелен и Уильям Байнум — историки науки и медицины, а также страстные садоводы — прослеживают в этой книге историю взаимодействия людей с 80 ключевыми растениями на протяжении последних 12 000 лет. Они начинают с первых окультуренных злаков, заложивших основы развития цивилизаций (пшеница, рис, кукуруза), посвящают следующий раздел растениям, из которых создавался наш материальный мир — корабли, жилища, одежда, мебель (дуб, лен, хлопок), затем переходят к товарным культурам, радикально повлиявшим на мировую экономику, колониализм и постколониализм, равно как и на привычные нам модели потребления (чай, кофе, сахарный тростник). От тыквы и фасоли, пришедших из Америки, до африканских сорго и ямса, от бразильского каучука до китайского бамбука — географический охват книги грандиозен. Книга иллюстрирована старинными рисунками, гравюрами, литографиями и картинами из собрания Королевских ботанических садов Кью.

«Эта книга посвящена разнообразию растительного мира планеты с того момента, когда мы перешли от охоты и собирательства к земледелию. Как с тех пор мы используем растения и как складываются отношения между ними и человечеством? Каким образом они влияют на нашу, а мы — на их жизнь?», — сообщают авторы.

На русский язык книга переведена С. Бавиным, ответственный редактор — Д. Рыбина, редактор — М. Елифёрова. Предлагаем ознакомиться с одним из разделов книги.

Картофель, батат, арахис, киноа

Solanum tuberosum, Ipomoea batatas, Arachis hypogaea, Chenopodium quinoa

Южноамериканское наследие

Картофель, дав пищу быстро растущему населению, позволил горстке европейских стран в период между 1750 и 1950 гг. установить господство на большей части земного шара.

Уильям Х. Макнилл, 1999

Цивилизация инков возникла быстро, процветала недолго и рухнула мгновенно, став жертвой болезней и испанской агрессии в 1530-е гг. Андские народы создали обширную и впечатляющую империю, и, хотя культурные растения, которыми они питались, были одомашнены задолго до них, именно от них мир узнал о нескольких продуктах питания, известных теперь по всему свету.

Один из них, картофель (Solanum tuberosum), оказался настолько стойким, что теперь его выращивают практически в любом климате. Есть свидетельства его использования в Андах почти за 5000 лет до н. э., а за 2500 лет до н. э. он уже определенно стал повседневным продуктом питания в горных регионах. Андский картофель представлен множеством сортов, разнообразных по форме, размеру и цвету, и это до сих пор можно наблюдать на перуанском рынке. Европейцы впервые познакомились с картофелем в 1537 г., но его путь к мировому господству оказался тернистым. Клубни пытались сажать в Испании и Италии, но там они не пришлись по вкусу, к тому же растению не очень подходил климат Южной Европы. Северные европейцы поначалу отнеслись к картофелю с подозрением. Некоторые протестанты отвергали его, потому что он не упоминается в Библии. К тому же растение принадлежит к одному семейству с беленой, поэтому его тоже считали ядовитым.

Первые южноамериканские сорта в Европе, привыкшие к родному климату близ экватора, созревали в период, когда продолжительность дня и ночи становилась приблизительно равной. В северном климате это осень, когда уже высок риск заморозков. Впрочем, картофель легко поддается гибридизации, поэтому в XVIII и начале XIX в. европейские селекционеры активно создавали новые сорта, более подходящие для европейского и североамериканского климата. Эта деятельность поощрялась, так как растение дает высокие урожаи, а клубни высокалорийны. Чтобы решить проблемы, связанные с продолжительностью светового дня, за основу взяли семенной материал из Чили, с территорий, расположенных дальше к югу от экватора, и выведенные таким образом сорта пришлись кстати в Северной Европе — сначала во Франции и Германии, а затем и в Ирландии, где малоземельные крестьяне теперь могли спокойно прокормить свои семьи.

Печально известный картофельный голод 1845–1849 гг. на самом деле начался в Бельгии, но тяжелее всего сказался на Ирландии, где от голода погибло около миллиона человек и почти столько же эмигрировало. Фитофтора, погубившая ирландские урожаи, и другие заболевания до сих пор приносят неприятности, но современные сорта картофеля более устойчивы к невзгодам. Селекционная работа конца XIX — начала XX в. расширила климатический диапазон возделывания картофеля, и теперь он распространен почти повсеместно. Крупнейшие производители — Китай, Индия и США, но в жареном или вареном виде, в качестве пюре или чипсов картофель представлен практически во всех кухнях мира. Клубень питателен сам по себе, хотя кулинарная обработка может снизить пищевую ценность конечного продукта.

Батат (Ipomoea batatas) принадлежит к совершенно иному семейству, и его обиходное европейское название «сладкий картофель» появилось по недоразумению. «Бататом» в Вест-Индии называли растение, с которым люди Колумба впервые столкнулись на Гаити в 1492 г. Батат — это клубневидные корни тропической лианы, родственной вьюнку пурпурному, или ипомее; она, вероятно, происходит откуда-то из региона между Южной Мексикой и Венесуэлой. Судя по археологическим находкам в Перу, дикие виды употреблялись в пищу уже за 8000 лет до н. э. Современные сорта батата содержат большое количество крахмала и сахаров, но изначально клубни были скорее волокнистыми, чем сладкими. Тем не менее еще в доколумбово время они распространились чрезвычайно широко — в Северную Мексику, на юг Северной Америки, на Карибские острова и, что удивительно, через острова Тихого океана — в Австралию и Новую Зеландию.

Это трансокеанское путешествие, произошедшее примерно 2000 лет назад, породило множество догадок. Поскольку клубни не могут долго сохраняться в морской воде, чтобы доплыть в те края самостоятельно, это подразумевает какое-то участие человека — сознательное или случайное, хотя не исключена и возможность, что семена занесли птицы. Как бы то ни было, батат стали выращивать в Океании и Австралии намного раньше, чем туда прибыли первые европейцы. Удивительно и то, что изначально Ipomoea пользовался большей популярностью в Европе, чем его родственник Solanum, и выращивался для еды в средиземноморских странах раньше, чем испанские и португальские корабли завезли его в Африку и Азию. В Западной Африке и на островах Океании батат стал конкурентом ямсу (Dioscorea spp.) в качестве продукта питания первой необходимости. Батат во многих случаях используется так же, как «ирландский», или «белый», картофель, но встречается и в сладких блюдах. Китай, куда батат попал в конце XVI в. через Филиппины, стал крупнейшим в мире производителем и потребителем батата, хотя он выращивается во многих странах Африки, в Индии и Соединенных Штатах.

Еще одно растение из Перу, которое теперь выращивают по всему земному шару, — арахис, или земляной орех (Arachis hypogaea). В англоязычной традиции он именуется «гороховым орехом», peanut, что в некотором роде верно, поскольку плоды этого растения — не орехи, но оно относится к семейству бобовых (как и горох). В англоязычных странах его именуют также «виргинский арахис», по названию самого распространенного американского сорта. Арахис созревает в земле; древнейшие археологические образцы датируются периодом между 6500 и 4500 гг. до н. э. В Новом Свете их употребляли в пищу сырыми, жарили или растирали в пасту задолго до появления европейцев. Индейцы народа таино выращивали его на Гаити до 1492 г., откуда испанцы затем перевезли его на Филиппины и в Вест-Индию. Оттуда арахис попал в Китай и Японию. Португальцы завезли его из Бразилии в Африку, где он быстро стал важным продуктом, и в Индию. Хотя его с давних пор выращивают на корм скоту, у людей он тоже пользуется популярностью в жареном и сыром виде, а также как источник масла для жарки. Он занимает важное место в малайзийской кухне. В Соединенных Штатах и других странах из него изготавливают пасту под названием «арахисовое масло».

В отличие от трех космополитичных продуктов, о которых речь шла выше, киноа, или рисовая лебеда (Chenopodium quinoa), — важнейшая местная «зерновая» культура в Андах — не так успешно завоевывает мир. Крупные, похожие на шпинат листья съедобны, но в пищу в основном употребляются мелкие белые или розовые семена, подобно зерновым. Перед употреблением семена надо вымачивать в щелочном растворе, чтобы удалить ядовитый сапонин — алкалоид, защищающий растение от птиц. Киноа было важным продуктом питания у инков, поскольку растение хорошо переносит заморозки и может расти на бедных почвах высокогорья. Из него готовили похлебку, муку для хлеба и тортилий, использовали в религиозных церемониях и, возможно, для изготовления инкского пива «чича». Его широко используют и по сей день в Перу, Боливии и других андских странах, но для остального мира он остается экзотикой. Впрочем, его разведение и потребление может увеличиться, учитывая тот факт, что семена богаты аминокислотой лизином, минералами и витаминами и считаются «суперпродуктом».

Цветы, изменившие мир

Полевые цветы, казалось бы, что может быть банальнее? И тем не менее их появление с трудом укладывается в дарвиновскую теорию эволюции. Почему эти растения, возникшие будто из ниоткуда, быстро победили всех своих природных конкурентов? Но еще более удивляет тот факт, что, возможно, именно эти незатейливые растения сыграли не последнюю роль в исчезновении с лица Земли гигантских динозавров и в появлении вида Homo sapiens. Рис. вверху Андрея Атучина.

Самые коварные вопросы — простые, детские. Попытка ответить на них, понятно, только запутывает объяснение. Например: как и откуда появились цветковые? Рассказывая об их происхождении, придется неизбежно коснуться грандиозного по масштабам преображения всего живого на Земле, случившегося в меловом периоде. Для сотен тысяч и даже миллионов видов флоры и фауны это было время увядания и исчезновения, тогда как другие вышли на сцену в качестве главных действующих лиц. Навсегда остались в прошлом динозавры, леса из незнакомых нам деревьев, диковинные насекомые, а на их месте появились млекопитающие, заросли привычных нам трав и деревьев, среди которых запорхали птицы и бабочки, зажужжали пчелы.

Правда, гибель меловой флоры кажется незначительной по сравнению с драмой динозавров: уж больно она впечатляющая. Немудрено, что внимание поклонников «Парка юрского периода» и «Затерянного мира» сосредоточено в основном на исчезновении гигантов тогдашней фауны. И причины для этого стараются подыскать тоже колоссальные — вроде взрыва сверхновой или падения гигантского метеорита.

Столь серьезные, планетарного масштаба, катаклизмы, конечно же, иногда случались, наглядным доказательством чему служат гигантские кратеры вроде Чиксулуб на полуострове Юкатан или известная иридиевая аномалия в меловых отложениях. И ни у кого нет сомнений в том, что, например, массовый взрыв всех вулканов способен самым значительным образом повлиять на земную биосферу. В противовес этому мнению есть несколько серьезных возражений против прямой связи глобальных катастроф с великим меловым вымиранием. Во-первых, биосфера — отнюдь не пассивная структура и не извечная жертва окружающей среды. Ее способности к восстановлению после гибельных внешних воздействий поистине колоссальны. Во-вторых, если внешнее воздействие было такой силы и такого масштаба, с которым не справилась планетарная биота (совокупность видов растений, животных и микроорганизмов, объединенных общей областью распространения), то меловое вымирание должно было быть по геологическим меркам мгновенным, а не растягиваться на десятки миллионов лет, как это происходило в действительности.

Исходя из современных представлений получается так, что в меловой период кайнозой подтачивал мезозой изнутри — неспешно, но неумолимо и постоянно, пока, наконец, тот не рухнул окончательно. И главными виновниками разрушения мезозоя являются… цветы, точнее, цветковые растения.

Не под силу Дарвину

Возникнув, по разным данным, либо в конце юрского, либо в начале мелового периода, цветы смогли не только выжить среди господствующей тогда флоры, но и полностью вытеснить ее, подчинив Землю своему безраздельному господству. Именно цветковые сегодня образуют основную массу растительного вещества биосферы и являются важнейшими производителями органики на суше, точно так же, как водоросли являются основными продуцентами в морях и океанах. Цветковые смогли закрепить свое владычество по всей планете: от арктических и антарктических тундр до влажных тропических лесов и саванн, от морских побережий до самой границы вечных снегов и льдов в горах. Некоторые их виды освоили пресные и даже морские воды, сумев если и не составить конкуренцию водорослям, то по крайней мере заставить их слегка потесниться.

Однако нельзя сказать, что цветковые задавили остальную флору только количеством. Они превзошли конкурентов и по качеству, сумев создать в невероятно короткий срок до 250 000 видов. Именно этот стремительный, взрывной рост видообразования Дарвин никак не мог объяснить и в сердцах сознавался: «Быстрое, насколько мы можем судить, развитие всех высших растений в недавние геологические времена — отвратительная тайна». С его теорией эта загадка согласовывалась и впрямь не лучшим образом, ведь Дарвин утверждал: «Естественный отбор никогда не может делать внезапных больших скачков, а всегда подвигается короткими, но верными, хотя и медленными шагами!» Выходило так, что столь быстрые события попросту «не имели права быть». Но они были.

Самые ранние покрытосеменные, по данным палеонтологической летописи, обладали значительным разнообразием форм, пыльцевых зерен, цветков и плодов. Этот факт труднообъясним с точки зрения традиционной теории эволюции с ее плавным и неспешным течением. Фото: AGE/EAST NEWS

Вне конкуренции

Даже от ближайших соседей по группе — голосеменных — цветковые отличаются весьма существенно, и каждое из их специфических свойств представляет собой мощное оружие в борьбе за существование.

Во-первых, взглянем на сам цветок, который является особым генеративным органом. В нем уникально все — и строение, и процессы, для обеспечения которых эта конструкция предназначена. Правда, цветы до такой степени разнообразны, что не существует ни одного признака, который был бы присущ всем им без исключения, но совокупность отличительных признаков не позволяет спутать цветок ни с чем иным.

Цветок как структура обеспечивает «оплодотворение нового типа». Если проводить аналогии, то оно отличается от оплодотворения голосеменных примерно так же, как в животном мире наружное оплодотворение отличается от внутреннего. И формирование семени у цветковых настолько же непохоже на формирование его у голосеменных, насколько разнится формирование зародыша внутри матки у млекопитающих и в яйцах, отложенных пресмыкающимися. В результате этих радикальных отличий семя цветковых развивается во влажной среде, обильно снабжаемое питательными веществами, защищенное стенками завязи от внешних влияний. Его изоляция от посторонних воздействий позволила цветковым (которые за эту особенность получили второе название — покрытосеменные) смело экспериментировать с его формой и строением.

К тому же оплодотворение у покрытосеменных не простое, а двойное. Благодаря ему формируется не только зародыш, но и питательная ткань вокруг него — эндосперм. Впоследствии зародыш вместе с питательной тканью образуют плод, в котором семена укрыты сочной мякотью — еще одна характерная черта цветковых. Изменяя форму и вкус плода, покрытосеменные могут «вербовать» в распространители семян кого угодно и что угодно. А если поблизости не найдется никого и ничего, то семена из плода научатся вылетать под давлением, как, например, у бешеного огурца.

Кроме того, цветок идеально приспособлен для опыления опять-таки кем угодно и чем угодно: насекомыми, птицами, млекопитающими, ветром или водой. Эволюционная пластичность цветка такова, что если поблизости найдется кто-то или что-то, способное переносить пыльцу, можно быть уверенным: цветок научится использовать это в своих интересах. Как правило, процесс взаимодействия выгоден обеим сторонам, и цветы расплачиваются с опылителями своим очередным уникальным изобретением — нектаром, но иногда могут брать то, что им нужно, даром. Некоторые орхидеи, например, настолько точно имитируют брюшко самки мухи или осы, что могут легко обмануть и привлечь внимание самца, который подлетит к растению и тем самым опылит его. Цветки, которые на такие уловки неспособны, научились опылять себя сами.

Еще одно пусть не уникальное, но зато мастерски используемое покрытосеменными «оружие» — неотения, то есть способность организма к размножению на ранних стадиях роста. Благодаря ей деревья покрытосеменных научились «превращаться» в траву. Каждая травинка является по сути тем же, что и огромное дерево в начальной стадии развития — проростком, обретшим способность размножаться. Но главным ее секретом является не миниатюрный размер, а бешеный темп жизни, длящийся порой лишь один год. За это время растение успевает дать многочисленное потомство, способное не только удержать завоеванную предками территорию, но и захватить новую. А оно ее непременно захватит, поскольку однолетние формы куда более оперативно подстраиваются к требованиям окружающей среды — и непрекращающаяся битва человека с сорняками служит великолепной иллюстрацией к мощи этого оружия цветковых. Кстати, голосеменные подобные преображения не освоили.

Можно также добавить, что в арсенал покрытосеменных входит хорошо сформированная проводящая система из настоящих сосудов, а не трахеид, как у других высших растений, или что цветковые способны образовывать сложные многоярусные сообщества. Но уже и без того понятно, что «ботанический хай-тек» покрытосеменных безукоризнен и свойства, которыми они обладают, оставляют крайне мало шансов конкурентам.

Существа из ниоткуда

Покрытосеменные, несмотря на все старания отыскать их предков, остаются «круглыми сиротами». До сих пор не обнаружено ни одной переходной формы, про которую можно было бы с уверенностью сказать, что именно через нее шла эволюция цветковых. У ботаников спала бы гора с плеч, если бы удалось отыскать, условно говоря, яблоки на елке не только под Новый год, иначе получается, что самые совершенные на планете растения возникли внезапно и вдруг сразу со всем набором своих уникальных признаков. Хотя, разумеется, переходное звено отыскать всегда труднее, чем его потомков: первое «живет» по геологическим меркам куда меньше, чем вторые.

Проблеме происхождения цветковых посвящено огромное количество исследований, однако в этом вопросе по-прежнему много неясного. Общепризнано, что цветковые произошли от голосеменных. Но от кого именно и каким образом? Не было, пожалуй, ни одного маститого ботаника, который не считал бы своим долгом высказаться по этой теме — настолько она представляется важной.

Поначалу ученые традиционно грешили на неполноту палеонтологической летописи и в начале ХХ века объясняли отсутствие промежуточных звеньев между покрытосеменными и другими растениями особыми местами обитания первых цветковых. Предполагалось, что покрытосеменные возникли в высокогорьях, где нет осадочных пород, и именно по этой причине переходные формы не встречаются в отложениях до тех пор, пока цветковые, уже окончательно сформировавшись, не появятся на равнинах. Горная гипотеза была бы всем хороша, однако она непроверяема, а значит, не может быть названа научной.

В качестве предполагаемых предков покрытосеменных называли и различные группы нижестоящих в системе растений — кейтониевые, семенные папоротники, беннеттиты, гнетовые. У кейтониевых была завязь, но она формировалась иначе, чем у покрытосеменных. К тому же у них не было даже подобия цветков. У беннеттитов были обоеполые своеобразные «цветки», но не было пестиков, и семена их были лишь скрыты между бесплодными чешуями, а не находились внутри плодов. У семенных же папоротников не было цветков, как и покрытосемянности…

В общем, до сих пор ученые так и не обнаружили следов плавной эволюции цветковых. Их отличия от других растений настолько радикальны, что современные ботаники относят их появление к числу сальтационных, то есть совершенных одним скачком. Это вполне согласуется с современными теориями развития жизни на планете. В статье «Ароморфозы и адаптивная молекулярная эволюция», опубликованной в 2007 году в «Вестнике Вавиловского общества генетиков и селекционеров», коллектив авторов так определил свою позицию в этом вопросе: «По данным палеонтологии скорость эволюции непостоянна: долгие периоды (десятки и сотни миллионов лет) относительной стабильности морфологии (стазис) могут сменяться краткими (не более десятка миллионов лет) эволюционными взрывами, когда резкие изменения морфологии дают множество новых планов строения».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: