Экология и жизнь. Равновесие – один из основных законов природы – Тайна растений

Равновесие в природе

Цели:

  • показать красоту природы, донести до учащихся сущность выражения «Земля – наш общий дом».
  • Воспитывать уважение и любовь к природе, раскрыть некоторые экологические проблемы (используя краеведческий материал) и пути их решения, повышать культуру поведения в природе, закрепить полученные знания о природе.
  • Через рассмотрение экологии как науки, познакомить с понятием «природное равновесие», выявить причины нарушения равновесия, опираясь на известные ученикам понятия и процессы «экологические цепочки», «цепи питания», «круговорот воды в природе», «круговорот веществ в природе».
  • Развивать логическое мышление, умение прогнозировать конечный результат (работа над моделями «что будет, если…»), познавательную активность, речь учащихся, формировать общие приёмы мыслительной деятельности.

Оборудование: названия разделов экологии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка цели урока.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран (сл. №1). Что вы чувствуете, когда видите этот хрупкий голубой шар?

Ученики: Выслушиваются ответы.

Учитель: Мы живём на планете Земля. Это – наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас одна на всех лампочка и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. И вентилятор у нас тоже один на всех – ветер – ветрило.

– Сегодня на уроке мы будем учиться узнавать, любить и беречь дом, в котором мы живём.

А еще узнаем, как связана между собой живая и неживая природа, человек и природа, что такое природное равновесие, что значит охранять и беречь природу.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Давайте вспомним, как называется наука, которая рассматривает отношения между человеком и природой?

Ученики: Это наука экология (сл. №2).

Учитель: Как переводится слово экология с греческого языка?

Ученики: «экос» – дом, «логос» – наука.

Учитель: Действительно, экология – это наука о доме. А дом для человека, чаще всего, четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озёра, реки, а для всех вместе – это, конечно, наша планета Земля. Но жить вместе в одном доме (как и в одной квартире) разным существам совсем непросто (сл. № 4).

Одним из направлений науки экологии является изучение того, как отдельные жильцы нашей большой «коммунальной» квартиры не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. Другими словами наука экология рассматривает взаимосвязь живой и неживой природы (сл. №5).

Учитель: А в природе всё устроено удивительно разумно и правильно. Проживающие вместе сообщества растений и животных образуют экологические цепочки (сл. № 6). Давайте посмотрим,как выглядит экологическая цепочка леса.

Деревья, травы, кустарники из воды, углекислого газа, минеральных питательных веществ «строят» на свету свои листья. Тут как тут любители зелёных листочков травоядные животные. Это зайцы и белки, да и многие птицы. Все они с удовольствием едят эти растения. Но на каждом шагу травоядных животных подстерегают хищники – волки, рыси и лисы. Но ведь и волк, и лиса и рысь тоже не бессмертны. Проживут своё, и умрут. А после смерти органические вещества, из которых состоят их тела, под действием бактерий разлагаются и превращаются, как раз в те минеральные питательные вещества, которые поступают в почву и которые так необходимы растениям.

Учитель: О каком процессе идёт речь?

Ученики: Это круговорот веществ в природе

Учитель: Можем ли мы сказать, что в данном случае существует равновесие между живой и неживой природой?

Ученики: Существует равновесие (сл. №7).

Учитель: Что значит «равновесие»?

Ученики: Это «равенство».

Учитель: Равенство между кем? и чем?

Ученики: Равенство между живой и неживой природой.

Учитель: Равенство между живой и неживой природой называют «природным равновесием».

Значит, другими словами, природное равновесие это взаимосвязь живой и неживой природой.

Учитель: Мы выяснили, что экология изучает взаимосвязь живой и неживой природы. Как по- другому можно сказать? Что изучает экология?

Ученики: Изучает природное равновесие.

Учитель: Но вот, что удивительно. Стоит кого – нибудь убрать из этого круговорота, как вся экологическая система начинает разрушаться (сл. №8).

Учитель: Что произойдёт, если бы вдруг в лесу не осталось хищников?

Ученики: Тогда травоядным было раздолье.

Учитель: Но рано радоваться. Когда у зайцев и лосей не останется врагов, они съедят всю траву, все деревья и все кустарники в лесу – и лес погибнет. Кроме того, лисы выполняют санитарную функцию. Какую?

Ученики: Хищники питаются, в основном, больными, слабыми животными – ведь их легче поймать! И если бы не волки – больные зайцы и лоси заражали бы здоровых, и тем самым, способствовали распространению опасных болезней.

Учитель: Что вы можете сказать о природном равновесии теперь?

Ученики: Природное равновесие нарушено.

Учитель: Как вы думаете, что могло быть причиной исчезновения хищных животных в данном случае?

Ученики: Деятельность человека.

Учитель: Человек – самое могущественное из живых существ, он больше других вмешивается в дела земного дома. Он совершает ошибки, иногда осознанно, иногда по незнанию. Но они оборачиваются общей бедой. Вот один из таких примеров

В Канаде, в давние года
В лесу на речке тихой
Жила бобровая семья,
Не предвкушая лиха.
Плотины строили они,
И речка небольшая
Поила всех, кто рядом жил
В черте лесного края.
И птицы пели по утрам,
И гризли – серый великан –
Гулял там без опаски.
И было всё, как в сказке.
И люди приходили в лес,
И дань добычей брали,
Но никогда баланс тех мест
Они не нарушали.
Потом другие вслед пришли,
Кому все было мало.
Бобров потомство извели,
И красоты не стало.
Едва струился ручеёк
И лес поить уже не мог,
Засохли клёны, ели,
И разбежались звери.
Но вот явился человек,
Который, понял важность рек,
Решил он всё поправить
И стал запруды ставить.
Поставил, а через денёк
В ней сделал дырку ручеёк.
Строитель дырку залатал,
А ручеёк опять прорвал.

Учитель: Что вы можете сказать о природном равновесии?

Ученики: Природное равновесие нарушено.

Учитель: Что является первопричиной нарушения равновесия в природе?

Ученики: Истребление бобров.

Учитель: Кто виновник этой беды?

Ученики: Виновник этой беды – человек.

Учитель: Зачем надо перекрывать речку, чтобы исправить положение?

Ученики: Чтобы она была полноводной и поила растения и животных.

Учитель: Какой выход? Как спасти речку, лес, животных?

Ученики: Выслушиваются разные варианты ответов.

Учитель: Послушайте, что произошло дальше (Сл. №9).

Ах, как помощники нужны!
И осенило тут – бобры!
Не говоря ни слова,
Всё сделают толково…
И первозданная краса
Вернулась в дикие леса.

Учитель: Еще одним направлением науки экологии является изучение воздействие человека на природу (Сл. №10).

Учитель: Наука экология, кроме всего, стоит на страже нашего здоровья, борясь за чистоту воздуха, воды, продуктов питания.

Учитель: Послушайте пример неправильного воздействия человека на природу.

Недавно как – то, мой дружок,
Изобретён был порошок
От вредных насекомых,
Давно нам всех знакомых:
От гусениц и саранчи –
Вредителей посева.
Хоть эта братия молчит,
Но вред приносит всем нам.
Давай те начисто убьём
Их ядовитым порошком,
И всем растениям тогда
Не будет угрожать беда.
Но вот прошёл какой – то срок,
И этот самый порошок
Был обнаружен в молоке
Коров, пасущихся в траве.
Да, в молоке коровьем,
А он вредит здоровью.
Тут удивляться нечему,
Тотчас видна причина
Но порошок нашли к тому ж
В печёнке у пингвина.
Во льдах не сеяли поля,
Там не возделана земля,
Там нету паразитов.
Где ж тайна тут зарыта?

Учитель: Как же у пингвина в печенке оказался порошок?

Ученики: Выслушиваются варианты ответов.

Учитель: Послушаем, что об этом говорится в стихотворении.

Так вот, проклятый порошок
С полей смывает ручеёк
И далее по плану,
Плывёт он к океану,
Где ходит рыба в устьях рек,
А рыбу ловит человек,
А тех, что увильнули,
Пингвины заглотнули.
Далёкий и опасный путь.
Его продумать не забудь.

Учитель: Давайте ещё раз повторим путь ядовитого порошка от полей до печени пингвина (Сл. №11).

Ученик: Почва – ручеёк – река – океан – рыба – пингвин.

Учитель: А какую еще можно составить экологическую цепочку? На кого еще оказал воздействие ядовитый порошок?

Ученик: Растение – травоядные животные – молоко – человек.

Учитель: Можно еще составить экологическую цепочку?

Ученик: Почва – ручеёк – река – рыба – человек.

Учитель: Мы рассмотрели несколько примеров нарушения природного равновесия. Какой вывод можно сделать?

Ученики: Выслушиваются варианты ответов.

4. Закрепление материала.

Решение экологических задач.

Учитель: А сейчас давайте сами станем учеными – экологами и попробуем спрогнозировать конечный результат.

Решите экологическую задачу (СЛ. №12).

Лес и река… Можно ли сказать, что между ними существует природное равновесие?

Ученики: Существует природное равновесие.

Учитель: Давайте представим, что в результате вырубки леса или погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями на лес, и лес погиб. К каким последствиям это приведёт?

Ученики: Выруби лес – высохнет лесная речка – звери без питья пропадут – испортится земля – испортится воздух (лес, источник кислорода).

Учитель: Какие связи в природе нарушились?

Ученики: Круговорот воды в природе, круговорот веществ в природе, цепи питания.

Учитель: Посмотрите на следующие весы. Что можете сказать о равновесии?

Ученики: Природное равновесие нарушено.

Учитель: Почему лес превратился в безжизненную песчаную пустыню? Какая деятельность человека привела в такое состояние лес?

Ученики: Выслушиваются ответы.

Учитель: (Сл. №13) Действительно, это нарушение природного равновесия характерно для нашего края. Ханты – Мансийский и Ямало – Ненецкий автономный округ главные газо – и нефтедобывающие районы страны, они дают около90% российского газа и более 50% нефти. Но освоение месторождений привели к тяжелым последствиям. Из–за нарушения почв и растительности мёрзлый грунт начинает таять, происходит просадка, оползни грунта, исчезает тонкий слой плодородной почвы. На нефтяных буровых вышках «черное золото» часто бьет фонтаном, сырая нефть попадает в воду, растекается по поверхности земли. Гибнет всё живое. Главная река региона Обь собирает и несёт загрязняющие вещества на север в Обскую губу и Карское море.

5. Обобщение знаний и умений.

Учитель: Ребята работали в группах и приготовили сообщения. Давайте их послушаем.

Ученик: 1. Я расскажу о ранах больших (Сл. №14).

С давних пор люди занимаются на земле хозяйством. Строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо.

Но часто, чтобы построить город или проложить дорогу приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины. Вот почему на планете с каждым годом остаётся всё меньше лесов.

Всё больше загрязняется воздух, вода. Вы знаете, что они необходимы для жизни растений, животных человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды, с различными вредными веществами. От этого страдает не только сам человек, но и растения, животные. Многие растения и животные стали сейчас редкими. Они внесены в Красную книгу.

Растениям, животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова или странствующий голубь.

Ученик 2. Я расскажу о маленьких ранах (Сл. №15).

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб. Но будет ли природа хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвёшь всего 3 – 4 цветка?

Да, природе будет хуже! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё – что же станет с природой?

Учитель: Наука экология охраняет растительный и животный мир.

Вы еще школьники, но уже можете помочь нашему общему дому. Как?

Ученики: Не наносить природе маленьких ран.

6. Итог урока.

Учитель: Что такое «природное равновесие»?

(Взаимосвязь живой и неживой природы).

-Что нужно делать человеку, чтобы не нарушать природное равновесие?

(Беречь и охранять природу).

Учитель: Что изучает наука экология (Сл. №16)?

Учитель: Молодцы! Все на уроке хорошо потрудились. И в заключение предлагаю послушать небольшое стихотворение, в котором содержится очень важная для всего человечества мысль. Выделите эти строчки (Сл. №17).

Наука экология показывает нам,
Что в мире всё завязано по четырём углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Чтоб в мире не было беды,
Не рви больших кусков.
Ты – царь природы,
Но – один из четырёх углов.

Учитель: О чем же должен помнить человек? В каких строчках стихотворения об этом говорится?

Ты – царь природы,
Но – один из четырёх углов.

РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ

РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ

Понятие «равновесие в природе» стало одним из центральных положений экологической мысли, начиная с древних времен. Хотя это словосочетание несколько неопределенно (равновесие чего именно?), оно предполагает, что природа, если ее не тревожить, всегда будет оставаться в состоянии гармонии и совершенства. На протяжении многих веков эта гармония отождествлялась с божественным провидением. Например, согласно древнегреческому философу Геродоту, хищники не съедают всех животных, на которых охотятся, по той причине, что божественное провидение наделило их различным механизмом размножения: робкие травоядные производят многочисленное потомство, тогда как «жестокие и вредные создания довольно бесплодны». По Геродоту, львица за всю жизнь рождает только одного детеныша, потому что по мере роста он своими когтями разрывает ее матку на части. К счастью для львов, дело обстоит вовсе не так, иначе это был бы слишком плохой пример божественного провидения — львы полностью исчезли бы, если бы две взрослые особи рождали всего одного детеныша.

Иногда божественный гнев разрушает равновесие, но позже природа возвращается в состояние гармонии. Более основательные сомнения в божественной справедливости возникли тогда, когда были найдены первые ископаемые остатки и люди поняли, что они принадлежат вымершим видам. Если в природе наблюдается такое замечательное равновесие, то почему эти виды исчезли с лица Земли?

В XX веке взгляды на природное равновесие постоянно менялись, начиная с утверждения Чарлза Элтона о том, что «равновесия в природе не существует», и заканчивая идеями, что виды сами поддерживают равновесие ради «общего блага». Эти идеи даже породили теорию о том, что все сообщества и даже Земля в целом представляют собой «сверхорганизмы». В наши дни ни один серьезный ученый не разделяет взглядов об общем благе или сверхорганизмах, и большинство их склоняются к точке зрения Элтона.

Споры по поводу равновесия в природе оказывают большое влияние на то, каким образом мы используем природу и вмешиваемся в ее процессы. От этого зависит, будем ли мы стремиться сохранить природу такой, какая она есть, или будем изменять ее.

См. также статьи «Масштаб в экологии», «Нарушения», «Популяция», «Равновесие», «Регулирование численности популяции».

Читайте также

Тема 5. ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ

Тема 5. ЕСТЕСТВЕННОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОСИСТЕМ Понятие равновесия является одним из основных в науке. Но прежде чем говорить о равновесии в живой природе, выясним, что такое равновесие вообще и равновесие в неживой

5.1. Равновесие и неравновесие

5.1. Равновесие и неравновесие Синергетика выявила следующие отличия неравновесной системы от равновесной:1. Система реагирует на внешние условия (гравитационное поле и т. п.).2. Поведение случайно и не зависит от начальных условий, но зависит от предыстории.3. Приток

ПЕРИОДИЧЕСКИ НАРУШАЕМОЕ РАВНОВЕСИЕ

ПЕРИОДИЧЕСКИ НАРУШАЕМОЕ РАВНОВЕСИЕ Одна из наиболее важных современных концепций, представляющих собой усовершенствование эволюционной теории, — это концепция периодически нарушаемого равновесия, впервые предложенная Н. Элдриджем и Стивеном Джеем Гоулдом в 1972 году.

РАВНОВЕСИЕ ХАРДИ-ВАЙНБЕРГА

РАВНОВЕСИЕ ХАРДИ-ВАЙНБЕРГА Под равновесием Харди-Вайнберга подразумевается концепция, вытекающая из принципа Харди-Вайнберга. Согласно этой концепции, частота аллелей любого признака в популяции в любом поколении остается неизменной, при условии отсутствия внешнего

Психология отношения к природе

Психология отношения к природе Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого

Поток информации в природе

Поток информации в природе Порядок переписывания генетической информации в клетке ДНК ? РНК ? белок определяет поток информации в живой природе. Этот поток информации реализуется в подавляющем большинстве живых систем. Он получил определение центральная догма

1. О природе М-полей

1. О природе М-полей Итак, согласно рассматриваемой гипотезе, фактор, определяющий образование форм на всех уровнях организации материи, — это морфогенетические поля. Утверждается, что это поля нового типа, не известного физике; соответственно, они не могут быть измерены

«Самая прекрасная в природе еда…»

«Самая прекрасная в природе еда…» Первым в массовую продажу было выпущено молоко, содержащее рекомбинантный бычий гормон роста, известный как rBGH. Это была генетическая манипуляция, запатентованная «Монсанто». Старательно придерживаясь доктрины о «существенной

Любовь к природе

Любовь к природе Первобытный собиратель, охотник, садовод были естественными членами экологических систем. Казалось бы, их влияние на природу не было разрушительным и они не нуждались в запретах поведения, нарушающего окружающую среду. Более того, обладай они сильными

Равновесие между вооружением и моралью

Равновесие между вооружением и моралью Есть много видов, вооружение которых так сокрушительно, а приемы применения столь молниеносны, что настоящая боевая стычка между соперниками закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. Вспомните хотя бы ядовитых насекомых и

Как это бывает в природе

Как это бывает в природе Возрастая численно, вид как бы усиливает свое давление на свою среду обитания, экосистему и биосферу. В ответ среда обитания, включающая в себя уйму других видов, в том числе пищевые объекты, конкурентов и потребителей того, о ком идет речь,

РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ВООРУЖЕНИЕМ И МОРАЛЬЮ

РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ ВООРУЖЕНИЕМ И МОРАЛЬЮ Есть много видов, вооружение которых так сокрушительно, а приемы применения столь молниеносны, что настоящая боевая стычка между соперниками закончилась бы смертью одного из них, а то и обоих. Вспомните хотя бы ядовитых насекомых и

Почтение к природе

Почтение к природе Существуют достаточно разумные причины уважать естественный порядок вещей и не считать, будто люди способны так легко улучшить его путем непродуманного вмешательства. Это оказалось верным по отношению к окружающей среде: каждая экосистема есть

О природе и воспитании

О природе и воспитании Идея о том, что нас создает наше прошлое — главное прозрение Чарльза Дарвина. Он первым понял, что можно уйти от мысли о божественном творении видов, не отказываясь от идеи «творения» вообще. Каждое живое существо «сотворено», «сконструировано» без

РАВНОВЕСИЕ

РАВНОВЕСИЕ Равновесие в экологии — это состояние системы, сохраняющееся неизменным. Так, если смертность в популяции равна рождаемости, ее численность будет оставаться постоянной (при условии, что постоянной остается среда и нет миграций). Но что произойдет, если

РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ

РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ Понятие «равновесие в природе» стало одним из центральных положений экологической мысли, начиная с древних времен. Хотя это словосочетание несколько неопределенно (равновесие чего именно?), оно предполагает, что природа, если ее не тревожить, всегда

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Закон биогенной миграции атомов (или закон Вернадского): миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется под превосходящим влиянием живого вещества, организмов. Так происходило и в геологическом прошлом, миллионы лет назад, так происходит и в современных условиях. Живое вещество или принимает участие в биохимических процессах непосредственно, или создает соответствующую, обогащенную кислородом, углекислым газом, водородом, азотом, фосфором и другими веществами, среду. Этот закон имеет важное практическое и теоретическое значение. Понимание всех химических процессов, которые происходят в геосферах, невозможно без учета действия биогенных факторов, в частности – эволюционных. В наше время люди влияют на состояние биосферы, изменяя ее физический и химический состав, условия сбалансированной веками биогенной миграции атомов. В будущем это послужит причиной очень отрицательных изменений, которые приобретают способность саморозвиваться и становятся глобальными, неуправляемыми (опустынивание, деградация грунта, вымирание тысяч видов организмов). С помощью этого закона можно сознательно и активно предотвращать развитие таких отрицательных явлений, руководить биогеохимическими процессами, используя «мягкие» экологические методы.

Закон внутреннего динамического равновесия: вещество, энергия, информация и динамические качества отдельных естественных систем и их иерархии очень тесно связанные между собою, так что любое изменение одного из показателей неминуемое приводит к функционально-структурным изменениям других, но при этом сохраняются общие качества системы – энергетические, информационные и динамические. Следствия действия этого закона обнаруживаются в том, что после любых изменений элементов естественной среды (вещественного состава, энергии, информации, скорости естественных процессов и т.п.) обязательно развиваются цепные реакции, которые стараются нейтрализовать эти изменения. Следует отметить, что незначительное изменение одного показателя может послужить причиной сильных отклонений в других и в всей экосистеме.

Изменения в больших экосистемах могут иметь необратимый характер, а любые локальные преобразования природы вызовут в биосфере планеты (то есть в глобальном масштабе) и в ее наибольших подразделах реакции ответа, которые предопределяют относительную неизменность эколого-экономического потенциала. Искусственное возрастание эколого-экономического потенциала ограниченное термодинамической стойкостью естественных систем.

Закон внутреннего динамического равновесия – один из главнейших в природопользовании. Он помогает понять, что в случае незначительных вмешательств в естественную среду ее экосистемы способны саморегулироваться и восстанавливаться, но если эти вмешательства превышают определенные границы (которые человеку следует хорошо знать) и уже не могут «угаснуть» в цепи иерархии экосистем (охватывают целые речные системы, ландшафты), они приводят к значительным нарушениям энерго- и биобаланса на значительных территориях и в всей биосфере.

Закон генетического разнообразия: всё живое генетическое разное и имеет тенденцию к увеличению биологической разнородности.

Закон имеет значение в природопользовании, в особенности в сфере биотехнологии (генная инженерия, биопрепараты), если не всегда можно предусмотреть результат нововведений во время выращивания новых микрокультур через возникающие мутации или распространение действия новых биопрепаратов не на те виды организмов, на которые они рассчитывались.

Закон исторической необратимости: развитие биосферы и человечества как целого не может происходить от более поздних фаз к начальным, общий процесс развития однонаправленный. Повторяются лишь отдельные элементы социальных отношений (рабство) или типы хозяйничанья.

Закон константности (сформулированный В. Вернадским): количество живого вещества биосферы (за определенное геологическое время) есть величина постоянная. Этот закон тесно связан с законом внутреннего динамического равновесия. По закону константности любое изменение количества живого вещества в одном из регионов биосферы неминуемое приводит к такой же по объему изменения вещества в другом регионе, только с обратным знаком.

Следствием этого закона есть правило обязательного заполнения экологических ниш.

Закон корреляции (сформулированный Ж. Кювье): в организме как целостной системе все его части отвечают одна другой как за строением, так и за функциями. Изменение одной части неминуемо вызовет изменения в других.

Закон максимизации энергии (сформулированный Г. и Ю. Одумами и дополненный М. Реймерсом): в конкуренции с другими системами сохраняется та из них, которая наибольшее оказывает содействие поступлению энергии и информации и использует максимальную их количество наиэффективнее. Для этого такая система, большей частью, образовывает накопители (хранилища) высококачественной энергии, часть которой тратит на обеспечение поступления новой энергии, обеспечивает нормальный кругооборот веществ и создает механизмы регулирования, поддержки, стойкости системы, ее способности приспосабливаться к изменениям, налаживает обмен с другими системами. Максимизация – это повышение шансов на выживание.

Закон максимума биогенной энергии (закон Вернадского–Бауэра): любая биологическая и «бионесовершенная» система с биотой, которая находится в состоянии «стойкого неравновесия» (динамично подвижного равновесия с окружающей средой), увеличивает, развиваясь, свое влияние на среду.

В процессе эволюции видов, твердит Вернадский, выживают те, которые увеличивают биогенную геохимическую энергию. По мнению Бауэра, живые системы никогда не находятся в состоянии равновесия и выполняют за счет своей свободной энергии полезную работу против равновесия, которого требуют законы физики и химии из-за существующих внешних условий.

Вместе с другими фундаментальными положениями закон максимума биогенной энергии служит основой разработки стратегии природопользования.

Закон минимума (сформулированный Ю. Либихом): стойкость организма определяется самым слабым звеном в цепи ее экологических потребностей. Если количество и качество экологических факторов близкие к необходимому организму минимума, он выживает, если меньшие за этот минимум, организм гибнет, экосистема разрушается.

Поэтому во время прогнозирования экологических условий или выполнение экспертиз очень важно определить слабое звено в жизни организмов.

Закон ограниченности естественных ресурсов: все естественные ресурсы в условиях Земли исчерпаемые. Планета является естественно ограниченным телом, и на ней не могут существовать бесконечные составные части.

Закон однонаправленности потока энергии:энергия, которую получает экосистема и которая усваивается продуцентами, рассеивается или вместе с их биомассой необратимо передается консументам первого, второго, третьего и других порядков, а потом редуцентам, что сопровождается потерей определенного количества энергии на каждом трофическом уровне в результате процессов, которые сопровождают дыхание. Поскольку в обратный поток (от редуцентов к продуцентам) попадает очень мало начальной энергии (не большее 0,25%), термин «кругооборот энергии» можно считать довольно условным.

Закон оптимальности:никакая система не может суживаться или расширяться к бесконечности. Никакой целостный организм не может превысить определенные критические размеры, которые обеспечивают поддержку его энергетики. Эти размеры зависят от условий питания и факторов существования.

В природопользовании закон оптимальности помогает найти оптимальные с точки зрения производительности размеры для участков полей, выращиваемых животных, растений. Игнорирование закона – создание огромных площадей монокультур, выравнивание ландшафта массовыми застройками и т.п. – привело к неприродной однообразности на больших территориях и вызвало нарушение в функционировании экосистем, экологические кризы.

Закон пирамиды энергий (сформулированный Р. Линдеманом): с одного трофического уровня экологической пирамиды на другого переходит в среднем не более 10 % энергии.

По этому закону можно выполнять расчеты земельных площадей, лесных угодий с целью обеспечения население продовольствием и другими ресурсами.

Закон равнозначности условий жизни:все естественные условия среды, необходимые для жизни, играют равнозначные роли. Из него вытекает другой закон совокупного действия экологических факторов. Этот закон часто игнорируется, хотя имеет большое значение.

Закон развития окружающей среды: любая естественная система развивается лишь за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно – это вывод из законов термодинамики.

Очень важными являются следствия закона.

1. Абсолютно безотходное производство невозможно.

2. Любая более высокоорганизованная биотическая система в своем развитии является потенциальной угрозой для менее организованных систем. Поэтому в биосфере Земли невозможно повторное зарождение жизни – оно будет уничтожено уже существующими организмами.

3. Биосфера Земли, как система, развивается за счет внутренних и космических ресурсов.

Закон уменьшения энергоотдачи в природопользовании: в процессе получения из естественных систем полезной продукции с течением времени (в историческом аспекте) на ее изготовление в среднем расходуется все больше энергии (возрастают энергетические затраты на одного человека). Так, ныне затраты энергии на одного человека за сутки почти в 60 раз большие, чем во времена наших далеких предков (несколько тысяч лет тому). Увеличение энергетических затрат не может происходить бесконечно, его можно и следует рассчитывать, планируя свои отношения с природой с целью их гармонизации.

Закон совокупного действия естественных факторов (закон Митчерлиха–Тинемана–Бауле): объем урожая зависит не от отдельного, пусть даже лимитирующего фактора, а от всей совокупности экологических факторов одновременно. Частицу каждого фактора в совокупном действии ныне можно подсчитать. Закон имеет силу при определенных условиях – если влияние монотонное и максимально обнаруживается каждый фактор при неизменности других в той совокупности, которая рассматривается.

Закон толерантности (закон Шелфорда): лимитирующим фактором процветания организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору. Соответственно закону любой излишек вещества или энергии в экосистеме становится его врагом, загрязнителем.

Закон грунтоистощения (уменьшение плодородия):постепенное снижение естественного плодородия почв происходит из-за продолжительного их использования и нарушения естественных процессов почвообразования, а также вследствие продолжительного выращивания монокультур (в результате накопления токсичных веществ, которые выделяются растениями, остатков пестицидов и минеральных удобрений).

Закон физико-химического единства живого вещества(сформулированный В. Вернадским): всё живое вещество Земли имеет единую физико-химическую природу. Из этого явствует, что вредное для одной части живого вещества вредит и другой его части, только, конечно, разной мерой. Разность состоит лишь в стойкости видов к действию того ли другого агента. Кроме того, через наличие в любой популяции более или менее стойких к физико-химическому влиянию видов скорость отбора за выносливостью популяций к вредному агенту прямо пропорциональная скорости размножения организмов и дежурство поколений. Через это продолжительное употребление пестицидов экологически недопустимо, так как вредители, которые размножаются значительно быстрее, быстрее приспосабливаются и выживают, а объемы химических загрязнений приходится все более увеличивать.

Закон экологической корреляции: в экосистеме, как и в любой другой системе, все виды живого вещества и абиотические экологические компоненты функционально отвечают один другому. Выпадение одной части системы (вида) неминуемо приводит к выключению связанных с нею других частей экосистемы и функциональных изменений.

Научной общественности широко известны также четыре закона экологии американского ученого Б. Коммонера:

1) всё связано со всем;

2) всё должно куда-то деваться;

3) природа «знает» лучше;

4) ничто не происходит напрасно (за все надо платить).

Как отмечает М. Реймерс, первый закон Б. Коммонера близок по смыслу к закону внутреннего динамического равновесия, второй – к этому же закону и закону развития естественной системы за счет окружающей среды, третий – предостерегает нас от самоуверенности, четвертый – снова затрагивает проблемы, которые обобщают закон внутреннего динамического равновесия, законы константности и развития естественной системы. По четвертому закону Б. Коммонера мы должны возвращать природе то, что берем у нее, иначе катастрофа с течением времени неминуема.

Следует вспомнить также важные экологические законы, сформулированные в работах известного американского эколога Д. Чираса в 1991–1993 г. Он подчеркивает, что Природа существует вечно (с точки зрения человека) и сопротивляется деградации благодаря действию четырех экологических законов:

1) рецикличности, или повторного многоразового использования важнейших веществ;

2) постоянного восстановления ресурсов;

3) консервативного потребления (если живые существа потребляют лишь то (и в таком количестве), что им необходимо, не больше и не меньше);

4) популяционного контроля (природа не допускает «взрывного» роста популяций, регулируя количественный состав того ли другого вида путем создания соответствующих условий для его существования и размножения). Важнейшей задачей экологии Д. Чирас считает изучение структуры и функций экосистем, их уравновешенности, или неуравновешенности, то есть причин стабильности и разбалансирования экосистем.

Таким образом, круг задач современной экологии очень широкий и охватывает практически все вопросы, которые затрагивают взаимоотношения человеческого общества и естественной среды, а также проблемы гармонизации этих отношений. Из сугубо биологической науки, которой была экология всего каких-то 30–40 лет назад, сегодня она стала многогранной комплексной наукой, главной целью которой есть разработка научных основ спасения человечества и среды его существование – биосферы планеты, рационального природопользования и охраны природы. Ныне экологическим воспитанием охватываются все слои населения на планете. Познание законов гармонизации, красоты и рациональность природы поможет человечеству найти верные пути выхода из экологического кризиса. Изменяя и в дальнейшем естественные условия (общество не может жить иначе), люди будут вынуждены делать это обдуманно, взвешенно, предусматривая далекую перспективу и опираясь на знание основных экологических законов.

Литературные источники.

2. Экология. Военная экология : Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Исакова. – М.–Смоленск: ИД Камертон – Маджента, 2006. – 724 с.

3. Экология : Учебное пособие / Под ред. В.В. Денисова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”, Ростов-на-Дону, 2004. – 672 с.

Эссе. Экология: поиски равновесия

Нина Лисицына
Эссе. Экология: поиски равновесия

Эссе

Экология: поиски равновесия

Экологическое состояние нашей природы и тенденция к его ухудшению – очень важная проблема всего мирового сообщества. Мы живем в веке технического прогресса, развития науки и техники. В настоящее время люди поглощены новыми техническими разработками, спешат идти в ногу со временем, но в то же время происходит отстранение от природы. Нарушается связь, равновесие между человеком и природой. Хотя вопрос об экологических проблемах сейчас стал подниматься чаще, но, к сожалению, не всегда и не все люди понимают важность данного вопроса. Это, несомненно, связано с процессом образования людей – его недостаточность или полное отсутствие привели к потребительскому отношению к природе. В итоге, мы можем наблюдать небрежное отношение, как взрослых, так и детей. А, ведь, мы, взрослые являемся примером для подражания нашему будущему поколению. Такие ситуации, как выброс бумажек прямо на улице, в водоемы, срывание цветов, порча деревьев стали уже нормой для некоторых людей, и, как не горько признавать, для некоторых подростков. Поэтому обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход в поиске гармонии человека с природой. Получение экологических знаний является первостепенным этапом в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Эти знания необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте. И главными участниками здесь, конечно же, являются родители и воспитатель, который все чаще организует определенные мероприятия не только среди детей, но и среди родителей.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на два аспекта: передачу экологических знаний и их осмысление в отношении к природе. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры. Именно знания формируют осознанный характер отношения к природе. Также при организации работы я подхожу с данным вопросом индивидуально к каждому ребенку. Поскольку, все дети разные и отношение у них также складывается по-разному. У одних детей преобладает познавательный компонент, у других эстетический или гуманистический. Исходя из этого, у одних ярко выражен интерес к явлениям и событиям природы, у других внимание сосредоточено на внешних качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения, у третьих имеет место сочувствие, обеспокоенность, готовность всегда прийти на помощь. Именно такой индивидуальный подход в работе с детьми, на мой взгляд, может дать более продуктивные результаты и сформировать правильное экологическое отношение к природе.

Только полностью окунувшись в мир природы, взаимодействуя с ней, дети могут понять, научиться чувствовать, переживать, стать экологически воспитанным человеком. Поэтому деятельность, на мой взгляд, должна быть целенаправленной, но не навязчивой. В процессе экологического воспитания я не только провожу организованную образовательную деятельность, но совместно с детьми мы рассматриваем книги, иллюстрации, картины природоведческого содержания, беседуем, читаем рассказы, сказки, стихотворения, создаем собственные картины на основе впечатлений от природы, проводим различные эксперименты, общаемся с природой в ходе наблюдений, на прогулках и в походах. Такая разнообразная практическая деятельность связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка.

Природа планеты –уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. И мы должны помнить, что мы в ответе за эту уникальную ценность.

Мои маленькие достижения. Участие в конкурсах очень интересное и забавное увлечение. Мне пришлось это по душе,будем участвовать и дальше! 1 июня 2012-участие в конкурсе.

Моя первая публикация Дорогие друзья! Спешу поделиться радостью! Совсем недавно я отправила свою работу на международный конкурс эссе сайта Сообщества взаимопомощи.

Равновесие в природе

Ученые уже не верят, что экосистемы, предоставленные сами себе, могут достичь устойчивого состояния высокой продуктивности.

Миф о равновесии в природе давно укрепился в сознании людей. Согласно этому мифу, природные системы, если человек не вмешивается в их развитие, неизбежно приходят в устойчивое, неизменное и взаимосвязанное состояние, в котором все хорошо отрегулировано. Существует немало популярных (но не научных) статей по экологии, эксплуатирующих эту тему: авторы изображают природу хрупкой и ранимой, постоянно подвергающейся опасности уничтожения от рук человека, чья деятельность может в любой момент нарушить это непрочное равновесие.

Например, бытует теория, что в умеренном поясе северного полушария после таких природных катаклизмов, как лесной пожар, постепенное возобновление растительности происходит по строго определенному закону экологической сукцессии. Сначала появляются сорняки, затем пионерные виды (сосна и др.) и, наконец, широколиственные деревья, такие как дуб или клен. Считается, что сукцессия в конечном счете должна привести к тому, что экологи называют климаксовым лесом, — к устойчивой экосистеме с максимально возможным содержанием органического вещества, максимальным запасом жизненно необходимых химических элементов и максимальным биологическим разнообразием. Но легко убедиться, что развитие лесов происходит не так. Основная часть вещества накапливается на ранних стадиях роста деревьев. Способность откладывать про запас химические элементы на этом этапе также максимальна. В то время как зрелый лес, скорее, теряет вещество по мере старения и умирания.

Кроме того, с течением времени под действием геологических и прочих факторов меняется и окружающая среда. Пожары, наводнения, колебания количества атмосферных осадков оказывают влияние на среду, в которой произрастает лес. И растения, конечно же, не могут не реагировать на эти изменения. Получается, что экосистема все время пытается попасть в движущуюся мишень. Так называемое равновесие в природе на самом деле зависит от окружающей среды, а среда эта постоянно подвержена изменениям. Скорее, природа находится в состоянии непрерывного движения — все время куда-то стремится, но никогда не достигает конечной цели. Вмешательство человека — всего лишь еще один способ изменить окружающую среду и, таким образом, повлиять на направление развития экосистемы.

Экологическая сукцессия [1900] Восстановление экосистемой нарушенного равновесия проходит через четко определенные стадии.

Экосистему можно вывести из состояния равновесия многими способами. Обычно это бывает пожар, наводнение или засуха. После такого нарушения равновесия новая экосистема сама себя восстанавливает, и этот процесс носит регулярный характер и повторяется в самых разных ситуациях. Что же происходит в нарушенной экосистеме? На месте нарушения определенные виды и вся экосистема развиваются таким образом, что порядок появления этих видов одинаков для схожих нарушений и схожих ареалах. В этой последовательной смене одних видов другими и заключается суть экологической сукцессии.

Например, в большинстве северо-восточных штатов США в XVIII веке земли, занятые лесами, были расчищены, и на этих территориях были построены фермы, в XIX веке продолжалась обработка этих земель, а в ХХ веке фермы были заброшены и участки вновь стали превращаться в леса. Растения, с течением времени заселившие поля, появлялись в определенной, уже известной и строго повторяющейся последовательности. В первый год вырастали однолетние сорняки и одиночные сеянцы деревьев. В течение нескольких последующих лет происходило заселение определенными видами (это так называемые «пионерные виды», или, выражаясь более научно, ранние сукцессионные виды), которые начинали преобладать. Типичный пионерный вид — сосна Веймутова. Она растет очень быстро, и ее семена распространяются на большую территорию. В течение нескольких десятилетий пионерные виды образовывали густой лес.

Следующий этап — появление деревьев, которые хорошо растут в тени пионерных видов, — например, кленов. Через полвека пионерные деревья становились зрелыми и постепенно погибали. Их семена уже не могли прорастать под покровом леса, и состав популяции деревьев сдвигался в сторону медленно растущих новичков — так называемых поздних сукцессионных видов. В конце концов весь лес стал состоять из этих видов деревьев, что и наблюдают каждый год осенью жители Новой Англии, когда листья деревьев меняют окраску и лес приобретает огненный цвет, характерный для кленов.

Такой пример быстрорастущих пионеров с последующим заселением медленно растущими видами наблюдается во многих экосистемах. Например, на недавно образованных прибрежных песчаных дюнах первой появляется песчаный тростник. Эта трава помогает укрепить дюны так, чтобы в них смогли укорениться виды-преемники (вначале кустарники, а затем и деревья).

Изучая сукцессию в экосистемах, экологи выделили три механизма ее действия:

Содействие. Появившиеся в новой экосистеме пионерные виды облегчают другим видам последующее заселение. Например, после отступления ледника первыми появляются лишайники и некоторые растения с поверхностными корнями — то есть виды, способные выжить на бесплодной, бедной питательными веществами почве. По мере отмирания этих растений происходит нарастание слоя почвы, что дает возможность укорениться поздним сукцессионным видам. Аналогично ранние деревья дают тень и убежище для ростков поздних сукцессионных деревьев.

Сдерживание. Иногда пионерные виды создают условия, усложняющие или вообще делающие невозможным появление поздних сукцессионных растений. Когда около океана появляются новые поверхности (например, в результате строительства бетонных пирсов или волнорезов), они быстро обрастают пионерными видами водорослей, и другие виды растений просто вытесняются. Это вытеснение происходит очень легко, поскольку пионерный вид воспроизводится крайне быстро и вскоре покрывает все доступные поверхности, не оставляя места для последующих видов. Пример активного сдерживания — появление горчака, азиатского растения, распространившегося по американскому Западу. Горчак в значительной мере защелачивает почву, в которой растет, что делает ее непригодной для многих диких трав.

Сосуществование. Наконец, пионерные виды могут вообще не оказывать на последующие растения никакого воздействия — ни полезного, ни вредного. В частности, это происходит, если разные виды используют разные ресурсы и растут независимо друг от друга (см. Дифференциальное использование ресурсов).

Важно понимать, что конечное состояние леса или дюны экологически неустойчиво (см. Равновесие в природе). Зрелый лес обычно характеризуется нулевым суммарным приростом органических веществ. Это означает, что с течением времени из-за потери веществ под воздействием таких процессов, как эрозия, лес постепенно начнет погибать. Кстати, большинство лесов обладают максимальной продуктивностью в течение первой половины сукцессионного цикла.

Рассада по Курдюмову и по китайской системе

Крепкая, здоровая рассада – залог хорошего урожая. Известный агроном и пермакультуролог Николай Курдюмов не устает напоминать садоводам, что рассада – это не будущее растение, это уже растение; если на своей рассадной стадии оно больное, хилое и безжизненное, то здоровым и сильным оно не станет вообще никогда. В этой статье мы рассказываем о двух диаметрально противоположных способах выращивания рассады, популярных в 2020 году. Один напоминает мичуринское «не ждать милостей от природы, взять их у нее», второй предполагает минимальное вмешательство в природные процессы, но оба они направлены именно на получение высокого качества растений.

Рассада по китайскому способу

Сейчас набирает популярность китайский метод выращивания рассады. От традиционного он отличается примерно всем, но главное отличие – то, как китайцы подходят к пикировке. Особенно хорошо удаются по этой технологии высокорослые сорта.

Способ активно используется китайцами в промышленных и фермерских теплицах. Заключается в жесткой пикировке – срезании месячного сеянца на уровне земли и последующем укоренении подсемядольного колена в земле же под пакетом. Утверждается, что урожайность таких растений на 1,5 кг выше, чем при обычной пикировке.

Сильные стороны «китайского метода»:

  • рассада очень быстро доходит до состояния «готова к высадке в грунт» – она крепкая, с полноценным толстым стеблем, коренастая, с хорошей корневой системой и с нужным количество листьев;
  • рассада получается невысокой. Плодовые кисточки после высадки в грунт формируются на высоте немногим более 20 см. У растения будет больше завязей, стало быть, и урожай будет больше.
  • Рассада не болеет, и взрослое растение получается устойчивым ко многим заболеваниям, особенно к фитофторе;
  • За такой рассадой просто ухаживать.

Как выращивать рассаду китайским способом

Подготовка грунта

Для «китайской рассады» подойдет почти любая плодородная огородная почва, идеально, если это будет земля из-под крапивы. Только кислая почва не годится, (pH около 6,0). Перед посадкой грунт нужно будет пролить слабым раствором марганцовки (1,5%), подогретым до +50 градусов. Добавлять перегной нельзя – в нем могут содержаться возбудители грибных болезней. Торф добавлять можно, но не более 0, 5% от общей массы грунта. И не всякий, а только низинный. Отличить низинный грунт от верхового можно даже визуально: он черный, а верховой – рыжеватый.

Если для рассады покупается готовый грунт, то в первую очередь нужно смотреть на ph.

Для китайской методики выращивания рассады нужен только нейтральный грунт.

Подготовка семян

Ничего не выйдет, если сеять какие попало семена: первым же делом надо высыпать их из пакетиков и провести ревизию. Все мелкие, дефектные, пустые, слишком темные, с пятнышками, напоминающими плесень – любые, к каким могут быть вопросы нужно нещадно отбраковать.

Стратифицирование семеян

Вот как это делается: сначала нужно на сутки оставить их на марлевой салфетке, смоченной в любом стимуляторе роста. (Салфетку можно замочить и в «домашнем» стимуляторе, сделанном своими руками: взять две чайных ложки без горки древесной золы, залить кипятком и настоять двое суток). После суток в стимуляторе семена нужно 15 минут протравить в 1,5% растворе марганцовки, потом еще ночь подержать на салфетке со стимулятором роста. Вынуть семена, положить в сухую марлю и на сутки поместить в холодильник.

Посев

Семена по китайскому методу сеют в общие емкости, на 2 см заполненные дренажом (любым, от керамзита до битого кирпича), который сверху засыпан подготовленным грунтом. Сеять надо в бороздки по схеме 4х2 см. Слегка присыпать почвой, спрыснуть из пульверизатора, закрыть пленкой, отнести на южное окно. После первых всходов пленку снять.

Световой режим

Сеянцам нужен 12-часовой световой день. На нашем портале много информации про фитолампы и другие устройства для досвечивания рассады. Тут без них не обойтись.

Закаливание рассады

Еще одно яркое отличие китайского метода от традиционного: по китайской системе закаливают не взрослую рассаду, а уже сеянцы, причем с первого дня. Как только появились всходы, на ночь их выносят в помещение, в котором температура на 3-4 градуса ниже, чем в дневном. Эта имитация естественной среды позволит потом растениям быстро адаптироваться в открытом грунте.

Пикировать, не пикируя

Это вообще разрыв всех наших огороднических шаблонов: при такой пикировке вся корневая система остается в почве.

Томаты могут формировать корневую систему на какой угодно части стебелька – на этом и основана «китайская пикировка». Через месяц после посева, когда у растения уже будут три настоящих листочка, нужно маленькими острыми ножницами срезать их у самых корней и укоренить в воде или в почве.

Наполнить стаканчики грунтом, который подготовлен так же, как грунт для посева семян и пересадить туда срезанные растения, заглубляя до семядольных листочков. В стаканчике сделать отверстие для дренажа. Сразу после пересадки хорошо все пролить, закрыть пакетом. Все стаканчики под пакетами поставить в комнате с температурой +15 градусов и минимальной освещенностью. Снять пакеты, вернуть рассаду на южный подоконник.

Нагреть воду до комнатной температуры, поставить туда растения так, чтобы до семядольных листочков они были в воде. Накрыть пленкой, отнести в темное помещение с температурой не выше +15 градусов. Через неделю снять планку, высадить в почву, поставить на южный подоконник.

Практиковавшие оба способа пикировки отдают предпочтние первому – бывает, что при пересадки из воды хрупкие корни ломаются.

Высадка в грунт делается, как обычно: здесь ничего нового не придумали даже китайцы. Через две недели делают первую подкормку нитроаммофоской (1 ст. л. на ведро воды), после формирования пары цветочных кистей проводят вторую подкормку.

Формируют растения по китайской в два стебля, удаляя верхние плодовые кисти. Если следовать технологии догматически, то оставлять больше шести кистей нельзя, и вы удивитесь, как это благотворно скажется на качестве плодов.

Посмотрите видео о том, как правильно подкармливать взрослую рассаду.

Рассада по Курдюмову

В выращивании рассады Николай Курдюмов остается верным своему принципу сотрудничества с природой, а хорошей рассадой он считает ту, которая выросла при минимальном человеческом участии: без пересадок, с достаточным теплом, влагой и питанием, на солнечном месте.

Отсюда некоторые правила:

  • здоровая рассада растет скорее вширь, чем вверх, стало быть, ей нужно пространство. Никакой тесноты на подоконнике, и это позволит приблизить урожай примерно на месяц. По Курдюмову, мы должны стремиться к таким кустикам рассады, у которых стволики толщиной почти с карандаш.
  • семена томатов на рассаду надо сеять по схеме 4х4 см. Считается, что для рассады до пикировки состав грунта не особенно важен – Курдюмов настаивает, что грунт должен быть плодородным.
  • Ровно через 20 дней сеянцы вместе с кубиками земли изымаются и помещаются под пленку в плодородный грунт, по схеме 12х12 см. Перевалка должна выполняться так, чтобы растения ее даже не заметили.
  • Еще через 15-20 дней рассада вместе с кубиками почвы без малейшего повреждения корневой системы вынимается и пересаживается на постоянное место. Тем, кто не часто заезжает на дачу, Курдюмов рекомендует накрывать грядки лутрастилом: под ним никогда ничего не сгорит.

Агроном сторонник ранней высадки рассады: он считает, что в Центральной России рассаду в возрасте трех недель почти каждый год можно спокойно высаживать под пленку уже в конце марта. Если парник сделан хорошо, ничего страшного с рассадой не произойдет.

Примерно по такой же схеме Курдюмов рекомендует выращивать рассаду огурцов, единственное – огуречной рассаде нужна более высокая температура, ниже -15 градусов она начинает болеть. И еще огурцы просто не выносят даже самого незначительного повреждения корневой системы.

Исходя из этого, агроном рекомендует:

  • сеять семена огурцов не в ящики, а в торфяные таблетки или горшочки, в кульки из бумаги, пакетики и так деле;
  • высаживать сразу же на постоянное место, на грядку и накрывать лутрастилом или пленкой.

Холодостойкую капусту Курдюмов советует сеять сразу на грядку, лучше всего под лутрастил. Наше обычное высаживание капусты по жаре он считает чудовищной ошибкой, которая приводит к неизбежному снижению урожаю. Почему именно лутрастил : капуста не любит жару и даже тепло, вытягивается уже при температуре выше +18 градусов, поэтому пленка тут не годится, а затраты на лутрастил окупятся с лихвой.

Выводы

Какой бы способ выращивания рассады мы не выбрали, главное перед высадкой в ОГ получить здоровые и крепкие растения. Вот признаки хорошей рассады:

  • кустики не деформированы, на листьях нет пятен и налета;
  • кустики не повреждены вредителями;
  • листья окрашены равномерно;
  • кустики коренастые, крепкие, не «голенастые»;
  • корневая система хорошо развита, она разветвелнная, хорошо обхватывает ком земли, кончики корней белые;
  • межузлия стебля компактные, сам он крепкий.

Читайте на FORUMHOUSE, как высчитать сроки посадки рассады в 2020 году, как своими руками сделать бюджетный светильник для рассады на светодиодах, и как сделать стеллажи для рассады. Прочитайте, как вырастить крепкую рассаду и как приготовить идеальный домашний грунт. Также у нас можно обсудить любые профильные вопросы и получить консультацию на рассадную тему.

14 правил, которые вы должны соблюдать при выращивании рассады в домашних условиях

Добавление статьи в новую подборку

Ежегодно весной для всех садоводов-огородников главным словом становится “рассада”. И с такой же регулярностью снова и снова возникают вопросы, связанные с ней – где купить рассаду, в какой грунт посадить, чем подкормить, как поливать, сколько досвечивать, когда и как высаживать…

В материале мы попытались собрать ответы на основные вопросы о рассаде, так сказать, общие моменты и правила выращивания качественной и здоровой рассады в домашних условиях.

Итак, памятка по выращиванию рассады дома.

Правило 1

Покупайте семена только у проверенного производителя, в официальных специализированных магазинах или садовых центрах. Если не соблюдать это правило и приобретать посевной материал в китайском интернет-магазине (в переходе в киоске среди сникерсов, у случайной бабушки с лотка на улице и т.п.), в лучшем случае получите невсхожие семена или выросшее растение не того сорта (вида, цвета, размера). В худшем же – рискуете перезаражать все соседние всходы, ведь непонятно, откуда купленные семена взялись, чем обрабатывались и как хранились, прежде чем попасть к вам.

Как минимум в профилактических целях замочите подозрительный посевной материал в сильном растворе марганцовки, а затем промойте проточной водой.

Правило 2

Большинство заболеваний овощных и цветочных культур передаются с посадочным материалом. Поэтому даже достоверно качественные семена не поленитесь рассортировать, протравить, замочить и/или закалить перед посадкой, чтобы избавиться от возможных патогенов, обогатить семена микроэлементами, улучшить их всхожесть, обеспечить дружное прорастание. Метод и длительность обработки зависят от культуры и возраста семян.

В обработке не нуждается лишь дражированный и инкрустированный посевной материал.

Правило 3

Заранее озаботьтесь грамотной подготовкой питательного грунта для высева семян. Нет, обычная земля с дачной грядки или оставшаяся от пересадки цветов почвосмесь не подойдет. Мало того, что рассаде требуется совсем иной состав почвы, чем взрослому растению, так еще и каждая культура имеет свои предпочтения, которые придется учитывать.

Грунт для рассады можно приобрести в магазине, если доверяете производителю (см. правило 1), либо приготовить самостоятельно в домашних условиях, это несложно.

В любом случае подготовленный грунт придется еще просеять, а затем обеззаразить термическим или химическим способом до посева семян – вам же нужны здоровые растения!

Правило 4

Правило абсолютной чистоты в выращивании рассады касается не только грунта – по возможности дезинфицировать нужно все.

  • емкости для выращивания рассады из любого материала (горшки, ящички, кассеты, стаканчики и т.п.);
  • инструменты, которые используются для рыхления, полива, пикировки и прочих манипуляций с рассадой;
  • “место жительства” рассады и находящиеся рядом поверхности (стол, подоконник, стена, окно).

Последний пункт особенно актуален для помещений, где выращивают домашние растения, которые легко могут стать источником заражения молодых и неокрепших всходов.

Для дезинфекции можно использовать самые простые средства, например, слабый раствор перманганата калия.

Правило 5

Соблюдайте сроки посадки семян на рассаду, чтобы сеянцы хорошо развивались, не вытягивались, не перерастали и к моменту высадки были в наилучшей форме. Особенно актуален этот постулат для растений, предназначенных для высадки в открытый грунт.

Казалось бы, логично – чем раньше высеять семена, тем раньше созреет долгожданный урожай. Однако не забывайте, насколько капризна погода в наших широтах – к моменту планируемой высадки земля может попросту не прогреться настолько, чтобы высадка вообще была возможна (если в принципе не будет лежать снег). Следите за долгосрочным прогнозом погоды, изучайте климатические условия прошлых лет в вашем регионе.

Рассчитывая сроки посева, учитывайте особенности растения и конкретного сорта, характеристики садового участка, условия дальнейшего выращивания растений и свои возможности. Например, при слишком раннем посеве семян рассаду первое время придется досвечивать – готовы ли вы к этому технически?

Так же важно не передержать рассаду. Чем старше будут ваши растения – тем хуже они перенесут пересадку и дольше будут приживаться на новом месте.

Правило 6

Здоровье будущей рассады зависит не только от правильно подобранного субстрата и грамотно подготовленных семян, но и от удачно выбранной емкости для посева. В настоящее время ассортимент емкостей велик, для каждой культуры можно подобрать подходящую – горшочки из пластика или прессованной рисовой муки, ящички, стаканчики, кассеты, торфяные таблетки и кубики.

Заранее выясните, нуждается ли выращиваемая культура в пикировке, как рассада того или иного растения перенесет пересадку, какого размера семена и как в дальнейшем будет развиваться корневая система сеянцев.

Ото всех вышеперечисленных факторов зависит вид, размер и объем тары, которую вы планируете использовать для будущей рассады.

Правило 7

Посев семян также нужно провести грамотно – учитывайте, что семена разных культур из-за разницы в размерах или особенностей развития могут требовать различного способа, плотности и глубины посева.

Обычно особенно мелкие семена просто выкладывают на поверхность субстрата и сбрызгивают водой из пульверизатора. К тому же для удобства высева их часто смешивают с мелким сухим песком. Семена среднего размера заделывают в небольшие бороздки, величина которых определяется этим самым размером (толщина верхнего слоя должна превышать размер семени не более чем вдвое), и слегка присыпают грунтом. Крупные семена можно, соответственно, заделывать глубже.

Также важно соблюдать определенную агротехникой плотность посадки семян для каждой конкретной культуры, т.к. в излишне загущенной посадке всходы будут мешать друг другу и конкурировать за питание, влагу и свет.

Правило 8

Не забывайте про температурный режим выращивания рассады, который закладывает основу устойчивости выращиваемых культур к болезням и неблагоприятным погодным условиям.

Хотя однозначно, что чрезмерно высокая и чрезмерно низкая температуры одинаково вредны рассаде, сеянцам разных культур для комфортного развития далеко не всегда подходит один и тот же температурный режим.

Одни растения (томаты, баклажаны, перец) теплолюбивы и требуют дневной температуры в пределах 22-25°С, а ночной не менее 18°С. Другие (картофель, сельдерей, салат) умеренно требовательны к теплу, им достаточно 14-18°С днем и 12-14°С ночью. Третьи же вообще холодоустойчивы (все виды капусты) и переносят ночные температуры даже в пределах 6°С, а днем им хватает 13-16°С.

Правило 9

Обеспечьте вашей рассаде оптимальную длительность светового дня (освещение), чтобы приблизить условия роста к естественным. Ведь, высевая семена в феврале, мы, строго говоря, пытаемся обойти законы природы.

Если сроки посева достаточно поздние, рассада может обойтись и естественным солнечным светом – нужно лишь предоставить ей место на светлом подоконнике. В случае раннего посева семян придется приобретать специальные фитолампы и досвечивать рассаду. Вообще, в нашем не самом солнечном климате хотя бы одну такую лампу полезно иметь “на всякий случай” каждому огороднику, желающему получать крепкую рассаду.

Помните, что даже с приобретением фитолампы придется разбираться в нюансах – ведь на разных стадиях развития рассаде требуются различные по длительности и интенсивности режимы освещения. Так что изучайте инструкции производителей и агротехническую “матчасть”.

Правило 10

Не пересушивайте и не заливайте рассаду, следите, чтобы грунт постоянно был слегка увлажненным. На первых стадиях роста сеянцам особенно вредны избыточный полив и застой воды, а впоследствии причиной проблем может стать недостаточный, поверхностный полив растений.

Рассаду любой культуры поливают, когда подсыхает верхний слой грунта. До появления всходов землю увлажняют из пульверизатора и обязательно накрывают стеклом или пленкой для создания особого микроклимата. В первые дни после появления всходов укрытие убирают, а полив рассады проводят способом распыления воды из мелкодисперсного пульверизатора или пипеткой под корень – чтобы не повредить еще неокрепшие растения. После появления 2-3 настоящих листочков потребность сеянцев в воде увеличивается, поэтому нужно следить, чтобы жидкость достигала самого нижнего слоя почвы. На этом этапе можно практиковать полив снизу (в поддон), чтобы стимулировать формирование корневой системы.

Обратите внимание и на воду, которой вы поливаете рассаду. Она должна быть отстоянной или фильтрованной и обязательно теплой (около 20°С).

Правило 11

Не забывайте, что рассада требует регулярных подкормок – даже самый богатый по составу грунт не способен обеспечить ее питательными веществами на протяжении всего периода роста.

Выбирая удобрение для рассады (а их сегодня существует множество, как комплексных, так и простых – под любые запросы), обращайте внимание на соответствующую маркировку на упаковке, т.к. концентрация активного вещества в подкормках для взрослых и молодых растений может отличаться в разы.

Первое внесение удобрений проводят после того, как растение укоренится, оптимальное время для начала подкормок – после пикировки. Вне зависимости от вида удобрения, интервал внесения подкормок для рассады должен составлять не менее недели. Чтобы растение развивалось гармонично, чередуйте подкормки минеральными и органическими веществами с внесением удобрений для роста рассады.

Производите подкормку по утрам при пасмурной или облачной погоде. Раствор удобрения вносите под корень, следя, чтобы он не попадал на нежные листья и стебли рассады, иначе это приведет к образованию ожогов.

Правило 12

Определитесь с пикировкой рассады – одним культурам она жизненно необходима, другие свободно могут обойтись без нее и более того – крайне болезненно переносят эту процедуру. В последнее время все более распространенной среди огородников становится теория о том, что следует свести к минимуму все механические манипуляции с рассадой во избежание ее излишнего травмирования.

Если вы все же собрались заниматься пикировкой, помните, что пересадка рассады из общей емкости в отдельные контейнеры обычно проводится на стадии 1-2 настоящих листочков (чем растение старше, тем хуже оно переносит пикировку). Удаляют все слабые, искривленные, бледные растения, оставляют самые крепкие и красивые.

Первые 5-6 дней после пикировки рассаду не поливают, чтобы растение лучше укоренилось (в поисках влаги корешки будут вытягиваться и разрастаться).

Правило 13

Не допускайте вытягивания рассады. Вытянувшееся, а потому слабое и хрупкое растение может погибнуть или в будущем не дать хорошего урожая.

Привести к такому печальному исходу может слишком ранний посев семян, недостаток освещения, неправильный температурный режим и даже избыток влаги или удобрений – поэтому так важно соблюдать все вышеописанные правила ухода за рассадой.

Если неприятность уже случилась, постарайтесь свести последствия к минимуму – отрегулируйте график полива и подкормок, переставьте рассаду в более прохладное и более освещенное место, пересадите растения в емкости покрупнее.

Еще одним выходом может стать применение особых препаратов-ретардантов, подавляющих излишний рост корней и побегов за счет регулирования синтеза фитогормона роста. Они подавляют растягивание клеток стеблей в период их роста, но усиливают их деление в поперечном направлении без ущерба для других основных физиологических процессов.

Правило 14

Не забывайте про закаливание рассады перед “переселением” ее в грунт. Эта процедура помогает молодым растениям адаптироваться к новым условиям проживания (перепаду дневных и ночных температур, ветру, яркому солнцу и т.п.).

Чтобы уменьшить стресс от такого будущего переезда, сеянцы заранее нужно закаливать. За одну-две недели до предстоящей высадки рассады в грунт начинают ежедневно на пару часов открывать форточки окна, на котором размещается рассада. Постепенно это время увеличивают до 6-8 часов, а за три-пять дней до переноса и вовсе начинают выносить емкости с рассадой на улицу (желательно в тихую безветренную погоду), чтобы сеянцы привыкали к открытому воздуху.

Важно помнить, что для холодостойких и теплолюбивых растений рекомендуемые температура и время закаливания могут значительно отличаться.

Разумеется, существуют нюансы – каждая культура требует индивидуализированного подхода, особых условий выращивания. Поэтому исчерпывающими наши рекомендации не являются, если хотите получить действительно хороший результат, нужно изучать вопрос глубже. Однако надеемся, что общее представление о выращивании рассады дома вы получили, и эти знания непременно вам пригодятся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: