Легенда о Васильке – Легенды о цветах, мифы и истории

Василек в легендах и сказках

Добрый день, дорогие мои друзья-читатели!

Настроение у меня сегодня совсем не осенне-зимнее! Оно цветочно-летнее, васильковое!

А чтоб немного заразить вас этим настроением, поделюсь вот таким красивым стихотворением:

Как те летние дни далеки,
Помню в хлебных полях васильки,
Средь пшеничных колосьев дугой
Василёчек возник под ногой!

И куда своим взглядом ни кинь,
Вижу в поле небесную синь,
Запах злака несёт ветерок
С тех полей, где растёт василёк!

Васильки, васильки, васильки,
Словно юности нашей деньки,
Они с детства несут добрый свет
И в России нежнее их нет!

Бесконечное множество раз
Наблюдал я красу твоих глаз,
В них волшебных цветов огоньки,
Их напомнили мне васильки!

Ну кто из нас не знает об этом милом полевом цветочке?

Василек – визитная карточка наших бескрайних полей и дорог!

Маленький кусочек неба, растущий среди густых колосьев, символ верности, безграничного доверия и искреннего веселья – вот таким знаем мы этот прекрасный цветок.

Лично мне кажется, что упоминание о нем есть в большей части всех народных песен и сказок.

На Руси с этим цветком было связано огромное количество всевозможных поверий и примет, нередко его цветы применялись девушками в ворожбе и гаданиях.

Но не только на нашей родине Васильки известны с незапамятных времен!

По всей Европе и Азии рассказывают сказки и легенды об этом простом, и в то же время загадочном полевом красавце.

Хотите узнать об этом подробнее? Ну что же, тогда слушайте…

Легенды из Европы: Древняя Греция и Рим

Постараюсь очень коротко пересказать вам самые популярные мифы древних греков и римлян:

  • Романтичный голубоглазый юноша по имени Цианус («cyanus» в переводе с латыни – синий) дни на пролет проводил в поле, воспевая хвалу римской богине цветов и растений Флоре и плетя веночки из миловидных полевых цветочков. Среди односельчан его считали странным, из-за его привязанности к василькам, не хотели водить с ним дружбу… И, увидев это, богиня Флора сжалилась над своим почитателем и хотела взять его под свое покровительство, да вот беда была в том, что оберегать она могла лишь цветы. И тогда она решила превратить Циануса в Василек – из-за его любви к этим небесно-синим цветам.

Есть у этой легенды и немного другая, менее позитивная, интерпретация.

В некоторых источниках юноша Цианус умер прямо в поле, а богиня Флора, восхищенная красотой его глаз, решила увековечить их в природе, вот и создала Васильки – синие копии добрых глаз трудолюбивого римского парня.

Кстати, это далеко не единственный миф, который нам рассказывает о том, что боги превращают людей в цветы. Подобным образом трактуют появление Ландыша , Маргаритки, Ромашки.

  • Древние греки из поколения в поколение передают другую легенду. Грозный и сильный кентавр Хирон, обладавший умением исцелять недуги и залечивать раны, получив ранение от руки Геракла, сумел быстро восстановить силы, и рана от стрелы греческого героя затянулась. И все благодаря тому, что Хирон отыскал цветок, сок которого был поистине чудодейственным. Как вы уже догадались, речь идет о Васильке. Кстати, научное название «Centaurea cyanus» («Центаурея» – от «кентавр», «цианус» – синий) пошло именно из этой легенды.

Вот такие рассказы мне удалось отыскать. Как видите, Василек был известен далеко за пределами Руси, причем задолго до ее создания.

Но, все же, наши сказания ближе и роднее, поэтому расскажу вам парочку самых распространенных из них.

Васильковые мотивы в русских легендах

Наши далекие предки приписывали Васильку самое разное значение:

  • Если девушка хотела очаровать парня, непременно нужно было сплести венок из васильков. Не знаю точно как, но, видимо, это работало! Ведь именно в конце лета-начале осени на Руси играли основное количество свадеб!
  • Для того, чтобы рассказать о своей преданности и верности девушке, парень дарил ей букет васильков.
  • Именно их этих синеглазых полевых красавцев плелись венки в период сбора урожая. Наверное поэтому Василек считался символом радости и веселья.

Что касается легенд об этих цветах, то их в наших закромах огромное множество…

Некоторые из них связаны с христианской верой (считается, что васильки выросли на месте распятия Христа), некоторые говорят о появлении этих цветов с легкой руки русалок.

Есть несколько совсем неправдоподобных сказок:

  • Голубоглазый король ужей всем сердцем полюбил юную красавицу. На удивление всем своим родственникам и друзьям она ответила королю взаимностью. Стали они жить в пещере на дне самого большого и глубокого озера. Король построил для своей любимой чудный хрустальны дворец. Родились у них дети – сын Василек и дочь Горпина. В общем, было все как в сказке. Да вот только загрустила девушка по родному дому и упросила мужа отпустить ее повидаться с отцом. Обернулся тогда уж деревянным мостом, по которому девушка с детьми вышла на берег и пошла в родную деревушку. Отец ее очень обрадовался возвращению дочери, да вот только как прознал, что вернулись они лишь на время, жутко рассердился. Пошел он ночью к озеру и изрубил в щепки деревянный мост. Кристально-чистые воды стали кроваво-алыми. Девушка, вернувшись на берег и увидев все это, горько заплакала и напрочь отказалась возвращаться в отцовский дом. Взмолилась она богам, и те помогли ей – превратили ее дочь Горпину в крапиву, чтоб та оберегала берег озера от непрошенных гостей, сына Василька – в чудный голубоглазый цветок, который напоминал бы девушке о ее муже. Сама же она вернулась на дно в хрустальный замок и остаток своих дней провела там.
  • А еще наши предки верили, что Василек – это цветок, в который отвергнутая русалка превратила понравившегося ей юношу. Само собой, тот красавец никак не хотел отвечать взаимностью полевой нечисти – полянице (так называли полевых русалок, завлекающих мужчин в полях), за что и поплатился. С тех пор он навсегда застрял в поле под чарами поляниц.

Ну а сейчас наслаждайтесь милыми фото Василька в естественной природе. А я с вами прощаюсь. Не пропустите новые статьи моего блога – подписывайтесь на наши обновления!

По следам легенд. обзор. Василек

Из комментариев :
“…А ты разве василёк никогда не покупала? Базилик – это же почти то же самое, как кот Базилио и кот Васька – один просто зелёненький, а другой с фиолетовым окрасом.» “Василий” – “Basilius”, а “BasilEus”, “Базилевс” – это попросту “царь”.
«А разве всех базилевсов должны звать Вася?»

Среди небес лазурно синих
Сият солцем луч златой.
Цветок на поле вольной волей,
Цветок на радости весной,
Не надо примерять одёжу,
На то что не было в веках.
Звенит над полем смех ребячий,
Ванюш, Анюток и Васят,
Златые кудри, сине очи,
Так много детства в небесах,
На весях, дружно и семейно,
Здесь поднимались на дрожжах.
Легенды, сказки расписные,
Гремит на целый Свет хвала.
А детвора по полю злату
Бежит быстрее, чем слова.

Этимология: Василек Др.-рус. переоформление греч. basilikon «царский» (цветок, растение), суф. производного от basileus «царь».

Но попробуем разобраться: Базилио и Василий, базилик и василек- это одно и тоже, и действительно произошли от слова «царь», или все же немного разные , по происхождению и исконному значению слова, и пришли они в разные времена и с разными народами. Ведь, действительно, как в народной памяти мог сохраниться Базилевс? С доисторических времен, с тех самых, когда кентавры лечили базиликом царей, которая и стала считаться царской . А может она великолепной вкусовой приправой была, ведь не знали еще тогда заморских благовоний, восточных пряностей далекой Индии и Месопотамии.
А василек назвали так, что был цветочек с царской короной и синий-синий, как царские облачения. Так и царь, надевая одеяния цвета лазурно-синего неба, вроде становился ближе к небесам.
Но может все было совсем не так?

«Василек пришел к нам из глубокой древности.
* . Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.»
К сожалению, не все так романтично, в другом тексте почти тоже самое было сказано про базилик…

Василёк (лат. Centaur;a) сем. Астровые. Большинство видов рода Василек имеет южно-европейское происхождение. Бывают белые, голубые, желтые, розовые, фиолетовые, синие, красные и бордовые. Но когда мы говорим Василек, то подразумеваем конкретный цветок – Василёк посевной, или синий (Centaurea cyanus), он встречается преимущественно в озимых хлебах, ржи, пшеницы, льна, реже — на паровых полях.. Медонос. Листья василька используются как приправа при консервировании и в мясных продуктах, обладают ароматом мяты, гвоздики и лимона. В медицине используется василёк синий, его цветки обладают мочегонным действием, применяются при отёках, связанных с болезнями почек. Васильки используются в косметике. Красителем для пасхальных яиц — яйца получают бирюзовый цвет. Цветки василька синего могут быть использованы для получения красок – голубой и синей (для шерстяных тканей), а также для изготовления василькового уксуса. Растение слаботоксично. Необходимо делать перерывы при применении препаратов или чая или настоек.

Если бросить цветок василька в огонь, а затем посмотреть на ночное небо, то покажется, что звёзды шевелятся. А вдыхание дыма василька вызывает страх.
Василёк носят с собой для привлечения любви. Он использовался в обрядах хлебопашества и вызывания созидательных сил матери-природы.
Ещё василёк применяют для снятия порчи, как защитное растение, растение-оберег, изгоняющее злых духов и демонов.

Народные названия: василек полевой, василек посевной, васильки, василечек, синюшник, синюха, синецветка, голубые цветы, блават, ржевый цвет, синька, иногда – барвинок малый, переполох, звонная трава, волошка, бобыльник, блаватка, лоскутница, синовница, хобер, “cyanus”, ,

Василек: Исп- aciano, azulejo, ит- fiordaliso, литов- rugiag;l;, нем- Kornblume, укр- волошка, фран- bleuet , Польск- Блакитный ещё синюха, синецвет. Удмурт- лыссаска лыз- синий, саска- цветок), хант йор- князь. Башк- зангари- голубой ,Тадж- асал(мед).

Чаще всего Василек называли, связывая его имя с цветом..

Синий. Азер- g;y, арм- kapuyt, вег- s;t;tk;k, b;zavir;gk;k, ac;lk;k, исп- azul, ит- turchino, казах- коьк, кит- q;ng, l;ns;, латин- caeruleus, латы- zils, финн- sininen,
Голубой. Белор- ярынны, санскр- n;;la, узбе- мовий, финн- vaaleansininen,

Азулен -синее красящее вещество, выделенное из эфирного масла ромашки. Имеет цвет лазури; светло-синий, голубой. Происходит от существительного лазурь, далее от ср.-в.-нем. laz;r, las;r «голубой камень», которое восходит через ср.-лат. lazurium, lasurium (итал. l;аzzurо, итал. l;azurroиз lazurro) к арабск. l;zavard.

Лен – нем. Lehn (сокр.), или Lehen, в средневековой Германии земельное владение (или иной источник дохода).
болг. лен, сербохорв. лан, словен. lan, род. п. lаnа, др.-прусск. linno, греч. linon, алб. гег. lini, м., тоск. liri, а также лат. linum, гот. lein “холст”, ирл. lin “лен”;
Лен. Арм- vush , vu;, нидер- vlas.
Овес – др.-русск. овьсъ, укр. вiвсюг “овсюг”, блр. овсюк, болг. овес, сербохорв. овас, чеш. оvеs, слвц. оvоs, польск. owies, в.-луж. wows, н.-луж. hows. Родственно лит. aviza “овес”, лтш. auza, др.-прусск. wyse “овес”, Сомнительно родство с др.-инд. avasam “пища, питание”, арм- varsak, др.-прусск. wyse, лат. av;na, лит. avi;a, венг-vazallus, чеш- len;k, vazal.
Рожь. Анг- rye, исп- centeno. (ср. лат. Centaur;a). Кентавр- это оказывается англо-испанская рожь)))

Василий. Происхождение имени Василий в нашей культуре связывается с канонизацией святых Василиев и включением их в христианский православный календарь.
«”Василий” – “Basilius”, а “BasilEus”, “Базилевс” – это попросту “царь”»

Басиле;вс (др.-греч. ;;;;;;;;, ;;;;;;;;; также басиле;й, базиле;вс, василе;вс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств. Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «царь», употребляясь наравне с более редким термином ванакс (;;;;;, затем ;;;;).
Из комментов: «А разве всех базилевсов должны звать Вася?»

Правители Руси. Второе место заняли представители имени Василий —занимали престол России пять раз: Василий I, Василий II (Тёмный), Василий III, Василий Шуйский, Василий Ярославич.князь Владимир Святославич незадолго до Крещения Руси сам был крещён и наречён именем Василий (в Византии в ту эпоху Василий — имя из императорского-именника).
Васи;лий II Болгаробо;йца (Булгароктон) (греч. ;;;;;;;;; B’ ;;;;;;;;;;;;;;; 958 — 15 декабря 1025) — византийский император из Македонской династии, Васи;лий Вели;кий (греч. ;;;;; ;;;;;;;;;, ок. 330—379), или Василий Кесарийский (;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Василий Амасийский, Василий Анкирский (IV век), Василий Декаполит – инок, до 750г. в XVII веке частотность имени составляла 50 ‰, в XVIII веке — 47 ‰, в XIX веке — 66 ‰. Стабильно высокая частотность показывала второй результат после самого распространённого в прошлом мужского русского имени Иван.
22 марта. «Задолбил зиму Василий Капельник».
Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания, известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень. макед.
Vaclav (Vaclav). «большая слава».
Высь- др.-ирл. uasal «высокий».
Веселый. ст-слав. Веселъ словен. vese, др.-польск. wiesioy, Родственно лтш. vesels “здоровый, целый, невредимый”, иллир. имя собств. Veselia Felicetas в Далмации , являются расширениями и.-е. *vesu-; ср. др.-инд. vasu- “хороший”, авест. vahu-, vohu-, галльск. vesu- в собств., ирл. fiu “достойный; равный”, иллир. Vesclevis : др.-инд. vasucravas-;
Весь- деревня.словенск. v;s, чешск. ves, словацк. ves, польск. wie;, в. -луж. wjes, н. -луж. wjas. , др. -инд. vic;- ж. «селение» , авест. v;s-, др. -перс. vis- «дом» , лат. v;cus «селение» , готск. weihs «деревня» , алб. vis «место, местность.
Родственно лтш. vi;esis “пришелец, чужеземец”, лит. vie;;pat(i)s “господь” va;i;inti “потчевать, угощать”, др.-прусск. waispattin, “хозяйка”, др.-инд. vic;- ж. “селение”, авест. v;s-, др.-перс. vi;- “дом”, греч. ;;;;; – то же, ;;;;;;.

Касты по алфавиту. Вани — торговцы. (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) – человек третьей касты – v;i;ya , и шудр (слуг и разнорабочих).
Базар- из перс. b;z;r – то же, ср.-перс. v;;;r; на дари- ba;ar- человек.

Легенды . Существует несколько легенд о происхождении василька. Согласно одной из них на том месте, где был похоронен Спаситель, выросла благоуханная целебная трава, впоследствии названная васильком.
Как-то гуляла по полям богиня плодородия Церера и услышала жалобный голосок васильков: “Нас пахари не любят, отделяют нас от ржи”. На что Церера ответила василькам: “Не зря вам дали цвет небесной твердыни: стойко держитесь возле труженика – ржи и не клонитесь, как клонит оно свои полные колоски. А раз в год и вас придут жнецы искать, чтоб украсить венками свои головы”. В этой легенде нашел свое отражение праздник урожая.
Одна из римских легенд сообщает, что василек получил свое название по имени прекрасного юноши Циануса, который был так увлечен красотой синих полевых цветов, что сам одевался во все синее. Он никогда не покидал поля, пока на них росли васильки, и без конца плел из них венки и гирлянды. Спустя некоторое время он был найден мертвым на хлебном поле среди его любимых цветов. Богиня флора, которую юноша любил более других, за его постоянство и любовь к ней, в знак особого расположения превратила тело юноши в любимый цветок, который с тех пор и получил название Cyanus.
Славянская легенда объясняет и происхождение названия. Одна русалка влюбилась в юношу по имени Василий. Но тот не ответил ей взаимностью и отказался последовать за ней в подводное царство. Влюблённая русалка обиделась и превратила юношу в синий цветок, который стали называть по его имени – василёк.
Ещё одна легенда рассказывает о другом происхождении василька. Как-то синее небо обратилось к хлебному полю, росшему внизу: «Всякое растение хвалит и благодарит меня за живительный дождь и солнечное тепло, которое я посылаю – цветы возносят ко мне благоухание, леса – шёпот листьев, и только хлебные поля никак не благодарят меня». Но колосья ответили небу: «Мы очень благодарны тебе, но мы не можем вознестись к тебе, и у нас нет ни чудного запаха, ни дивного шелеста листьев». «Тогда я само спущусь к вам», – ответило небо. Так и появились на хлебных полях синие цветочки – васильки.
Согласно мифу, бог Солнца Аполлон попросил Хирона воспитать его сына Асклепия. Кентавр согласился и начал обучать Асклепия, как распознавать лекарственные растения. Асклепий был хорошим учеником и вскоре превзошел даже своего учителя. В память о первом врачевателе травами – Хироне были названы два растения – василек – Centaurea и золототысячник – Centaurium (Centaurium erythraea. -сем. Горечавковые).

Когда царица Елена, мать императора Константина Великого, в 326 г., приехав в Иерусалим, хотела найти крест Господень, то долго не могла его отыскать и стала просить Бога помочь ей. Явился к ней один какой-то и говорит: «Ищите пахучего зелья Василия: где его найдете, там и крест обрящете». Пошли на гору Голгофу, и нашли его на том месте, которое поросло васильками. С тех пор и украшают крест васильками.

http://herbalogya.ru/library/centaurea.php , вики, и множество сайтов про васильки, Василия и словари

Вот как оно получится, если словами песни пети.
Вани да Васи с торговлею шли,
Их угощали хлебами из ржи,
На рушниках голубой синий лен,
Небо лазурное, свадебный звон.
Люди хорошие, высь высока,
Веси весной расцветают от сна,
Может быть здесь жил веселый народ,
Глаз васильковых и золото слов.
Может быть счастье так было светло,
Что васильками назвали цветы.

Не Базилевс основой львиной
В столетьях прославлял века,
Но взгляд очей лазурно-синих,
Волос златистая копна,
Что василек среди пшеницы
На солнце золотом волос
Светились ярко и лучисто
Голубизной глаза до звезд.

Но Василевс вассалом верным
Царь величайшего царя
Сидел на троне как на злате,
В одеждах синих- в небесах,
Ни дать, ни взять,
Средь солнца –злата
Сияет голубой сапфир,
Что охранять его достоин,
Поставлен стражем чудный змий,
За Василевса- василискус,
Угроза и охрана дней,
Но только скромный наш цветочек,
Ужель в покои угодил?
Ходили Васи и Ванята,
По странам, весям , городам,
Ходили весело с товаром,
И торговали тут и там,
Искусней притчи нет причуды,
Товар базары защитил.
Но Василек.. какое диво!
Лучистей всех монеток звон.

Среди небес лазурно синих
Сият солцем луч златой.
Цветок на поле вольной волей,
Цветок на радости весной,
Не надо примерять одежу,
На то что не было в веках.
Звенит над полем смех ребячий,
Ванюш, Анюток и Васят,
Златые кудри, сине очи,
Так много детства в небесах,
На весях, дружно и семейно,
Здесь поднимались на дрожжах.
Не надо складывать легенды
Про злых воюющих царей,
Им словеса слагая гордо
На благодарственность речей.
Кто завоевывая страны,
Губил и грабил, убивал,
Свою злодейскую натуру
В одежды, в роскошь наряжал,
Но чтобы делал без Васюты
Когда б Васятка хлеб не жал,
И чтобы делал без Анютки,
То кто одежду бы соткал?
Легенды, сказки расписные,
Гремит на целый Свет хвала.
А детвора по полю злату
Бежит быстрее, чем слова.

Легенда. Синий, как небо, цветочек – василек

«Васильки»

«. Среди колосьев спелой ржи,

Цвели своим небесным цветом,

На тонких стеблях васильки,

Мир наполняя нежным светом. »

(Олег Бояркин)

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности:

– Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.

– Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне. Подскажи, что сделать и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви.

– Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.

Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

По древнегреческой легенде, “цветок Кентавра”, или Центавра, отсюда латинское название василька – Центауреа (научное название василька синего – Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя.

Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была “центауреа” – василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea.

Что касается второй половины его названия – “cyanus”, то она по латыни просто обозначает “синий”, окраску, которая является характерной для нашего цветка.

Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. С васильками у славян связано два праздника: “пошел колос на ниву” – отмечался при появлении колосьев на ниве и “именинный сноп” – проводился в конце лета перед уборкой урожая.

Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением: “Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей”.

Праздник “именинный сноп” проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки.

Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус – значит синий).

С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии.

В некоторых странах Европы известен под названием – Немецкий цветок (цветок с немецким характером). Наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы.

Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки.

Одна лишь синева в глазах,

И в небесах, и в поле.

Не видишь ничего в приволье, –

Лишь синева в глазах.

Зажмуришь их, и дашь им волю,

И вдруг – улыбка на устах:

Одна лишь синева в глазах,

И в небесах, и в поле!

Гавриил Кондратенко “Васильки

Жемерикин В.Ф. «Васильки» 2000

Светлана Родионова «Васильки» 2010

Живопись Марины Захаровой. Васильки.

Марина Захарова родилась в Костроме. Окончила Ярославское художественное училище в 1987 г. Член союза художников России с 1998 г. Принимает участие в Российских и зарубежных выставках, международных пленэрах в Германии, Польше и Греции. В 1998 г. получила награду от Президента России за творческие достижения. Работы художницы находятся в коллекции Костромского художественного музея, в частных коллекциях России и за рубежом. Большинство работ Марины Захаровой – натюрморты. Но сама автор не согласна с таким определением жанра ее картин. Говорит, что это настоящие портреты, правда цветов.

«Мне бы хотелось писать портреты; может, когда-нибудь я к этому дойду. Но мое отношение к цветам – как к портрету. То есть, портрет цветка… Это изучение цветка, желание понять, показать эту красоту»

“Васильки”

“Последнии дни лета”

“Птичка”

“Поле”

“В деревне”

“Васильки”

“Васильки”

“Летом”

“Летом”

“Пейзаж с васильками”

Поглядишь, как несметно

разрастается зло —

слава богу, мы смертны,

не увидим всего.

Поглядишь, как несмелы

табуны васильков —

слава богу, мы смертны,

не испортим всего.

Андрей Вознесенский, 1967

Василек и его легенда

Ирина Вячеславовна Мозжелина
Василек и его легенда

Синий, как небо, цветочек – василек

И средь колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

По древнегреческой легенде, “цветок Кентавра”, или Центавра, отсюда латинское название василька – Центауреа (научное название василька синего – Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была “центауреа” – василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea. Что касается второй половины его названия – “cyanus”, то она по латыни просто обозначает “синий”, окраску, которая является характерной для нашего цветка.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус – значит синий).

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: “Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья”. “Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви”. “Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе”. Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки. “…приводим историю написания И. А. Крыловым басни “Василек“, посвященной императрице Марии Федоровне.Начинается басня так:

“В глуши расцветший василек

Вдруг захирел, завял до половины

И, голову склоня на стебелек,

Уныло ждал кончины…”

С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии. В некоторых странах Европы известен под названием – Немецкий цветок (цветок с немецким характером). Из всех народов Европы наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы.

. Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. С василькамиу славян связано два праздника: “пошел колос на ниву” – отмечался при появлении колосьев на ниве и “именинный сноп” – проводился в конце лета перед уборкой урожая.

Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители.Шествие от села до нивы сопровождалось пением: “Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей”.

Праздник “именинный сноп” проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном – Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке – умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.

– Ах, – шепчет русалка, – если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!

Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.

– Тогда, – рассердилась красавица, – не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!

Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше.

Дидактическая игра Дидактическая игра «Собери цветочек» – цель: закреплять правильное произношение звука в словах, дифференциация звуков (с – з,развивать.

Стихи о детях Брошенные дети- сверточки, кулечки, Вы- ничьи сыночки, впрочем, как и дочки. Крохотные ручки, голубые веки… Как же вы посмели, люди- человеки?.

Растения в легендах и сказаниях Руси

Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти

Данный материал будет интересен учащимся среднего и старшего школьного возраста.
Цель: расширение кругозора детей.
Задачи: познакомить учащихся с красивыми историями, связанными с растениями.

По древним преданиям растениями землю одарил восточнославянский бог Ярило (по мнению ученых, слово это восходит корнями к двум словам яра-весна, и яр-год, не секрет, что раньше, в языческое время, год вел свой отсчет от весны). “Ох ты, гой еси, Мать Сыра Земля! Полюби меня, бога светлого. За любовь за твою я украшу тебя синими морями, жёлтыми песками, голубыми реками, серебряными озёрами, зелёной травой-муравой, цветами алыми, лазоревыми. ” И так каждую весну, расцветает земля от зимнего сна.

ЛЕГЕНДА О ЛАНДЫШЕ

В древнеславянских сказаниях цветы ландыша называли слезами Волховы (хозяйка подводного царства), которая любила гусляра Садко, сердце которого принадлежало земной девушке – Любаве. Узнав, что сердце возлюбленного занято, Волхова не стала открывать своей любви Садко, но иногда по ночам, при свете луны на берегу озера, она горько рыдала. А крупные слезы-жемчужины, коснувшись земли, прорастали ландышами. С тех времен ландыш на Руси стал символом скрытой любви.

ЛЕГЕНДА О РОМАШКЕ

На свете жила девушка и был у нее любимый – Роман, который делал для нее подарки своими руками, превращал каждый день жизни девушки в праздник! Однажды Роман лег спать – и приснился ему простой цветок – желтая сердцевинка и белые лучики расходившиеся в стороны от сердцевины. Когда он проснулся, то увидел цветок рядом с собой и подарил его своей девушке. А девушка захотела, чтобы такой цветок был у всех людей. Тогда Роман отправился на поиски этого цветуечка и нашел его в стране Вечных снов, но царь этой страны не отдал цветок просто так. Правитель сказал Роману, что люди получат целое ромашковое поле, если молодой человек останется в его стране. Ждала девушка своего любимого очень долго, но в одно утро она проснулась и увидела за окном огромное бело-желтое поле. Тогда девушка поняла, что ее Роман больше не вернется и назвала цветок в честь своего любимого – Ромашкой! Теперь девушки гадают на ромашке – “Лю-бит-не любит!”

ЛЕГЕНДА О ВАСИЛЬКЕ

Старинный народный миф повествует о том, как в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Любовь их была взаимной, но влюблённые никак не могли решить, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием и превратила его в полевой цветок цвета прохладной синевы воды. С тех пор, каждое лето, когда зацветают синие васильки в полях, русалки плетут из них венки и надевают на головы.

ЛЕГЕНДА ОБ ОДУВАНЧИКЕ.

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним:
– О чём ты мечтаешь, Тюльпан? — спросила она.
Тюльпан, не задумываясь, ответил:

– Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.
От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.
– Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? — поинтересовалась богиня.
– Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти, где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.
Ответ розы не понравился Богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.
– Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? — спросила Богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы.
– Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.
В отчаянии Богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.
– Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? — спросила она.
– Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно: по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.
Богиня улыбнулась:
– Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.
С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях.

ЛЕГЕНДА ОБ АНЮТИНЫХ ГЛАЗКАХ

На Руси существовало поверье, что жила-была красавица Анюта добрая и доверчивая, да всей душой полюбила она красавца-соблазнителя, но он испугался ее любви и уехал, пообещав скоро вернуться. Долго ждала его Анюта глядя на дорогу, угасая от тоски и умерла. На могиле у нее выросли трехцветные «фиалки», и каждый из цветов олицетворял собой Анютины чувства: надежду, обиду и печаль от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О РЯБИНЕ

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался, пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

ЛЕГЕНДА О КАЛИНЕ

Когда-то давно, когда ягоды калины были слаще малины, жила-была девушка, влюбленная в гордого кузнеца. Кузнец не замечал ее и часто гулял по лесу. Решила она тогда поджечь лес. Пришел кузнец к своему любимому месту, а там лишь куст калины растет политый слезами, а под ним сидит заплаканная девушка. Пролитые ей слезы не дали сгореть последнему кусту в лесу. И тогда прикипело сердце кузнеца к этой девушке, да было поздно, как и лес, сгорела молодость и красота девушки. Она быстро состарилась, но к парню вернулась способность отвечать на любовь. И вплоть до старости он видел образ юной красавицы в своей сгорбленной старухе. С тех пор, ягоды калины стали горькими, как слезы от неразделенной любви.

ЛЕГЕНДА О ШИПОВНИКЕ

Существует легенда, которая рассказывает, откуда же появился сам шиповник и как были обнаружены его целебные свойства. Когда-то полюбили друг друга молодая казачка и юноша, но старый атаман тоже положил глаз на красавицу. Он решил разлучить влюбленных и отправил молодого парня на военную службу. На прощание тот подарил своей возлюбленной кинжал. Старый атаман хотел заставить казачку выйти за него замуж, но она сбежала и убила себя подаренным оружием. На месте, где пролилась ее алая кровь и вырос куст, который укрылся красивыми цветками с обворожительным ароматом. Когда атаман хотел сорвать удивительный цветок, куст покрылся колючими шипами и как не старался казак, у него ничего не получилось, только руки все изранил. Осенью на смену цветкам появились яркие плоды, но никто не рисковал их даже попробовать, однажды бабушка старая села отдохнуть с дороги под кустом и услышала, как он к ней девичьим голосом промолвив, чтобы не боялась она, а приготовила чай из ягод. Послушалась старушка и выпив чай, почувствовала себя на 10 лет моложе. Хорошая слава быстро разошлась и шиповник стали знать и использовать в лечебных целях.

ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

По русским преданиям, жила в деревне зеленоглазая девушка с красивым лицом, выше всех добродетелей она ценила верность и чистоту. Но приглянулась она внуку Чингисхана, Бату-хану. Несколько дней он безуспешно пыталась поговорить с ней, но девушка была помолвлена и не отвечала Бату-Хану. Тогда Бату-Хан выследил ее, однако не испугалась русиянка, выхватила из-под шушпана кинжал и ударила себя в грудь. Упала замертво к подножию боярышника, и с тех пор молодых девушек на Руси стали называть боярышнями, барышнями, а молодых женщин — боярынями.

Легенда о растении кукушкины слезы

говорит о том, что кукушка на праздник вознесенья плакала над этим растением и на его цветках остались пятнышки от ее слез. Присмотритесь внимательно и вы действительно увидите пятнышки – вот почему растение назвали кукушкины слезы! Другое название кукушкиных слез – ятрышник пятнистый.

ЛЕГЕНДА О ПАПОРОТНИКЕ

Всем известна эта легенда, повествующая об Иванове дне (Языческий праздник Ивана Купалы, ранее, до крещения Руси отмечавшийся в день летнего солнцестояния (т.е. самого длинного светового дня года), сейчас его отмечают 7 июля в день Рождества Иоанна Крестителя т.е. астрономическое соответствие языческому празднику теперь утеряно). Так вот, по легенде, именно в полночь на Ивана Купалу зацветал ярко-огненный цветок папоротника, да такой яркий, что смотреть на него невозможно и раскрывалась земля, выставляя напоказ все сокровища и клады. Невидимая рука срывает его, а руке человека почти никогда не удавалось это сделать. Кто сумеет сорвать этот цветок, тот приобретет власть повелевать всем. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали «в чем мать родила» по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

ЛЕГЕНДА ОБ ИВАН-ЧАЕ

Связана она с русским старинным словом «чай» (не напиток!), которое обозначало: скорее всего, пожалуй, по всей видимости и пр. В одной русской деревне жил парень Иван. Очень любил он красные рубахи, бывало наденет рубаху, выйдет на околицу и ходит вдоль опушки леса, гуляет. Жители села увидев яркий красный цвет среди зелени говорили: «Да это Иван, чай, ходит». Так привыкли к этому, что даже не заметили как Ивана в селе не стало и стали говорить на появившиеся внезапно у околицы алые цветы «Да это Иван, чай!»

ЛЕГЕНДА О КУПАЛЬНИЦЕ

Старинная легенда о купальнице пришедшая к нам из Западной Сибири: “Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. С разгону влетали кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неугомонней всех был Алексей. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Уныло вздыхая, русалки погрузились на дно озера, но одна так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она стала выбираться из воды и незаметно преследовать пастуха. Волосы ее выгорели от солнца и стали золотыми. Холодный взор загорелся. Однако Алексей ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Но и тогда только смеялся и так разгонял коня, что русалка в страхе отскакивала в сторону. Последний раз она сидела недалеко от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шёпотом, грустной песней и бледной улыбкой, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок Купальницы, который сибиряки ласково называют Жарками.”
Как видите, множество сказаний повествуют нам о событиях связанных с растениями. В основном все связаны с высшими человеческими чувствами: любовью, гордостью, верой, надеждой, верностью, смелостью. Также существует ряд преданий о целительной силе растений.

ЛЕГЕНДА О САБЕЛЬНИКЕ.

В стародавние времена, жил на русском Севере очень мирный народ, но пришел сильный враг и согнал их с родной земли в глухие и болотистые леса. Трудно пришлось им, начались тяжелые недуги и болезни. Воззвали люди: «Господи, пошли нам помощь и спасение!» Появился всадник в ночи, сверкнула его сабля, рассекая густой туман, а наутро вся земля оказалась усыпана пурпурными цветами. Все части этого растения оказались целительными. С тех пор пошло название сабельник т.к. отсекает все болезни и возвращает здоровье.

Наверное, на свете нет ни одного этноса, у которого бы не существовало легенд и поверий о волшебном происхождении и силе растений. С чем это связано? Вероятно с тем, что испокон веков растения были и пропитанием и целителем для людей. Им приписывали волшебные чудодейственные свойства, воспевали в песнях и стихах, изображали в этнических узорах. Жизнь наших пра-пра-пра-пра-пращуров была неразрывно связана с растениями и нашла отражение в фольклоре

Цветы в легендах и приданиях

Мы не можем представить себе жизнь без цветов, как нельзя представить себе без цветов свадьбу, рождение ребенка, юбилей, встречу и проводы друзей, чествование ветеранов, различные праздники. Они с нами в минуту радости скорби. Особенно торжественны цветы павшим героям у обелисков, памятников, на братских могилах.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota_5v_grechnev.doc 105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Научно – исследовательская работа

по теме « Цветы в легендах и приданиях»

ученик 5в класса.

г. Узловая, 2014г.

Глава 1. ЦВЕТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ…………………………………………….5

Глава 2. Цветы вдохновляли художников. на создание великих произведений…………………………………………………………………. 6

Глава 3. Цветы в легендах………………………………………………………8

Цветы – остатки рая на земле.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Цветы – очаровательные создания природы, они украшают наше жилище и сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь. С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознается всеми единодушно, – красота цветов.

«А сколько хранит в себе каждая неприметная травинка, каждый цветок! Вы проходите мимо цветка? Наклонитесь, поглядите на чудо, которое видеть раньше не могли. Он умеет такое, что никто на Земле не умеет. Например, он берет крупинку мягкой черной земли, затем он берет дождя дождинку и воздуха голубой лоскуток, и лучик, солнышком прошитый, все смешает потом. Но где, где пробирок и колб, и спиртовок ряды? И вот из одной и той же черной земли, он – то красный, то синий, то сиреневый, то золотой…», – так писал В. Солоухин.

Главная цель моей работы: сделать экскурс в мир и историю постоянных спутников человека – цветов.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

  1. Собрать разнообразные мифы, предания, легенды разных народов

о цветах, дополнить их стихами русских поэтов.

2. Узнать историю происхождения названия того или иного цветка,

историю возникновения букета и праздников.

Объектом исследования стали образы цветов, встречающиеся в русской поэзии, произведениях, язык цветов.

Предмет исследования – стихотворения русских поэтов, литературные произведения, легенды и мифы о цветах.

Мы не можем представить себе жизнь без цветов, как нельзя представить себе без цветов свадьбу, рождение ребенка, юбилей, встречу и проводы друзей, чествование ветеранов, различные праздники. Они с нами в минуту радости скорби. Особенно торжественны цветы павшим героям у обелисков, памятников, на братских могилах.

ГЛАВА 1. ЦВЕТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

Помимо того, что цветы — это отличные подарки на день рождения , с древних времён они занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии выросшей из слёз Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко, говорится об отвергнутой им морской царевне, из слёз которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке названным его именем.

С раннего детства мы начинаем знакомиться с устными и авторскими литературными произведениями. Самыми любимыми для нас, детей, являются бесспорно сказки. И в них как в авторских, так и народных мы часто встречаемся с цветами, которые обладают волшебными силами. Например, из произведения Валентина Катаева мы узнаём о цветике-семицветике, который выполняет 7 желаний девочки Жени.

В сказке Аксакова С.Т. мы знакомимся с аленьким цветочком «красоты не виданной не писанной. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и ноги, и руки у купца, и взговорил он голосом радостным: «Вот аленький цветочек, которого нет краше на белом свете»».

В произведениях Г.Х. Андерсена из цветка появляется Дюймовочка «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан»; Герда, ищущая своего названого брата Кая, потеряла счёт времени в волшебном саду доброй старушки, а в сказке «Свинопас» нам встречается роза, которая никогда не вяла и издавала благоухающий аромат.

В сказке С. Маршака “12 месяцев” злая мачеха послала падчерицу в самый разгар лютых январских морозов в дремучий лес за весенними цветами. Девочка случайно встретила у лесного костра братьев-месяцев, среди которых был и добрый молодец Март. Он и одарил сиротку своими любимыми цветами – подснежниками.

А кто не помнит русскую народную сказку “Аленький цветочек”, рассказанную в детстве ключницей Пелагеей Сергею Аксакову и записанную им в 1885 году? Сколько волшебных минут было прожито с этой сказкой каждым из нас. В переживаниях за честную, добрую и верную своему слову дочку младшенькую, и осуждении жадных и корыстных дочерей старших, доброго, но такого недальновидного купца. И с какой детской наивностью радовались мы счастливой, волшебной и неожиданной развязке.

Глава 2. Цветы вдохновляли художников. на создание великих произведений.

Цветы вдохновляли художников, поэтов, архитекторов, композиторов на создание великих произведений. Известно, что сирень вдохновила Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки “Спящая красавица”. Стали популярными прекрасный “Вальс цветов” из балета Чайковского “Щелкунчик” и вальс “Орхидея” В. Андреева. К цветам в своем творчестве обращаются и многие современные композиторы.

Нередко цветок может сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии в 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева “Война и мир”. Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на нем лежала… белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь на представление, передал из Америки по телеграфу необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору…

И. Гёте – большой любитель фиалок. По преданию, каждый шаг писателя И. Гёте был отмечен фиалками. Он не выходил из дому, не насыпав в карман сюртука семян фиалок. Шел и высеивал их на дорожках. В окрестностях Веймара, где он жил, дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. Немецкие садовники вывели несколько новых сортов фиалки, назвав их именами персонажей произведений писателя: черный сорт получил имя “Доктор Фауст”, ярко-красный – “Мефистофель”, нежно-голубой – Маргарита.

Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А.А.Блок. И.С.Тургенев любил преподносить своим друзьям фиалки и был весьма благодарен, когда они ему отвечали тем же.

Известно также, что нарцисс был любимым цветком писателя И. С. Тургенева, доказательство чего находим в оставшемся после его смерти альбоме, куда он имел обыкновение, шутки ради, записывать все то, что ему особенно нравилось. Записи он делал неоднократно, и в одной из них за 1867 год на вопрос: “Какой из цветков ему больше всего нравится?” – ответил: “Нарцисс”

Глава 3. Цветы в легендах.

В течение многих веков на Востоке как символ, иносказание использовался селам – язык цветов, способ выражения мыслей и чувств при помощи растений и их сочетаний. Признанием в любви служила ветка цветущей вишни, белая гвоздика – знаком доверия, красная гвоздика или роза выражала страсть, клевер – печаль, астра – ожидание. По числу цветков гиацинта назначался день свидания, а колокольчик помогал определить его час. Активно использовалась цветочная символика в средневековье. Предлагая даме руку и сердце, рыцарь посылал ей розу с миртом, а к дама в знак согласия отправляла маргаритки. В Японии силу, счастье, долголетие и выносливость символизирует сосна, надежду и вечное обновление – цветущая ветка сливы, а Цветущая ветка яблони – пожелание мира в семье. Почти у всех народов символ любви – роза, а у древних греков белая роза была знаком молчания. Интересны символические значения сочетаний некоторых растений. К примеру, ирис для японцев – символ мужества и доблести, а в сочетании с ситником – знак простоты. В свою очередь, композиция сосны с розой символизирует вечную молодость, а с сакурой – преданность и рыцарство.

Появление этих символов закономерно. Они являются результатом глубокого погружения в природу, длительного ее изучения, созерцания, наблюдения и вызывают большое уважение и интерес. Определенные значения, закрепленные за растениями, порой переменчивы и противоречивы, поэтому не являются чем-то неизменным. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. Это связано с тем, что на цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события, связанные с теми или иными цветами.

Мы не ставим перед собой задачу рассказать обо всех растениях и их символике. Упомянем только некоторые из них. История возникновения многих растений на протяжении многих лет была связана с небольшими легендами и мифами, создаваемыми в разных странах. И неудивительно, что символизм, присущий тем или иным цветам, берет свое начало как раз из этого народного творчества.

В одной библейской легенде упоминается, например, о лилии, выросшей из слез Евы, изгнанной из рая. В древнерусском сказании о новгородском купце Садко говорится об отвергнутой им морской царевне, из слез которой появились ландыши. А один из греческих мифов повествует о юноше Нарциссе и цветке, названном его именем.

Астра – символ ожидания, печаль; звезда, вечность красоты ; чувство, задумчивость. В Древней Греции носили как амулет на счастье. По легенде, ее происхождение звездное, она выросла из пылинки, упавшей со звезды. Существует поверье, что если ночью встать среди астр и прислушаться, то можно услышать перешептывание – это цветы общаются со своими сестрами звездами.

Боярышник – символ любви и любовных обрядовых празднеств; символ целомудрия. В Древней Греции ветки боярышника сжигали на алтарях Гименея – бога счастливого брака, а цветами растения осыпали и украшали невесту. Гименей изображался стройным юношей с факелом в левой руке и с венком боярышника – в правой. По русским преданиям, деревенская девушка очень любила составлять букеты, плести венки, включая в них цветы, листья и ягоды боярышника. Ее красоту заметил внук Чингисхана, будущий Бату – хан, и пытался заговорить с ней, но она избегала его – у девушки был жених. Но Бату выследил ее и хотел добиться своей цели. Тогда русская девушка встала спиной к любимому кусту боярышника, выхватила спрятанный кинжал и, ударив себя в грудь, упала под растение. В ее честь на Руси всех девушек величали боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями.

Василек – доверие, веселость, верность; простота, правда, красота жизни (Япония). Греки называли цветок «центауре», по имени Центавра (Кентавра)- мифологического существа, залечившего соком василька раны, нанесенные ему Гераклом. По древнеримской легенде, прекрасный юноша Цианус никогда не покидал полей, пока на них цвели васильки. Он плел из них венки и гирлянды и одевался в платье одного с ними синего цвета, а потом юношу нашли мертвым среди любимых цветов. Богиня Флора за его постоянство превратила тело Циануса в василек, с тех пор все васильки стали называться по – научному «цианус», что значит – синий.

Гвоздика – постоянство и верность; символ любви и чистоты; утонченность, признание в страстной влюбленности, страсть; символ борьбы и революции, честь, свобода ;пылкие чувства; белая гвоздика – жизнь ради любви, желтая – неверие, презрение, полосатая – отказ (Япония). О ее происхождении повествует греческий миф. Рассерженная богиня охоты Артемида обвинила играющего на свирели пастуха в том, что он своей музыкой спугнул всю дичь и помешал ее охоте. Она в гневе вырвала у него глаза. Потом, раскаявшись и желая увековечить эти жалобно смотревшие на нее глаза, Артемида бросает их на тропинку. В ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики. Воины Франции и Италии верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман. С красной гвоздикой были связаны храбрость и беззаветная отвага, поэтому Наполеон I, учреждая орден Почетного легиона в 1802 году, выбрал ленту для него красного цвета. После этого сторонники Бонапарта своим символом выбрали красную гвоздику, а сторонники Бурбонов выбрали белую.

Гиацинт – символ горя и печали: постоянного возрождения природы; грации и нежности; склонность к продолжительной привязанности. В переводе с греческого языка значит «цветок дождей», так как на родине в Малой Азии начинает распускаться с наступлением теплых весенних дождей. В древнегреческой мифологии любимцем Аполлона был Гиацинт, прелестный сын спартанского царя. Юноша не уступал богам ни в красоте , ни в силе, ни в ловкости. Гиацинт погиб во время состязаний по метанию диска. Маленький божок легкого ветерка Зефир завидовал юноше из –за внимания Аполлона и дунул на диск, повернув его в обратную сторону. Диск врезался в голову бедного Гиацинта. На месте гибели прекрасного юноши, из его крови, и появился удивительный цветок. Раньше по числу бутонов гиацинта узнавали день встречи.

Гладиолус – символ победы; символ благородства, памяти; безразличие; скрытность, сила характера, дружба, верность. В Древнем Риме считался цветком гладиаторов, его корень как амулет носили на груди. По легенде, в гладиолусы превратились мечи двух верных друзей – Севта и Тереса., не захотевших сражаться друг с другом по желанию императора и за это преданных смерти. Из – за узких длинных листьев, торчащих, как острые шпаги, гладиолус называют «шпажником».В средние века было поверье, что, если носить покрытую жесткой кожицей луковицу шпажника на груди, она делает человека неуязвимым. Рыцари надевали на грудь такой амулет и называли его «неодолимый панцирь».

Ирис – символ мужества, доблести, достоинства; символ страдания Богоматери. В переводе с греческого – «радуга». У древних греков был посвящен богине радуги Ириде, которая опускалась на землю, чтобы сообщить людям волю богов. У христиан острые листья цветка олицетворяли страдания сердца Богоматери.

Тюльпан – символ гордости, великолепия; удовлетворенность отношениями, благородство. Также считается цветком счастья. По легенде, в золотистым бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, никак нельзя было открыть бутон. По лугу шла женщина с ребенком, он вырвался и со смехом подбежал к цветку – и венчик тбльпана впервые раскрылся на звук радостного смеха ребенка. Первые сведения о цветке пришли из Персии, где он вырвался «дульбаш»- турецкая чалма, от этого слова произошло слово «тюрбан».

Ландыш – символ чистоты, нежности, верности, счастья и любви; тайная любовь, излияние сердца, ласка, Древние римляне считали, что цветок возник из капелек душистого пота богини охоты Дианы, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. Проходят дни, годы, меняются взгляды и привязанности людей, но любовь к цветам остается, интерес к истории происхождения не ослабевает, а лишь становится сильнее. Подводя итоги, отметим, что авторы – флористы – художники с необычайной способностью создания ярких портретов цветов. Они являются сверхнаблюдательными людьми и тонкими психологами, мастерами художественного сравнения, они подарили миру сотни выразительных, узнаваемых и незабываемых героев и героинь.

Легенда о Ромашке

Давным-давно жила на свете Девушка. Имя ее уже забылось. Она была прекрасной. И был у нее любимый человек – Роман. Они очень любили друг друга, их чувства были такими возвышенными и теплыми, что им казалось, что они не простые смертные. Каждый день влюбленные проводили вместе. Однажды принес он своей любимой цветок – нигде такого раньше не встречали. Девушка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный – вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, но такая любовь и нежность исходила от цветка, что Девушке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девушка предложила назвать этот цветок Ромашкой – по ласковому имени Романа, и молодой человек согласился. Девушка сказала: «И почему же только у нас с тобой будет такой цветок?

Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем возлюбленным!» Роман понимал, что невозможно достать цветы из сна, но не мог отказать Любимой. Он отправился в путь. Долго он искал эти цветы. Нашел на краю света Царство снов. Царь снов предложил ему обмен – Роман остается навсегда в его царстве, а Царь дарит его Девушке поле цветов. И молодой человек согласился, ради любимой он был готов на все! Девушка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда Девушка, что жив ее Ромашек, но далеко он, не увидеть его больше! Девушка подарила людям цветы Ромашки. Люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность, а влюбленные стали гадать на них. И теперь мы нередко видим, как по одному лепестку отрывают у ромашки и приговаривают: «Любит – не любит?»

Люди культивировали цветы с незапамятных времен, цветы были спутниками человека в радости и печали, постепенно превращаясь в потребность и необходимость нашей жизни. Но особую радость человеку цветы доставляют тогда, когда он украшает природу-матушку, является народным целителем.

Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о преумножении естественных богатств. Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна».

В заключении можно сказать, что в своей работе мы достигли поставленной цели.

  • узнали историю происхождения названия цветков, мифы и легенды о них.
  • отметили, в каких литературных произведения и стихах авторы и поэты упоминали разнообразные цветы.

1.Бидерман.Г.Энциклопедия символов[Текст] /Г. Бидерман; Пер. с нем.;Общ.ред. и предисл. Свенцицкой И.С.- М.: Республика, 2000. – 335с. 2.Буячева О. Цветы в литературе и искусстве// Читаем, учимся, играем. Приложение к журналу «Библиотека», выпуск 3 – М, 1997.

3.Золотницкий Н.Ф.Цветы в легендах и преданиях [Текст]/ Н.Ф. Золотницкий – М.: Просвещение,2001.

4. Энциклопедический словарь юного филолога [Текст] / Сост. М.В. Панов.- М.: Педагогика,2002.

5. Энциклопедия эмблем и символов [Текст] / М.: Норма,2000.

Легенды и мифы о цветах

Цветы это прекрасно. Меня давно интересовали легенды и мифы о цветах. Вот Нашла несколько из них. Мне кажется это очень интересно.

Существует очень красивая легенда о жасмине. Согласно ей, когда-то все цветы были белыми, но однажды появился художник с набором ярких красок и предложил окрасить их в разные цвета, какие им захочется. Жасмин был ближе всех к художнику; он хотел быть золотистого цвета, цвета его любимого солнца. Но художнику не понравилось, что жасмин был первее розы, королевы цветов, и в наказание он оставил его ждать до самого конца, взявшись за раскрашивание всех остальных цветов. В результате облюбованная Жасмином желто-золотая краска почти вся досталась одуванчикам. Жасмин не стал снова просить художника раскрасить его в желтый цвет, а в ответ на требование поклониться ответил следующее: “Я предпочитаю сломаться, но не согнуться”. Так он и остался белым хрупким жасмином.

Мак

Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

Подснежник

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег, и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

По одной из легенд, богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны по сей день.

Роза

Греки сложили свою удивительную легенду о происхождении розы: однажды после успокоившегося от шторма моря к берегам Кипра прибило морскую пену, из которой возникла прекрасная богиня любви Афродита. Разгневанная Земля решила сотворить нечто подобное и появился цветок розы, красота которого бросает вызов даже красоте богини. Еще один греческий эпос утверждает, что цветок розы изначально был белым, и появился на земле в результате упавших с Олимпа капель нектара. А когда Афродита любовалась, очарованная прелестью цветка, и протянула руку, чтобы сорвать его — то проколола острыми шипами пальцы и испачкала розу в кровь. С тех пор появились красные розы. Другая древнегреческая легенда повествует о происхождении красной розы из белой по вине бога любви Эроса. Во время исполнения танца на празднике в честь любви, Эрос ненароком опрокинул амфору с нектаром. В тот же миг цветущие вокруг белые розы стали алыми и пропитались необыкновенным ароматом божественного напитка.

Наиболее трогательной является легенда древних римлян, по которой богиня охоты Диана приревновала Амура к юной и красивой нимфе по имени Розас. Воинственная Диана однажды подстерегла нимфу в одиночестве, схватила и забросила в дикие заросли колючих кустов шиповника. Израненная в кровь острыми шипами, нимфа Розас так и не смогла выбраться, и потеряв кровь, осталась навсегда пленницей колючих зарослей. Узнав о страшной участи любимой, Амур примчал на место преступления. Но понимая, что опоздал, он разрыдался от всего сердца об утраченной любви. Безутешные слезы влюбленного юноши сотворили чудо: колючие кусты покрылись благоухающими и прекрасными, как его Розас, цветами роз.

Нарцисс

Древнегреческий миф рассказывает историю, о прекрасном юноше по имени Нарцисс. Нарцисс был сыном беотийского речного бога КефиссаНарцисс, юноша, мужчина, скульптура юноши и нимфы Лириопы. Родители юноши обратились к оракулу Тиресею, их интересовало его будущее. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица (или своего отражения). Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный красавец отверг ее чувства. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью прокляла юношу: “Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит”. А отвергнутые Нарциссом женщины потребовали у Богини правосудия Немесиды наказать его.

Когда утомлённый зноем Нарцисс наклонился попить из ручья, он в его струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс такой красоты и потому потерял покой. Каждое утро влюблённый в своё отражение юноша приходил к ручью. Нарцисс не ел, не спал, он был не в силах отойти от ручья. Так день за днём юноша таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз, вырос белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии стали украшать свои головы венками из нарциссов.

Согласно другой легенде, у Нарцисса была сестра-близнец, и после ее неожиданной смерти он увидел ее черты в собственном отражении.

Анютины глазки

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Пион

И у китайцев есть множество красивых сказок и легенд о пионе. Вот одна сказка про преданного пионам садовода, который вывел совершенно невероятный сорт. Естественно, и тут нашелся человек, который захотел все это испортить, и что особенно неудачно – он оказался принцем. Так что садовод со слезами наблюдал, как подлый негодяй топчет и ломает цветы, но потом все же не выдержал и отколотил принца палкой. Тут кстати подвернулась пионовая фея, которая волшебством восстановила все поломанное и добавила еще много того, чего не было. Естественно, принц распорядился казнить садовода, а сад уничтожить, но тут все пионы превратились в девушек, взмахнули рукавами – их было так много, что неуравновешенного пиононенавистника унесло ветром, от чего он и разбился насмерть. Восхищенная публика освободила садовода, и он еще долго жил и продолжал свое пионовое дело.

Хризантема

Легенда же гласит, что в седую старину, когда Китаем правил жестокий император, прошел слух, что на неком острове растет хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок должен лишь человек с чистым сердцем, иначе растение потеряет чудодейственную силу. На остров отправили 300 юношей и девушек. Только неизвестно, нашли ли они то растение или нет. Никто не вернулся, микадо умер, а молодежь основала на том острове новое государство – Японию.

Ландыш

Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость. Когда ландыш отцветает, вырастает маленькая круглая ягодка – горючие, огненные слезы, которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и нигде не останавливающуюся. Влюбленный ландыш также безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы у креста ее распятого сына.

Древние римляне считали, что ландыш – это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики. Из другой легенды узнаем о том, что ландыши – это счастливый смех Мавки, жемчужинами рассыпавшийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви.

Кельты полагали, что это – ни больше, ни меньше, как сокровища эльфов. По их легенде, молодые охотники, устроив засаду на диких зверей в лесной чаще, увидели эльфа, летевшего с тяжелой ношей в руках, и выследили его путь. Оказалось, что он нес жемчужину на гору перлов, высившуюся под старым раскидистым деревом. Не устояв перед искушением, один из охотников решил взять себе крохотный перламутровый шарик, но при прикосновении к нему гора сокровищ рассыпалась. Люди кинулись собирать жемчужины, забыв о предосторожности, и на шум их возни прилетел эльфийский король, обративший весь жемчуг в душистые белые цветы. И с тех пор эльфы мстят алчным людям за потерю своего клада, а ландыши любят настолько, что каждый раз натирают их салфетками, сотканными из лунного света.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: