Поэтичность в названии трав

Волшебная Кладовая

Рецепты, заклинания, травы, зелья, амулеты, ароматы и праздники.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения
  • травник
  • фольклор и верования

Забавные и колдовские названия растений: славянская магия

В первой части мы прошлись по фольклорным англоязычным названиям колдовских растений. Теперь обратимся к старинным русским прозваниям для трав, цветов и кореньев.

Сначала дано официальное название растения, иногда еще один вариант официального названия, далее латинское название и варианты фольклорных названий

Аир болотный – Acorus calamus L. – явер, татарское зелье, лепех, ирный корень

Акация белая – Acacia alba L. – гороховое дерево, караган.

Аистник цикутовый – Erodium cicutarium L. – журавельник, грабельки, семиприточная, расперстница, гребеница, червивец, игольник.

Алтей лекарственный – Althaea officinalis L. – просвирняк, проскурняк, калачики, дикая роза

Арника горная – Arnica montana L. – горный баранник, горляшная трава.

Астрагал пушистоцветковый – Astragalus dasyanthus Pall. – богородская трава, горох волчий, сладкая трава.

Багульник болотный – Ledum palustre L. – багун душистый, розмарин лесной, клоповник, клоповая трава, болотная одурь, гушатник, бачно, головолом

Бальзамин садовый – Impatiens balsamina – разрыв-трава, спрыг-трава, скакун-трава, трава прыгун, трава огонь

Барбарис обыкновенный – Berberis vulgaris L. – кислянка, кислица, кислый тёрн

Барвинок малый – Vinca minor L. – могильница, гроб-трава, плющ, зелёнка, цвенок, винка

Бедренец камнеломковый – Pimpinella saxifraga L. – дягильник, козлики, козел, зубной корень, сердечная трава.

Белена чёрная – Hyoscyamus niger L. – блекота, куриная слепота, дурника, бесиво, дурь-трава, одурь, ядовитый табак, свинные бобы, коростой, бешеница, горлачики, немица, собачий мак, люлюх.

Белладонна обыкновенная – Atropa belladonna L. – сонная одурь, волчья ягода, черешня сумасшедших, красавка

Белокопытник лекарственный – Petasites officinalis Moench. – подбел лекарственный, подбил, гумный корень, маточник, крещена.

Бессмертник песчаный – Helichrysum arenarium (L.) Moench. – цмин, сухоцвет, золотиска, гелихризум, мороз-трава

Болиголов пятнистый – Conium maculatum L. – вонючая трава, вонючка, вонючник, головолом, пустотел, мутник, бугела, буглав, блекотина, блекота, свистульник, свистуля, дегтярка, петрушник, петрушка дикая, петрушка собачья, свиная вошь, дягиль собачий, гориголова, омег

Будра плющевидная – Glechoma hederacea L. – собачья мята, сороканедужник, котовник

Бузина чёрная – Sambucus nigra L. – самбук, бузок, пусторосль, бузовник, пищальник, баз

Буквица – Betonica officinalis L. – шалфей полевой, золотушник, сорокозуб, бабки, бетоника, буква

Валериана лекарственная – Valeriana officinalis L. – маун, маун-трава, кошачий корень, кошачья трава, земляной ладан, одолян, лихорадочный корень, козлик, сорокоприточная трава, трясовичная трава.

Василёк луговой – Centaurea jacea L. – лоскутница, волошка, горькуша, трипушник, медвежьи головки, сердечная трава, ранник, мелкий дедовник

Василёк синий – Centaurea cyanus L. – синюшник, синьки, волошка, блават.

Вахта трёхлистная – Menyanthes trifoliata. L. – водяной трилистник, женский жабник, лихорадочник, поносная, чахоточная, золотушная-трава, трифоль

Вьюнок полевой – Convolvulus arvensis L. – берёзка, повилика

Горец змеиный – Polygonum bistorta L. – раковая шейка, винный корень, горец аптечный, горлец, змеевик, змеиный корень.

Горец птичий – Polygonum aviculare L. – спорыш, гречиха птичья, топтун-трава, гусятница, гусятник, гусиная травка, трава-мурава, куроед.

Горечавка крестовидная – Gentiana cruciata – тирлич-лихоманник

Гравилат городской – Geum urbanum L. – гвоздичный корень, подлесник, бенедиктова трава, вывишник.

Девясил высокий – Inula helenium L. – оман, девятисил, дикий подсолнечник, дивосил

Дербе́нник иволи́стный – Lýthrum salicária – Плаку́н-трава́

Донник жёлтый (лекарственный) – Melilotus officinalis Desr. – мольная трава, дикая гречиха, жёлтый баркун, женский донник, заячий холодок

Душица обыкновенная – Origanum vulgare L. – душмянка, душница, духовый цвет, пчелолюб, материнка, мята лесная, блошничник, боровая костоломная трава, клоповная, трава клоповая, ладанка

Дягиль лекарственный – Archangelica officinalis L. – сладкий ствол, ствольник, луговая дудка, дягильник, коровник, дзенгель, ангелика, пушка, волчья дудка, волчий корень.

Зверобой обыкновенный (пронзённый) – Hypericum perforatum L. – заячья кровь, кровавчик, жёсткое сено, дюравец обыкновенный, хворобой, джеробай, кровяная трава, трава иисусовых ран, раневая трава, ивановская трава, кровавник, молодецкая кровь, красная травица, чертоган.

Клюква обыкновенная – Oxycoccus – журавлинка.

Лопух большой – Arctium lappa Mill. – репейный корень, дедовник.

Манжетка обыкновенная – Alchemilla vulgaris L. – грудная трава, недужная, горлянка сердечная

Марьянник дубравный – Meiampyrum nemorosum L.- иван-да-марья, золотушная трава.

Мята перечная – Mentha piperita L. – английская мята, холодок, холодка, мята перцовая, чайная мята, мята-холодянка, благородная мята.

Одуванчик обыкновенный – Taraxacum officinale Web. – дойник, молочник, у дуан, одуй илешь, зубной корень

Окопник лекарственный – Symphytum officinale L. – виз-трава, жирный корень, огуречная трава, костолом

Очный цвет – Anagailis arvensis L. – куриная слепота, почешная помощь

Пижма обыкновенная – Tanacetum vulgare L. – полевая рябина, глистник, горлянка, девятильник желтый, маточник

Пион тонколистный – Paeonia tenuifolia L. – лазоревый цветок, воронок, зеленика

Простре́л раскры́тый – Pulsatílla pátens – Со́н-трава́

Пустырник волосистый – LeonuFus – глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива

Ромашка аптечная – Matricaria chamomilla L. – купальница, ромен, румянка, сосонька

Сушеница болотная – Gnaphalium uligi-nosum L. – жабья трава, горлянка, порезная трава, червивая трава

Тимьян ползучий – Thymus serpyllum L. – богородская трава, боровой перчик, мухопал

Толокнянка обыкновенная – Arctostáphylos úva-úrsi – медвежья ягода, медвежье ушко, медвежий виноград, костянка-толокнянка, толоконко, мучница, толокница, толоконка боровая

Тысячелистник обыкновенный – Achillea – белоголовник, белая кашка, кровавница, носочистка, порезная

Черноголовка обыкновенная – Prunella vulgaris L. – горлянка, синеголовка, брунелька

Чистотел большой – Chelidonium majus L. – бородавочник, бородавник, желто-молочник, красномолочник, чисто-плот

Щавель конский – Rumex confertus Willd. – коневник, грыжная, кислица конская, огневка
Эфедра двухколосковая – Ephedrа distachya L. – кузьмичева трава, хвойник.

Ярутка полевая – Thlaspf arvense L. – денежник, копеечник, жабная трава

Ятрышник – Orchis – кисельный корень, дремлик, кукушница

Символика благословения в номинации народных названий растений Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зиновьева Елена Михайловна

«Благословенные» растения в традиционном народном понимании это те растения, которые наделены Богом чудодейственными исцеляющими свойствами либо имеют отношение к евангельским персонажам или предметам церковного обихода. Так, согласно народным представлениям, растение может быть сотворено тем или иным духовным образом: именоваться по форме, по цветовой символике, соотносимой с сакральной. Структура народных названий растений исследуемой ЛСГ определяется за счет мотивов, положенных в основу наименований. Система образов, явлений и предметов окружающего мира создает перед нами взаимосвязанные номинативные группы. Так, мотивационная категория «благословенных» растений имеет следующие мотивации : имеющие в своем названии образ Бога, Богородицы, Иисуса, апостола Петра и других персонажей христианской православной традиции.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зиновьева Елена Михайловна

BLESSING SYMBOLICS IN THE NOMINATION OF NATIONAL NAMES OF PLANTS

«Blessed» plants in traditional national understanding are those plants which are allocated by God miracle curing properties or are related to evangelical characters or subjects of church use. So, according to national representations, the plant can be created in this or that spiritual way: to be called in a form, on the colour symbolic correlated to the sacral. The structure of national names of plants of studied LSG is defined due to the motives which have been the basis for names. The system of images, phenomena and subjects of world around creates before us the interconnected nominative groups. So, the motivational category of «blessed» plants has the following motivations: having in the name an image of God, Madonna, Jesus, apostle Pyotr and other characters of Christian orthodox tradition.

Текст научной работы на тему «Символика благословения в номинации народных названий растений»

СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

СИМВОЛИКА БЛАГОСЛОВЕНИЯ В НОМИНАЦИИ НАРОДНЫХ НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ

«Благословенные» растения в традиционном народном понимании – это те растения, которые наделены Богом чудодейственными исцеляющими свойствами либо имеют отношение к евангельским персонажам или предметам церковного обихода. Так, согласно народным представлениям, растение может быть сотворено тем или иным духовным образом: именоваться по форме, по цветовой символике, соотносимой с сакральной.

Структура народных названий растений исследуемой ЛСГ определяется за счет мотивов, положенных в основу наименований. Система образов, явлений и предметов окружающего мира создает перед нами взаимосвязанные номинативные группы. Так, мотивационная категория «благословенных» растений имеет следующие мотивации: имеющие в своем названии образ Бога, Богородицы, Иисуса, апостола Петра и других персонажей христианской православной традиции.

Ключевые слова: лексико-семантическая группа, номинация, мотивация, внутренняя форма слова, фитоним.

Любуясь красотой и величием цветов, в древности люди часто задумывались о том, что и как породило эти прекрасные создания, почему их внешний вид имеет определенный набор особенностей, не похожий на другие, и, самое главное, как они могут служить людям. Так рождались сказания и мифы, посвященные растениям – неотделимой части человеческого быта. Люди интуитивно, на подсознательном уровне называют реалии теми именами, которые отражают их внутреннее мироощущение, отношение к называемому объекту. К примеру, образы Священного писания имеют наглядные проявления в названиях растений, животных, в окружающем мире в целом.

Христов укрой (АсошШт ехсеЬит Ь.)

Название аконит, как утверждают авторы книги «Сказания о лекарственных растениях» М. А. Кузнецова, А. С. Резникова, дано еще Дио-скоридом и произошло от названия города Аконе, где эти растения встречались особенно часто [12].

Аконит – растение ядовитое. С этим связан древнегреческий миф, описывающий одиннадцатый подвиг Геракла. «Однажды царь Ефрисей приказал Гераклу спуститься к Аиду и укротить страшного трехглавого пса Цербера (Кербера). Вход в царство мертвых находился недалеко от города Аконе. Геракл спустился в преисподнюю и направился к богу смерти Аиду». Герою удалось побороть чудовище и вытащить его из царства мертвых на свет. От ужаса Цербер заскулил, из

его ужасных пастей потекла слюна, впоследствии превратившаяся в смертоносные акониты [14].

Славянские народы называли аконит «царь-трава». Существует множество легенд, мотивирующих данное наименование. «Как громовые стрелы небесные гонят темных бесов в преисподнюю, так и царь-трава могучею силою прогоняет далеко силу нечистую» [2].

В русской народной традиции аконит, как и многие другие растения, имеет множество названий. Выделим те из них, которые отражают сказание или предание, согласно которым было создано конкретное «имя».

Попытаемся разделить их на несколько групп:

1. Народные названия, имеющие в своей основе мотивировку этиологической легенды «о изорванных копьем листьях аконита, которым жиды кололи Христа, спрятавшегося под листьями этого растения» [2], в которой растение, став изорванным, стало защитой от нападения врагов (Прил. II, рис. 9):

– христозакройница – растение АсотШт. Христос, когда спасался от погони, когда Иуда его продал, он спрятался под листьями этой травы, а евреи копьями эти листья протыкали, большой-большой лист, как разрезанный [11]. То же, что христозащитница;

– христозащитница – растение ЛсотШт [11] [с. Донское Тамбовского р-на.; с. Чуповка Гаври-ловского р-на.]. То же, что христозакройница;

– христопокрой – растение АсопіШт. Мало кто христопокрою без молитвы-то найдет, да и знать надо, как пользовать [8];

– христов покров – высокое травянистое растение с широкими перистыми листьями (Леопіґит). Раньше кто-то нападал на Христа, дак он под ним спасался, а жиды его истыкали, дак он неровной [КСГРС];

– христов прикрыш – растение лютик

(Леопіґит) [15]. То же, что христов укрой;

– христов укрой – растение лютик (АсопіШт) [15]. То же, что христов прикрыш;

– христов укроп – растение АсопіШт

ехсе^ит. Волог. [2]. То же, что христопродавка, христово копье [с. Стрельцы Тамбовского р-на, Т. Н. Буцкая, 1936 г.р., запись 2008 г.];

– христово копье – растение АсопіШт

ехеекит. «В Никольске Волог. губ. говорят, что название этого растения основано на форме листьев с разрезанными долями, будто истыканного или изорванного копьем, которым жиды кололи Христа, спрятавшегося под листьями этого растения. В д. Куловой Тотем. уезда находят истыканным не листья, а корень». Широко применяется в народной медицине, а также как отрава для волков, мышей. Волог. [2].

Фитонимы христозакройница, христопокрой, христозащитница, христопродавка являются членами словообразовательной парадигмы. Они включают в себя идентифицирующий компонент (мотивирующую базу) «Христос», на основе которого и выстраивается словообразовательная парадигма. В семантике производного слова особым образом, в расчлененном виде, через значение производящей основы и словообразовательного элемента – отражаются объекты, явления и связи окружающего мира, что объясняет его структурную и семантическую сложность по сравнению с непроизводными единицами [1].

2. Народные названия, имеющие мотивировку следующей легенды: «Стала как-то нечистая сила прятаться за прострел-траву. Один из архангелов, чтобы раз и навсегда разделаться с нечистью, метнул громовую стрелу и прострелил траву сверху донизу. С тех пор нечистый обходит прострел стороной и ближе 12 верст к нему не приближается, а в старинном травнике по этому случаю записано: «Кто носит траву при себе, от того человека дьявол бежит, в доме -добро держать, а хоромы строить – под угол класть, жить стройно будешь» [2]:

– Это такие названия, как прострел – трава -АсопіШт «. когда Сатана восстал, архангел Михаил согнал его с неба на землю, а затем кинул в

Сатану, спрятавшегося за прострел-травой, громовую стрелу, которая прострелила растение сверху донизу» [2];

– простреленка – Aconitum excelsum. «. слышала, что Михаил Архангел чертей гнал, да грозой нечаянно прострелил его [с. Бондари Бондарского р-на, А. П. Козлова, 1926 г.р., запись 2008 г.];

– лесной прострел – АсошШт ехсекит. «Да это святыи с нечисть боролися, да траву та задели» [с. Стрельцы Тамбовского р-на, Т. Н. Буцкая, 1936 г.р., запись 2008 г.].

Возможно, здесь имеет место наличие морфологического принципа по признаку «внешний вид», так как листья этого растения вполне могут навести на мысль о том, что они прорваны острым предметом, к примеру, копьем.

3. Похожая легенда объясняет происхождение народного названия аконита: Царь-трава АсошШт. «Как громовые стрелы небесные гонят темных бесов в преисподнюю, так и царь-трава могучею силою прогоняет далеко силу нечистую» [2]:

– царская травка – АсошШт. «Трава очень сильная, говорят, что темную силу отгоняет» [с. Стрельцы Тамбовского р-на, Т. Н. Буцкая, 1936 г.р., запись 2008 г.].

Как утверждает автор книги «Все о растениях в мифах и легендах» Р. Маккалистер, древние скандинавы называли аконит борцом. В одной из скандинавских саг это растение тесно связано с сильнейшим и величайшим из всех богов – Тором. По форме цветки аконита напоминали шлем этого персонажа. Интересно, что реальность внешнего сходства с именем подтверждается на материале тамбовских говоров. Так, в Тамбовской области в ходе диалектологической экспедиции нами был выявлен фитоним борец АсошШт. Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дубровина С. Ю. Христианская лексика в диалектах русского языка: автореф. дис. . д-ра филол. наук. Тамбов, 2006.

6. Дубровина С. Ю. Русская ботаническая терминология в этнолингвистическом освещении (на материале названий растений, образованных от названий животных и птиц): автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1991. С. 61.

7. Забылин М. М. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия / лит. обработка В. Тата-ринова. М., 2002. С. 444.

8. Коновалова Н. И. Словарь народных названий растений Урала / науч. ред. Т. А. Гридина. Екатеринбург, 2000. С. 201.

9. Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М., 1994. С. 628.

10. Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004. С. 562, С. 310.

11. КСГРС – Картотека Словаря говоров Русского Севера (хранится на кафедре русского языка и общего языкознания Уральского государственного университета им. А. М. Горького).

12. Кузнецова М. А., Резникова А. С. Сказания о лекарственных растениях. М., 1992. С. 26.

13. Мазнев Н. И. Энциклопедия лекарственных растений. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004. С. 81.

14. Маккалистер Р. Все о растениях в мифах и легендах. М., 2007. С.10, 48.

15. Подвысоцкий А. И. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1885. С. 185.

16. Путырский И. Н., Прохоров В. Н. Универсальная энциклопедия лекарственных растений. Минск, М., 2000. С. 61, 107.

17. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М., 1986. Т. 1. С. 399.

18. Хорин И. П., Малеев М. Г. Новогреческо-русский словарь. М., 1980. С. 143, 149.

19. Часовникова А. В. Христианские образы растительного мира в народной культуре. Петров крест. Адамова голова. Святая верба. М., 2003. С. 25, 3.

20. Шанский Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. 7-е изд., стереотип. М., 2004. С. 54.

BLESSING SYMBOLICS IN THE NOMINATION OF NATIONAL NAMES OF PLANTS

«Blessed» plants in traditional national understanding are those plants which are allocated by God miracle curing properties or are related to evangelical characters or subjects of church use. So, according to national representations, the plant can be created in this or that spiritual way: to be called in a form, on the colour symbolic correlated to the sacral.

The structure of national names of plants of studied LSG is defined due to the motives which have been the basis for names. The system of images, phenomena and subjects of world around creates before us the interconnected nominative groups. So, the motivational category of «blessed» plants has the following motivations: having in the name an image of God, Madonna, Jesus, apostle Pyotr and other characters of Christian orthodox tradition.

Key words: lexico-semantic group, nomination, motivation, internal form of word, fitonym.

Семь осенних растений в японской поэзии

Cозерцание семи осенних трав-одна из японских традиций: хаги (клевер), обана (серебряная трава, мискантус), кудзу (пуэрария лопастная), надэсико (гвоздика пышная), оминаэси (японская валериана), фудзибакама (посконник прободенный), кикё (китайский колокольчик).
Число семь в буддизме символизирует «счастье». Основное назначение этих трав — эстетическое удовольствие от созерцания.
Японцы восхищаются изящной простотой и красотой этих растений, вдохновляются на создание предметов искусства, семью осенними цветами и травами украшают дома.
Семь осенних трав часто упоминаются в разных стихотворениях из «Манъёсю», самой ранней антологии японской поэзии. Образ семи осенних трав тесно связан с понятием «моно-но аварэ» — печального очарования вещей. То есть, образ семи осенних трав пробуждает у человека невольный эмоциональный отклик, схожий с завороженностью неявной, скрытой красотой какого-то предмета или явления, с легким привкусом беспричинной грусти и тоски.
Хаги (японский клевер-леспедеца двухцветная) Хаги— самый часто употребляемый метафорический символ осени, который можно встретить в поэзии. Ранней осенью устраивались даже любования хаги — «хагими».

Хаги
О хаги
Lespedeza — это род около 40 видов (включая невиды ) цветковых растений семейства гороховых (Fabaceae), широко
известных как кустарниковый клевер или (особенно восточноазиатские виды) японский клевер ( hagi ).
Кейс (Inr) с изображением цветущих хаги, хризантем и осенних трав
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/58713

Песня принцессы Иноэ, сложенная в ответ [на песню принцессы Нукада]

Как осенние хаги, растущие в поле,
У самой опушки лесов в Хэсогата,
Оставляют узоры на шелковой ткани,
Так все время стоит пред моими глазами
Неотступно мой милый!
Из Кокинвакасю

216 Без названия

Созерцаю в тоске

цветенье осеннее хаги —

у подножья горы

отдается эхом далеким

одинокий призыв оленя…

218 Песня, сложенная на поэтическом состязании в покоях принца Корэсады

На осенних лугах

раскрылись соцветия хаги —

верно, скоро уже

свой призывный голос возвысит

и олень на горе Такасаго…

219 Сложил на осеннем лугу, где некогда встречался с милой

Вновь осенней порой

я вижу соцветия хаги

все на тех же ветвях —

и, как прежде, сжимается сердце,

и ничто, ничто не забыто.

220 Без названия

За цветами вослед

блекнут листья хаги осенних —

с этих пор, как и мне,

нелегко им будет, наверно,

коротать холодные ночи…

221 Без названия

Капли светлой росы

на соцветиях хаги близ дома,

где грущу о былом, —

или то перелетные гуси

обронили слезы, прощаясь.

222 Без названия

Хаги и светлой росе.

Я капли на нить, словно жемчуг,

но исчезли они бесследно —

на ветвях любуйся росою.

Говорят, что песня эта сложена императором Нара.

223 Без названия

Стоит ветку сорвать —

и светлая россыпь погибнет,

капли сгинут навек.

Под росой рассветной склонились

до земли осенние хаги…

224 Без названия

По осенним лугам,

где хаги цветы опадают,

в росном инее вымочив платье,

невзирая на сумрак вечерний…

Татейши Харуми (японский, 1906-1994) 1934. Клевер. Музей Бостона

Патриния
О патринии (Patrinia, растение из семейства валериановых)

В японской поэзии его называют «девица-цветок».

Рейджи Хирамацу. Патринии
226 Без названия

названием дивным плененный,

но молю, никому ни слова

о моем постыдном деянье.

227 Сложил при виде цветов патринии, растущих на горе Мужей, когда отправился в Нару к архиепископу Хэндзё

С грустью глядя на них, прохожу я

и вздыхаю о том,

как, должно быть, цветам отрадно

на горе Мужей распускаться…

228 Сложено на поэтическом состязании в покоях принца Корэсады

На осеннем лугу

поищу я сегодня ночлега.

Имя ваше влечет, чарует,

хоть не время нынче для странствий…

229 Без названия

Если с вами я ночь скоротаю

на осеннем лугу —

как бы завтра слава дурная

обо мне не пошла по свету…

Песни [230–236] с поэтического состязания в Судзаку-ин, посвященного цветам патринии

что клонитесь нынче под ветром

на осеннем лугу!

Расскажите, где ваш избранник,

тот, к кому склоняется сердце…

Лишь осенней порой

недолго любуюсь я вами,

Не растете вы, к сожаленью,

у Реки Небесной, на звездах…

Отчего вы так рано опали?

Свет ли вам надоел?

Но к чему спешить, если осень все равно никого не минет…

Тот олень, что, к подруге взывая,

разве вас он видеть не хочет

в тех лугах, где сам обитает.

Мискант
О мисканте
Миска́нтус, или ве́ерник (лат. Miscánthus) — род многолетних травянистых растений.

Мискантус — зовущий себе, как в песне поэта Аривара-но Мунэяна (№ 243 из «Кокинвакасю»):

То цветущий мискант
колышется неторопливо
над пожухлой травой —
будто луг в наряде осеннем
рукавами призывно машет…
(перевод © Александра Долина)

242 Без названия

Нет, не стану сажать

мискант у себя подле дома —

ведь осенней порой

вид поникших долу колосьев

бередит печальные думы…

Гвоздика
О гвоздике
Гвозди́ка пы́шная (лат. Diánthus supérbus) — вид многолетних травянистых растений рода Гвоздика семейства Гвоздичные (Caryophyllaceae).
Родовое название растения переводится с латыни как «божественный цветок»[3], а видовой эпитет — «пышная» или «великолепная»
. Гвоздика пышная

А. Гвоздика пышная Б.Гвоздика травянка Ботаническая иллюстрация из книги К. А. М. Линдмана Bilder ur Nordens Flora, 1917—1926 (А)
«В японской культуре существует идиоматическое выражение — Ямато-надэсико, образованное иероглифами Ямато (яп. 大和) — тут — японский национализм, «дух Ямато» и надэсико (撫子和) — «гвоздика пышная». Выражение означает патриархальный идеал женщины в традиционном японском обществе.

Из Манъёсю
1448

Песня Отомо Якамоти, посланная старшей дочери Отомо Саканоэ

Гвоздика, что посеял
Возле дома,
Когда раскроешь дивный свой цветок,
Чтоб на него я любоваться мог,
Как на любимую, все время глядя?

Из Кокинвакасю
244
Разве только меня

чарует вечер осенний?

Трель во мраке звенит —

на лугу меж цветов гвоздики

неумолчно поет кузнечик…

Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.
Басе

из книги: Шедевры поэзии хайку «серебряного» века
Год издания: 2000 г.
Перевод А. А. Долина
Издатель: Гиперион
OCR: Бычков М.Н.

Хаги, мискант!
Хоть мне их уже и не видеть
в будущем году…
Масаока Сики

МОНАХ РЁКАН (настоящее имя — Ямамото Эдзо, 1758-1831)
Переводы: Александр Белых

Росы на мисканте
Осыпаются ветром осенним —
О, как укачало месяц,
От росинки к росинке плывущий
Без руля и ветрил, по волнам…

Траву «патринию»
Вразброс облепили белые росы
Если б нарвать
Этих растений осенних букетик,
Да подарить его некому…

колос ячменя —
не мискант тебя зовёт
о, кукушечка!

Мацуо Басё
Из Хайку Басё/Банановая хижина (1680—83). Перевод и комментарии Д. Смирнова-Садовского с примечаниями Исао Ясуды.

Рика дал мне банановое дерево

банан я посадил —
как ненавистны мне теперь
стебли мисканта!

Мацуо Басё
Посадить банан и отвернуться от мисканта для Басё означало найти новый путь в поэзии, отказавшись от старого, традиционного.
Из Хайку Басё/Банановая хижина (1680—83). Перевод и комментарии Дмитрия Смирнова с примечаниями Исао Ясуды.

Кудзу
КУДЗУ (пуэрария лопастная)

Это растение очень живучее, да и яркий цвет посреди увядающей природы сделали ее символом стойкости.
Кроме того, из лозы кудзу плетут корзины. А в эпоху Хэйан из волокон растения кудзу и виноградной лозы делали дешевую ткань — ей покрывали стены и шили из нее одежду.

В чашке кудзу
Уходящую тень свою ловит
Бедный старик.

Оминаэси
Оминаэси- цветок растет…
Средь долин, полей Сакисава
Есть равнина с травами кудзу.
О, когда же из волокон этих трав
Я сотку одежду для себя?
(неизвестный автор)

Легенды о Кудзу
Пожилая женщина, проходя мимо водопада, заметила, что плети кудзу,
росшей неподалеку, оказались в воде и бурный поток смыл верхний
слой коры, обнажив удивительной красоты волокна. Срезав несколько
стеблей, женщина извлекла из них волокна, многократно промыла в воде,
соткала ткань и поднесла ее местному феодалу. Тот повелел собирать
лианы и ткать из них полотно, а водопад с тех пор получил название
«Каппу-но таки» («Водопад ткани из пуэрарии»).
Другая, более поздняя легенда связывает появление тканей с именем
монаха Кукая, крупного религиозного деятеля Японии конца VII —
начала IX в., основателя буддийской секты Сингон. По преданию, Кукай
носил одежду из «каппу» во время отшельничества на горе Ёсино

Посконник прободенный
О цветах Фудзибакама (посконник прободенный)

Из Кокинвакасю
239. Песня, сложенная на поэтическом состязании в покоях принца Корэсады

Кто там в лугах
Сняв, бросил на землю
Лиловые шаровары
Лишь осень приходит, повсюду
Разносится их аромат
Фудзивара-но Тосиюки

Из Ямато-моноготари
153
Когда император Нара восседал на престоле, император Сага, бывший в то время наследным принцем, сложил и поднес ему:

Тайны растений

Окружающий нас мир растений невероятно богат и разнообразен. В нем остается много тайн, загадок, открытий. Результаты исследований, проведенные с разными растениями, изумляет даже самых опытных ученых.

Растения не только украшают нашу жизнь, но и устанавливают настоящие мировые рекорды! Исследователи считают, что растения наделены чувствами, интелектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга.

Растения обладают памятью

Все растения – живые существа и они чувствуют отношение к себе и как всякое живое существо, способны возвращать нам наши же чувства, помноженные в несколько раз.

Есть такая наука, ФИТОПСИХОЛОГИЯ (от др.-греч. phyton – “растение”), которая изучает их жизнь, психологию, поведенческие реакции и формы проявления этих реакций, симпатии, антипатии. Психические способности растений были известны еще древним.

Растения, изменившие мир

Все человеческое общество зависит от растений. Этот простой факт – повседневная реальность для аборигенов, собирающих растения непосредственно для приготовления пищи и постройки жилищ, а также на топливо, одежду и в качестве лекарств. В развитых странах зависимость от растительных сообществ менее заметна, но все же существует.

Экология и жизнь. Законы природы
Равновесие – один из основных законов природы. Действие этого закона затрагивает все сферы нашей жизни. Мир сегодня как единый организм, а значит последствия всеобщего нарушения закона равновесия затронут всех. Так почему же человечество, зная о существовании закона равновесия, постоянно, и с большим упорством, продолжает этот закон нарушать?

Забавные цветочные часы

Карл Линней всю свою жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что их можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков.

Растения хищники

Насекомоядные хищные растения (венерина мухоловка, росянка, жирянка, росолист, саррацения, дарлингтония и др.). Растения-хищники бросают вызов нашим интуитивным представлениям о взаимоотношениях животных и растений.

Кукушкиными башмачками называют одно удивительное растение нашего леса. Оно принадлежит к семейству орхидных и именуется ботаниками башмачком крупноцветковым.

Травы, травы, травы! Поэтичность в названии трав

Большинство из нас не знает названий многих дикорастущих трав, даже самых распространенных. Я не говорю про такие, как всем известные одуванчики или мать-и-мачеху, а другие – желтенькие, синенькие, беленькие. Что же это за травы?

Плакун-Трава всем травам Мати

Считается, что плакун-трава обладает огромной магической и целебной силой. Знахари использовали ее в своих заговорах, а простые люди старались иметь в своем доме как оберег от несчастий и болезней.

Священные растения
Считалось, что при желании растениям можно было придать не только добрую, но и злую силу. В былые времена целебная сила трав была хорошо известна, о них создано немало легенд и сказаний.

Среди деревьев баобаб по праву держит мировой рекорд. Он знаменит своими необычными размерами. Это одно из самых толстых деревьев в мире – при средней окружности ствола 9 – 10 м, его высота всего 18 – 25 м (в “Книге рекордов Гиннесса” за 1991 г. рассказывается о баобабе диаметром целых 54,5 м).

Некоторые из микроорганизмов – помощники человека, другие – портят плоды его труда, третьи – недруги, вызывающие различные заболевания. У животных имеется довольно сложная и тонкая система защиты, предохраняющая их от вторжения микробов. А как же защищаются растения?

Волшебный цветок папоротника

Раз в году наступает ночь, когда все, что ты загадываешь – сбывается. Ты можешь стать травой, водой, зверем или духом воздуха. Один раз в году нам позволено вернуться к язычеству, поклоняться давно забытым богам, сражаться с нечистью, очищаться огнем. В день Ивана Купала не действует календарь и останавливаются часы.

Лотос – священный цветок буддизма

Этот священный цветок буддизма удивляет ученых всего мира.

Икебана – новая жизнь цветка

В нашу жизнь прочно вошло слово икебана – традиционное японское искусство аранжировки цветов (составления букетов).

Бонсаи – крохотные деревца

Еще одно японское искусство, связанное с живой природой.

Колдовство растений, цветов и трав

В древности люди придавали большое значение растениям и травам. Некоторые их них стали символами, талисманами и оберегами. Им приписывалась магическая сила, способная очищать от зла пространство вокруг себя и притягивать добро.

Любовная магия комнатных растений

Чтобы зарядить свою квартиру атмосферой любви, обращайтесь к растениям, подвластным богине любви Венере и покровительнице магии – Луне.

Цветы способны не только улучшать настроение, но и энергетику. А некоторые растения и вовсе повышают благосостояние. Как привлечь в дом деньги?

Пчелы любят цветы

Любой ребенок знает, что такое пчела, однако большинство представляет себе пчелу медоносную. А ведь это только один из сотен видов пчел!

Целительная сила деревьев известна человечеству давным – давно. Как выбрать подходящее именно Вам растение? Выберите себе “донора” (советы дендротерапевтов).

То, что кустарники, растения, деревья – живые существа, знали еще в глубокой древности. Знали и то, что у каждого человека есть свое дерево-символ.

Дерево ольха – одно из 13 священных деревьев, используемых в магии. Оно связано с равновесием, периодом весеннего равноденствия – временем равновесия и гармонии.

Как экзотические растения повлияли на возникновение модернизма в литературе. Глава книги «Страстоцвет, или Петербургские подоконники»

На роль «самого символистского цветка» могут претендовать разные растения, но очевидно, что в русской поэзии он — белый, холодный, мертвый, таящий опасность. Возможно, что это — цветок грез, существующий только в воображении поэта. В воображении Александра Блока или, скажем, Федора Сологуба, написавшего в 1905 году такое стихотворение:

Белый мой цветок, таинственно-прекрасный,

Из моей земли, из черной ты возник,

На меня глядишь ты, нежный и безгласный,

И понятен мне безмолвный твой язык.

Ты возник из тьмы, моей мечте навстречу,

Ты зовешь туда, откуда вышел ты, —

Я твоим вещаньям не противоречу,

К твоему дыханью наклонив мечты.

А может быть, ближе всех к истине оказался М. Горький — ему со стороны было виднее. В пьесе «Дачники» поэтесса Калерия читает стихотворение в прозе об эдельвейсе, и пролетарский писатель очень постарался стилизовать этот текст под среднедекадентскую бессмысленную и бесполезную «красивость». Трудно сказать определенно, что в большей степени подвело Горького: отсутствие поэтического дарования или тайная любовь к стихоплетству, — или же виной всему оказался неразвитый вкус среднего читателя. Только в стишке о гордом эдельвейсе читатель увидел не пародию, а лирику, поэтому вместо сатирического обличения чистого искусства М. Горький ненароком создал образчик упаднического искусства. Как бы то ни было, но манерные вирши декадентской поэтессы Калерии в 1916 году перепечатаны были в киевском сборнике «Чтец-декламатор» под фамилией автора — Максима Горького, приспособлены для мелодекломации, и провинциальные барышни принялись исполнять их со сцены на любительских вечерах.

Кроме эдельвейса (цветка, в общем-то, в реальности довольно невзрачного), на роль мистической эмблемы с тем же успехом могли претендовать и другие растения. Иван Бунин, хранитель традиций Золотого века русской поэзии и противник всяческих вывертов века Серебряного, однажды саркастически спросил: почему это декаденты считают асфодели мистическим цветком? Разумеется, певец антоновских яблок своими глазами видел асфодели в Крыму и близ Средиземного моря и убедился: цветок как цветок, ничего особенного. Не краше георгинов в палисаднике у поповны. Так что правильно пишут о декадентах юмористы, мол, «для новой рифмы готовы тиф мы в стихах воспеть…».

Вряд ли зимой 1896 года Валерий Брюсов болел именно тифом, но болел тяжело. «Я совсем расхворался, дошло до того, что домашние начали меня оплакивать. Однако счастье российской поэзии оказалось неизменным: я воскрес», — писал он в письме к другу, посылая ему новое стихотворение:

…Я вернулся на яркую землю,

Меж людей, как в тумане, брожу,

И шумящему говору внемлю,

И в горящие взоры гляжу.

Но за ропотом снежной метели

И под шепот ласкающих слов

Не забыл я полей асфоделей,

Залетейских немых берегов.

И в сияньи земных отражений

Мне все грезятся — ночью и днем —

Проходящие смутные тени,

Озаренные тусклым огнем.

Без знания мифологии (хотя бы в пределах гимназического курса) стихотворение действительно понять трудно. А знать нужно совсем немного: по берегам реки забвения Леты растут поля асфоделей, по ним бродят «смутные тени» — души умерших; они питаются семенами этих цветов. Из царства мертвых вернулся на землю единственный смертный — Орфей, и Брюсов уподобляет себя певцу Орфею (не в последний раз), хотя и не называет его имени-ключа. Ключом к прочтению должны послужить асфодели. Правда, Брюсов «спускался в Аид» не по собственной воле и не в поисках Эвридики, вовремя повернул обратно «на яркую землю», но стихотворение написал хорошее — простое и искреннее. Одна из брюсовских «Эвридик» со сломанной судьбой, писательница Нина Петровская, спустя годы вспомнит в одном из своих рассказов об асфодели и вернет ее обратно — «Орфею».

Символическое значение цветка не менялось и не забывалось в течение тысячелетий. Одно из первых упоминаний асфодели как похоронного цветка- в гомеровской «Одиссее». И далее — везде… Белые лепестки священного растения (цветка Сатурна, по классификации Агриппы) были осквернены в европейской культурной традиции лишь один раз, Франсуа Рабле (Гаргантюа, рассуждая о том, чем лучше всего подтираться, и перечисляя всякие затейливые приспособления, поминает цветок асфодели). Но обычно поэтам, срывающим этот цветок, было не до шуток.

Все летают черные птицы

И днем, и поутру,

А по ночам мне снится,

Что я скоро умру.

Даже прислали недавно —

Сны под пятницу — верные сны, —

Гонца из блаженной страны —

Темноглазого легкого фавна.

Он подошел к постели

И улыбнулся: «Ну что ж,

У нас зацвели асфодели,

А ты все еще здесь живешь?

Когда ж соберешься в гости

И флейту свою из кости

К моим приложил губам.

Губы мои побледнели

С этого самого дня.

Только бы там асфодели

Не отцвели без меня!

Так писала — действительно незадолго до смерти — антропософка Елизавета Дмитриева (по мужу Васильева), бывшая Черубина де Габриак. Впрочем, и в зените своей славы, прикрытая кружевной вуалью псевдонима, окруженная флером легенды и страстным любопытством поклонников, она составляла букет из цветов неярких и несчастливых. Символику цветов Черубина, по всему видно, знала хорошо.

Цветы живут в людских сердцах;

Читаю тайно в их страницах

О ненамеченных границах,

О нерасцветших лепестках.

Я знаю души, как лаванда,

Я знаю девушек-мимоз,

Я знаю, как из чайных роз

В душе сплетается гирлянда.

В ветвях лаврового куста

Я вижу прорезь черных крылий,

Я знаю чащи чистых лилий

И их греховные уста.

Люблю в наивных медуницах

Немую скорбь умерших фей,

И лик бесстыдных орхидей

Я ненавижу в светских лицах.

Акаций белые слова

Даны ушедшим и забытым,

А у меня, по старым плитам,

В душе растет разрыв-трава.

В «Истории Черубины» Максимилиан Волошин рассказывает о поводе к написанию этого стихотворения: заочно влюбленный в поэтессу редактор журнала «Аполлон» С. Маковский прислал ей огромный букет белых роз и орхидей. Волошин с Лилей-Черубиной «решили это пресечь, так как такие траты серьезно угрожали гонорарам сотрудников «Аполлона»».

В стихотворении Черубины де Габриак свободно переплетаются и средневековая европейская символика (Е. Дмитриева была специалистом по старофранцузской литературе), и древние мифы, и народные поверья. Например, акация означает возрождение или жизнь после смерти; именно такова ее масонская символика, восходящая к изображению этого дерева на древнеегипетских саркофагах. К слову сказать, считается также, что библейский ковчег был изготовлен из древесины именно этого дерева. А вот разрыв-трава — это уже русский фольклор: под таким именем в некоторых местностях выступает «черный папорт», то есть папоротник, которому приписывалось свойство открывать клады. В одном из травников о нем говорится: «Есть трава черная папорт, растет в лесах, около болот, в мокрых местах в лугах, ростом в аршин и выше стебель, а цвет на ней что серебро — ночью видно его хотя в какую писаную ночь». Писаная ночь… уж не та ли это писанная Мандельштамом ночь из известного стихотворения о каменноугольном большевике?

«Зеленой ночью папоротник черный…»

Но невидимый, хотя и горящий, как огонь, цветок папоротника — это, конечно, сама Черубина де Габриак- самая известная мистификация в русской поэзии ХХ века. Она сравнивала себя с иллюзорным цветком с полным основанием, да и не только она сама. Ин. Анненский писал о загадочной поэтессе в своей предсмертной статье: «Пусть она даже мираж… Я боюсь этой инфанты, этого папоротника, этой черной склоненной фигуры с веером около исповедальни».

Сама же поэтесса писала:

Лишь раз один, как папоротник, я

Цвету огнем весенней, пьяной ночью…

Приди за мной к лесному средоточью,

В заклятый круг приди, сорви меня!

Люби меня! Я всем тебе близка.

О, уступи моей любовной порче,

Я, как миндаль, смертельна и горька,

Нежней, чем смерть, обманчивей и горче.

«Тайна папоротника», тайна поэтессы Черубины, была грубо раскрыта, и волшебный цветок исчез под недобрым, безлюбовным взглядом. «Я-художник умерла», — сказала Елизавета Дмитриева и много лет не писала стихов; стихов Черубины — вообще больше не писала. Недаром в обрядовом фольклоре в ночь на Ивана Купалу цветок папоротника ищут вдвоем: он может открыться только взору влюбленных.

Невидимый цветок папоротника… Нецветущим растениям в русской поэзии не везло. Это эстет Гесдерфер мог считать, что «роскошное разнообразие нежной листвы… вознаграждает нас за отсутствие цветов», — простому смертному всегда хотелось большего. Шестиметровые елки-криптомерии покрывались «миллионом алых роз», не умеющим цвести папоротникам вообще никто не верил, и они регулярно полыхали синим пламенем в начале лета… В сущности, криптогамы, то есть тайнобрачные растения, так никому и не раскрыли своей тайны — тайны многих ассоциативных связей. В их крипты (катакомбные молельни у ранних христиан) никто не был допущен.

Таинственный папоротник, потеряв свою таинственность, во множестве сортов и видов давно стал горшечным растением, а асфодели уступили свое место на подоконнике цветам похожим, но не отягощенным мрачной символикой, — кливии и амариллису. Бедная асфодель вообще теперь продается не в цветочных магазинах, а в хозяйственных: новое средство «Асфодель» (с запахом антоновского яблока!), по‑видимому, предназначено для мытья посуды в водах Леты.

Венерин башмачок (фото цветов)

К одному из семейства орхидей относится пафиоледилум или венерин башмачок. Необычный и изысканный вид этого цветка не может не привлечь внимание. Соцветие подобно причудливому крошечному башмачку с чашелистиком в виде паруса. Пестролистые листья с бархатистостью переливаются на солнце, подчеркивая утонченность пафиоледилума.

Венерин башмачок

Несмотря на хрупкость цветок хорошо адаптировался к домашнему выращиванию и радует цветением почти круглый год.

Происхождение

Растение обитает в природных условиях тропических и субтропических лесов в Индии, Америке, Китае, Малайзии, на Филиппинах. Биологических видов выявлено около 80ти. Пафиопедилум предпочитает старые дупла, влажные участки под деревьями, пни, поваленные развалины стволов.

Отдельные виды орхидейных хорошо растут в лиственных и хвойных лесах Сибири, Поволжья и Дальнего Востока.

В каждой стране у растения свое название. Например, на Американском континенте мокасинами, в европейских странах дамской туфелькой и башмачком леди, на просторах России сапожки, кукушкины башмачки, сапожки богородицы, адамова голова.

Название

Латинское название — Cypripedium calceolus

Грациозная форма нижнего лепестка присутствует у трех видов растения с общим названием цветок венерин башмачок, представленных на фото: пафиопедилум, фрагмипедиум и селенипедум.

Описание

Всех представителей орхидейных классифицируют как травянистые красивоцветущие многолетники. Окраска листовой пластины темно-зеленая или мраморно-серая. Листья вырастают до 30 см. Розетка образует единственный цветонос.

Кистевидные соцветия располагаются на высоком цветоносе в 40 см. Отдельные цветки встречаются редко. У некоторых пафиопедилумов новый бутон появляется на вместо старого, что значительно продлевает цветение.

Наиболее распространены полосатые и пятнистые цветки венериного башмачка, но встречаются большое разнообразие окрасок: и белой, и желто-коричневой и пурпурной, даже зеленой, что подтверждают фото.

Сорта пафиопедилумов с однотонной окраской листьев формируют цветки к концу зимы, пестролистые зацветают в осенне-летний период.

Цветок формируют лепестки венчика из двух ярусов. Боковые лепестки узкие и слегка закрученные направлены в стороны, подобно крыльям. Нижний лепесток формирует мешковидную губу или башмачок яркой расцветки для приманки насекомых. После опыления появляется плод со множеством семян похожих на пыль.

Пафиопедилум

Для жизни выбирают стволы больших деревьев под лучами солнца, к которым крепятся как к опоре. Питательные вещества добывают из окружающей среды и совсем не вредят деревьям.

Толстое и короткое корневище венериного башмачка распространяется в верхнем почвенном слое. До появления молодого ростка проходит 3-4 года скрытного развития почки. Корень выполняет крепежную либо питающую функцию. В зависимости от назначения отличаются по цвету: темно-коричневые и светлые волосистые с извилистым строением. Для питания поглощают воду с содержанием примесей органики из трещин в коре.

Распространенные сорта комнатного пафиопедилума

  • Аплетона
    Большой цветок размером до 10 см имеет зелено-лиловый цвет. Начинается цветение весной. У него жесткие листья с закругленными краями и мраморной расцветкой.

Пафиопедилум Аплетона

  • Пафиопедилумзамечательный
    Отличается цветок венерин башмачок зелеными линейными листьями (смотри фото). Период цветения невысокого цветоноса с сентября по февраль. Цветки слегка зеленоватые и с ярким ароматом. Любит прохладу.
  • Абрикосовый
    У растения желтые цветки с оранжевой серединкой. Окрас длинных листьев (до 15 см) пятнистый.
  • Бородатый
    Популярен среди селекционеров. Мраморной расцветки листья вырастают до 20 см. На цветоносе один пурпурно-красный с белыми полосами цветок размером до 8 см. Период цветения начинается весной.
  • Пафиопедилум хорошенький
    Имеет пятнистые листья длиной по 15 см. Цветонос выбрасывает до 2х белых с вкраплениями малинового цвета цветков. Зацветает в апреле.
  • Белоснежный
    Ароматные белые цветки диаметром по 8 см (на фото) украшают цветонос высотой до 20 см, начиная с лета. Удлиненные мраморные листья достигают 20 см. Цветок башмачок теплолюбив. Не требователен к подкормкам.

    Пафиопедилум блек джек

Домашний уход – воспроизводим естественные условия

Температура и освещение

Венерин башмачок предпочитает теплые условия. Для него нужно поддерживать сезонный температурный режим. В зимний период температура выращивания 18-24°, в теплые летние месяцы 23-27°.

Растение привычно к суточному изменению температуры. Дневная температура должна отличаться от ночной на 5 градусов. В ночное время летом помещение проветривают.

Поставить растение нужно на солнечный подоконник. В знойный полдень пафиоледилум притеняют. Зимой растение необходимо досвечивать до 12 часов светового времени. В летние месяцы венерин башмачок будет хорошо себя чувствовать в саду на воздухе.

Фрагмипедиум

Полив и подкормка

Режим полива не отличается в течение года. Воду перед поливом отстаивают сутки либо пользуются фильтрованной и подогревают до 30°. В горшок вливают из тонкого носика, чтобы исключить попадание на листья. При неосторожном попадании воду снимают салфеткой. Избыток влаги может вызвать загнивание. Поэтому чаще используют полив методом погружения. Горшок с растением ставят в емкость с водой. Питательной смеси, в которую посажено растение, из торфа с мелкими частями древесной коры для пропитывания достаточно 15-20 минут. Если используются более грубые обломки коры, то они напитаются через 40-60 минут.

После полива из поддона удаляются остатки воды. Следующий полив рекомендуется проводить после подсыхания грунта. Зимой, когда закончилось цветение, поливать и опрыскивать следует меньше.

Родина растения – влажный лес. Важно обеспечивать влажность воздуха возле пафиоледилума. Подойдет регулярное распыление воды или выкладывание дна поддона керамзитом и мхом, сохраняющими влагу.

Для подкормки лучше приобрести готовое удобрение для орхидей. Периодичность внесения – 1 раз в месяц. В период цветения норму увеличивают в 2 раза.

Внесение органических удобрений способствует разложению субстрата, поэтому его редко используют.

Пересадка растения

Срок пересадки пафиоледилума определяется по состоянию растения и почвы. Угнетенный вид, признаки гнили и плесени с соответствующим запахом. Уплотнение субстрата говорят о необходимости пересадки растения.

Нормальным считается пересаживать растение с периодичностью 2 года. Процедуру планируют на период окончания цветения. Так растение лучше приживется.

Полноценное развитие и цветение венериного башмачка зависят от правильной подготовки питательной смеси. При самостоятельном приготовлении смешивают 0,5 кг измельченной коры хвойных деревьев, древесный уголь и торф по 100 г, добавляют по 50 г порошка ракушечника и перлита.

Если нет возможности подобрать все компоненты, то приобретают готовую почвосмесь для орхидей.

Горшок для посадки выбирают широкий вверху с заужением у основания, небольшой высоты. Такая форма емкости не даст повредить корни при следующей пересадке. Дно емкости покрывают дренажем, затем выкладывают субстрат. В момент пересадки растение должно быть сухим, полив за несколько дней прекращают. При пересадке осматривают корни растения и острым лезвием удаляют испорченные участки. Срезы обрабатывают порошком активированного угля. Первый полив проводят спустя 3 дня.

Венерин башмачок крупноцветковый

Как размножается

Размножить пафиопедилум можно делением куста. Отсаживанию подлежат розетки не менее, чем с двумя сформировавшимися листочками при наличии корешков. В этом случае орхидея легче приживается и цветение начнется быстрее.

При хорошем уходе венерин башмачок будет радовать долгим цветением и станет украшением квартиры.

Посмотрите также видео по теме:

Растениевод

  • Home
  • Комнатные растения
  • _Ампельные растения
  • _
  • _Бонсай
  • _Бромелиевые
  • _Декоративно-лиственные
  • _
  • _Деревья и Кустарники
  • _
  • _Кактусы
  • _Орхидеи
  • _Папоротники
  • _Пальмы
  • _Плодовый сад в квартире
  • _
  • _Хищные
  • _Суккуленты
  • _Цветущие
  • Садовые цветы
  • _Многолетние
  • _Однолетние и двулетние
  • _
  • _Луковичные
  • _Розы
  • Сад и огород
  • _Декоративные деревья и кусты
  • _
  • _Плодовые деревья и кусты
  • _
  • _Ягоды
  • _Овощи
  • _Пряные травы и зелень
  • _
  • _Злаки
  • _Теплица
  • Полезная информация
  • _Болезни и вредители
  • _
  • _Лекарственные растения
  • _
  • _Размножение
  • _Посадка и пересадка
  • _
  • _Советы новичкам
  • _Удобрения и стимуляторы
  • Mega Menu

А в вашем саду растут венерины башмачки? Каков бы ни был ваш ответ, возьмите на заметку зимостойкие и неприхотливые гибриды садовых орхидей немецкой селекции.

Венерин башмачок, циприпедиум, кукушкины сапожки, даже адамова голова – все это названия одного и того же растения семейства Орхидные. Башмачок красив и теневынослив – как раз то, что нужно для цветника. Единственный его недостаток – недостаточная морозоустойчивость – отпугивал цветоводов. В условиях средней полосы редкий любитель захочет возиться с капризными «неженками».

Венерин башмачок Маунтин Кинг

К счастью, прогресс не стоит на месте: немецкий селекционер Майкл Вайнерт из в 1997 году представил серию неприхотливых, зимостойких гибридов циприпедиума. Почему бы и вам не поселить на своем участке такую садовую орхидею?

Венерин башмачок Монто

Есть множество сказаний о цветке. Согласно древней мифологии, Венера с Адонисом охотились в лесной чаще, и неожиданно попали в грозу. Чтобы спрятаться от непогоды, влюбленные побежали в пещеру, находящуюся неподалеку. Башмачки на ногах богини сильно промокли и соскользнули с ног. Проходящий мимо охотник заметил золотистую обувь и решил забрать ее. Не успел он дотронуться до башмачков, как они превратились в изумительные цветы. И, правда, по форме бутон напоминает изящную туфельку. Чашелистики, расположенные по бокам похожи на шелковистые ленты. Жители других стран называют цветок:

  • европейцы — дамские туфельки;
  • россияне — кукушкины башмачки, петушок, сапожки богородицы;
  • американцы — мокасины.

Другое сказание повествует, что Венера решила прогуляться по лесу и осмотреть его красоты. Цветы, трава, деревья обрадовались прекрасной деве, птицы защебетали и устроили с ней пляски. Устав от прогулок, красавица прилегла на траву скинув свои туфельки. Отдохнув, небесная богиня стала прощаться с лесом и забыла о башмачках. Заметив оставленную обувь, лесной дух превратил ее в цветы необычайной красоты. Так растение распространилось по всему лесу. Люди стали называть растение «Венерин башмачок».

Почему так называется

Латинское название цветка – сypripedium calceolus. Используются также наименования башмачок настоящий, или башмачок обыкновенный. Жители России придумали свои названия очаровательному растению: адамова голова, богородицины туфли, «марьин» башмачок, порой именуют башмачком жёлтым, кукушкины сапожки или петушками.

О венерином башмачке, происхождении его названии, сложено много сказок и легенд. На эту тему существует много разновидностей легенды. Одна из них гласит, что богиня любви Венера, заблудившись в лесу, потеряла в нем свой башмачок. Оставленная богиней туфелька превратилась в красивый, ярко-желтеющий цветок.

Охрана и местообитание цветка

В живой природе Венерин башмачок произрастает на западе северной Америки, гористых участках Японии, Монголии. Большое количество растений можно обнаружить на юго-востоке Китая, которые характеризуют собой всю горную флору этой местности. Обнаружить цветок на территории России сложно.

Популяция Венерина башмачка в современном мире сильно сократилась, поэтому он находится под охраной государства и занесен в Красную книгу . К его исчезновению причастна обширная деятельность людей, которые вырубают лесные зоны под строительство дорог, проводят мелиорацию почвы. Повсеместно люди делали сбор растений, выкапывая их с корнями, чтобы посадить у себя на участке в качестве декоративного украшения. Также массовый сбор цветка делался на продажу. Сейчас растение произрастает в заповедниках и зонах, где еще не бывал человек.

Применение в качестве лекарственного средства

Венерин башмачок Красной книги содержит такие полезные вещества, как эфирное масло, танин, смолистые вещества. Из его состава можно выделить аскорбиновую кислоту, значительное количество щавелевокислого кальция.

Жители Сибири и Тибета используют растение как лекарство от головной боли, бессонницы, при эпилепсии, сердечно-сосудистых заболеваниях, шизофрении, судорогах у детей.

В народе есть поверье, что орхидеи собирать лучше всего в полнолуние. В этот период целебные свойства башмачка из Красной книги проявляются наилучшим образом.

Стебли и листья его содержат ядовитые вещества, поэтому заниматься самолечением с помощью венерина башмачка, употреблять его в пищу нельзя.

В традиционной медицине не используется, поскольку встречается редко, выращивается долго, ядовито, и вообще мало изучено.

Ботаническое описание

Венерин башмачок – принадлежит к семейству Орхидных, является травянистым многолетним растением. Этот вид состоит из 50 различных подвидов. Латинское название Cypripedium calceolus , в переводе означает «башмачок Киприды». Высота растения составляет — 25 см, встречаются сорта размером до 0,5 м. Описание растения:

  1. Корневище горизонтальное, ползучее, стебель пушистый. Низкорослые растения имеют одну пару листьев, которые находятся внизу стебля. У высоких — они располагаются поочередно.
  2. Цвет листьев зеленый, длина около 0,3 м. Некоторые сорта имеют серо-зеленый оттенок листовой пластины, покрытый пятнышками.
  3. Цветоножка появляется из каждой лиственной розетки, достигает 0,40 м в высоту. В зависимости от вида соцветие может иметь от 1 до 22 цветков.
  4. Внешняя форма бутона напоминает башмак. Цветовая гамма разная: белая, лимонная, светло-зеленая, фиолетовая, иногда коричневая. Встречаются полосатые экземпляры или пятнистые.
  5. Дно башмачка покрыто сочными волосками, выделяющими нектар. Ванильный аромат, исходящий от цветов привлекает пчел и других мелких насекомых. Попав внутрь бутона выбраться можно только через мешочек (пыльник), расположенный на задней стенке. Пыльца, прилипшая к лапкам насекомых, попадает на рыльца других соцветий, так происходит опыление.
  6. После оплодотворения цветок увядает и вместо него зарождается новая семенная коробочка.

Интересно! Первое цветение венерина башмачка в диких условиях происходит только через 15 лет. Цветок обладает резким ароматом и отравляющим соком, которые все это время защищают его от вредителей. Для человека растение полностью безопасно.

Подходящие условия содержания — залог успешного роста «башмачка»

Чтобы правильно содержать растение на вашем подоконнике, необходимо изучить,где в дикой природе растут такие орхидеи, и создать условия, при которых хорошо чувствовал бы себя предок данного гибрида. Род пафиопедилум относится к тропическим орхидеям. Если у всех фаленопсисов условия содержания одинаковые, то с «венериным башмачком» не все так просто. Во-первых, «башмачки» не все растут эпифитно. Каждый вид имеет свою среду обитания. Одни относятся к литофитам, которые растут на камнях и скалах, другие живут в грунте. Поэтому почва для каждого вида разная. Во-вторых, у каждого вида свой температурный режим, освещение, влажность воздуха. Рассмотрим основной род орхидеи «башмачок»пафиопедилум (Paphiopedilum).

Месторасположение и освещение

Орхидеи этого рода предпочитают рассеянное освещение и не переносят прямых солнечных лучей. Размещают их на северных, восточных или западных окнах. На южном окне «башмачок» необходимо притенять. С другой стороны, держать орхидеи не на окне тоже не рекомендуется. В этом случае необходимо 10-12 часов в сутки освещать их искусственно.

Важно! Если листья «венериного башмачка» становятся красноватыми, то освещение слишком интенсивное и растение нуждается в притенении.

Температура содержания


Орхидеи пафиопедилум могут быть теплолюбивые и холодолюбивые. Различаются они по раскраске цветка. Если «башмачок» пестрый – относится к теплолюбивым, если вытянутые листья зеленого цвета – к холодолюбивым. Иногда для цветения растения необходимо создать в период покоя колебания температур в ночное время до 10-15 градусов. Если такого колебания не обеспечить, растение может не цвести долгий период. В основном для нормального роста пафиопедилумов необходимо придерживаться такого режима температур: основной период 18-25 градусов, зимой кратковременно не ниже 10 градусов, а летом не выше 33 градусов.

Популярные виды и сорта

Каждый вид орхидей отличается друг от друга цветовыми оттенками, длиной листовой пластины, размером куста. Множество специалистов пришли к одному мнению, что ни один цветок по красоте не уступает Венериному башмачку (Пафиопедилуму). Все растения классифицируются по типу бутонов и времени цветения. Самые популярные сорта используемые цветоводами:

  1. Пятнистый (крапчатый) . Высота растения составляет 30 см. Также, как и остальные виды имеет тонкие ползучие корни. Стебель выглядит железистым, покрыт мелкими волосками. Длина листовой пластины 10 см, ширина — 5 см. Формирует один бутон на цветоносе. Расцветка пятнистая ярко-пурпурного оттенка, верхний лепесток светлый. Период цветения башмачка пятнистого приходится на май и длится 30 дней. Этот цветок является токсичным.
  2. Башмачок настоящий . Корневая система ветвящееся, укороченная, с множеством толстых корешков. Длина побегов 0,4-0,5 м в высоту. Форма листьев эллиптическая. Отличительная особенность башмачка большие бутоны с ярко-желтой губой и буро-красными чашелистиками. Встречаются белые цветы с ярко-красным окрасом, а также зеленоватые, каштановые. Начало цветения попадает на конец мая и продолжается до конца первой декады июня. Формирование семян происходит в конце лета (август). Вырождение настоящего башмачка произошло из-за частого его использования во флористике.
  3. Бесстебельный . Вырастить этот вид дома очень сложно. Все экземпляры с поврежденным корневищем погибают. Продолжительность жизни остальных пересаженных цветов не превышает 5 лет. Это происходит из-за хрупкости корней или неправильно подобранного субстрата. Корневая система растения компактная, наземный стебель голый. Листья утолщенные, продолговатой формы, насыщенно-зеленого цвета отходят прямо от корней. Оттенок чашелистиков может быть зеленым или темно-красным. Губа небольшого размера длиной до 5 см. Поперечная складка создает эффект раздвоенности. Неповторимый душистый аромат отличает бесстебельный башмачок от других сортов.
  4. Мелкоцветковый сорт . Распознать этот вид башмачка можно по мелким цветкам, размер которых не превышает 10 см. Цвет губы бледно-желтый или яркий. Иногда встречаются экземпляры белого цвета, пятнисто-красные. Оттенок чашелистиков темно-красный либо зеленый. Длина цветоноса 25 см. Корневая система короткая, волокнистая. От корней отходит 3 опушенных листочка. Форма листьев овальная длина — 15 см. Произрастает в суровых условиях на карбонатных почвах. Растение формирует более крупные цветоносы, если его пересадить в грунт обогащенный минералами на территории с мягким климатом.
  5. Крупноцветковый . Высота растения — 45 см. Длина листьев 8-16 см, ширина — до 8 см, форма овальная, покрыты мелкими волосками. Диаметр цветков крупный до 10 см, благодаря этому появилось название крупноцветковый. Гамма расцветки может быть разная от чисто белого, до розово-бордового. Встречаются экземпляры с пятнистыми чашелистиками пурпурного цвета. Длина губы 7 см, форма вздутая, края завернутые внутрь. Этот сорт относится к редким видам, произрастает на увлажненной почве, в состав которой входит гумус. В листьях растения содержится большое количество аскорбиновой, щавелевой кислоты и других полезных микроэлементов. Благодаря такому составу растение применяют в медицине.
  6. Калифорнийский . Этот сорт башмачка родом из Калифорнии и является самым ярким представителем Орхидных. Отличительная черта — компактный размер цветочков, маленькая губа сливочного цвета. Один цветонос способен сформировать до 12 бутонов. Высота растения достигает 120 см, листья располагаются поочередно по всему стеблю в количестве до 10 штук. Растение хорошо развивается в условиях с повышенной влажностью, но не в заболоченных местах. Цветок можно встретить в прибрежных зонах, на берегах водоемов.
  7. Бараноголовый . Высота многолетника 30 см. Узловатая корневая система выпускает около 12 тонких побегов. Листья хрупкие, овальной формы, количество от 3 до 5 штук. Расположение спиралевидное. Цветы маленькие пурпурно-белых или бело-красных оттенков. Произрастают поодиночке, на каждом цветоносе. В редких случаях может сформироваться 2 цветка. Цветет в мае или июне не более 7 дней. Произрастает в теплых, влажных местах с нейтральной или слабокислой почве. Не переносит темные и полностью открытые участки.
  8. Пучковатый . Низкорослое растение размером до 40 см. Расположение корней поверхностное. Стебель опушен. Зеленоватых оттенков бутоны возвышаются над парными листьями расположенными у самых корней. Форма листьев заостренная. Одиночные соцветия крупных размеров источают приятный запах. Окрас бутонов яркий. Губа шаровидная, иногда имеет продольную складку. Цвет чашелистиков желто-зеленый, имеются пурпурные вкрапления. Растение встречается в лесах западной Америки, на территориях с умеренно-холодным климатом.
  9. Башмачок королевы . Высота куста составляет 0,9 м. Небольшая корневая система. Стебли мощные, покрыты пушистыми волосками. Расположение листьев поочередное в количестве от 3 до 9 штук. Длина листовой пластины – 0,3 м, ширина – 0,1 м, форма эллиптическая. Цвет – зеленый, ярких оттенков. Диаметр цветка 0,8 м, окрас белый или розоватый. Губа объемная, белых тонов, покрыта пурпурными или малиновыми пятнышками. Это морозоустойчивый сорт способен переносить температуру до -40 °C. На территории с жарким климатом не произрастает.
  10. Горный . В дикой природе произрастает на горных склонах, в лиственных лесных зонах, зарослях кустарников, переносит любые природные катаклизмы. Несмотря на хорошую устойчивость в домашних условиях больше 2 лет не живет. Стебель растения прямостоячий, длиною 0,25-0,72 м. Форма листьев яйцевидная. Если цветок растет на солнечном участке, то его листья восходящие, а если в тенистой местности – распростертые. Количество цветков варьируется от 1 до 3 штук. Губа – белая, цвет чашелистиков зеленый или красный.

Интересно! Венерин башмачок – цветок долгожитель. Продолжительность его жизни составляет 50-100 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: