Дуб священный – Легенды о цветах, мифы и истории

ДУБ

С давних времен дуб был у славян священным деревом — царем лесов. Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.. Связан с образом громовержца Перуна, дуб и дубовая роща служили местом молений и пребыванием божества. Существовала вера в его целительную силу, и от веток исходит благословение. У дуба очень мощная энергетика, и кто общался с деревом, ощущают небывалый подъем сил и ясность мысли. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.

.Считалось, что священный дубы оберегают окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался как божество. . Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном, в древних грамотах об этом упоминается местность Перунов Дуб.

Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом – опасно. Это отголоски сказочных мифов славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния в первую очередь бьет в дуб.

Преимущественно к дубу относили наши предки и придание о мировом древе.

В старинных преданиях говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир.

Именно так выглядит дуб в русском заговоре: «…Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и до ветху…»

Существовали целые заповедные священные дубовые рощи.

В некоторых старообрядческих селениях брачный союз заключался таким образом: парень, сговариваясь с девицей о будущей семье, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.

Древние мудрецы предсказывали судьбу, вслушиваясь в шорох ветвей дуба…

БЕРЁЗА

Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Берёза – дерево, символизирующее весну и воскресение, месяц апрель – берёзозол. воплощением небесного сияния, света

Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями»

Русское название березы связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

С березой связана славянская руна – Берегиня – Береза, Судьба, Мать, Земля.

Берегиня в славянской традиции – женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В древних сказаниях под именем Берегини выступала богиня Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы.

Во многих поверьях береза символизирует женское начало., обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу.

Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.

Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома.

Береза считается счастливым деревом, ее сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка…

Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков.

У славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. .

Берёза в Славянской мифологии – это дерево Начала Жизни, дающее народу новых Русов.

КАЛИНА

Калина у славянских народов издревле была символом молодости, девичества, веселья . В народных преданиях – это женщина, ее судьба, ее доля.

Расцветает она нежным белым цветом, блистая чистотой и красотой. С замужеством приходит радость пополам с заботами . Рождается ягода – не то горькая, не то сладкая. Под дождем и ветром ломаются хрупкие веточки калины.

Калиновые гаи издавна назывались священными. По поверью, если качать в калиновой люльке ребенка, он вырастет певучим.
Красный цвет калины обладает огромной силой оберега, потому и наряд невесты раньше всегда был красного цвета.

В старину калина обязательно присутствовала в свадебном обряде. Она является главным украшением венка невесты, свадебного деревца, свадебного каравая и других атрибутов свадьбы.
Венки невесты плели из калины, барвинка и других пахучих трав – это обеспечивало любовь молодых на долгие годы.

Калина – это и символ продолжения рода, есть даже выражение: «Калина роду род давала».

По преданиям, когда в семье рождалась девочка, в первую купель клали ягоды и листья калины, чтобы она была красивой, румяной, счастливой и здоровой. Калину вешали рядом с роженицей, чтобы она и ее ребенок были здоровыми и счастливыми.

ВЕРБА

Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах.

Верба также символизирует быстрый pост, здоровье, жизненную силу, плодородие. По поверьям, молодая освященная в Вербное воскресенье, вербочка защищает от стихийных бедствий, и от болезней.. Kак символ роста вербы упоминается в молитвах и благопожеланиях. Древние славяне верили, что верба, брошенная против ветра, погоняет бypю, брошенная в огонь – yсмиpяет его, а посаженная в поле – оберегает посевы, что выброшенные на двоp ветки – останавливают град.. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы- от града, останавливать бурю, обнаруживать клады и т. д.

Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник – верили, что это спасет от попадания молнии. Целительным средством освященная верба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в порошок пили (с можжевельником), прикладывали в примочках.

Известны песенные фольклорные тексты, связывающие веpбy с Солнцем и Hебом. В славянских верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного. Известны старинные сказания о чудесной дудочке, котоpyю можно сделать из вербы, pастyщей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный лyч, и где она никогда не слышала петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загpyстившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в yльи диких пчел.

Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне, отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек.

Славяне верили, что веточки вербы сулили добро и счастье. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые с верой что они защищают их и придавали остроту зрению.

ЛИПА

Название этого дерева во всех славянских языках происходит от слова «липнуть» (благодаря вязкому соку). Липе приписывалась мягкость, что сделало ее символом женственности, нежности, противоположностью «мужскому» дереву – дубу. У славян липа прочиталась не просто как символ женщины, но как «мать деревьев», дарительница жизни (подобное отношение связано с ролью липы в материальном благополучии человека). Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады.

В русском народном творчестве прекрасная липа связана любовью и с дубом и с кленом.

Липа была тесно связана с православным культом и христианскими легендами. Именно она считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. Согласно легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с маленьким Христом во время их бегства в Египет. Липа — дерево, во всех славянских традициях почитаемое как святое. У южных славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов, особенно древних.

Липа считалась также счастливым деревом, которое не боялись держать около домов. Священный характер дерева обусловил использование древесины липы для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.

В связи с этим естественным был запрет трогать почитаемые липы, наносить им ущерб, рубить их, ломать ветки.

Липу использование в качестве универсального оберега. Повсеместно считалось, что в липу не бьет молния, поэтому ее сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы. Русские вешали крестики из липы на шею человека. Во время венчания держали над головами новобрачных липовую ветвь в качестве оберега. Ею украшали дома в Юрьев день и на Троицу.

Топ-10 Удивительных легенд о мифологических деревьях

На протяжении всей истории мы слагали мифологические рассказы и наделяли магическими способностями практически всё, что находится под Солнцем. Тем не менее, деревья, пожалуй, являются одними из наиболее логичных кандидатов для приписывания подобных качеств. Ведь деревья наполнены жизненной силой, живут гораздо дольше, чем люди, и возвышаются почти над всем живым на Земле.

10. Калпаврикша (Kalpa Tree)

«Калпаврикша», также известное как «калпатару», является деревом желаний, однако его мифология гораздо более сложная. Калпаврикша это не просто одно конкретное дерево в индийской мифологии – это целое духовное понятие. Однако исполнение желаний может быть не самым прямым переводом, так как смысл дерева заключается не в том, чтобы быть джинном, который может исполнить любое ваше желание. Калпаврикшам поклоняются, потому что люди считают, что они связаны с божественным.

Даже Александр Македонский отправлялся на поиски этих деревьев в надежде на то, что его желания исполнятся. Как и многих людей, его манила идея получить без каких-либо усилий все земные блага, которые он мог только пожелать. В Индии есть много деревьев, которые считаются более или менее священными, в зависимости от заявлений, которые были сделаны людьми, рассказывающими о том, были ли исполнены их желания. Многие из этих деревьев по-прежнему часто посещаются людьми, и у этих деревьев люди оставляют дары в надежде снискать благосклонность богов. Одно дерево в Индии, как полагают, обладает силой помогать людям в суде, и те, кто идут в соседний суд часто перед этим молятся дереву.

9. Вечный баньян (Eternal Banyan Tree)

Баньян этот тот вид дерева, под которым восседал Будда, в соответствии с некоторыми легендами, однако его мифологическое значение намного глубже. В то время как баньяны являются реальными деревьями, существуют много верований относительно их магической природы, которые сохраняются и по сей день. В одной истории рассказывается об отце, который послал своего сына сорвать плод с дерева и посмотреть на семена внутри. Затем он сказал мальчику открыть одно из семян и сказать ему, что он увидел внутри. Мальчик сказал, что он ничего не увидел, и его отец объяснил, что из этого ничего возник баньян.

В этой истории он использует это как урок, чтобы объяснить, насколько много жизни и величия может исходить из такой малости. Тем не менее, дерево обладает поистине мифическими силами, помимо своего потрясающего размера. Многие люди до сих пор убеждены, что корни баньяна никогда не перестают расти, они растут вниз вглубь Земли и ведут к настоящему вечному дереву. Так же, как феникс восстаёт из пепла, в соответствии с легендой, срубленный баньян воспользуется своими мощными корнями, находящимися глубоко под землю, чтобы вернуться к своей былой славе.

8. Нарифон (Nariphon)

Одна из самых странных когда-либо рассказанных народных сказок, происходит из Таиланда и рассказывает о том, что называется Нарифоном. Легенда гласит, что жена принца была сослана в лес Химванти (Himvanti), где она наткнулась на деревья, на которых росли очень странные фрукты – миниатюрные женщины. В соответствии с легендами, эти деревья должны были защищать нашу героиню во время её путешествий по лесам, потому что женщины были невосприимчивы к их магии. Тем не менее, в соответствии с легендой эти деревья были очень опасными для мужчин.

Если мужчина срубал Нарифон, или срывал с его ветвей фруктовую женщину, а затем занимался с ней сексом, он становился стерильным. Если он обладал какими-то магическими способностями, то он также терял их. Самая странная часть легенды заключается в том, что эти фруктовые девушки описываются во многих историях, и длина их тела составляет порядка 20 сантиметров, поэтому даже если вы напряжёте свою фантазию, довольно сложно представить, как бы у мужчины это получилось.

7. Иггдрасиль (Yggdrasil)

Иггдрасиль является древним скандинавским древом жизни, и очень важной частью рассказов о боге Одине (Odin). Согласно мифам, Один надеялся получить больше мудрости, поэтому он отправился в путешествие на своём коне, Слейпнире (Sleipnir). В ходе действия, в котором прослеживается несколько параллелей с историей Христа, Один повесился на мировом дереве, и провисел на нём в общей сложности девять дней и девять ночей. Один также был пронзён копьём, хотя в этом мифе он наносит травму самому себе. В мифах также говорится, что после долгих испытаний Один всё же смог получить мудрость, которую он искал, из магических рун.

В некоторых рассказах дерево жизни является чем-то большим, чем просто символическим деревом, на котором повесился Один. Скорее всего, оно также является интерпретацией самих небес. Оно иногда описывается с орлом на вершине, который ассоциировался с Одином, и змеёй внизу, которая представляла собой подземный мир.

6. Дзиммэндзю (Jinmenju)

В то время как фруктовые девушки из тайского фольклора немного странные, у них всё равно есть определенная невинность. Однако с их японским двоюродным братом, Дзиммэндзю, гораздо сложнее справиться. В мифах эти деревья растут в горных районах, как правило, очень редко и далеко от места, где кто-либо мог бы подтвердить их существование. Уникальными эти деревья делает то, что их плоды на самом деле являются человеческими лицами. Эти лица смеются, когда рядом проходят люди, и, вероятно, могли бы заставить обычного человека бежать без оглядки в противоположном направлении.

К счастью, Дзиммэндзю на самом деле не нападают на людей, и если вы посмеётесь над деревом, то плод затрясётся и упадёт на землю. Если у вас есть страстное желание попробовать на вкус человеческое лицо, и вы сможете найти одно из этих мифологических деревьев, вам повезло, потому что согласно легендам, вкус голов напоминает вкус цитрусовых плодов.

5. Заккум (Tree Of Zaqqum)

Заккум упоминается в Коране несколько раз и по легенде, существует только в аду. Он содержит очень горькие плоды, которыми кормят людей, находящихся в аду, которые просят чего-нибудь поесть. Считается, что это демоническое дерево получает питание непосредственно от пламени адского огня. Отрывки из Корана объясняют, что когда обитатели ада начинают сходить с ума от голода, у них нет выбора, кроме как съесть отвратительно пахнущий плод с Заккума.

Но и это ещё не всё: после того, как проклятые жители ада съедают плод, от которого отпадают их лица, им дают ужасное варево из кипящей жидкости для питья. Это заставляет их тела разваливаться в расплавленную кучу плоти и костей. Затем они отправляются обратно в адский огонь и повторяют процесс. На самом деле не имеет значения, религия какой мифологии рассказывает историю: Ад звучит довольно страшно в любой из них.

4. Шепчущий дуб Додоны (Whispering Oak Of Dodona)

Фотография: Fingalo

Этот мифический дуб происходит из греческой мифологии и являлся одним из первых оракулов Зевса в древние времена. Само дерево не могло говорить на человеческом языке, но, как и у любого дерева, его листья шелестели на ветру, и издавали шум. В то время как довольно трудно сказать наверняка, кто первым придумал эту идею, в соответствии с некоторыми источниками, первым оракулом Додоны, скорее всего, была египетская жрица, которую похитили и привезли в эту область.

В то время как у дерева действительно была реальная история, оно также появилось в мифологии. В истории Аргонавтов боги сказали Ясону использовать ветку дерева в строительстве его корабля, чтобы обезопасить его путешествие. В Илиаде Ахиллес также отправился в Додону, чтобы получить наставление. К сожалению, реальное дерево было срублено после того, как христианство стало господствующей религией в этой области.

3. Поднебесное дерево (Sky-High Tree)

Эта народная сказка из Венгрии начинается с того, что пастушок пробрался в царский сад. Он увидел великолепное дерево и решил, что ему непременно нужно забраться на него. По мере того, как он забирался всё выше и выше, ему повстречались одни из самых фантастических вещей, которые он когда-либо видел. Высоко в небе, в верхней части дерева, он обнаружил целые храмы, замки и красивые пейзажи. Однако, венгры, не являются единственными, у которых есть поднебесное дерево в мифологии.

В Сибирской мифологии легенды о дереве, которое достигает небес, являются довольно популярными. В этих легендах у дерева есть более важная задача, нежели просто быть местом чудес, оно в буквальном смысле удерживает небо наверху. Согласно древним мифам, небо нуждается в чем-то для опоры. Однако, между легендами есть некоторые различия. Некоторые считают, что дерево не обязательно удерживает небо, что оно на самом деле проходит через него, а согласно другим легендам дерево сгибается, когда достигает вершины неба. Тем не менее, в обоих случаях дерево является своего рода порталом в другие миры. Если вам удастся добраться до самого верха Поднебесного Дерева, вы найдёте вход в какую-либо версию рая.

2. Дерево Лотоса (Lotus Tree)

В то время как цветок лотоса, безусловно, является реальной вещью, дерево лотоса присутствовало в различных мифологиях в течение длительного времени. И учитывая, что оно прошло через несколько культур, рассказы об этом дереве сильно отличаются друг от друга. У греков, возможно, была одна из самых странных версий. Согласно греческому мифу, существовала молодая богиня по имени Лотос, и она, в конце концов, превратилась в дерево, чтобы защититься от нежелательных сексуальных домогательств другого бога по имени Приап (Priapus).

Плоды из дерева лотоса также фигурируют в гомеровских легендах, когда Одиссей и его люди высаживаются на земле Лотофагов (Lotus Eaters). Когда эти люди ели плоды с дерева, они были настолько вкусными, что заставляли их забыть обо всём, что было для них важным в жизни. Этот миф привёл к появлению термина Лотофаг для описания людей, которые ведут декадентский образ жизни, но, по сути, проживают скучные и бессмысленные жизни.

Само название лотоса обладает большим значением во многих религиозных убеждениях, и также упоминалось в связи с Богом. В некоторых мифах говориться о том, что в раю, по правую руку от Бога произрастает дерево Лотоса. Кроме того, некоторые мифы наделяют символическим значением идею дерева и присутствия божественности. По сути, символ Бога над лотосом показывает то, как божественное может превзойти материальный мир.

1. Дзюбокко (Jubokko)

Согласно фольклору, если вы когда-либо отправитесь в Японию, вам стоит хорошо оглядеться, прежде чем подходить к какому-либо дереву, потому что оно может оказаться Дзюбокко. Это дерево чрезвычайно обманчиво, и с расстояния выглядит абсолютно безобидным деревом. Однако если вы пристально всмотритесь, вы заметите, что его ветви выглядят странно способными хватать вещи, и если вы обратите внимание на основание дерева, то вы увидите человеческие останки, которые скопились грудой. Если вы столкнётесь с чем-либо подобным, бегите со всех ног, пока вы не стали следующей жертвой дерева-вампира.

Деревья Дзюбокко когда-то были обычными деревьями, существующими согласно законам обычных деревьев, до тех пор, пока земля, на которой они росли, не была обагрена кровью. Когда корни деревьев были залиты кровью, они превратились в потусторонних, злых духов деревьев, которые питаются исключительно кровью. Если вы подойдёте слишком близко к одному из этих деревьев, оно схватит вас своими длинными руками, и с силой вопьётся своими отростками в вас, а затем высосет всю прекрасную красную жидкость из вашего тела. Затем ваше тело будет оставлено в виде раздутого трупа для хищных птиц, и нет, Дзюбокко не позвонит вам на следующий день.

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо! :)

Дуб священный – Легенды о цветах, мифы и истории

ДУБ (лат. Quércus) – Этимология не установлена, наиболее убедительным кажется объяснение слова как табуистического образования славян, того же корня, что и дупло , болг. дупка «дыра, нора, яма». В соответствии с этим, дуб первоначально — «дерево с дуплом». Есть мнение, что на древнеславянском «дуб» является однокоренным слову «Перун», в таком случае, это – дерево Перуна.

Как практически все древние народы, наши предки считали многие деревья, особенно старые и большие, (например, вербу, рябину, плодовые деревья – яблоню, вишню и др.) священными. А самыми почитаемыми среди них были береза и дуб, его называли царем леса и этому были вполне веские основания.

Дуб одна из самых долговечных древесных пород на Земле и самая долговечная в Европе. Обычно дуб живет 400 – 500 лет, а отдельные деревья могут достигать возраста 1000 – 2000 лет. Поэтому неудивительно, что именно дуб – одно из наиболее почитаемых у древних славян дерево, посвященное верховному божеству Перуну, символ рода, долголетия, бессмертия, мужества, мужского начала, выносливости.

Вглядись в него: он важен и спокоен.

Кто говорит, что в поле он не воин?

Он воин в поле, даже и один.

Люди верили, что в дубах обитают души умерших предков, что эти деревья обладают магической силой. Среди князей Киевской Руси был особо почитаем Святослав. В одной из многочисленных легенд о нем так рассказывается о его гибели.

Когда Святослав возвращался из Константинополя на родину, напали на него печенеги. Долго бились они, силы киевских ратников таяли, пока, наконец, Святослав не остался один. Сам не свой от радости, скомандовал хан Куря взять его живьем.

Взмахнул последний раз мечем князь, замерли от ужаса печенеги. – Гуляй, Куря, будет и тебе буря! – грозно крикнул Святослав. А потом внезапно просиял лицом и со словами: «Прими, брат, мощный дуб, мою душу» – с силой вогнал меч в живот, и приковал им себя к дубу. В тот же миг загремело небо, и огненный дождь облил печенегов, содрогнулась земля, и попрыгали враги, как те лягушки, в Днепро-Славуту. Когда все утихло, печенеги вновь бросились к дереву, но не нашли там тел Святослава и остальных русичей. Их тела испепелил небесный огонь, белые кости схоронила Матушка Сыра Земля, а их нетленные души перенеслись и воплотились в деревья молодой цветущей дубравы .

В старину с дубом были связаны многие магические обряды, заговоры. Так, на житомирщине, с заговором от детской бессонницы обращались к дубу, каждая ветка которого имела свое имя. Ветка с желудями – мужское, а без желудей – женское. Если бессонницей страдала девочка, то в заговоре называлось имя ветки – мальчика, и наоборот.

Интересен заговор от укуса змеи: «На море, на Океане, на острове Кургане, стоит дуб. Под тем дубом кровать, на кровати лежит девица, змЕина сестрица. Я к ней прихожу, жалобу приношу на казюлей, на ужей…» . Считалось, что при зубной боли помогает подержать во рту свежую дубовую щепочку. Увидеть во сне дуб, усыпанный желудями – к богатству, благополучию. Чтоб путь был спокойным, путешественники оставляли свои посохи возле дуба.

С приходом христианства и вытеснением язычества, негативным толкованием его верований, дубу досталось больше всех, о чем ярко говорят такие присловья, как « с дуба упал», «тупой как дуб» и т.п. Это – следы опорочивания языческих святынь.

Христианская церковь постоянно боролась с верой в святость деревьев, в частности – дуба, с поклонением им как божествам, но отнюдь не исключала их из христианских преданий и легенд, вспомним хотя бы о «древе познания» и «райских яблоках».

Согласно одной христианской легенде, о распятии Христа было объявлено заранее. Все деревья собрались и договорились, что никто из них не станет участвовать в этом событии. Когда начали выбирать дерево для креста, каждый кусок стал раскалываться и крошиться. Только дуб не раскололся и позволил использовать себя для изготовления распятия: он считал поведение деревьев предательством, подобным Иудиному.

Традиционное отношение к дубу в народных легендах и песнях сохранилось. По сей день на Украине существует обычай сажать дубок, когда родится ребенок. До сих пор в рушниках сохраняются мотивы дубовых листьев, чаще всего вместе с калиной, как символы отца и матери, мужа и жены.

Особое отношение к дубу было у запорожского казачества, которое зародилось на острове Хортица – самом большом в мире речном острове на Днепре. Существует народное поверье: пока на Хортице шумят дубы, до тех пор будет защищена Украина. На Хортице рос знаменитый дуб, о котором еще в 10 веке писал Константин Багрянородный. Он простоял почти 2000 лет, аж до 1871 года и засох от старости. Запорожцы поставили ему памятник, а из его желудей насадили сотни молодых дубков по всей Украине.

До наших дней сохранился в поселке Верхняя Хортица другой знаменитый 700-летний дуб, под которым запорожские казаки, писали свое письмо турецкому султану.

Дуб был оберегом казаков и вообще занимал значительное место в их культуре. Существует множество легенд о таинственных казацких кладах, зарытых под дубом, о том, как дуб спасал от лихих ворогов людей, укрывая их под своими корнями или в дуплах.

Одним из непременных атрибутов казака была люлька (трубка), и с этим тоже связано несколько легенд. …Когда Бог разгневался на чертей и начал их скидывать с неба, то один черт летел-летел да и напоролся… на суховерхий дуб. Висел черт на нем до тех пор, пока начала с него труха сыпаться. Стала падать труха на землю, а из той трухи начала расти табачная рассада. Люди стали ее там брать, курить и нюхать, а потом и у себя на огородах развели.

А вот еще одна легенда. Черти, чтоб отвлечь монаха от молитвы, стали его искушать и подпалили стоявший рядом дуб. Но монах не поддался, своей молитвой он обездвижил черта в самом дубе. Рос тот дуб, рос, да и раздавил черта. Вот из этой бесовской крови, пролившейся на землю, и вырос тютюн (табак).

На Западной Украине бытует легенда о происхождении тысячелетнего Дед – дуба. В одном королевстве жил князь Пантелей со своим сыном Дубином. После смерти отца стал править его сын. Был он очень жадный и злой. Ежедневно Дубин приказывал казнить невинных людей, это ему доставляло удовольствие. Жители этого края не могли противостоять самому князю, и пошли просить помощи у колдуна, который жил на большой горе. Маг решил поддержать людей. Он пошел к князю и всех его подчиненных превратил в желудей, а самого князя – в дерево дуб. Вот и стоит этот великан Дед-Дуб на Закарпатье и доныне.

Магия дуба в мифах и легендах

Дуб — это король, царь деревьев во всех смыслах. В мистических традиции всех индоевропейских народов дуб считался самым могущественным деревом и был посвящен небесному богу Громовержцу или Громовнику.

С этим растением связывались такие боги как Зевс, Юпитер, Геракл, Дагда (предводитель древних ирландских богов), Тор, Яхве и даже Аллах.

Считается, что корни дуба уходят в землю на глубину, равную высоте его кроны вот поэтому он и символизирует Бога, законы которого правят и небесами, и преисподней.

В некоторых традициях дуб выступает и как Мировое Древо, центр Мира и всего Мироздания.

Дуб — священное дерево, ассоциируемое с небесными вратами, через которые божество может появиться перед людьми или даже самим жилищем бога или богов.

Кстати недаром в древности двери действительно чаще всего делали из дуба — самого прочного и не знающего износа дерева. А слово Duir (название дуба в друидическом алфавите Бет-Луис-Нион) во многих европейских языках означает «дверь»: например, древне-кельтское «dorus», латинское «foris», греческое «thura» и немецкое «Тьr» произошли от санскритского «dwar», означающего «дверь».

У дуба совершались важнейшие ритуалы, церемонии, инициации и обряды.

Также дуб всегда был олицетворением активной мужской силы, активной жизненной позиции.

Научное название дуба — «кверкус» — происходит от кельтского слова «куэр», что означает «красный, красивый».

Друиды считали наиболее всего священной омелу и дуб, на котором она произрастает. Для совершения торжественных ритуалов они выбирали дубовые рощи и ни одного обряда не справляли без дубовых листьев.

В религии древних германцев также главным священным деревом был дуб. Он, вероятно, был посвящен богу грома Донару, или Тунару, равнозначному норвежскому громовику Тору.

Юты тоже поклонялись властителю грома Дагде, который был связан со священным деревом — с дубом.

В магической практике Севера, дуб использовался в заклинаниях, направленных на защиту, увеличение физической силы, достижения стабильного успеха.

У греков это дерево ассоциировалось с величайшим из богов Зевсом, божеством неба, дождя и грома. Святилище в Додоне, где поклонялись Зевсу в виде дуба-оракула, было, возможно, самым древним и наверняка самым знаменитым в Греции. А на горе Ликей в Аркадии ипостась Зевса как бога дуба и дождя явно проступала в магическом средстве, к которому прибегал жрец Зевса: он обмакивал ветку дуба в священный источник.

В Древней Италии все дубы были посвящены Юпитеру италийскому, двойнику Зевса.

А в Риме на Капитолии ему поклонялись как божеству не только дуба, но также дождя и грома.

У славян дуб также был священным деревом бога грома Перуна, подобия Зевса. Известно, что в Новгороде когда-то стояла статуя Перуна в виде человека с громовым камнем в руке. В его честь день и ночь горел костер из дубовых поленьев, а если он угасал, то служители за недосмотр обрекались на смертную казнь.

У литовцев с дубом связывался бог грома и молнии Перкунас, или Перкунс. В честь него горели вечные огни, поддерживаемые древесиной определенных дубовых пород. Если огонь угасал, его вновь зажигали путем трения кусков священного дерева.

Священным считалось и дубовое полено. С его помощью поддерживался вечный огонь в храме Весты. Его ритуально сжигали в середине лета.

Сжигание полена рассматривалось как акт, ведущий к воскресению духа плодородия (характерно в этой связи широкое использование дубового пепла в народной медицине).

В библейской традиции дуб являлся символом Иисуса Христа, так как по некоторым версиям христианского предания крест распятия был сделан не из осины, а из дуба.

Растения в легендах и сказаниях Руси

Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти

Данный материал будет интересен учащимся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: расширение кругозора детей.
Задачи: познакомить учащихся с красивыми историями, связанными с растениями.

По древним преданиям растениями землю одарил восточнославянский бог Ярило (по мнению ученых, слово это восходит корнями к двум словам яра-весна, и яр-год, не секрет, что раньше, в языческое время, год вел свой отсчет от весны). “Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми. ” И так каждую весну, расцветает земля от зимнего сна.

ЛЕГЕНДА О ЛАНДЫШЕ

В древнеславянских сказаниях цветы ландыша называли слезами Волховы (хозяйка подводного царства), которая любила гусляра Садко, сердце которого принадлежало земной девушке – Любаве. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А крупные слезы-жемчужины, коснувшись земли, прорастали ландышами. С тех времен ландыш на Руси стал символом скрытой любви.

ЛЕГЕНДА О РОМАШКЕ

На свете жила девушка и был у нее любимый – Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать – и приснился ему простой цветок – желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветуечка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого – Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке – “Лю-бит-не любит!”

ЛЕГЕНДА О ВАСИЛЬКЕ

Старинный народный миф повествует о том, как в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие васильки в полях, русалки плетут из них венки и надевают на головы.

ЛЕГЕНДА ОБ ОДУВАНЧИКЕ.

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним:
– О чём ты мечтаешь, Тюльпан? — спросила она.
Тюльпан, не задумываясь, ответил:

– Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.
От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.
– Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? — поинтересовалась богиня.
– Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти, где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.
Ответ розы не понравился Богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.
– Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? — спросила Богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы.
– Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.
В отчаянии Богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.
– Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? — спросила она.
– Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.
Богиня улыбнулась:
– Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.
С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях.

ЛЕГЕНДА ОБ АНЮТИНЫХ ГЛАЗКАХ

На Руси существовало поверье, что жила-была красавица Анюта добрая и доверчивая, да всей душой полюбила она красавца-соблазнителя, но он испугался ее любви и уехал, пообещав скоро вернуться. Долго ждала его Анюта глядя на дорогу, угасая от тоски и умерла. На могиле у нее выросли трехцветные «фиалки», и каждый из цветов олицетворял собой Анютины чувства: надежду, обиду и печаль от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О РЯБИНЕ

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался, пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

ЛЕГЕНДА О КАЛИНЕ

Когда-то давно, когда ягоды калины были слаще малины, жила-была девушка, влюбленная в гордого кузнеца. Кузнец не замечал ее и часто гулял по лесу. Решила она тогда поджечь лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там лишь куст калины растет политый слезами, а под ним сидит заплаканная девушка. Пролитые ей слезы не дали сгореть последнему кусту в лесу. И тогда прикипело сердце кузнеца к этой девушке, да было поздно, как и лес, сгорела молодость и красота девушки. Она быстро состарилась, но к парню вернулась способность отвечать на любовь. И вплоть до старости он видел образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. С тех пор, ягоды калины стали горькими, как слезы от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О ШИПОВНИКЕ

Существует легенда, которая рассказывает, откуда же появился сам шиповник и как были обнаружены его целебные свойства. Когда-то полюбили друг друга молодая казачка и юноша, но старый атаман тоже положил глаз на красавицу. Он решил разлучить влюбленных и отправил молодого парня на военную службу. На прощание тот подарил своей возлюбленной кинжал. Старый атаман хотел заставить казачку выйти за него замуж, но она сбежала и убила себя подаренным оружием. На месте, где пролилась ее алая кровь и вырос куст, который укрылся красивыми цветками с обворожительным ароматом. Когда атаман хотел сорвать удивительный цветок, куст покрылся колючими шипами и как не старался казак, у него ничего не получилось, только руки все изранил. Осенью на смену цветкам появились яркие плоды, но никто не рисковал их даже попробовать, однажды бабушка старая села отдохнуть с дороги под кустом и услышала, как он к ней девичьим голосом промолвив, чтобы не боялась она, а приготовила чай из ягод. Послушалась старушка и выпив чай, почувствовала себя на 10 лет моложе. Хорошая слава быстро разошлась и шиповник стали знать и использовать в лечебных целях.

ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

По русским преданиям, жила в деревне зеленоглазая девушка с красивым лицом, выше всех добродетелей она ценила верность и чистоту. Но приглянулась она внуку Чингисхана, Бату-хану. Несколько дней он безуспешно пыталась поговорить с ней, но девушка была помолвлена и не отвечала Бату-Хану. Тогда Бату-Хан выследил ее, однако не испугалась русиянка, выхватила из-под шушпана кинжал и ударила себя в грудь. Упала замертво к подножию боярышника, и с тех пор молодых девушек на Руси стали называть боярышнями, барышнями, а молодых женщин — боярынями.

Легенда о растении кукушкины слезы

говорит о том, что кукушка на праздник вознесенья плакала над этим растением и на его цветках остались пятнышки от ее слез. Присмотритесь внимательно и вы действительно увидите пятнышки – вот почему растение назвали кукушкины слезы! Другое название кукушкиных слез – ятрышник пятнистый.

ЛЕГЕНДА О ПАПОРОТНИКЕ

Всем известна эта легенда, повествующая об Иванове дне (Языческий праздник Ивана Купалы, ранее, до крещения Руси отмечавшийся в день летнего солнцестояния (т.е. самого длинного светового дня года), сейчас его отмечают 7 июля в день Рождества Иоанна Крестителя т.е. астрономическое соответствие языческому празднику теперь утеряно). Так вот, по легенде, именно в полночь на Ивана Купалу зацветал ярко-огненный цветок папоротника, да такой яркий, что смотреть на него невозможно и раскрывалась земля, выставляя напоказ все сокровища и клады. Невидимая рука срывает его, а руке человека почти никогда не удавалось это сделать. Кто сумеет сорвать этот цветок, тот приобретет власть повелевать всем. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали «в чем мать родила» по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

ЛЕГЕНДА ОБ ИВАН-ЧАЕ

Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!»

ЛЕГЕНДА О КУПАЛЬНИЦЕ

Старинная легенда о купальнице пришедшая к нам из Западной Сибири: “Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. С разгону влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Уныло вздыхая, русалки погрузились на дно озера, но одна так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка в страхе отскакивала в сторону. Последний раз она сидела недалеко от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шёпотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок Купальницы, который сибиряки ласково называют Жарками.”
Как видите, множество сказаний повествуют нам о событиях связанных с растениями. В основном все связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью. Также существует ряд преданий о целительной силе растений.

ЛЕГЕНДА О САБЕЛЬНИКЕ.

В стародавние времена, жил на русском Севере очень мирный народ, но пришел сильный враг и согнал их с родной земли в глухие и болотистые леса. Трудно пришлось им, начались тяжелые недуги и болезни. Воззвали люди: «Господи, пошли нам помощь и спасение!» Появился всадник в ночи, сверкнула его сабля, рассекая густой туман, а наутро вся земля оказалась усыпана пурпурными цветами. Все части этого растения оказались целительными. С тех пор пошло название сабельник т.к. отсекает все болезни и возвращает здоровье.

Наверное, на свете нет ни одного этноса, у которого бы не существовало легенд и поверий о волшебном происхождении и силе растений. С чем это связано? Вероятно с тем, что испокон веков растения были и пропитанием и целителем для людей. Им приписывали волшебные чудодейственные свойства, воспевали в песнях и стихах, изображали в этнических узорах. Жизнь наших пра-пра-пра-пра-пращуров была неразрывно связана с растениями и нашла отражение в фольклоре

lifesouldeath

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

Рассказы о деревьях: Дуб

Друиды отвели дубу почётное место в своём календаре: 21-22 марта. Время весеннего равноденствия
Сначала пороемся в интернете, а потом я добавлю пару изюминок от себя.
**************************************** **************************************** **************************************
Немногие деревья издавна пользуются такой любовью и почетом у всех народов, как дуб. Славяне, древние греки, римляне еще на заре своей истории поклонялись этому дереву, нередко переваливавшему за 1000-1500 лет, приписывали ему чудодейственные свойства, сочиняли про него мифы, легенды, песни и былины. В Греции дубовая ветка была эмблемой силы, могущества и знатности рода. Дубовыми венками награждали воинов, совершавших выдающиеся подвиги.

Обожествляя дуб, древние греки посвящали его Аполлону – богу света, покровителю искусств. Могучие вековые деревья часто провозглашались святыми. Под ними совершались жертвоприношения, проводились оракульские “прорицания”, якобы исходившие от божества: жрецы на свой лад истолковывали шум ветвей и шелест дубовых листьев, составляя пророчества для многочисленных посетителей.

В древнем Риме дуб посвящался верховному богу – Юпитеру, а желуди назывались юпитеровыми плодами. Знаменитый римский натуралист Плиний Старший в своих сочинениях о растениях того времени писал, что дубы “. не тронутые веками, одного возраста со вселенной, они поражают, своей бессмертной судьбою, как величайшее чудо мира”.Подобно грекам и римлянам, и славяне относили дуб к числу святых деревьев. Они посвящали его могущественному богу грома и молнии – Перуну. В старинных летописях можно встретить упоминания о “Перуновом дереве”. Здесь, как и в Греции, приносились жертвы богам, созывались военные советы, принимались важные государственные решения.

Не удивительно, что предки так чтили это дерево. Ведь с лесом всегда была очень тесно связана история древних славянских племен. А там, где они обитали, леса были, как правило, дубовые. Дубравы служили нашим далеким предкам источником питания, защитой от разбушевавшихся стихий и даже своеобразными крепостями во время войн с многочисленными врагами. Как ни странно, но есть научные данные, утверждающие, что и появлением хлеба в умеренных широтах люди обязаны дубу.

Ученые-археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили, что действительно первым “хлебным растением” надо считать не современные злаки – рожь или пшеницу, а все тот же дуб. Обильные урожаи его желудей люди использовали для приготовления хлеба еще в очень древние времена. Советскими археологами при раскопках трипольских поселений на территории современной Кировоградской области найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.
Отсюда: http://www.reznoe.ru/articles10_16.php
*

Вот это корни! Этот дуб, что растёт на Караул-Обе, я называю ЛАОКООН со змеями

*
Мифы и Легенды:
– В Шотландии было суеверие о том, что судьба членов семейства Хэй из Эррола, поместья в графстве Перт, неотделима от омелы, которая растет на огромном дубе. Вот что писал об этом древнем поверье сам представитель рода Хэй: «У равнинных фамилий гербы пришли ныне в совершенное забвение. Но из древней рукописи, а также из воспоминаний немногих оставшихся в живых старожилов графства Перт известно, что на гербе рода Хэй была изображена омела» Но, собственно я речь поведу не об участии омелы, в этом предании, а об участии дуба. Когда-то по соседству с Эрролом, неподалеку от Соколиного камня, рос огромных размеров древний дуб, на котором были целые заросли омелы. Считалось, что если у этого дуба сгниют корни, то «трава прорастет в очаге Эррола и ворон поселится в гнезде соколином», как гласит местная пословица. Для представителя рода Хэй опаснее всего были две вещи: убить белого сокола и срезать ветвь с эррольского дуба. Неизвестно, погибло ли это дерево. но поместье перешло во владение друга семьи, и местные жители, конечно же, утверждают, что незадолго до этого роковой дуб был срублен. Это древнее суеверие нашло отражение в стихах, автором которых принято считать Томаса Рифмоплета:

Пока в Эрроле на дубовых ветвях
Омела и крепок тот дуб,
Роду Хэев цвести. Крыльев сокола взмах
Грозовые ветра не сметут.
Но коль подгниют корни у дуба того
И омела зачахнет на нем,
Овладеет эррольским трава очагом,
Ворон – соколиным гнездом.

– В Шропшире существует поверье, говорящее нам о том, что дуб цветёт, оказывается, в канун дня святого Иоанна. И цветёт он так мало, что до рассвета его цветы успевают опасть. Это же поверье говорит, что девушке, которая сгорает от желания узнать, кто будет её мужем, надо прийти к этому дубу ночью и положить под ним кусок ткани. А утром она увидит на ней лишь пыль – то, что осталось от цветения дуба. Щепотку такой пыли она должна положить себе под подушку, после чего ее будущий муж обязательно должен был явиться ей во сне.

– Считается, что если во время сна около больного ребёнка положить к ногам дубовое бревно, то он может или выздороветь, или значительно поправится (в смысле, здоровьем). Т.к. через ноги к нему придёт сила бревна.

– В Херефордшире, на перекрёстке двух дорог, стоит несколько «крестовых дубов». Если человек болел лихорадкой, то ему стоило прийти к этому дубу, и приколоть к нему прядь волос (не оторванную от головы), потом резко головой мотнуть – так, чтобы прядь осталась на дереве. Если это удавалось, то, считалось, что человек должен скоро выздороветь, так как таким образом он отдал лихорадку дереву.

– Существует поверье о том, что дубовая досточка, обработанная в четверг на восходе Солнца, на которой вырезан девиз: «Да храни тебя Господь!», прибитая к домашнему алтарю, может защитить семью от многих неприятностей.

– Так же многие народы считают, что изначально вся земля состояла из огня, и дубы впитали корнями его. поэтому, якобы, и можно добыть огонь трением друг о друга двух веточек дуба. А вообще, тоже многие народы, сходятся во мнении, что некоторым дубам столько же лет, сколько и нашему миру.

Пословицы и поговорки.
– Когда свинья в желтых тапочках на дуб заберется (польская пословица, аналог нашей поговорки «когда рак на горе свистнет»).
– В августе дуб желудями богат – к урожаю.
– Был дуб, а стал сруб; время прибудет, и того не будет.
– В лесу дуб – рубль, в столице – по рублю спица.
Отсюда: http://herbalogya.ru/library/quercus.php
По мнению друидов:

Полон жизни, силы и красоты, не имеющий в себе ничего хрупкого. Движения величественны и полны достоинств, будят в людях уважение своим солидным видом. Абсолютно здоров, что в его случае очень важно, так как не переносит слабости и болезней, а вид крови может привести его к обмороку.

Очень отважен, но его смелость происходит не столько от его духовных качеств, сколько от чрезмерной гордости. Не хочет, чтобы его считали трусом и, предупреждая острые обстоятельства, реагирует резче, чем требуется. Выдержанный и волевой, не имеет привычки отходить от ранее принятого решения и, как правило, всегда добивается поставленной цели. Но его неуступчивость имеет также плохие стороны: ДУБ не умеет быть гибким и его непримиримость доставляет ему хлопоты. Добился бы многого, если бы смог хоть немного быть дипломатом.

Деревья дуба упоминаются в мифах, фигурируют в бытовых обрядах. Сведений об этом так много и они так интересны, что впору писать отдельную книгу. Общеизвестно, что у многих народов в прошлом дуб — дерево священное, которое боги дали людям как великий подарок. Без разрешения жрецов, друидов, волхвов и прочих служителей культа люди не могли срубить дуб, обломать ветку или нанести ему какое-либо увечье, а в случае неповиновения платили за это жизнью. У некоторых народов дубы имели покровителей — святых.

Крестьяне Грузии, например, чтобы убедить в несокрушимой крепости своих слов и обещаний, клялись этими святыми в спорах; нарушить такую клятву было уже невозможно.

Под священными дубами у славян проходили собрания, свадебные обряды, судилища. Тут же приносили жертвы богам и тут же, после суда, вешали виновных на ветвях дуба или рубили им головы на дубовых плахах. В священных рощах выделяли наиболее старые тысяче летние деревья и обносили их оградой, за которую разрешалось заходить жрецам, тем, кто шел с жертвенными дарами или кому угрожала какая-либо опасность. Возле такого дуба человек был неприкосновенен даже для смертельного врага. Вокруг священных дубов расс тавляли фигуры языческих богов (Перуна, Сварога и др.), вырезанных также из дуба. Ни одно мало-мальски важное событие, будь то сев, уборка урожая, битва с врагом или торговый поход, не обходилось без молитв и жертвоприношений, причем объектами последних могли быть мед, брага, пиво, квас, дикие звери и ястребы, которых живыми бросали в священный огонь из «дубового древня». Взамен люди просили здоровья, победы в битвах и набегах, хорошего урожая, удачи в торговых операциях: «Сохрани, пращур, наши злаки от бурь, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш — детей своих». У женщин свои просьбы и свои подношения: венки, цветочные гирлянды, куски пряжи, бусы из желудей, нанизанные на тонкие корни: «Дай нам, великий, силы рожать так легк о и обильно, как ты рожаешь своих детей».

Во время упадка язычества сторонники христианства уничтожали деревянные, резанные из дуба изваяния русских богов. Так, киевский князь Владимир, приняв христианство, повелел сбросить резанного из дуба Перуна в Днепр, а упорствующие в язычестве киевляне бежали по берегу, горько плакали и кричали: «Выдыбай, Перуне, выдыбай. » В Крыму христианская церковь, ополчившись на язычество, на первых порах вынуждена была поступать так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Поэтому богослужения проводились под св ященными дубами или рядом со «святыми» источниками и возле них же, впоследствии, возводили алтари, строили часовни и храмы.

В VI в. у приднепровских славян погребальные костры для сожжения погибших в бою воинов были только из дубового «древня», так как «дуб — дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». Дуб считался олицетворением мужского начала, символизировал постоянст во и могущество. Сваты, зайдя в избу невесты, с низким поклоном говорили родителям: «У вас есть береза, у нас дуб, давайте вместе гнуть». На Украине в праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали венками из дубовых листьев. У древних римлян «Лесной царь» — это человек-двойник священного дуба. Желуди римляне называли божественными плодами, а сам дуб — деревом Юпитера. Перед жатвой древние римляне чтили Цереру пляской и песнями, «поначалу листвой виски увенчавши дубовой». В Греции, чтобы прогнать засуху, жр ец Зевса Ликейского бросал на воду дубовую ветвь, ожидая, что это вызовет образование облаков и пойдет дождь.
http://www.onixtour.com.ua/books/91c22689/oak .htm
**************************************** **************************************** ******************
Как известно, дуб – мощный донор.
Однажды один человек заблудился (автор этих строк). Пришлось заночевать в горном лесу.И было это как раз в ночь с 21 на 22 марта, время Дуба. Ничего этого я тогда не знала; всю гамму чувств описывать не берусь.
Верно лишь то, что запах палой дубовой листвы источает целебные вещества, и благотворные последствия этого пребывания в дубраве я потом долго ощущала.

Самым старым крымским дубом считается Дуб-богатырь в Детском парке Симферополя. А это я возле него:

Дубу якобы около 700 лет.
А самым романтичным считался Почтовый дуб в Большом каньоне.
Теперь его уж нет – сожгли:

А когда-то он служил почтовым ящиком для туристов, оставлявших в нём свои записочки.
Вредители деревьев, впрочем, встречаются не только двуногие:

А был в Крыму народ – караимы – которые почитали дубы как священные деревья, вплоть до того, что не разрешали никому их рубить.
Священная роща называлась Балта-Тиймез, что в переводе означало “Топор не коснётся”.
***
И, наконец, диво дивное – апрельский феномен:

А дело-то в том, что листва у дуба жёсткая, держится аж пока не появляются молодые розовые листочки, свёрнутые в трубочку, как бутоны роз.
Когда видишь такое, так и хочется спеть на лихой мотив: “Эх, да на дубе. розы расцвели!”
Бесконечно можно говорить об этом прекрасном дереве.
Поэтому закругляюсь. продолжу в комментариях

*

Растения в легендах и сказаниях Руси

Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти

Данный материал будет интересен учащимся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: расширение кругозора детей.
Задачи: познакомить учащихся с красивыми историями, связанными с растениями.

По древним преданиям растениями землю одарил восточнославянский бог Ярило (по мнению ученых, слово это восходит корнями к двум словам яра-весна, и яр-год, не секрет, что раньше, в языческое время, год вел свой отсчет от весны). “Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми. ” И так каждую весну, расцветает земля от зимнего сна.

ЛЕГЕНДА О ЛАНДЫШЕ

В древнеславянских сказаниях цветы ландыша называли слезами Волховы (хозяйка подводного царства), которая любила гусляра Садко, сердце которого принадлежало земной девушке – Любаве. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А крупные слезы-жемчужины, коснувшись земли, прорастали ландышами. С тех времен ландыш на Руси стал символом скрытой любви.

ЛЕГЕНДА О РОМАШКЕ

На свете жила девушка и был у нее любимый – Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать – и приснился ему простой цветок – желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветуечка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого – Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке – “Лю-бит-не любит!”

ЛЕГЕНДА О ВАСИЛЬКЕ

Старинный народный миф повествует о том, как в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие васильки в полях, русалки плетут из них венки и надевают на головы.

ЛЕГЕНДА ОБ ОДУВАНЧИКЕ.

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним:
– О чём ты мечтаешь, Тюльпан? — спросила она.
Тюльпан, не задумываясь, ответил:

– Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.
От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.
– Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? — поинтересовалась богиня.
– Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти, где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.
Ответ розы не понравился Богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.
– Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? — спросила Богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы.
– Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.
В отчаянии Богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.
– Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? — спросила она.
– Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.
Богиня улыбнулась:
– Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.
С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях.

ЛЕГЕНДА ОБ АНЮТИНЫХ ГЛАЗКАХ

На Руси существовало поверье, что жила-была красавица Анюта добрая и доверчивая, да всей душой полюбила она красавца-соблазнителя, но он испугался ее любви и уехал, пообещав скоро вернуться. Долго ждала его Анюта глядя на дорогу, угасая от тоски и умерла. На могиле у нее выросли трехцветные «фиалки», и каждый из цветов олицетворял собой Анютины чувства: надежду, обиду и печаль от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О РЯБИНЕ

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался, пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

ЛЕГЕНДА О КАЛИНЕ

Когда-то давно, когда ягоды калины были слаще малины, жила-была девушка, влюбленная в гордого кузнеца. Кузнец не замечал ее и часто гулял по лесу. Решила она тогда поджечь лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там лишь куст калины растет политый слезами, а под ним сидит заплаканная девушка. Пролитые ей слезы не дали сгореть последнему кусту в лесу. И тогда прикипело сердце кузнеца к этой девушке, да было поздно, как и лес, сгорела молодость и красота девушки. Она быстро состарилась, но к парню вернулась способность отвечать на любовь. И вплоть до старости он видел образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. С тех пор, ягоды калины стали горькими, как слезы от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О ШИПОВНИКЕ

Существует легенда, которая рассказывает, откуда же появился сам шиповник и как были обнаружены его целебные свойства. Когда-то полюбили друг друга молодая казачка и юноша, но старый атаман тоже положил глаз на красавицу. Он решил разлучить влюбленных и отправил молодого парня на военную службу. На прощание тот подарил своей возлюбленной кинжал. Старый атаман хотел заставить казачку выйти за него замуж, но она сбежала и убила себя подаренным оружием. На месте, где пролилась ее алая кровь и вырос куст, который укрылся красивыми цветками с обворожительным ароматом. Когда атаман хотел сорвать удивительный цветок, куст покрылся колючими шипами и как не старался казак, у него ничего не получилось, только руки все изранил. Осенью на смену цветкам появились яркие плоды, но никто не рисковал их даже попробовать, однажды бабушка старая села отдохнуть с дороги под кустом и услышала, как он к ней девичьим голосом промолвив, чтобы не боялась она, а приготовила чай из ягод. Послушалась старушка и выпив чай, почувствовала себя на 10 лет моложе. Хорошая слава быстро разошлась и шиповник стали знать и использовать в лечебных целях.

ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

По русским преданиям, жила в деревне зеленоглазая девушка с красивым лицом, выше всех добродетелей она ценила верность и чистоту. Но приглянулась она внуку Чингисхана, Бату-хану. Несколько дней он безуспешно пыталась поговорить с ней, но девушка была помолвлена и не отвечала Бату-Хану. Тогда Бату-Хан выследил ее, однако не испугалась русиянка, выхватила из-под шушпана кинжал и ударила себя в грудь. Упала замертво к подножию боярышника, и с тех пор молодых девушек на Руси стали называть боярышнями, барышнями, а молодых женщин — боярынями.

Легенда о растении кукушкины слезы

говорит о том, что кукушка на праздник вознесенья плакала над этим растением и на его цветках остались пятнышки от ее слез. Присмотритесь внимательно и вы действительно увидите пятнышки – вот почему растение назвали кукушкины слезы! Другое название кукушкиных слез – ятрышник пятнистый.

ЛЕГЕНДА О ПАПОРОТНИКЕ

Всем известна эта легенда, повествующая об Иванове дне (Языческий праздник Ивана Купалы, ранее, до крещения Руси отмечавшийся в день летнего солнцестояния (т.е. самого длинного светового дня года), сейчас его отмечают 7 июля в день Рождества Иоанна Крестителя т.е. астрономическое соответствие языческому празднику теперь утеряно). Так вот, по легенде, именно в полночь на Ивана Купалу зацветал ярко-огненный цветок папоротника, да такой яркий, что смотреть на него невозможно и раскрывалась земля, выставляя напоказ все сокровища и клады. Невидимая рука срывает его, а руке человека почти никогда не удавалось это сделать. Кто сумеет сорвать этот цветок, тот приобретет власть повелевать всем. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали «в чем мать родила» по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

ЛЕГЕНДА ОБ ИВАН-ЧАЕ

Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!»

ЛЕГЕНДА О КУПАЛЬНИЦЕ

Старинная легенда о купальнице пришедшая к нам из Западной Сибири: “Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. С разгону влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Уныло вздыхая, русалки погрузились на дно озера, но одна так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка в страхе отскакивала в сторону. Последний раз она сидела недалеко от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шёпотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок Купальницы, который сибиряки ласково называют Жарками.”
Как видите, множество сказаний повествуют нам о событиях связанных с растениями. В основном все связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью. Также существует ряд преданий о целительной силе растений.

ЛЕГЕНДА О САБЕЛЬНИКЕ.

В стародавние времена, жил на русском Севере очень мирный народ, но пришел сильный враг и согнал их с родной земли в глухие и болотистые леса. Трудно пришлось им, начались тяжелые недуги и болезни. Воззвали люди: «Господи, пошли нам помощь и спасение!» Появился всадник в ночи, сверкнула его сабля, рассекая густой туман, а наутро вся земля оказалась усыпана пурпурными цветами. Все части этого растения оказались целительными. С тех пор пошло название сабельник т.к. отсекает все болезни и возвращает здоровье.

Наверное, на свете нет ни одного этноса, у которого бы не существовало легенд и поверий о волшебном происхождении и силе растений. С чем это связано? Вероятно с тем, что испокон веков растения были и пропитанием и целителем для людей. Им приписывали волшебные чудодейственные свойства, воспевали в песнях и стихах, изображали в этнических узорах. Жизнь наших пра-пра-пра-пра-пращуров была неразрывно связана с растениями и нашла отражение в фольклоре

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: