Легенды о фиалке (анютины глазки) – Легенды о цветах, мифы и истории

Анютины глазки

АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ (лат. Viola tricolor). «Виола» в переводе на русский язык означает «синяя». Народные названия: анютка, брат-и-сестра, полевые братчики, мотыльки, полуцвет, троецветка, и др. Символизируют верность, преданность и мудрость. А еще они — символ весны т.к. зацветают на лугах одними из первых после таяния снега.

О происхождении их названия сложено немало легенд. По старинному поверью, в цветок девочка Анюта была превращена за излишнее любопытство к чужой жизни. А в римской мифологии в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви – Венерой.

На Руси в разных вариациях бытовала легенда о том, что девушка Анюта превратилась в этот цветок из-за любви. По одному варианту она была влюблена в юношу, и он отвечал ей взаимностью. Но родители заставили его жениться на богатой девушке. В день их свадьбы Анюта не выдержала и умерла от горя и сильной любви.

По другой легенде Анюта превратилась в цветок после долгих лет ожидания жениха, который ушел на войну, но так и не вернулся обратно. Вот и стоят анютины глазки у дороги, с надеждой «всматриваясь» в даль.

Есть и еще, более печальный, вариант. В одной деревеньке жила добрая и доверчивая Анюта. На ее беду приехал в эту деревню молодой красавец, в которого она влюбилась. А он оказался обманщиком. Обещал вернуться за Анютой, но уехал да и забыл о ней. Ждала, ждала она любимого и от тоски зачахла и умерла. На ее могиле в память о крепкой любви, расцвели красивые цветы, похожие на ее синие глаза. В трехцветных лепестках отразилась вся история недолгой жизни девушки. Белый — это надежда на взаимную любовь, желтый выражает удивление поступком любимого, а фиолетовый — печаль и рухнувшие надежды на счастье. Назвали те цветы анютиными глазками.

Во всех вариантах имя одно и то же. Видно, и впрямь случилась когда-то похожая история и так потрясла людей, что память о ней сохранилась в веках в имени цветка.

Для христиан средневековья анютины глазки — это цветок Святой Троицы. Темное пятно по центру олицетворяло всевидящее око Бога Отца, а расходящиеся лучики — исходящее от него сияние. Вершины треугольника символизировали три лика Святой Троицы.

В Белоруссии и на Украине анютины глазки называют братками. О происхождении такого названия есть несколько легенд, сходных по сюжету.

Белорусская рассказывает про парня и девушку, которые полюбили друг друга, не зная, что они родные брат и сестра. Когда же влюбленные узнали об этом, то в ужасе от случившегося, но не в силах расстаться, решили умереть, не желая жить в грехе. Ушли они в дремучий лес, но и звери их не трогали, и земля не принимала. Тогда они превратились в необычные цветы, которые цвели одновременно и синим, и желтым цветом. Люди назвали те цветы «братками».

А вот легенда украинская. Жили когда-то братик Иванко и сестричка Марьянка. Семья была счастливая, дружная. Но пришла нежданная беда – пошел отец защищать родную землю от врагов, и не вернулся. А вскоре, от тоски по мужу, умерла и мать. Остались маленькие дети круглыми сиротами. Но нашлись добрые люди. Сначала взяли их к себе соседи, а потом забрали в другое село замужние сестры и стали им родителями.

Хоть и жили Иванко и Марьянка в разных семьях, но всегда были вместе: дома сестер были рядом. Со временем пришла к ним любовь. Проведали про это приемные родители и запретили им встречаться. Но где там, влюбленные и часа не могли прожить друг без друга. Придумали они, чтоб обойти запрет, тайную «азбуку» — вешать над марьянкиным окном цветной лоскуток.

Если белый, Иванко знает: «Я дома, но родители сердитые. Сегодня не приходи. Встретимся вечером у старой вербы». Если желтый, то: «Дела совсем плохи. Родителям и на глаза не показывайся! Встретимся завтра у криницы». Радостную весть сообщал голубой лоскуток: «Дома никого! Приходи, жду!»

Но вскоре родители разгадали их тайные сигналы и, посоветовавшись, рассказали им правду. Что не родные они им дети, а сами парень и девушка – родные брат и сестра и потому нельзя им любиться. Но те и думать не могли о разлуке, и, улучив момент, убежали в соседнее село и там тайно обвенчались. А чтоб никогда и никто не смог их разлучить, превратились в прекрасный цветок с разноцветными лепестками. Так их научила старая ворожея, которой они раскрыли свою тайну.

Пойдем, сестра, ярами, рассеемся цветами.

Ой, ты будешь синий цвет, а я буду желтый цвет.

Будут люди цветы рвать, будут с нас грехи снимать

поется в украинской старинной песне. Да вот только не научила ворожея, как снова им стать людьми. Навсегда остались они прекрасным цветком, который люди, в память о сильной любви, назвали братками.

И еще одна легенда на ту же тему. Напали турки на родную землю, долго бились сельчане, но силы были неравные. Захватили басурмане большой полон. Среди пленных шла на чужбину чернобровая девушка, поливала слезами свои следы. Рядом ехал на коне молодой янычар и не спускал с нее глаз, не мог налюбоваться ее красотой, при случае, бросал ей тайком еду. И она выделяла его среди дикой орды, а почему, и сама не знала, сердце как-то сжималось.

Остановились на ночлег. А еще раньше заговорил с девушкой янычар на ее родном языке. Он уговаривал ее на побег, обещал вечно любить и жениться, если им посчастливиться вернуться на Украину, и она согласилась. Когда, утомленные дорогой, басурмане, как те бараны, заснули покатом, янычар подбросил девушке турецкую одежду, и они счастливо выскользнули из табора.

Бежали изо всех сил, сбили в кровь ноги, но желание воли придавало им сил. Опасаясь погони, спрятались в густых зарослях. Усталость склонила их в сладкий сон. Обнял янычар красавицу, поцеловал. Она не возражала и стала девушка женой янычара.

Рассказали они друг другу о себе. Поведал ей янычар, что ребенком схватили его турки, вспоминал, как выглядело родное село, хата над быстрым потоком, груша высокая у калитки, кузница. Выслушала девушка его, тяжко зарыдала: «Мы совершили с тобой самый страшный грех. Ты мой старший брат. Пусть сдохнут проклятые вороги, из-за них все это. Пусть небо испепелит наши грешные души». И превратились они в прекрасные цветы, которые люди назвали братками.

Надо иметь в виду, что подобные легенды в некоторых местах рассказывают о другом цветке — Иван-да-Марье, который там тоже называют братками.

С анютиными глазками связано много поверий. Раньше считали, что они не годятся для клумб, потому что это «цветы мертвых», их и сейчас часто высаживают на могилах.

Анютиным глазкам с давних времен приписывалось свойство привораживать любовь. По одному из поверий, стоит только их соком брызнуть на веки спящего желанного и дождаться, чтобы он, проснувшись, первым увидел именно вас — вечная любовь гарантирована. Правда, выполнить эти условия не так-то и просто.

Девушка, любимый которой — моряк, должна была, когда он уйдет в долгое плавание, зарыть в клумбу с анютиными глазками морской песок и поливать их до восхода солнца. Тогда, по поверью, он в море будет все время думать о ней.

Анютины глазки замечательны не только своей красотой. Они относятся к довольно необычной группе растений, которые называют баллистами (от греческого «балло» — «бросать»). Созревшие коробочки анютиных глазок, похожие на фонарики, приподнимаются и раскрываются в виде трёх лодочек. Створки, подсыхая, выдавливают семена наружу, словно выстреливают, выбрасывая их как маленькие снаряды. Они разлетаются на расстояние, намного превышающее размеры самого цветка.

Vortex Flowers

Цветы из ткани, фоамирана (броши, заколки). Технология изготовления цветов из ткани, фото мастер-классы, выкройки (схемы) цветов из ткани, статьи по цветоделию.

Анютины глазки. Легенды об анютиных глазках и немного истории

Анютины глазки, как и ромашки — цветы любви. Легенды о ромашке мы уже изучали в этой статье, а теперь поговорим об «Анютках» — не менее романтичных и любимых цветах.

Анютины глазки

Наверное, нет ни одного человека на Земле, который бы не знал, как выглядят эти цветы, окутанные множеством легенд!

В христианском мире анютины глазки — цветок святой Троицы. Христиане средневековья видели в темном пятне по центру цветка треугольник, олицетворяющий всевидящее око Бога Отца, лучики, расходящиеся от треугольника — исходящее от него сияние.

2

В Северной Франции полностью белоснежные анютины глазки являются цветком смерти, поэтому их не дарят и не делают из них букеты (не только белые анютины глазки, но и другие белые цветы, во многих культурах идут рядом с печальными событиями). Но это, еще раз оговариваемся, относится лишь к белым цветам.

Для влюбленных, анютины глазки — символ верности.

В Беларуси, Польше, Украине анютины глазки называются «братки». Их дарят в знак очень большого расположения к человеку.
Молодая девушка дарит эти цветы только своему жениху.

3

С древних времен люди верят в то, что анютины глазки могут приворожить любовь. Но выполнить все условия привораживания крайне затруднительно. Нужно каким-то образом оказаться в спальне предмета своего вожделения в то время когда он спит. брызнуть на его веки сок от анюток, а потом он должен проснуться и первого кого увидеть — это вас. и тогда незамедлительно возникнет любовь !

Французские девушки крутили цветок за стебелек и приговаривали: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься — будет и мой суженный.»

В Англии эти цветы посылают влюбленные в Валентинов день 14 февраля . И тогда чувства, тщательно скрываемые весь год открываются.
Присылали даже просто засушенный цветок с именем, чего было достаточно для изъявления своих романтических намерений.
В Англии этот цветок называют «Hearts ease» — сердечное успокоение, сердечная радость, т.к. достаточно без слов прислать этот цветок и чувства и намерения становятся явными, принося успокоение и радость.

5
6

С 16 столетия анютины глазки носят значение pensée (по-французски) – мысль, дума. С этого же времени они стали интересовать селекционеров, появились их садовые разновидности (не селекционеров, а цветов ) и анютка стала достойным украшением клумб.

В 19 столетии анютины глазки стали скрещивать с фиалкой и появилось около 400 (а уж сколько их в наше время. ) их разновидностей с очень красивыми, в том числе махровыми соцветиями и различными окрасками.
В Англии были выведены очень эффектные сорта, среди которых есть цветы абсолютно чёрного цвета — «Фауста», а в природе цветы черного цвета встречаются крайне редко.

А еще анютины глазки — символ оживающей природы, т.к. весной, на лугах, они зацветают одними из первых после таяния снега.

Анютины глазки — лекарственное растение, которое избавляет людей от высыпаний на коже (в т.ч. от золотухи, экземе), очищает кровь.

Анютины глазки

А вот и легенды.

  • Одна из легенд рассказывает печальную историю о девочке Анюте. В одной деревеньке жила — была добрая и доверчивая девушка Анюта. Со всеми была приветлива и ласкова. На беду приехал в эту деревню молодой человек, которого и полюбила девушка. А он оказался человеком ненадежным, обещал вернутся за Анютой, но уехал и забыл о ней. Ждала ждала его Анюта и от тоски умерла. На месте ее погребения выросли цветы, лепестки которых были трех цветов, отражающих Анютину жизнь: белый цвет — надежда, желтый — удивление, фиолетовый — печаль.
  • Немцы называют анютки «мачеха». Самый нижний лепесток, красиво окрашенный и крупный — это разодетая злая мачеха, два лепестка повыше, тоже очень нарядные — это родные дочери, обласканные своей родной матерью, а два верхних лепесточка бело-лиловые, бедно окрашенные — это нелюбимые и постоянно унижаемые мачехой девочки-падчерицы. И по преданию, сперва мачеха находилась сверху, а Господь перевернул цветок и наградил «мачеху» шпорцем, а ее недобрых дочерей усиками, а падчерицы стали сверху цветка, поближе к Господу — в утешение им.
    7
  • Есть предания о том, что анютины глазки — это лица любопытных людей, которые любили подглядывать за чужой жизнью, толковать ее по-своему, за что и понесли наказание — были превращены в цветы.
  • Однако, все зависит от самих людей, какие они: добрые или злые, или, может быть, просто обиженные другими людьми? По некоторым преданиям анютины глазки — это личики гномиков, которые ласково и с любопытством оглядывают окружающий мир, радуются всему хорошему и интересуются всем на Свете.
  • Купалась однажды Венера в красивом земном озере и не знала, что за ней наблюдают простые смертные. Заметила она их, разгневалась и воззвала к Зевсу, чтобы он наказал их. Зевс превратил этих людей в цветы, выражающие своей формой и расцветкой любопытство и удивление.
  • По греческим преданиям это цветок Юпитера.
    Однажды скучавший Юпитер принял вид обычного пастушка и спустился на Землю, на веревочке вел он белую овечку. Масса народа шла в храм Юноны и он пошел вслед за ними. В храме, прекрасная Ио, дочь царя Иноха, совершала жертвоприношение. Громовержец был сражен красотою Ио и открылся ей в своих чувствах, положив у ног ее белую овечку.
    Ио — гордая красавица, недоступная для всех царей земных не смогла устоять перед очарованием Юпитера. Они стали встречаться под покровом ночи. Но ревнивая Юнона узнала о вероломстве Юпитера и решила отомстить. Для того, чтобы укрыть любимую от гнева Юноны, Юпитер превратил Ио в белоснежную корову, но сделал её несчастной. Долго горевал отец о пропавшей дочери, а она бродила меж сестер своих и около отца, которые не узнавали ее. Однажды, отец кормил ее и она написала копытцем на песке о том, кто она. Отец был сражен горем, узнав об участи своей дочери, которую считал уже погибшей. И сказал он ей, что страдает теперь в десять раз больше, при виде ее в обличье коровы, которая и слова вымолвить не может. Видя как горюет Ио и отец ее, Юпитер в утешение приказал земле вырастить для нее цветы — анютины глазки — как лакомый корм для белоснежной чудесной коровы.

Стихи об анютиных глазках

Стихи об анютиных глазках

Наши героини называются анютиными глазками в народе — очень ласково, а ботаники называют их виолой или трехцветной фиалкой.

А вот какой букет из шелковых анюток сделала мастер-самородок Татьяна Беликова, о ней можно почитать здесь.

Анютины глазки из ткани
Анютины глазки из ткани

ЛЕГЕНДЫ ОБ АНЮТИНЫХ ГЛАЗКАХ.

У каждого народа существует своя легенда по поводу происхождения этого прекрасного цветка.


По легенде об анютиных глазках- в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Древние греки связывали появление этих цветов с дочерью аргосского царя Ио, которая полюбила Зевса, за что его женой Герой была превращена в корову. Чтобы скрасить как-то жизнь свое возлюбленной, Зевс вырастил для нее анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.

Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.

3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.

Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток – это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка – это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка – это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям – ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

И анютиных глазок стая
Бархатистый хранит силуэт –
Это бабочки, улетая,
Им оставили свой портрет.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Анютины глазки: символы, мифы, вдохновение

Начну рассказ о любимых цветах с детского стихотворения:

Теплым и солнечным, радостным летом

синим и белым, и смешанным цветом,

шепчут весёлые, яркие сказки

эти цветочки – анютины глазки!

Бабочек, синих и жёлтых, и белых

много на клумбу цветочную село.

Сами узнаете их без подсказки

это цветочки – анютины глазки.

Автор: М. Блинникова

Ева Бартосик (Польша).

Анютины глазки — чудесные летние гости. Частые «герои» картин, ювелирных украшений, домашнего декора… Наверное, нет человека, который не узнал бы эти очаровательные цветики-семицветики с разноцветными нежными лепестками…

Эти цветы были известны с античных времен, а на клумбы в сады они пришли в XVI веке. Тогда при дворе принца Вильгельма Гессен-Кассельского были выведены первые «культурные» анютины глазки. Популярность в садовой культуре, актуальную вплоть до наших дней, анютины глазки обрели в XIX веке в Великобритании. Здесь стали скрещивать фиалку трехцветную с фиалкой желтой, алтайской и рогатой. В итоге получилось множество сортов и гибридов, которые так отличались от «исходников», что возникла необходимость выделить новый вид.

Anton Mollis (XIX век).

С глубокой древности анютиным глазкам посвящено множество преданий и легенд, и почти все они связаны с прекрасным чувством — любовью. Анютины глазки символизируют любовь и верность. В Англии их называют в том числе «сердечной усладой» и дарят друг другу на день Святого Валентина. Известно также еще одно свойство анютиных глазок — их созерцание успокаивает, помогает справиться с душевным волнением.

На Руси об анютиных глазках бытовало печальное предание. Они «рассказывали» историю доброй и чистой сердцем девушки Анны, крепко полюбившей заезжего парня. Перед отъездом из ее деревни обещал вернуться за ней — но не сдержал обещания. Анна каждый день выходила на дорогу и ждала возлюбленного, а когда поняла, что ее обманули, зачахла о горя и неразделенной любви. На ее могиле выросли удивительно красивые цветы с трехцветными лепестками. Белый цвет означает надежду девушки на взаимность и счастье, желтый — удивление от того, что жених долго не приезжает, фиолетовый — печаль от осознания обмана…

У белорусов, и украинцев и поляков анютины глазки называли «братками» («братеками», «братьями») и в прежние времена об этих цветах бытовала другая легенда, не менее красивая и печальная, чем на Руси. В легенде речь шла о девушке, которую взяли в плен турки, захватившие ее деревню. Одному из молодых захватчиков девушка понравилась, он стал ухаживать за ней… Молодые люди полюбили друг друга, стали близки и решили вместе сбежать обратно на родину девушки и пожениться. Побег удался.

И янычар рассказал девушке, что в детстве жил в тех же краях, что и она, но попал в плен к туркам. Что он помнит: возле родного дома была кузница, ручей и грушевый сад. Девушка поняла, что янычар — ее старший брат, захваченный турками еще до ее рождения… Осознав, что греховное счастье невозможно и им не быть вместе, молодые люди превратились в прекрасные цветы, которые с тех пор называют «братками».

Есть и древнегреческий миф — даже два! — об анютиных глазках. Один — о любви Зевса к прекрасной Ио. Ревнивая Гера, жена любвеобильного Громовержца, узнала о его очередной интрижке на стороне. Тогда Зевс, от греха подальше, превратил прекрасную Ио в белую корову. Но Гера прознала и об этом и попросила мужа подарить ей рогатую красавицу, ликвидировав таким образом саму возможность свиданий. Но на всякий случай она еще и приставила к бедной Ио в качестве охраны всевидящего Аргуса. Зевс обратился за помощью к сыну Гермесу, богу торговцев и воров, и тот — вот она, мужская солидарность — «уболтал» Аргуса и похитил Ио (кстати, хвост павлина, по мифам, «украшен» как раз сотнею глаз Аргуса).

После этого Гера окончательно, как говорится, слетела с катушек и наслала на Ио злобного овода, везде ее преследовавшего и кусавшего. Ио бежала по земле, а овод летел за ней. Анютины глазки — это символ страданий Ио, потому что похожи на плачущее девичье лицо. По другой версии, Зевс вырастил анютины глазки специально для Ио, чтобы хоть как-то скрасить ее коровью жизнь. Трехцветный цветок символизирует тут любовь, вынужденное расставание из-за ревности и надежду на воссоединение.

Charles Rennie Mackintosh .

Впрочем, история с Ио закончилась вполне благополучно: Прометей, к которому она обратилась за советом, сказал, что ее страдания прекратятся в Египте. Туда она и отправилась, и там Зевс вернул ей человеческий облик. Она родила от Зевса сына, который стал первым царем Египта и одним из предков величайшего героя Геракла.

Мне больше нравится другой миф. Об Афродите. Согласно ему, Зевс превратил в анютины глазки чрезмерно любопытных юношей, подсматривавших за купающейся богиней любви Афродитой.

Edward C. Leavitt.

В христианстве анютины глазки считались символом Святой троицы. Темное пятно в центре цветка трактовалось как подобие «всевидящего ока», а тонкие полоски по краям воспринимались как лучи света, исходящие от «ока». Впрочем, в иных версиях христианского символизма анютины глазки считались напоминанием о смерти — из-за того, что пятна на цветке напоминают человеческий череп. В одном из французских монастырей в Средневековье была огромная фреска с анютиными глазками и классическим изречением — Memento mori, «Помни о смерти». И живи праведно.

Но в основном анютины глазки считаются символом взаимной счастливой любви, верности, семейного счастья — что не удивительно, ведь эти цветы очень яркие, по-настоящему радостные, похожие на бабочек…

И анютиных глазок стая

Бархатистый хранит силуэт —

Это бабочки, улетая,

Им оставили свой портрет.

Ты — другое. Ты б постыдился

Быть, где слезы живут и страх,

И случайно сам отразился

В двух зеленых пустых зеркалах.

Это Анна Ахматова

Снова Ева Бартосик .

Во Франции, Англии, Польше анютины глазки было принято дарить возлюбленному, уезжавшему в дальние края — чтобы помнил о своей любви. Анютины глазки также входили в состав… приворотных зелий! Кстати, в них содержится большое количество салициловой кислоты — природного антисептика, так что и как лечебное растение анютины глазки использовались весьма широко. В частности, отваром анютиных глазок советовали обмывать лицо, если появилась угревая сыпь.

Есть и еще одна версия о метафоричности этих цветов. Согласно ей, анютины глазки — это символ человеческой жизни. Три цвета — это три периода. Белый — невинное детство и юность. Желтый — сомневающееся взросление, обретение себя, со всеми достижениями и бедами. Фиолетовый — старение, печальный, но прекрасно неизбежный закат…

Впрочем, сейчас, благодаря достижениям садоводов, анютины глазки есть чуть ли не всех цветов радуги и любых сочетаний, так что каждый может сам подобрать для себя цветок-символ именно своей неповторимой жизни.

В заключение еще одно стихотворение

Viola tricolor (фиалка трехцветная (лат.).

Анютины глазки, веселые глазки,

в угрюмое марево наших пустынь

глядите вы редко из ласковой сказки,

из мира забытых святынь.

Анютины глазки. Расплывчато вьется

по черному бархату мягкий узор,

лиловый и желтый, и кротко смеется

цветов целомудренный взор.

Мы к чистой звезде потеряли дорогу,

мы очень страдали, котомки пусты,

мы очень устали. Скажите вы Богу,

скажите об этом, цветы!

Простим ли страданью, найдем ли звезду мы?

Анютины глазки, молитесь за нас,

да станут все люди, их чувства и думы,

немного похожи на вас!

Это Владимир Набоков.

К теме анютиных глазок обращались и обращаются множество художников. Эти цветы — великолепный объект для рисования в самых разных жанрах и стилях. Вот еще несколько картин с анютиными глазками.

Это снова Ева Бартосик .

Это она же — у нее очень много чудесных полотен с анютиными глазками.

Laura Robb.

В ювелирном искусстве тема анютиных глазок также широко представлена. Вот лишь некоторые работы…

René Jules Lalique (Рене Лалик, французский ювелир эпохи ар-нуво).

Он же. У Лалика множество изумительных флористических работ, но анютины глазки явно были одной из его слабостей.

Яйцо работы Карла Фаберже .

Автор не указан.

Надеюсь, анютины глазки и вас вдохновят на новые прекрасные работы!

Легенда. Фиалка трёхцветная, или Анютины глазки

И анютиных глазок стая

Бархатистый хранит силуэт –

Это бабочки, улетая,

Им оставили свой портрет.

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание.

Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль.

Это русское предание о цветке.

Древние греки связывали появление этих цветов с дочерью аргосского царя Ио, которая полюбила Зевса, за что его женой Герой была превращена в корову. Чтобы скрасить как-то жизнь свое возлюбленной, Зевс вырастил для нее анютины глазки, которые символизировали любовный треугольник.

Однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа, бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить ее. И вот великий громовержец, вняв её мольбам, превратил ее в чудную фиалку и укрыл ее в тени своих кущ, где она с тех пор каждую весну цвела и наполняла своим благоуханием небесные леса.

3десь, может быть, этот прелестный цветок остался бы навсегда и никогда не попал бы к нам на землю, но случилось так, что Прозерпина, дочь Зевса и Цереры, отправившись в лес за цветами, была похищена внезапно появившимся Плутоном, как раз в то время, когда она рвала фиалки. В испуге она выронила из рук нарванные ею цветы на землю, которые и послужили прародительницами тех фиалок, которые растут у нас и поныне.

Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.

В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток – это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка – это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка – это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям – ненавистные им усики.

Некоторые видели в этом цветке женское лицо, выражающее любопытство. Рассказывают, будто это лицо принадлежит одной женщине, которая была превращена в цветок за то, что из любопытства заглянула туда, куда ей было запрещено глядеть.

На Руси считалось, что анютины глазки не пригодны для сада, поскольку это цветы не для живых, а для умерших. В Центральной России их традиционно сажают на могилах. Согласно английскому народному поверью, если в ясный день рвать анютины глазки, то вскоре пойдёт дождь. В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка – любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

Белова Ася «Анютины глазки»

Рыбина-Егорова Алена «Фиалка на моем окне»

Laurence Biddle “Pansies”

Will Wilson

А.Нarman “Pansies”

Легенды о растениях

Легенды о растениях

Предлагаемая информация – первая и единственная обобщающая работа по описанию легенд, сказаний, мифов и преданий о растениях, которые окружают человека с момента сотворения мира. Многие предания передавались от поколения к поколению. Таким образом, возникали мифы, предания, сказки…

Свежие записи

  • Бего́ния
  • Бата́т
  • Ба́рхатцы
  • Ба́рхат аму́рский
  • Барви́нок

Недавние комментарии

Старинные легенды и предания о растениях

Метки

Свежие записи

  • Бего́ния
  • Бата́т
  • Ба́рхатцы
  • Ба́рхат аму́рский
  • Барви́нок

Недавние комментарии

Аню́тины гла́зки

Аню́тины гла́зки или Фиа́лка трёхцве́тная (лат. Víola trícolor) — травянистое однолетнее или двулетнее (изредка многолетнее) растение, распространённое в Европе и умеренных областях Азии; вид рода Фиалка семейства Фиалковые.<42>

По русской легенде, в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девочки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми лучистыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Но на беду свою повстречала коварного обольстителя, который клятвенными заверениями разбудил в девушке первую любовь. Всем сердцем потянулась Анюта к юноше, а юноша испугался: заспешил в дорогу по неотложным делам, обещая непременно вернуться к своей избраннице. Долго смотрела Анюта на дорогу, ожидая любимого, и тихо угасала от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразились надежда, удивление и печаль.

А вот, еще легенда о происхождении этих цветов: брат и сестра, разлученные еще в младенчестве, встречаются уже юными, а встретив, влюбляются в друг друга, и вступают брак по закону, но спустя какое-то время, молодые муж и жена узнав о своем кровном родстве, в ужасе от случившегося, решают превратиться в необычный двухцветных цветок, который на Беларуси так и зовется “братки”. Откуда взялось русское название этого цветка — достоверно не известно.

Немцы это растение называют «мачехой», объясняя это название так: нижний, самый крупный, самый красиво испещренный лепесток представляет собой расфранченную мачеху, два находящихся повыше, не менее красиво окрашенные лепестка — ее родных дочерей. А два самых верхних беленьких, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка — ее бедно одетых падчериц. Предание говорит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Господь сжалился над бедными забитыми девочками и повернул цветок.<6>

Римская легенда. Венера вздумала купаться в одном отдаленном гроте, но вдруг слышит шорох и видит, что несколько смертных смотрят на нее…Тогда, придя в неописуемый гнев, она взывает к Юпитеру и умоляет наказать дерзновенных. Юпитер внемлет ее мольбе и превращает их в анютины глазки, роспись которых выражает послужившее им гибелью любопытство и удивление.

Греки называли этот цветок цветком Юпитера, и о происхождении его существовала у них такая легенда. Однажды Громовержец, соскучившись сидеть на своем троне из облаков, задумал, разнообразия ради, спуститься на землю. Гордая, неприступная Ио, дочь царя Иноха, не могла противостоять чарам Громовержца и увлеклась им. Но ревнивая Юнона разузнала скоро об этой связи, и Юпитер, чтобы спасти бедную Ио от гнева своей супруги, вынужден был превратить ее в белоснежную корову. Никто не узнавал ее. Правда, отец ласкал ее как прекрасное животное, но также не узнавал.

И однажды, когда отец кормил ее, она начала ногами вычерчивать на песке буквы. Он начал всматриваться в написанное на песке и узнал несчастную участь своей красавицы-дочери, которую он считал давно погибшей.

Несчастные дочь и отец были неутешны. И вот, чтобы смягчить ужасную участь Ио, земля по приказанию Юпитера вырастила, как приятный для нее корм, наш цветок, который и получил у греков название цветка Юпитера и символически изображал краснеющую и бледнеющую девичью стыдливость. В средние века эти цветки начинают играть роль в христианском мире и получают название цветка св. Троицы.

По словам Клузиуса, средневековые христиане видели в темном, находящемся посредине цветка пятне треугольник и сравнивали его со всевидящим оком, а в окружающих его разводах — идущее от него сияние. Треугольник изображал, по их мнению, три лица св. Троицы, берущие свое начало из всевидящего ока — Бога Отца.

Вообще цветок этот в средние века был окружен таинственностью, и в одном из монастырей траппистов можно было видеть на стене громадное изображение его с мертвой головой в центре и надписью: «memento mori» (помни о смерти). Быть может, белые анютины глазки потому и считают в Северной Франции символом смерти, никогда никому не дарят и не делают из них букетов. С другой стороны, они служили влюбленным символом верности, и было в обычае дарить друг другу свои портреты, помещенные в увеличенном изображении этого цветка.

Таким же значением пользуется он и в Польше, где его зовут «братки» и дают на память лишь в знак очень большого расположения. Такой цветок молодая девушка дает там, на память только своему жениху. Анютиным глазкам с древних времен приписывается еще свойство привораживать любовь.

Для этого лицу, которое хотели приворожить, надо было только во время сна брызнуть на веки сока этих цветков и затем придти встать перед ним как раз в то время, как он проснется.

Современные же французские крестьянские девушки, чтобы привлечь к себе чью-либо любовь и узнать, где живет их суженый, вертят цветок за цветоножку, приговаривая: «Думай хорошенько: в той стороне, где ты остановишься — будет и мой суженый».

С XVI столетия анютины глазки получают всеобщее название pensée — мысль, дума, но откуда оно взялось и по какому поводу было дано — неизвестно. Однако, кроме названия pansy, соответствующего французскому слову pensée, его называют в Англии еще «Hearts ease» — «сердечным успокоением», «сердечной радостью», так как действительно, выражая без слов желание и мысль того, кто его посылает, он служит успокоителем его чувств.

Немецкий же ботаник Штерне предполагает, что оно происходит оттого, что семенная коробочка того цветка походит несколько на череп — место помещения мозга и мысли. <45>

Цветы эти посылаются в Англии влюбленными в Валентинов день (14-го февраля), когда все чувства, скрываемые целый год, получают право вылиться на бумаге. В этот день, как говорят, пишется здесь более писем с объяснениями в любви, чем на всем земном шаре.

В 30-е годы XIX столетия, стали обыкновенные анютины глазки скрещивать частью с европейской крупноцветной желтой фиалкой (Viola lutea), а частью с алтайской и получили, таким образом, массу[1] разновидностей, среди них уже и те бархатистые, атласистые цветы, которые составляют украшение наших садов.

Особенно красивые цветы были выведены в Англии: совершенно черные, носящие название Фауста, светло-голубые — Маргариты и винно-красные — Мефистофеля. Теперь все внимание садоводов обращено на получение махровых и сильно-пахучих цветов, так как единственно, чего не достает этому прелестному цветку — это запаха.

[1] Дарвин в 1830 году насчитывал их уже более 400

Легенда о Любке двулистной

На опушке, где тень, тут и там
Столь застенчиво Любки белеют,
Что застыли и словно не смеют
Взор поднять к грозовым облакам.

Любка двулистная или ночная фиалка (Platanthera bifolia) – травянистый клубневый многолетник из семейства Орхидные. Отличается высокой декоративностью и выращивается в качестве садовой культуры, а также широко используется в народной медицине. В дикой природе распространена на Кавказе, в Малой Азии, по всей территории Европы. В России орхидные растут преимущественно на сырых местах в лесах, на лугах и болотах. Растет в европейской части России и южных районах Сибири, в зоне смешанных и широколиственных лесов, в сыроватых лесных лугах, разреженных лесах, на лесных полянах и опушках, в зарослях кустарников. Цветки в рыхлом соцветии. Листочки околоцветника белые. Плод коробочка. Цветет в июне-июле, плоды созревают в июле-августе. Они обладают сильным приятным ароматом, особенно вечером и ночью или при пасмурной погоде. В населенных пунктах практических не встречается, поскольку активно собирается на букеты. Русское название рода “любка” связано с древними преданиями о том, что клубни этого растения обладают магическими свойствами, являясь любовным снадобьем, приворотным зельем. Самый распространённый вид рода любка – Любка двулистная (Platanthera bifolia) это многолетнее травянистое растение с двумя подземными яйце- и веретенообразными, светло-бурыми клубнями. Опыляют цветки большие ночные бабочки, которых привлекает аромат, усиливающийся вечером. Встречается еще и любка зелёноцветная, или любка зелёноцветковая (Platanthera chlorantha).
В народной медицине клубни салепа давно известны как средство, восстанавливающие, поддерживающее силы у истощенных больных (туберкулез, тяжелые и продолжительные кровотечения и др.). Лечение любкой назначают при воспалительных процессах желудочно-кишечного тракта. Применяют любку двулистную (ночную фиалку) внутрь в виде густой слизи, получаемой при продолжительном взбалтывании порошка салепа с горячей водой. Слизь салепа употребляют также при отравлениях, чтобы задержать всасывание яда. Внутрь принимают при отравлениях ядами прижигающего действия, при этом слизь защищает чувствительные нервные окончания желудка и кишечника от раздражающего действия и препятствует всасыванию образовавшихся в кишечнике токсинов. Приворотным свойствам сего растения учёные нашли ихние собственные объяснения: этот цветок является сильным афродизиаком. Растение Любка Двулистная – это известное и высокоэффективное лечебное средство. Но это не только мощный афродизиак, но и лекарство для лечения заболеваний половой сферы. Лекарство от герпеса. Сим растением отлично лечат герпес. Для этого готовят кремообразную массу из 10 г порошка корня, выдерживают ее 15 минут, после чего наносят на пораженный участок. Смыть можно через полчаса. Используют не менее двух раз на день, пока заболевание не пройдет.
В старину знахари давали два клубня Любки двулистной жаждущим овладеть чудо-силой. Они говорили: “Прочертить белым по больному месту накрест – забудешь, что болело. Черный – для врага. Притронешься корнем к нему – сбудется все, что ты ему пожелаешь”. Девушкам давали клубни, чтобы их полюбили парни. Отсюда произошло и русское название Любка.
В славянской (и не только) магии этот довольно редкий нынче цветочек (занесённый между прочим в Красную Книгу) считается одним из самых сильных приворотных средств. Из клубней ночной фиалки знахари и ведьмы готовят любовные напитки особой силы. Кто выпивает его, тот возвращает себе силу молодости и пламень сердца. Оттого и дали этой травке ласковое прозвище – «любка», «помощница любви». А в целом в народной этимологии слово «любка» имеет значение “любимая”, “возлюбленная”.
1. Согласно легенде, во времена Запорожской сечи казаки носили высушенные клубни любки двулистной на шее, и те не раз спасали казацкие жизни, возвращали силу. Татары обычно переставали преследовать казаков, когда те уходили от преследования в пустынные степи, считая, что они там погибнут. Однако казаков спасали высушенные клубни любки, которые они жевали. Клубни утоляли голод, жажду, восстанавливали силу. Татары допрашивали редких пленников, пытались узнать, что спасает их в голодной степи. Казаки погибали, но тайны не выдавали. Спустя некоторое время, татары все-таки узнали о таинственных свойствах любкиных клубней и сами начали носить амулеты.
2.Наиболее распространенная легенда о Любке двулистной (Ночной фиалке) пришла к нам из прибалтийских стран. Так согласно этой легенды, жили в одном селе парень Янес и девушка Зана, которые были влюблены друг в друга и собирались пожениться. Девушка вместе со своей матерью часто собирали различные лекарственные растения в своей округе, могли по запаху различить каждое из них. В тех местах ходил миф о прекрасном цветке с дивным запахом, который цветет только ночью и только на праздник Ивана-Купалы в глухом лесу. Кто найдёт этот цветок будет всю жизнь счастлив и удача пойдет с ним по жизни. Только найти его очень сложно и охраняет этот цветок страшный лесной дух. Легенда о Ночной фиалке говорит, что на один из таких праздников, в ночь на Ивана Купалу, в то время как все молодые люди села пели, танцевали и водила хороводы в венках из лесных растений вокруг костра, Зана решила отправиться на поиски загадочного цветка. Не сказав своему возлюбленному о своих намерениях, будучи бесстрашной девушкой она отправилась в самую гущу леса, не много побродив она почувствовала пленительный запах не знакомого ей до сего момента цветка. Пойдя за запахом она вышла на небольшую полянку с цветущим душистым цветком, но как только девушка сорвала цветок её схватил лесной дух и превратил в цветок Ночную фиалку (Любку двулистную). Запахом этого дивного цветка страшный лесной дух заманивал молодых людей к себе на поляну, что бы показать свой чудесный ночной цветок, но как только молодые люди срывали цветок за их дерзости он их самих превращал в цветок.
3. По другой легенде о Любке двулистной (Ночной фиалке), после потери любимой, молодой Янес не находил себе места. И на следующий праздник Ивана Купалы он сам отправился на поиски загадочного цветка, думая о том, что сможет найти свою любимую. Он побрел в самую гущу леса и спустя время так же почувствовал нежный запах Ночной фиалки. Выйдя на полянку он заметим чудесные цветы с нежным запахом. Один из цветков выделялся и он подошел к нему и прилег, рука не подымалась сорвать его, цветок всем своим видом напоминал Янесу его возлюбленную. Любуясь цветком молодой человек заснул, проснувшись утром на полянке он был один среди обычных растений. Чувства к своей возлюбленной так и не прошли у Янеса до конца жизни, и каждый год в ночь на праздник Ивана Купалы он отправлялся в лес, что бы провести эту ночь с ней.

За лесом, полем и рекою,
Наш новый сказ пойдёт, узри.
В избушке крайней жили двое:
Мать с дочкой, звали ту КарИ,

С утра в леса она ходила,
Там сбор особый полевых
Цветов и трав, потом сушила,
Всё время, изучая их.

Как и когда цветут, всё знала,
Как извести недуг, изъян.
Ей бабка дар свой передала,
Лечила всех она селян.

Лишь цвет один найти не может,
Цветёт тот раз, в коротку ночь.
От стариков слыхала тоже,
Цветок зовётся ЛЮБКА – дочь.

Чудесен он, он много может,
И от того то непокой.
Томится дева, сердце гложет,
Знать прячет Дух его Лесной.

Так каждый раз, когда гуляла
В его владениях порой.
Как только в лес она вступала,
Дух любовался ей одной.

Ведь он давно её приметил,
Встречал в пролесках за рекой.
Но был невидим, неприметен,
Чтоб не спугнуть её собой.

Случилось это дивным летом,
Мать заболела у неё.
Цветы, что знала, амулеты,
Настои трав и их питьё

Помочь не могут к сожаленью,
В отчаянье, судьбы ль то рок?!
Пойду-ка в лес, искать спасенье,
Тот чудный, сказочный цветок.

Бродила день, пока в верхушках
Присело солнце вглубь небес.
Устав, присела у опушки,
В слезах помочь просила лес:
«О, Лес, могучий, дай уступку,
Открой средь трав ты свой настил.
Позволь найти цветок мне ЛЮБКА,
Смогла, чтоб мать свою спасти!»

Уж светляки у девы вьются,
Пылает зарево во рву.
Но лес молчит, и слёзы льются
С молитвой девушки в траву.

Смотреть на это невозможно,
Живому видеть то невмочь.
«Все! Помогу! То мне не сложно!», –
Ей Дух Лесной решил помочь.

И заструился разом запах,
Неведомый ей аромат.
Она поднялась, на поляну
Идёт, и вот он – ЛЮБКА, рад!

А рядом Дух Лесной надзорный,
Взгляд с добротой, но в меру строг:
«Цветок, что зришь, он чудотворный,
Он не простой, пойми, цветок!
Сорвёшь, и чудеса ворвутся,
Вмиг излечишь настоем мать.
Но через день должна вернуться,
И места то цветка занять…!»

Сорвав цветок, спешит босая,
Бежит, она напряжена.
И вот калитка так родная,
Ждёт мать больная у окна.

Что делать дева твёрдо знает,
Короткой ночка та была…
И вскоре снадобье вливает,
О, чудо, мать излечена.

Лишь солнце тронуло верхушки
Дерев, КарИ уже идёт.
К злосчастной самой той опушке,
Где Дух Лесной давно уж ждёт…

Вот подошла, на место встала,
Где этой ночью рос цветок.
Сама цветком тем скромным стала,
Таков закон, таков был долг.

А Дух Лесной всплеснув руками,
Вмиг спрятал деву от других.
Чтоб любоваться временами,
В ночах коротких, колдовских.

Лишь раз в году он открывает,
То место, где Она цветёт.
Но зорок он и охраняет,
Для тех, кто чист – награда ждёт!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: