Сады и парки мира – Садово-парковое искусство

Рукотворный рай: 5 грандиозных садово-парковых комплексов, которые стали произведениями искусства

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Садово-парковый комплекс Лас-Позас в Мексике

Лас-Позас был создан английским меценатом Эдвардом Джеймсом, который был весьма увлечен сюрреалистической живописью и покровительствовал женской группе сюрреалисток в Мексике. Он долго вынашивал планы по созданию собственного райского сада, пока одна из самых ярких представительниц направления, Бриджет «Батэ» Тиченор, не подсказала ему, где можно реализовать все эти дерзкие идеи. Эдвард нанял гида, и вместе они принялись исследовать заповедные места на территории Мексики. И, наконец, в 1945 году все сошлось: гид повстречал свою любовь, а меценат обнаружил подходяющую для сада территорию на склоне горы Сьерра-Мадре.

На протяжении двадцати последующих лет Эдвард Джеймс руководил там постройкой странных бетонных конструкций – лестниц, пандусов, подвесных мостов, искусственных тропинок и арок, необычайно констрастирующих с буйной растительностью и гармонично сочетающихся со скалами. Ему пришлось расстаться с частью своей великолепной коллекции живописи, чтобы создать собственный шедевр. И еще почти два десятка лет он дорабатывал свой проект, который, впрочем, так и остался незавершенным – инсульт помешал Джеймсу довести парк до идеала.

Комплекс Нонг Нуч в Таиланде

Назван в честь одной из своих основательниц – миссис Нонг Нуч Тансача и сейчас принадлежит ее сыну. Изначально парк Нонг Нуч должен был стать масштабной овощной и фруктовой плантацией, однако миссис Нонг Нуч и мистер Писит решили, что туризм – перспективное направление развития для Таиланда, и нужно сделать что-то, привлекающее посетителей. Впрочем, полностью строительство парка было завершено только в 2000 году, спустя полвека после основания.

Парк Нонг Нуч – это редчайшие растения (некоторые из них уже не встречаются в дикой природе) и несколько китчевый, но невероятно сложный ландшафтный дизайн. Элементы декора и Версальского парка, буддистские пагоды, английские телефонные будки, скульптуры из цветочных горшков в тайском стиле и собственный Стоунхендж… Неудивительно, что Нонг Нуч обожают и взрослые, и дети! В центре парка можно найти роскошную автомобильную коллекцию нынешнего владельца. Сегодня главная задача парка Нонг Нуч, помимо развлечения публики – сохранение исчезающих видов пальм и папоротников.

Сад космических размышлений в Шотландии

Сад космических размышлений располагается в самом живописном и любимом туристами регионе Шотландии, окружен старинными замками и знаменитыми музеями. Тридцать лет назад семейная пара – архитектор Чарльз Дженкс и ландшафтный дизайнер Мэгги Чесвик – решила объединить свои таланты и капиталы для создания научно-мистического садового комплекса. Мэгги обожала восточную философию и китайские сады, а Чарльз – астрономию и физику. Супруги считали парк вселенной в миниатюре.

Странные искусственные водоемы, холмы, лестницы и скульптуры кажутся абстрактными арт-объектами, но каждая из достопримечательностей сада отражает ту или иную научную идею. Раковина улитки, построенная на основе последовательности Фибоначчи, лестница, иллюстрирующая многообразие форм жизни, фрактальный ландшафт и бассейны с чёрными дырами, математические симметрии и логарифмические кривые. Посетителям предстоит отыскать научные загадки среди зеленых насаждений и попробовать их разгадать.
Сегодня Сад космических размышлений играет не только научно-познавательную, но и социальную роль. Средства, полученные от посетителей, направляются на счет благотворительного фонда помощи онкологическим больным имени Мэгги Чесвик.

Парк Кавати Фудзи в Японии

Японцы славятся своей особой любовью к цветам. Висячий сад Кавати Фудзи, расположенный в небольшом городке Китакюсю в середине мая становится настоящей туристической меккой – правда, владельцы решились открыть его для иностранцев лишь спустя четыре десятилетия после создания. Плетеные цветочные туннели, шатры и навесные крыши из глициний кажутся созданными самой природой, а не руками талантливых ландшафтных дизайнеров.

Глициния – один из государственных символов Японии, и в Кавати Фудзи собрана самая богатая коллекция глициний в мире – белых и голубых, сиреневых и синих. По вечерам сказочные сады кажутся и вовсе ирреальными благодаря искусной подсветке. Но не только глицинии радуют глаз (и обоняние!) посетителей – сад наполняют цветущие сливы, рододендроны, азалии, гортензии, клематисы, петунии и ирисы… Все эти растения символичны для буддизма, а сад Кавати Фудзи считается отличным местом для медитации, но лишь один месяц в году – и рано утром, пока не наводнен толпами туристов. Остальные одиннадцать месяцев парк строжайше закрыт для посещений.

Сад Бруно Торфса в Австралии

И, конечно, этот список остался бы неполным без великолепного сада австралийского художника Бруно Торфса в маленькой деревеньке Мэрисвилль близ Мельбурна. Это совершенно иная вселенная, населенная эльфами и гномами, нимфами и лесными богами.

Создал ее из глины и дерева один человек – художник Бруно Торфс. Его скульптуры так органично вписаны в среду, что кажутся живыми обитателями сада – прячутся в тени тропических деревьев, выглядывают из листвы, скрываются в лианах… Персонажи западноевропейской истории и мифологии отлично адаптировались на своей новой родине и рады приветствовать гостей. Почти полторы сотни произведений художник изваял всего за полгода.

Увы, шедевр Торфса значительно пострадал от пожара в 2009 году. Но местные жители сумели отстоять больше половины работ скульптора, а сам он с энтузиазмом взялся за восстановление сада.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Развитие садово-паркового искусства в Европе

Садово-парковое искусство стран Европы имеет древнюю историю. Ландшафтное искусство развивалось параллельно с изменениями в живописи, архитектуре и социальными процессами. В течение всей истории в странах Европы существовало два основных типа садов – французский (регулярный) и английский (ландшафтный). Все стили представляли собой соотношение элементов этих двух типов. История садово-паркового искусства на Западе в основном хорошо прослеживается со времен Ренессанса, хотя и раньше было распространено садоводство — достаточно вспомнить вавилонские сады Семирамиды.

  1. Регулярные сады
  2. Английские сады
  3. Сады эклектики
  4. Сады модерна
  5. Сады двадцатого и двадцать первого века

Регулярные сады

Во времена Ренессанса были распространены сады, в которых природа была искусственно подогнана под архитектурный стиль. В саду имелись свои «комнаты» (боскеты), закрытое пространство, ограниченное зеленью, подобно комнатам во дворце, а деревья были подстрижены в форме спиралей, шаров, конусов и орнаментов (топиарное искусство).

Этот стиль выражал идею полного господства человека над природой, её подчинение человеку, одновременно выступая как стиль самодержавной власти. Ярчайший пример такого подхода к парковому искусству – парк Версаля, спроектированный садовником Ленотром. В основе этого парка лежала планировка с центральным зданием и лучами, выходящими из центра. Боскеты, примыкавшие к лучам образовывали угловатые, правильные формы. Вместе с причудливым изменением природы под воздействием человека в парковых комплексах появились все симметричные и упорядоченные формы (ряды деревьев и прямые аллеи, живые изгороди, зелёные лабиринты, круглые водоёмы).

Регулярность господствует в садах Барокко, Рококо, Классицизма. В основе этого сада лежало ощущение изысканности, восхищения и величия. Вместе с этим существовали и сады «причуд» с зелёными скульптурами и другими необычными вычурными деталями. Сам Ленотр в течение своей жизни не только создал Версаль, но и проектировал необычные эффекты для увеселения короля и его гостей.

Английские сады

В конце 18 — начале 19 века, вместе с упадком самодержавия изменилась и планировка садовых комплексов. В эпоху романтизма художники создавали изысканные картины с природными пейзажами, которые привлекали внимание мастеров садово-паркового искусства. Часто группы деревьев создавались как копии определённых пейзажей с картин. Вначале предпринимались робкие попытки внесения в парк маленьких участков «естественного» стиля, напоминающего лес.

Со временем эти участки становились всё больше, а участки регулярного сада – меньше. Сад, как и человек по представлениям романтиков наделялся свободой. В эту эпоху стало модно устраивать в садах гроты, искусственные ручьи и альпийские горки. Такой сад передавал ощущение задумчивости и грусти, свойственные искусству романтизма. Этому способствовало использование беседок, в которых можно было предаваться размышлениям. Создание пейзажных парков пришло в упадок лишь тогда, когда сад почти утратил черты искусственности.

Сады эклектики

Во второй половине 19-века в архитектуре господствовала безвкусная эклектика, вызывавшая возмущение у деятелей культуры. Эта безвкусица проникает и в оформление садов. В сад стали вводить элементы шутки и китча. Именно в это время появляется уродливая фигурка фламинго. Ощущение причудливости и странности в таких садах достигает апогея. Самую главную роль при этом играл индивидуальный вкус владельца сада.

Вместе с тем стали появляться элементы, незаменимые в современном саду – водяные фейерверки и другие водяные устройства, которые теперь существовали сами по себе, независимо от скульптур и фонтанов. В садах появляются фигурки и современные скульптуры, а беседки принимают более современный вид.

Разводить сады становится модно, и сад больше не является привилегией богатейших слоёв общества. Набирают популярность современные газоны (в это же время изобретают газонокосилки). Вместе с этим идёт благоустройство городов. Появились лавочки у подъездов и в парках, беседки и сцены для оркестров. Вместе с увлечением простых людей садами появились профессионалы, изучающие садоводство и дающие советы, периодические издания о садоводстве. Вместе с развитием путешествий в европейских садах появились экзотические растения. Появился тип сада – путешествия, в котором собраны растения определённых стран и климатических зон.

Сады модерна

В конце 19- начале 20-го века с развитием искусства модерна появляется и сад модерна. Он был необычен тем, что являлся как бы полной противоположностью того же модерна в архитектуре и живописи. В саду модерна господствовали тусклые зелёные и белые цветы (молочай, манжетка). Символика модерна проникает в оформление сада и растения в нём соответствуют растениям на картинах художников того времени (ирисы, сирень, настурция, кувшинки, водяные лилии, мальва, табак, рододендроны, гортензии, ивы).

Однако в садах не встретишь той чрезмерности декора и многочисленных извилистых линий, свойственных модерну. Дорожки в садах ар-нуво прямые и сад снова приобретает черты регулярного стиля, однако, в отличие от садов Ленотра, в нём нет открытых помпезных перспектив, а сам сад имеет совсем небольшой размер. В саду господствует чёткое разделение на зоны. Исторический стиль модерн используется и сегодня при оформлении большинства выставочных садов на фестивалях.

Сады двадцатого и двадцать первого века

Постепенно сад приобретает современный вид. В 20 веке появляются современные модернистские беседки простых кубических форм, которые на Западе сегодня встречаются повсеместно, но практически не используются в России. В конце века в сад проникают экотехнологии.

Несмотря на рост городов, садово-парковое искусство продолжает радовать людей. Уход за садом для многих остаётся неотъемлемой частью жизни. На дачном участке или в городе природа нужна человеку, и работы в саду – лишь небольшая цена за то удовольствие, которое дарит человеку общение с природой. И, как видите, история садово-паркового искусства довольно интересна, однако мы рассмотрели лишь западные веяния, поэтому восточные стили садов рассмотрим отдельно в ближайшее время.

–> Основы садово-паркового искусства –>

1. Сады и парки Древнего Египта.
2. Сады и парки государства Двуречья.
3. Устройство садов и парков Древней Греции.
4. Типы садов Древнего Рима.

1. Сады и парки Древнего Египта.

Выдающиеся и легендарные по красоте и воздействию на чувства человека сады и парки известны с давних времен. Такими были сады в Вавилоне, Ассирии, Египте – государствах Древнего мира.
Одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков, считается Египет. Он характеризуется следующими особенностями:
• жарким и засушливым климатом с горячими ветрами,
• почти полным отсутствием осадков
• наличием ценного строительного материала – гранита, известняка, песчаника и др.,
• сравнительно ровным рельефом;
• постоянными войнами грабительского характера;
• концентрацией больших средств в руках фараона;
• бесплатной рабочей силой рабов.
Первые сведения о садах Египта относятся к периоду Древнего царства, т.е. к 2780-2550гг. до нашей эры. Египет оставил нам самые древние живописные свидетельства садов. Планировка этих садов была проста, вокруг них возвышались стены для защиты от песка пустынь, ежегодных паводков Нила и прочих неблагоприятных воздействий природы, а внутри размещались прямоугольный бассейн и симметрично посаженные деревья.
Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:
1. священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов;
2. озеленение улиц;
3. сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями (родоначальники парков);
4. сады при жилых домах знати.
Большой интерес представляет видовой состав деревьев, кустарников, цветов, при помощи которых создавались и оформлялись сады. Из деревьев надо иметь в виду финиковую пальму, инжирное дерево, гранатовое дерево, пальму, акацию. Большое значение имели деревья с густой кроной, обеспечивающие тень, прохладу и защиту от знойных ветров, затем плодоносящие породы и породы, дающие благовонные масла. Египетские садовники культивировали ландыши, левкои и розы. В садах росли резеда, маки, васильки, ромашки, лилии, хризантемы.
Характерные особенности садов и парков Древнего Египта:
• план прост;
• геометричность композиции;
• выражена композиционная главная ось. Крытая аллея – пергола;
• композиционный центр – жилой дом в глубине сада;
• сочетание разных видов искусств;
• вход обычно подчеркнут пилонами, обелисками, фигурами (чаще сфинксами);
• сад закрыт;
• площадь не большая;
• 4 водоема и 2 беседки симметрично от аллеи;
• использование ритма и высотного принципа;
• рядовые посадки;
• использование интродуцентов.

2. Сады и парки государства Двуречья.

Ассиро – Вавилония – это страны Двуречья, то есть территории бассейна рек Тигра и Евфрата.
Ассиро – Вавилония характеризуется:
• засушливым климатом в районах, близко расположенных к среднему течению рек;
• холодными дождями в определенные периоды года;
• сравнительно ровным рельефом, за исключением средней и северной части;
• постоянными войнами грабительского характера;
• концентрацией больших средств в руках властелинов;
• бесплатной рабочей силой рабов;
• разнообразием строительного материала.
Города создавались по регулярному плану. Обычно их окружали мощные крепостные стены с зубчатыми башнями. Улицы городов были вымощены каменными плитами. Дворцы строились на высоких террасах – платформах и отличались массивностью и монументальностью. Силуэт города своеобразен благодаря плоским крышам и верхним террасам зданий. Кроме небольших садов, имелись крупные зеленые массивы.
Сады и парки Двуречья подразделялись на следующие основные типы:
• сады ассирийских правителей, явившиеся прототипами современных ботанических садов;
• охотничьи и увеселительные парки или леса;
• «висячие сады».
Самыми знаменитыми садами Древнего мира были «висячие сады» Вавилона. По одним из данных они были разбиты царем Навуходоносором II (605 – 562 гг. до н.э) для своей жены, тосковавшей по горам и лесистым холмам родины.
Садово-парковое искусство Ассиро-Вавилонии имеет следующие характерные особенности:
• развитие композиции происходит по поперечно-развернутому пространству;
• тип храма – зиккурат породил искусственные насыпные видовые холмы в парках;
• сад на искусственных насыпных террасах;
• первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических садов и зоопарков;
• создание лесов для прогулок и охоты (прототипы современных лесопарков).

3. Устройство садов и парков Древней Греции.

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря и характеризовалась:
• средиземноморским климатом, довольно жарким, засушливым;
• гористым рельефом. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время;
• своеобразной растительностью, которая включала несколько видов дуба (листопадные и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт;
• поклонением богам, наличием священных территорий;
• наличием рабочей силы;
• разнообразием строительного материала;
• наличием садов не только у богатых. Люди даже среднего сословья стремились украсить свой двор.
Начало истории ландшафтного дизайна Древней Греции относят к 9-11 в. до н.э.. Для садово-паркового искусства античной Греции характерны следующие типы озеленения:
• священные рощи:
– нимфей – священная дубовая, кедровая или оливковая роща, регулярной планировки, с расположенным в центре художественно обработанным водным источником или гротом.
– геррон – роща, посвященная герою;
• сад общественного значения;
• философские сады для ученых бесед;
• частновладельческие сады.
Важным персонажем в истории ландшафтного дизайна Древней Греции стал Александр Македонский. Он привез из походов различные «новинки» из Египта, Индии и Персии. Взяв различные аспекты из других культур, греки привнесли и свои отличительные черты. Аристотель в 4 веке до н.э. писал об этом: «Город должен строиться, чтобы обеспечить жителям безопасность и в то же время сделать их счастливыми». Поэтому ландшафтному дизайну было свойственно стремление к гармонии с природой. А парки и сады пребывали в тесной связи с окружающими объектами (горы, побережье) и человеком.
В античной Греции использовалась целая система пропорций – принципы золотого сечения, соотношение частей целого, ритма и симметрии. Остановимся немного подробнее на золотом сечении. При его использовании созданная композиция смотрится естественно, кажется, что так и должно быть. В истории ландшафтного дизайна Древней Греции декораторы также пользовались упрощенным вариантами золотого сечения – золотой серединой или золотым прямоугольником (при этом, располагая рядом два объекта нужно не забывать о том, чтобы одно было в 1,5 раза выше другого – тогда все будет выглядеть гармонично).
Садово-парковое искусство Древней Греции характеризовалось:
• использованием горной местности для устройства террас;
• созданием искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов;
• применением в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам.

4. Типы садов Древнего Рима.

Садово-парковое искусство Древнего Рима развивалось на основе традиций Античной Греции.
В V-IX вв. н. э. феодализм принес с собой междоусобные войны, замедлившие развитие садово-паркового искусства. Оно существовало лишь на защищенных территориях монастырей, замков. Это маленькие сады. Особый прием монастырского сада – сад-лабиринт, в котором дорожки, огражденные стриженой изгородью, сложными путями подводили к центру. Этот прием использовался и в планировке парков XIX в.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э.
Римское государство, начав свою историю на Апеннинском полуострове, в последующие века превратилось в огромную рабовладельческую державу, простиравшуюся от персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе. Ему характерны следующие особенности:
• климат средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции;
• обилие воды в виде рек и ручьев;
• гористый рельеф;
• наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка);
• широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений (различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке – буксус, лавр, мирт. Из цветочных – лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.).
Существовали следующие типы садов и парков:
• священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, небольшой храм, часовню или алтарь;
• городские общественные сады устраивались при общественных сооружениях (театрах, термах) на площадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, украшались скульптурой.
• городские частновладельческие сады были незначительны и подчинялись планировке дома;
• сады при виллах и дворцах имели различное назначение – от чисто хозяйственного до увеселительного.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
• совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);
• создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);
• отсутствие композиционного единства в садах;
• появление топиарного искусства.

Литература:
1. Сокольская, О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие, страницы 10 – 41.

Садово-парковое искусство

Садо́во-па́рковое иску́сство — искусство создания садов, парков и других озеленяемых территорий. Сюда относятся: планировка и разбивка садов и парков, подбор растений для различных климатов и почв, размещение и группировка растений в сочетании с архитектурой, дорогами, водоёмами, скульптурой. Многообразные приёмы садово-паркового искусства подчиняются двум основным принципам — регулярному (геометрическому) или пейзажному (имитирующему естественный ландшафт).

Содержание

История

Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при различных сооружениях: храмах, дворцах, усадьбах. Планировка садов в Древнем Египте была строго регулярной, поскольку это облегчало орошение растений. В Древней Греции в садах впервые появилась скульптура и архитектурные сооружения — колоннады и алтари для различных церемоний. В древнеримских садах были использованы сложные гидротехнические сооружения — искусственные водоёмы и фонтаны.

В Средние века регулярные сады в арабских странах состояли из двух половин — цветочной (гюлистан) и плодовой (бустан). На Пиренейском полуострове, завоёванном арабами, сложился особый тип небольшого сада в дворике при замке. В отличие от европейских, сады в Японии, Китае и Корее строились по принципу пейзажной композиции, воплощающей идею вечной обновляемости природы.

Первая в истории концепция регулярного сада была разработана лишь в эпоху Возрождения итальянским архитектором Джакомо Виньолой. Настоящая эпоха расцвета паркового строительства связана с господством стилей барокко и особенно классицизма. В это же время сложились и основные принципы паркового строительства. В садах XVI века и регулярных парках XVII—XVIII веков строения и деревья выделялись на фоне насаждений, подстриженных в виде ровных стенок — шпалер.

Позднее на их основе сложились основные типы парков:

  • террасные (с расположением участков на разных уровнях, с лестницами и каскадами);
  • регулярные «французские» (с боскетами, аллеями, партерами и водоёмами геометрически правильных форм);
  • пейзажные «английские» (живописная композиция наподобие естественного ландшафта — с лужайками);
  • миниатюрные сады (в древнеримских перистилях, испано-мавританских дворах; японские сады — символические композиции из воды, растений и камней).

Первые сведения о русских садах относятся к XII веку. Вначале они располагались лишь при княжеских усадьбах, но со временем сады и парки стали разбивать и в монастырях, вокруг храмов, в богатых усадьбах. В XVII веке в Москве был построен Верховой сад Кремлёвского дворца, располагавшийся в верхних этажах зданий и отличавшийся богатым декоративным убранством. Для русских садов всегда было характерно сочетание декоративных садов с утилитарными. В садах устраивались рыбные пруды, для посадок выбирались плодовые деревья (яблони, груши, вишни). Первые в России сады по европейским образцам появились в Петербурге в петровское время с появлением в стране иностранных садовников. В середине XVIII века проектированием парков были заняты крупнейшие архитекторы Б. Растрелли, Ж. Леблон, Ч. Камерон, П. Гонзаго. До нашего времени продолжают эксплуатироваться Висячий сад Малого Эрмитажа и царскосельский сад.

С середины XIX века наряду с частными получают распространение общественные парки. В них обычно сочетались приёмы регулярного и ландшафтного построения.

18 самых красивых парков и садов мира

Когда вы путешествуете по разным странам, наверняка ваша туристическая программа включает не только посещение музеев, но прогулки по городу с осмотров природных красот города или местности. Множество городов готовы похвастаться красивейшими парками и садами, которые обязательно стоит посетить. Если удастся сделать это в хорошую погоду, вы получите массу положительных впечатлений и, разумеется, много ярких фотографий, которые останутся на память о незабываемом путешествии.

Итак, какие же сады и парки мира стоят того, чтобы внести их посещение в свой список путешественника?

Фотографии заимствованы из инстаграм-аккаунтов.

1. Парк Кёкенхоф в Нидерландах

Кёкенхоф – цветочный парк, расположенный в небольшом городке Лиссе на юге Нидерландов. Со своей площадью в 32 га он является самым большим парком цветов в мире. Парк открыт каждый год с середины марта до середины мая, в нем более 7 миллионов цветов и замечательный красочный декор, который послужит чудесным фоном для ваших фотографий. Тюльпаны становятся настоящими звёздами Кёкенхофа в весенний период.

2. Сады Альгамбры в Испании

В засушливой Андалусии сады дворцового комплекса Альгамбра в Гранаде – это спасительный оазис зелени и свежести. Обязательными для посещения являются сады Парталь и сады дворца Насридов. Не упустите возможности полюбоваться видами на холмы района Альбайсин.

3. Сады виллы Боргезе в Италии

Обширные сады Виллы Боргезе занимают площадь в 80 гектаров и являются самыми зрелищными в Риме. Эти сады, иллюстрирующие любовь римлян к городским дворцам эпохи Возрождения и фонтанам теперь открыты для общественности.

4. Сад Боднант в Уэльсе

Боднант – один из самых красивых садов в Уэльсе. Он расположен на юго-востоке террасного парка и выходит на реку Конви. Особенно прекрасен сад весной, в пору цветения рододендронов, магнолий и камелий.

5. Сады замка Вилландри во Франции

Сады замка Вилландри в пышном стиле Эпохи Возрождения находятся на полпути между Туром и Азе-ле-Ридо. Они были восстановлены в начале XX века доктором Жоакимом Карвалло. Территория разделена на четыре главных сада: декоративный, водный, сад с множеством различных трав и сад-огород с геометрическими мотивами.

6. Сады Сучжоу в Китае

Классические сады Сучжоу называют одними из самых красивых во всем Китае, потому что они представляют собой настоящие шедевры китайского ландшафтного искусства с XI по XIX век. Девять из этих садов включены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

7. Сады Бутчарт в Канаде

Цветочные сады Бутчарт расположены в Брентвуд-Бей (Британская Колумбия), недалеко от города Виктория на острове Ванкувер. Это очень известная достопримечательность, которую ежегодно посещает более миллиона туристов.

8. Сад Мажорель в Марокко

Субтропический сад Мажорель в Марракеше был основан в 1923 году французским художником Жаком Мажорелем. И хотя впоследствии сад был заброшен в течение десятилетий, в 1960 году его спас знаменитый кутюрье Ив Сен Лоран. Благодаря ему туристы, приезжающие в эту жемчужину Ближнего Востока, имеют возможность прогуляться по этому прекрасному саду, где соседствуют пальмы, кактусы, бугенвилии, банановые и лавровые деревья.

9. Сад Рикугиэн в Японии

Рикугиэн – традиционный японский парк, который является одной из главных достопримечательностей Токио. Он считается одним из самых красивых садов периода Эдо и представляет собой важный аспект японского искусства, где небольшой пруд в центре окружает множество красивых островков, деревьев, холмов.

10. Ботанический сад Кирстенбош в Африке

Кирстенбош расположен на восточном склоне Столовой горы в пригороде Кейптауна. Он был основан в 1913 году и сегодня включает площадь в 528 гектаров. Кирстенбош – один из самых известных в мире садов благодаря своей коллекции и своему уникальному расположению.

11. Сад Клода Моне во Франции

Сад Клода Моне в Живерни (Нормандия) получил официальный статус Выдающегося, он представляют собой ожившую вселенную его картины «Нимфеи». Своды наземных растений окружают ослепительной массивный «водный сад» в тени плакучих ив. Ценители легендарного импрессиониста будут рады посетить этот в прямом смысле живописный сад.

12. Парковый комплекс Петергофа в России

102 гектаров парка Петергофа под Санкт-Петербургом включают Верхний сад во французском стиле с тремя большими фонтанами и Нижний сад в английском стиле, в который входит знаменитый Большой Каскад у Петродворца. В солнечную погоду парки Петергофа поистине ослепительны – как ослепительны статуи Большого Каскада, покрытые золотом.

13. Сад Инверью в Шотландии

Инверью – настоящий субтропический рай, расположенный глубоко в горах, весьма популярный у туристов в дождливой Шотландии. Здесь цветут голубые маки, калифорнийские эритроны и бесчисленные растения из Южной Америки, а также эвкалипты из Тасмании и Австралии.

14. Сады Эйриньяк во Франции

Сады Эйриньяк, расположенные в самом центре исторической области Перигор, включают растительность в форме геометрических фигур, первоначально оформленных еще в XVIII веке. Эти сады состоят из деревьев с ослепительно зелеными кронами: кипариса, тиса, самшита. В 2004 году Министерство культуры Франции присвоило этим садам статус Выдающихся (Jardin Remarquable).

15. Сады Виллы Ланте в Италии

В северном Лацио находится вилла Ланте с садами в стиле итальянского Ренессанса. Особенностью этих садов, классифицированных не иначе как Grandi Giardini Italiani (Великие итальянские сады), являются его водопады, фонтаны и каскады.

16. Парк Нонг Нуч в Таиланде

Нонг Нуч находится недалеко от Паттайи и славится своими тропическими садами, изобилующими разными сортами орхидей, папоротников и прочих экзотических цветов. Здесь же есть много животных, которые заслуживают внимания иностранного туриста.

17. Парк замка Куранс во Франции

В 50 км к югу от Парижа расположился замок Куранс, построенный в стиле Ренессанса. Этот замок окружен парком, который можно назвать одним из самых красивых водных парков XVI века.

18. Парк дворца Хет Лоо в Нидерландах

Парк, расположенный в Апелдорне, в провинции Гелдерланд в Нидерландах, разработан Клодом Дего, известным французским садовником, а также племянником и протеже известного ландшафтного архитектора Андре Ленотра. Парк по сей день сохраняется в том виде, в котором он был создан в момента своего основания в XVIII веке.

Сады и парки мира – Садово-парковое искусство

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Ландшафтная архитектура и дизайн. Садово-парковое искусство или что такое классические парки?

В последние годы наши города хорошеют на глазах, приводятся в порядок парки, зеленое убранство «к лицу» улицам и площадям, зеленые уголки появляются даже там, где и не мечталось: на Никольской, Тверской… Прошу извинить, господа, что в качестве примеров я использую Москву – очень люблю этот город. По-другому, люблю и Санкт-Петербург, где стараюсь бывать чаще. Именно любовь к городским зеленым ландшафтам заставила обратить внимание на проблемы: незнание основных понятий садово-паркового искусства и соответственно равнодушие к красоте архитектурных ландшафтов людей, многие из которых вообще не понимают: что тут собственно смотреть?! Кстати, в Питере эти проблемы тоже актуальны, в основном среди новых жителей, поскольку «старых» питерцев, тем более петербуржцев, это практически не касается. Честно говоря, мало утешают и эмоциональные шаблоны, типа «ах, какой цветочек!» или «какая замечательно красивая клумба!». А какой цветочек – может, солитер? А клумба, какая? Плоская или объемная, может ярусная?

Малограмотность в вопросах ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства стала, к сожалению, общим местом в жизни россиян. Причем малограмотными в этом отношении являются не только обычные люди, но и менеджеры, ведущие ряда сайтов, пишущие о садах и парках. За примером далеко идти не надо: на одном из сайтов Калининграда написано, что в городском парке на проспекте Победы есть интересный объект – полуротонда памяти королевы Луизы. Я обшарила весь парк, не нашла, остался только небольшой угол недалеко от ворот. Решила уточнить у молодого человека, сидящего на скамье, но он повел себя так необычно, что у меня закралось подозрение: что-то здесь не так, возможно, с названием… Так оно и было, пройдя по аллее я увидела невдалеке небольшое парковое сооружение, вроде перголу – это была она, пергола памяти королевы Луизы. Многие скажут: ну и что, подумаешь, какая разница полуротонда или пергола! А вы подумайте, господа, каково прочитать, что Наташа Ростова в перерыве между танцами присела на садовую скамейку в бальном-то зале.
Это незначительное происшествие стало последней каплей переполнившей чашу моего терпения – я решила надо что-то делать! Поскольку я по натуре человек действий, то открываю ликбез, который, надеюсь, добавит хоть «ложечку меда в бочку дегтя».

Начиная с этого дня, раз в месяц мы будем говорить с вами о садах и парках, их общих чертах, основных компонентах и элементах и о том, что там можно увидеть. Пора!

Короче, если наслаждение красотой зданий и сооружений предполагает умение видеть и читать закономерности и особенности объемной архитектуры, то сады и парки – это ландшафтная архитектура, которую тоже можно научиться видеть и читать, вот тогда придет понимание и соответственно наслаждение красотой этих прекрасных произведений. Более того, речь пойдет не о ландшафтной архитектуре в целом – достаточно сложной системе понятий, а только об основных понятиях в садово-парковом искусстве. Для этого не нужно много времени и труда, основные закономерности и элементы садово-паркового искусства немногочисленны, в этом отношении их вполне можно сравнить с буквами алфавита и правилами составления предложений.

Понимаю, что среди вас, друзья, есть люди, которым многие, а возможно, все понятия этой темы хорошо знакомы. Но некоторым, включая меня, ряд понятий и даже тем внове, поэтому обращаюсь к знатокам, будьте, пожалуйста, к нам, малограмотным, снисходительны и позвольте разобраться в хитросплетениях терминов и понятий садово-паркового искусства. Тем, кто вместе со мной потратит на их изучение толику времени, откроется огромный чудесный мир и…возможность стать участником нашей группы, формирование которой начнется в октябре месяце, а с правилами приема в группу можно будет познакомиться в сентябре на моих Новостных лентах в Fb и VK.
Я не специалист в вопросах садово-парковой архитектуры, но, надеюсь, мое и ваше желание разобраться и понять суть явлений поможет. Кроме того, несколько лет назад я читала своим студентам лекции по аналогичным темам, поэтому некоторый опыт у меня есть. Постараюсь сделать мини-курс нашего ландшафтно-архитектурного ликбеза кратким, наглядным и интересным.

Сначала общая предварительная информация. Ежемесячные беседы нашего ликбеза будут состоять из двух частей. Первая часть всегда будет посвящена чисто теоретическим вопросам, вторая часть – практически значимым понятиям. Например, в данной первой части “Садово-парковое искусство” приведена краткая характеристика классических типов парков. Определить принадлежность каждого ныне существующего парка или сада к конкретному типу очень сложно, поскольку каждый из них представляет собой сочетание элементов нескольких стилей. Это под силу только искусствоведу, как и составление характеристики всего сада или парка. Поэтому предлагаю ограничиться реальной задачей: разобраться в совокупности главных элементов любого сада и парка, понять их основные черты, чтобы визуально различать их на местности, а также самонаучиться составлять краткие характеристики отдельных элементов ландшафтной архитектуры на основе фотоматериалов, желательно, своих, авторских. Вот сверхзадача на ближайшие месяцы. Вторая часть сегодняшней нашей беседы – “Партеры, газоны и цветники” – это своего рода инструкция к действию, поскольку ее содержание составляют конкретные, нужные нам сведения об основных элементах оформления травянистых насаждений парков и садов. Любой из этих элементов может стать предметом вашего пристального внимания и объектом фотосъемки.

Собрав все вместе опубликованные в группе материалы, мы сможем впоследствие составить совместные большие альбомы садов и парков (уникальные, авторские, созданные нами) и, чем черт не шутит! их опубликовать, в интернете, конечно. Мечты, мечты…

Однако же пора, начинаем, с парков, разумеется!
Основу любого парка в Европе (речь пойдет пока только о Европе) составляют три компонента: растения, водоемы и простейшие, часто искусственные формы рельефа. Разнообразие сочетаний этих трех компонентов составляет основу композиций большинства ныне существующих садов и парков.

В садово-парковом искусстве Европы стилей всего три, от четвертого – античного остались лишь несколько фрагментов, поэтому его характеристику в принципе можно опустить. Для любителей древностей, которые могут выбрать для своего рассказа один из воссозданных парков античности, укажем главные особенности: преобладание цветочных насаждений и композиций, декоративных элементов белого цвета и скульптуры из бронзы. В различных городах Италии пытаются возродить уголки «античных» парков, в частности Розарий комунале в Риме (Roseto Comunale – Rose Gardens), две части, которого смотрите ниже.

Классических типов парков – три, и они соответствуют трем художественным стилям:
Итальянский парк – стиль ренессанс, формировался, как правило, на склоне холма или нижней части горы. Вся поверхность парка была разделена на террасы или ступени, единого крупного водоема не было, но на каждой террасе – небольшие водоемы. Вода подавалась на верхнюю террасу (акведуки хорошо строить научились еще римляне), а затем стекала вниз через систему фонтанов-каскадов размещенных на каждой ступени, поэтому итальянские парки часто называются каскадными (террасными или лестничными). Парковые насаждения были представлены преимущественно кустарниками и деревьями, вспомните, лето в Италии очень жаркое и засушливое, поэтому травянистые газоны практически отсутствовали. Их место занимали дорожки и лужайки, покрытые мелким разноцветным гравием. Опять-таки, учитывая особенности летних температур, кустарники и деревья коротко стрижены, общая высота деревьев обычно не превышала 1,5 м, а кустарников – в два раза ниже. Это важно понимать, потому что иногда в фильмах или спектаклях мы видим, что Ромео и Джульетта (или иные герои итальянского Возрождения) заблудились, не нашли, не увидели друг друга в парке. Реально сделать это было очень трудно, т.к. парки были небольшими по территории, а растения низкими, впрочем «ночью все кошки серы»…
В настоящее время проблемы воды в парках Италии не существует, поэтому растения в таких парках существенно подросли, распространение получили травянистые и водные партеры. Но пандусы, ступени и лестничные переходы по-прежнему ведут с террасы на террасу, и каскады фонтанов весело шумят, радуя посетителей. Например, парк виллы д’Эсте в Тиволи близ Рима, созданный в середине XVI века.

Французский парк – стиль барокко, формировался на плоской, ровной или специально выровненной поверхности. Использовались естественные водоемы или часть их; создавались небольшие искусственные водоемы (пруды и/или каналы) и многочисленные фонтаны. В парках широко использовались древесно-кустарниковые и травянистые насаждения, причем почти исключительно стриженные. Основным принципом создания таких парков были симметризм и геометризм композиционных форм: партеров, бордюров, боскетов, аллей и т.п. Поэтому французский парк имеет второе название регулярный. Однако, стриженые деревья и кустарники здесь заметно выше, чем в итальянском парке, много цветников, а дорожки часто покрыты одноцветным гравием. Пример, парк Шантийи во Франции, созданный в XVI – XVII вв., на крупном водоеме линейного типа, состоит преимущественно из системы садов, цветочных и газонных партеров.

Большинство исторических парков является частью дворцово-парковых или усадебных комплексов, но нас в соответствии с темой будет интересовать только садовая и парковая их составляющие (пока, в течение нескольких месяцев).
Первый блок (несколько частей) будет посвящен первому, основному компоненту, РАСТЕНИЯМ, которые собственно и есть парк или сад. Поскольку парк и сад – это живые комплексы, то без живых голосов и их носителей нам не обойтись. “Живое в живом”, последний раздел первого блока будет о них, животных – обитателях парков и садов.

Заканчивая “Садово-парковое искусство”, обращаю ваше внимание на одну принципиально важную особенность: различие понятий растительность, растения и насаждения или посадки. Есть две группы ландшафтов: природные ландшафты (растительность или естественная растительность) и искусственные ландшафты – сады и парки (садово-парковые насаждения или посадки). Всё вместе (растительность) и (садово-парковые насаждения) – это растения (деревья, кустарники и травы). Поскольку в дальнейшем будут рассматриваться созданные человеком произведения садово-паркового искусства, то в тексте допустимо использование понятий только насаждения или посадки, а также растения.

Пора познакомиться с основными видами оформления травянистых насаждений: партерами, газонами и цветниками.

7 лучших ботанических садов мира, по которым хочется бродить часами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Именно сады и парки являются самыми посещаемыми и любимыми местами отдыха для современного человека, где можно расслабиться, вздохнуть полной грудью любуясь красотой и великолепием природы. Ну а если это уникальный ботанический сад или изысканный дворцово-парковый комплекс, где собраны самые редкие и необычные растения мира, да еще и оформлены невероятными экспозициями благоухающих цветов и экзотических кустарников с огромным количеством фонтанов и озер, то такая прогулка станет незабываемым событием и принесет массу удовольствия всем без исключения.

Поскольку не все города и даже огромные регионы могут похвастаться столь экзотической достопримечательностью, то эксперты Novate.Ru решили познакомить своих читателей с самыми
удивительными и прекрасными оазисами, откуда даже уходить не захочется. Ведь куда приятней прогуляться по тенистым аллеям, любуясь великолепием природы, нежели бродить по пыльным и шумным улицам, даже если они и украшены разноцветными клумбами или поражают архитектурными шедеврами.

1. Дворцово-парковый комплекс Версаль (Париж, Франция)

Сады Версаля в Париже – это великолепие и роскошь самой матушки природы, умноженные на уникальное творение рук человеческих. Самый заурядный и обыденный охотничий домик короля Людовика XIII со временем перестроенный потомками в настоящий дворец и окруженный просто шикарным садом превратился в настоящую достопримечательность всей Франции.

Уже Людовик XIV превратил эту местность в облагороженный и изысканный парк считая, что таким образом доказывает величие и могущество короля, ведь в мире столь великолепному творению еще не было равных.

Вот с тех давних пор весь дворцово-парковый комплекс Версаля (занимает площадь 900 га), украшенный не только природными экспонатами, но и скульптурами, фонтанами, гротами и озерами превратился в излюбленное место увеселений для королей и дворцовой элиты. Теперь же он превратился в излюбленное место паломничества многомиллионной армии туристов и является Мировым наследием культуры, взятым под охрану ЮНЕСКО.

2. Ботанический сад в Рио-де-Жанейро (Бразилия)

Ботанический сад (Jardim Botânico Fanchette Rischbieter) в Рио-де-Жанейро был основан еще в 1808 г. королем Португалии Иоанном VI на сравнительно на небольшом участке земли около 140 га. Первоначально на его территории проходили акклиматизацию весьма полезные и популярные пряные индийские растения, такие как мускатный орех, корица, перец.

Но со временем он превратился в настоящий оазис для экзотических растений и теперь в его владениях произрастает около 6500 видов самых невероятных представителей флоры, некоторые из которых уже практически исчезли с лица земли. На самых облагороженных территориях посетители могут увидеть коллекции бромелий, орхидей, невероятных хвойных растений и самых экзотических кактусов. Кроме того в этом удивительном комплексе есть огромная ботаническая библиотека, в которой хранятся собрания . сушеных фруктов и ягод, гербарии редчайших бразильских растений и множество самых невероятных фотографий.

Здесь же можно прогуляться по фантастическим садам, включая кактусовый, японский, «Сад чувств» и даже посетить «Озеро рыбака», которое в точности воссоздает амазонский пейзаж. И самый знаменитый пруд Лаго Фрей Леандро, на котором туристы могут увидеть уникальные водяные лилии «Виктория».

Не только фонтаны, скульптуры и исторические памятники украшают весь заповедный ансамбль, но самым незабываемым станет близкое знакомство с обезьянками-капуцинами, мармозетками, а если повезет и с туканами. Всего же на просторах парка можно увидеть в непосредственной близости около 140 видов птиц, редчайшие виды земноводных, к сожалению, некоторых из них в дикой природе уже и не встретишь. Это удивительное и прекрасное место еще в 1992 году было объявлено ЮНЕСКО биосферным заповедником и теперь охраняется законом.

3. Сингапурский ботанический сад (Сингапур)

Практически в самом центре современного мегаполиса расположился настоящий рай – ботанический сад Сингапура (Singapore Botanic Gardens) в комплексе с Национальным садом орхидей и суперсовремнным «Садом у залива». Этот экзотический оазис больше похож на фантастический парк, оформленный в футуристическом стиле, и действует уже более 150 лет.

На его просторах посетители могут увидеть не только необычные деревья и растения странной формы, но и множество мостов, вычурных конструкций супердеревьев. Каждое такое фантастическое творение представляет собой специальный каркас, в котором высажены папоротники и тропические цветы.

На территории этого уникального природного комплекса создан Национальный сад орхидей, в котором находится самая большая в мире коллекция этих волшебных растений. Сложно себе представить, но всего лишь на 3 гектарах земли произрастает более 60 тыс. видов самого известного и желанного цветка на планете.

И что самое приятное этот тропический оазис в гармоничном тандеме множества отдельных парков, коллекций и всевозможных зон отдыха открыт для посетителей в свободном доступе с 5-00 до 24-00 часов ежедневно!

4. Тропический сад Нонг Нуч (Таиланд)

Тропический сад Nong Nooch Tropical Garden является одним из крупнейших ботанических садов Юго-Восточной Азии. В нем нашли свое место самые экзотические тропические растения со всего мира, многие из которых являются исчезающими.

Этот заповедник состоит из демонстрационных садов украшенных потрясающими живыми композициями, выполненными в различных стилях, также можно посетить сад коллекционных посадок, парк орхидей и кактусов.

Помимо всего прочего в этом заповедном месте созданы парк бабочек, два огромных искусственных пруда, театр, зоосад и даже есть колледж ландшафтной архитектуры, а также миниатюрная железная дорога.

5. Монреальский ботанический сад (Канада)

На сегодняшний день Ботанический сад (Botanical garden Montreal) – восхитительный оазис в центре Монреаля, являющийся настоящей достопримечательностью, которая пользуется особой популярностью, как среди горожан, так и среди многомиллионной армии путешествующих. Этот островок уникальной растительности в суровом климате Канады по праву считается одним из красивейших ботанических садов мира.

Огромная территория сада разбита на 30 тематических парковых зон, общая коллекция которого насчитывает более 26 тысяч представителей флоры, также имеется 10 выставочных оранжерей. Экспозиции отдельных зон отражают не только растительность того или иного региона или страны, но и их традиции.

Большой популярностью среди туристов пользуются: сад ядовитых растений, розарий и альпийский садик. Все эти уникальные оранжереи и сама парковая зона открыты для посетителей круглый год, но самая «горячая пора» приходится на февраль-апрель, когда на его просторах проводится шоу-выставка бабочек Butterflies Go Free.

6. Бруклинский ботанический сад Нью-Йорка (США)

Бруклинский ботанический сад (Brooklyn Botanic Garden) – живописный и благоухающий остров среди сверхсовременного мегаполиса. Хотя площадь его не так уж велика, всего лишь 100 га, но них расположили около миллиона различных видов растений, и все это великолепие объединили в 50 коллекций, в которых собраны представители флоры со всего мира.

Для некоторых парков созданы особые условия содержания, ведь там расположены экземпляры произрастающие в тропических дождевых лесах, кактусовых пустынях, есть даже экспозиции с изумительными древними деревьями.

Во владениях ботанического сада расположены несколько оранжерей, альпинариев, водоемов с кувшинками и лотосами и уникальные сады камней, азалий, орхидей и самый популярный и восхитительный во время цветения – сад цветения вишен. Этот комплекс открыт для гостей и жителей города круглый год, ведь он является самой прекрасной достопримечательностью города, причем выступает еще в роли крупнейшей научно-исследовательской базой.

7. Полярно-альпийский ботанический сад-институт (Россия)

Пожалуй, один из самых необычных ботанических садов нашего списка, поражающий не экстравагантными творениями рук человеческих, а больше своими экспонатами, которые умудряются выживать в столь суровых полярных условиях. Этот уникальный объект был заложен в 1931 году в качестве эксперимента, для того чтобы обеспечить ученых-натуралистов уникальной базой для изучения возможности существования растений из разных климатических зон в экстремальных условиях Кольского полуострова.

За время существования заполярного дендрария здесь пытались выживать около 30 тысяч различных видов флоры, но лишь 3500 сумели таки приспособиться к климатическим особенностям Крайнего Севера. Среди уникальных коллекций заповедника особо выделяются и пользуются спросом у туристов (и даже сюда добираются!) – каменистый сад, сад подснежников и живой гербарий.

Наряду с ботаническими садами и заповедниками туристы любят посещать и храмы. Ведь каждый народ для их создания не жалел ни сил, ни денег и благодаря этому есть некоторые просто шедевральные творения, при взгляде на которые невольно поверишь в любую высшую силу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: