История о цветоводстве

Прокопчук Наталья Анатольевна

Факультет компьютерных наук и технологий

Кафедра автоматизированных систем управления

Специальность «Информационные управляющие системы и технологии »

Автоматизированная система прогнозирования вспышек на Солнце

Научный руководитель: к.т.н., доц. Мартыненко Татьяна Владимировна

Декоративное садоводство

Содержание

Свой индивидуальный раздел я посвятила цветоводству. Я считаю, что цветоводство – это полезное и приятное увлечение. Интересоваться цвета я стала еще в раннем возрасте, когда стала наблюдать как этим занимается моя мама. Именно она привила мне любовь к цветам. У каждого садовода есть свои любимцы, мои любимцы из комнатных растений- это лилия, роза, каланхоэ, алоэ, зигокактус, папоротник.

Самое любимое мое занятие начинается весной, когда можно высаживать цветы на улице. Еще в марте-апреле я начинаю сеять семена в горшки, которыми летом я украшаю окна снаружи. Каждый год я стараюсь садить все новые и новые растения, но есть и свои любимцы, их я сажу всегда. Мне очень нравятся хризантемы, их у меня много,есть сиреневая, желтая, белая, бордовая. Еще любимые цветы – это розы, у меня их 10 кустов и все они разные.

Роза и хризантема

Описание

Цветоводство — отрасль растениеводства, занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов, создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта, а также для украшения жилых и производственных помещений.

Цветоводство — одно из направлений декоративного садоводства. Цветоводство — это выращивание цветочных культур. Их выращивают для украшения парков, скверов, садов, различных помещений, для получения цветов на срезку. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие — в теплицах, оранжереях, комнатах. Заниматься цветоводством люди начали в глубокой древности.

История цветоводства

Хотелось бы немного рассказать об истории цветоводства, ведь первые сведения о декоративных растениях относятся к 5 — 6 тысячелетиям до нашей эры; по археологическим данным, начиная с глубокой древности люди использовали цветы для украшения храмов и дворцов. Найдены вазы для цветов, относящиеся еще к бронзовому веку. Археологи считают, что первые искусственные сады были разбиты вокруг зиккурата в г. Уре в XX веке до н. э., задолго до знаменитых вавилонских. В описаниях древнейших танцев и обрядов упоминается роза. Среди бесчисленных сокровищ гробницы фараона Тутанхамона археологи обнаружили и маленький венок из полевых цветов.

В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов, и можно предположить, что в первую очередь именно их использовали для букетов и венков, .высаживали у храмов и дворцов. Об этом говорят праздники, приуроченные ко времени цветения определенных растений. О размахе использования цветов в храмах Египта и их значении в обрядах можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамзеса III, где указано, что он подарил храму 19 130 032 букета.

Уже тогда люди привозили из дальних краев не только драгоценные пряности и благовония, но и цветочные растения. Так путешествовали роза, лилия, тюльпан, пион. Огромный поток новых растений хлынул в Европу в эпоху великих географических открытий. Не только путешественники, но и воины, и особенно монахи, увлеченно разыскивали и привозили поразившие их растения домой. Из Центральной Америки появились бархатцы и настурция, из Китая в Европу миссионер Инкарвилль прислал астру. Большую роль в сборе и выращивании новых цветочных растений сыграли в Европе, наряду с ботаническими, монастырские сады. Крупные же ботанические сады стран Европы, особенно при университетах, стали отправлять экспедиции в разные части света специально для сбора новых видов. Из этих экспедиций привозили обычно не сами растения, а их описания, плоды, семена и гербарии из засушенных растений. Старинные гербарии и в настоящее время сохраняются как исторические ценности. Растения из разных, особенно тропических, стран не всегда выживали в садах. Европы. Сохранить и размножить многие из них, например такие, как орхидеи, помогли специально для этого созданные сооружения — оранжереи. Цветочные растения получили самое широкое распространение, выращивали их повсюду: от дворцовых парадных парков до скромных садов горожан. Любовь к необычным экзотическим цветам доходила до крайних форм’ — увлечение тюльпанами, или тюльпаномания , в XVIII веке охватило голландцев, и не только богатых, а почти все население страны. Цены на луковицы новых сортов были фантастическими. Вот что писал Жак Делиль в своей поэме Сады об этой страсти к тюльпанам:

В книге Н. Ф. Золотницкого Цветы в легендах и преданиях можно найти описание праздника по поводу присуждения премии за выведение черного тюльпана. В празднике принимал участие принц Вильгельм Оранский. Премия за тюльпан составляла 100 000 гульденов золотом. А сколько легенд ходило по Европе о создании и выращивании тюльпанов! Недаром А. Дюма написал на эту тему роман Черный тюльпан .

Еще одна мания вспыхнула в XIX веке — выращивание экзотических орхидей, но из-за сложности и дороговизны она не имела значительных масштабов. Отголоски этого увлечения любители детективной литературы найдут в романах одного из классиков этого жанра — американского писателя Рекса Стаута, чей постоянный герой, детектив Ниро Вульф, основной страстью своей жизни считает разведение орхидей.

Так житель Гарлема один, закрывши дверь,
Без сна и отдыха, по суткам, как влюбленный,
Ждет с трепетом, когда распустятся бутоны;
Он караулит сад, как падишах — гарем,
Делиться красотой не хочет он ни с кем;
Стараясь выведать соперников секреты,
Готов не пожалеть любой цены за это,
И, как скупец свой клад, бессменно, круглый год,
Изысканный тюльпан ревниво бережет!

Интересные факты

Комнатные растения хищники

Недавно я прочитала о комнатных растениях хищниках. Я и раньше слышала о таких растениях, но никогда не знала, что они могут быть комнатными. В древности многие народы слагали легенды о так называемых растениях-людоедах. Будто были свидетели тому, как гигантское растение пожирало человека, оставляя лишь голый скелет. Несколько раз и вправду находили останки людей около растений, которых подозревали в людоедстве. По одном из версий, растение задушило человека с помощью листьев и усыпляющего запаха и высосало из него все питательные вещества. Надо заметить, что ученые к слухам о существовании подобных растений-хищников относятся скептически.

Наверняка, многие помнят из школьных уроков, что существуют в тропических джунглях удивительные растения хищники, питающиеся различными насекомыми. Как правило, такие растения живут на болотистых почвах, в лесках, в воде и даже в воздухе, прикрепляясь к стволам деревьев. Их среда обитания очень бедна азотом, и для его добычи они выработали такие неординарные пути существования, как поедание живых организмов, что позволяет получить необходимый запас минеральных веществ. На самом деле, подобные приспособления встречаются у растений практически всех климатических зон. Более того, такая экзотика существует и в комнатном варианте.

Хищники, как и все другие растения, питаются за счет веществ, которые они черпают из почвы. Но некоторые растения живут в таких бедных местах (болота, пустыни), что земельного корма им явно недостаточно. Чтобы не умереть от голода, растения не растерялись и стали ловить насекомых. Конечно, растения хищники могут обходиться и без животной пищи, но от этого они становятся вялыми, мало жизнеспособными.

Хищные растения захватывают только движущиеся объекты, чтобы сохранить свою энергию и убедиться, что употребляемое мясо — свежее. Чарльз Дарвин сделал вывод, что у разных растений-хищников свои собственные механизмы поедания насекомых. У одних это ловушки (по принципу капкана), а у других — поверхность листьев с привлекающим вязким веществом, из которого насекомое не сможет выбраться.

Из всех растений хищников мне очень приглянулась Саррацения.

Растение хищник Саррацения

Саррацения изначально была диким растением, но постепенно одомашнивалась и перешла в разряд комнатных растений. В настоящее время известно примерно 10 видов данного растения. Саррацения представляет собой скрученный лист, исходящий из корневой системы, образующий ловушку. Сверху растения лист расширяется, образуя своеобразный навес . Цвет варьируется в разнообразных оттенках: окраска зависит от сорта цветка. В конце весны — начале лета, если обеспечить должный уход этому растению, оно может зацвести красными или фиолетовыми цветками.

Может в недалеком будущем я обзоведусь таким интересным цветком.

КОМНАТНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО В РОССИИ Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Позднякова А.В., Резвицкий Т.Х.

В статье рассматривается история комнатного цветоводства в России .

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Позднякова А.В., Резвицкий Т.Х.

INDOOR FLORICULTURE IN RUSSIA

The article discusses the history of indoor floriculture in Russia .

Текст научной работы на тему «КОМНАТНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО В РОССИИ»

КОМНАТНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО В РОССИИ

Студентка Кубанского Государственного Аграрного Университета, имени И.Т. Трубилина

Факультета агрономии и экологии, г. Краснодар

Студент Кубанского Государственного Аграрного Университета, имени И.Т. Трубилина

Факультета агрономии и экологии, г. Краснодар

INDOOR FLORICULTURE IN RUSSIA

Student of Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilin Faculty of agronomy and ecology, Krasnodar

Student of Kuban state Agrarian University named after I. T. Trubilin Faculty of agronomy and ecology, Krasnodar

В статье рассматривается история комнатного цветоводства в России. Abstract

The article discusses the history of indoor floriculture in Russia.

Ключевые слова: история, цветы, цветоводство, домашние растения, Россия, цветоводство в России. Keywords: history, flowers, floriculture, domestic plants, Russia, floriculture in Russia.

Сложно сказать, когда люди начали выращивать растения внутри жилища. Вероятно, это произошло не раньше, чем были изобретены цветочные горшки. Археологи утверждают, что они впервые появились в Китае около 5 тысяч лет назад.

Существует мнение, что выращивать растения в плошках начали придворные лекари. В специальных садах они сажали лекарственные растения, чтобы лечить императора и его свиту. Во время военных походов растения пересаживали в небольшую посуду и брали с собой. Однако не все растения, даже посаженные в горшок, были достаточно компактными. Нужно было научиться делать их еще меньше. Так из необходимости зародилось искусство бонсай.

По мнению историков, радостью выращивать цветы в доме мы обязаны китайцам- именно они считаются родоначальниками комнатного цветоводства. Также было принято разводить цветы в Греции и Древнем Риме. В Европе традиция выращивать цветы дома появилась в 16-19 веках, в зависимости от страны.

С открытием новых стран, континентов люди пробовали привозить оттуда диковинные цветы к себе на родину, но это было сложно- нежные растения заболевали, гибли в пути, ломались от транспортировки, сохли от недостатка пресной воды. Они были предметом роскоши, и позволить их себе могли далеко не все.

Растения стали появляться в богатых домах России, но массово разводить цветы дома стали только в 19 веке. Первыми были оранжереи, где выращивали цитрусовые, отсюда и пошло само слово “оранжерея”.

В середине 19 века англичанин Н. Уорд нашел способ защитить растения в доме от пыли, жира и копоти с кухонь- он придумал прикрыть горшки с цветами стеклянным ящиком. Он заметил, что

влажность там выше, растения выглядят хорошо и реже сохнут. Так появился первый флорариум. Этим же он спас растения в момент перевозки- так было гораздо легче довезти растение до адресата через моря и страны.

Началом именно “комнатного” цветоводства в Европе можно считать появление первых зимних садов. До этого цветы разводили в садах и огородах, но в дома их не заносили: в Европе просто почти не было цветов, которые не могли бы перенести холодную зимовку на улице. Первые зимние сады появились в XIII веке, а чуть позже при многих королевских дворах начали устраивать “оранжереи”. Как понятно из названия, в основном в оранжереях выращивали цитрусовые для королевских кухонь. По-настоящему же комнатные растения в современном понимании появились в эпоху великих географических открытий, когда из Америки, Азии и Африки было вывезено множество новых экзотических цветов.

В России начало комнатного цветоводство принято связывать с именем Петра Первого, но это не совсем так. Началось все не при Петре, а при его не менее прогрессивном отце – Алексее Михайловиче.

Собственно, сады и огороды в те времена на Руси были повсеместно: и при монастырях, и при царских дворцах, и при домах обычных горожан. Улицы наших городов поражали иностранцев своим простором и обилием цветов и зелени: они-то привыкли к каменным улочкам европейских городов, где какая-то зелень растет разве что в кадках или на балконах.

Уже в XVI веке при многих аптеках начинают появляться “аптекарские огороды”, где выращивают целебные травы. При Алексее Михайловиче в Москве было три таких больших огорода и множество мелких – при домах аптекарей и знахарей.

Тогда же на террасах Кремлевского дворца и на крышах некоторых боярских домов устраивали “висячие сады” – летом там росли многочисленные цветы, а также арбузы, которые были, наверно, самым популярным экзотическим фруктом XVIII века.

Но висячий сад трудно назвать “комнатным” -все-таки функционирует он только летом, а зимой крышу заносит снегом. Впрочем, и о “хоромных” садах упоминания есть. Скорее всего, на зиму в помещения заносили любимые померанцевые деревья Алексея Михайловича – о них источники тоже упоминают.

Самая первая экзотическая гостья, появившаяся в России – это американская агава. Агава – вообще одно из первых растений, которое было вывезено из Америки. Она быстро распространилась по всему Средиземноморью в качестве декоративного цветка, и в конце XVIII века ей можно было любоваться уже и в Москве.

При Петре Первом экзотические растения начали выращивать уже целенаправленно. Им был устроен Ботанический сад на Аптекарском острове. Первоочередной задачей было, конечно, выращивание лекарственных трав, но и второй задачей – собирать и выращивать растения “куриозные” – не пренебрегали, Петр экзотику любил. Занимался садом немец Иоганн Буксбаум – он стал первым профессором ботаники в Академии Наук, целенаправленно изучал русскую флору, совершал экспедиции по России и собирал интересные растения.

При Елизавете Петровне на царский стол регулярно подавались выращенные в ботаническом саду ананасы, дыни и арбузы. На протяжении XIX века именно этот сад обладал крупнейшей в Европе коллекцией растений.

Еще одна построенная при Петре Первом оранжерея появилась в Петергофе. Созданное в стиле барокко в 1722-1725 годах здание было надежно за-

щищено от сквозняков, а влажность тут поддерживал фонтан “Тритон” расположенный в самом центре оранжереи. Основной задачей было сохранение экзотических растений зимой: летом они стояли в кадках на улице и украшали садовые дорожки.

В середине XVIII века одна из самых известных оранжерей была устроена в усадьбе Кантемира – в нынешнем Царицыно. Сохранилась опись, из которой мы знаем ее “ассортимент”: там росли гвоздичные деревья, фиги, лимоны и померанцы, персики, груши, алоэ, виноград и даже ананасы.

Как мы видим, в XVIII веке зимние сады и оранжереи имели вполне утилитарное значение -там выращивали фрукты к столу и сохраняли зимой растения, которые летом украшали открытые сады. С началом рационального XIX века на первый план выходит функция познавательная.

В 30-е годы в Петербурге строятся все новые и новые оранжереи и зимние сады: в Ботаническом саду Аптекарского острова, в Ботаническому саду Лесного института – и знать приходит туда посмотреть на разные заморские диковинки, а ученые активно изучают привезенные с далекого юга и востока незнакомые растения.

Впрочем, и частных зимних садов становится все больше. Если в XVIII веке иметь собственную оранжерею было модным и дорогим капризам, то сейчас небольшие садики строятся почти в каждом особняке.

Какие же растения держали наши предки в таких домашних садах? Мы уже упоминали померанцы и лимоны, агавы и алое. Примерно тогда же становятся популярными пальмы и похожие на пальмы юкки, драцены и цикасы – растения, которые и сейчас мы знаем, как самые неприхотливые. Уже в начале XIX века в домах можно найти королевскую бегонию (народное название одного из ее сортов “Ухо Наполеона” сохранилось именно с1812 года). И, конечно же, в оранжереях цвели розы и азалии, а на клумбах – луковичные лилии

или голландские тюльпаны.

Рис.1. Зимний дворец, малиновый кабинет императрицы Рис.2. Ролинг Карл “Женщинау окна” Марии Александровны. Эдуард Гау.

Современная культура комнатного садоводства формировалась на протяжении последних 300 лет. Сегодня в магазинах удается найти практически все, чего может пожелать душа цветовода.

Мы привыкли к тому, что большинство традиционных комнатных растений, таких как сенполия, герань, плюш, легко мирятся с условиями квартиры, но так было не всегда.

Изобретение террариумов решило проблему влажности и температуры, но нерешенные задачи еще оставались. Многие тропические диковины были доступны лишь профессионалам. Часто тропические растения отказывались расти в условиях теплицы. Они страдали от непривычной для них почвы, поражались европейскими паразитами и болезнями. Малейшее изменение температурного режима приводило их к гибели. Решить эту проблему взялись селекционеры.

Садоводы из разных стран принялись отбирать самые выносливые экзотические растения. Суть работы заключалась в том, чтобы вывести линии растений, устойчивых к европейским болезням и более

приспособленных к домашним условиям содержания. Так за 200 лет появились десятки тысяч новых сортов растений.

В середине XX в. на помощь садоводам пришла современная наука. Благодаря генной инженерии удалось создать сорта растений с новыми признаками. Выведение новых, более выносливых сортов сделало возможным промышленное разведение таких растений, как орхидеи, бромелиевые, что было совершенно немыслимо еще 100 лет назад. Эта работа сделала тропические растения доступными для всех.

1. Бибикова В. Ф. и др. Цветоводство. — М.: Изд-во Высшая школа, 1992. — 318 с.

2. Учебная книга цветовода / А. А. Чувикова и др. — М.: Изд-во Колос, 1980 — 224 с.

3. М. Ф. Киреева и др. Цветоводство в сельской местности. — М.: Росагропромиздат, 1989. — 127 с.

4. Справочник цветовода / И. Е. Ботяковский и др. — Минск.: Ураджай, 1985. — 208 с.

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ ПШЕНИЦЫ В СЕВЕРНОМ

научный сотрудник лаборатории геномики растений и биоинформатики Национальный центр биотехнологии Республики Казахстан,

г. Нур-Султан, Казахстан Райзер О.Б.

научный сотрудник лаборатории геномики растений и биоинформатики Национальный центр биотехнологии Республики Казахстан,

г. Нур-Султан, Казахстан Рукавицина И.В. кандидат биологических наук, заведующая лабораторией микробиологии НПЦ зернового хозяйства им. А.И. Бараева,

Акмолинская обл., п. Шортанды, Казахстан

Хапилина О.Н. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории геномики растений и биоинформатики Национальный центр биотехнологии Республики Казахстан,

г. Нур-Султан, Казахстан

MONITORING WHEAT FUNGAL DISEASES IN NORTHERN KAZAKHSTAN

Researcher, Laboratory of Plant Genomics and Bioinformatics National Center for Biotechnology of the Republic of Kazakhstan,

Researcher, Laboratory of Plant Genomics and Bioinformatics National Center for Biotechnology of the Republic of Kazakhstan,

candidate of biological sciences, Head of the Laboratory of Microbiology SPC for grain farming A.I. Baraeva,

Akmola region, Shortandy settlement, Kazakhstan

Khapilina O. candidate of biological sciences, Leading Researcher laboratory of plant genomics and bioinformatics National Center for Biotechnology of the Republic of Kazakhstan,

Сколько же цветов прекрасных, ярких! Сколько тайн они в себе хранят?

Мои любимые флоксы.

Те, кто проходил по улице Мамонтова, наверное, замечали, какие красивые цветы растут здесь в палисадниках. У одной из жительниц этой улицы, Тамары Павловны Нечунаевой, мы и побывали в гостях. Наше посещение стало настоящей экскурсией!

В прошлом Тамара Павловна – учитель, в настоящем – цветовод -любитель, пишет стихи.

– Я очень бережно отношусь к своим растениям, ведь многие из них – это память о тех, кого уже нет с нами: вот цветы, посаженные заботливой рукой мамы, а вот деревья, посаженные моим отцом, мужем, – рассказывает она.

В небольшом дворике растет масса самых различных цветов – многолетников. Больше всего Тамара Павловна любит флоксы. Началось все с того, что красивые цветы на ее участке заметили работники городской администрации и предложили поучаствовать в конкурсе букетов. Чтобы собрать уникальный букет из флоксов разной окраски, Тамара Павловна обошла всех соседей и вместе с цветами брала их саженцы. Это настолько увлекло ее, что она решила собрать у себя на участке своеобразную коллекцию этих цветов разных оттенков. Теперь их более 10!

– Это – лихнис, или в простонародье татарское мыло. А вот – пионы. Пионы имеют множество окрасок. Кстати, корень пиона можно использовать для лекарственных целей, -рассказывает Тамара Павловна.

Ах, каких только цветов нет на ее участке: тюльпаны, ирисы, лилии, хризантемы, георгины, октябринки и даже ромашки… Саженцы и семена Тамара Нечунаева берет у знакомых и даже заказывает в научно-исследовательском институте садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко.

Из “коренных жителей” под деревьями растет самая настоящая лесная земляника. Очень вкусная. Никто ее не садил, сама выросла. Есть у нее на участке и королева цветов – роза.

– Роз у меня, к сожалению, мало, зато у моей соседки Валентины Бутылкиной настоящий розарий. Выращивание роз требует много сил, эти цветы очень капризны и требуют постоянного ухода, – говорит Тамара Павловна.

Цветы дарят Тамаре Павловне вдохновение, столь необходимое для написания стихов (она сейчас завершает работу над новым сборником). Одному из своих любимых цветков – купальнице – она посвятила стихотворение “Цветок-огонек”. На этот стих ее знакомая Регина Алилова написала музыку, так и получилась песня…

– Каждый любит цветы по-своему, но нравятся они, конечно же, всем. Поэтому нередко увлечение цветами может стать поводом для знакомства между двумя абсолютно разными людьми, – говорит Тамара Павловна.

• Тамара Павловна Нечунаева закончила Рубцовское педучилище, затем – Горно-Алтайский педагогический институт и проработала учителем 45 лет!

• Кроме цветов, у Тамары Павловны на участке множество других редких растений: мирт, спирея, сныть, любисток, можжевельник, барбарис, дицентра. А в небольшом саду – айва, черешня, ирга, лох серебристый, шиповник, липа, береза и др.

У Нины Николаевны Медведевой на приусадебном участке 48 кустов роз, причем выращивает она их сама – черенками. Глаз радуют пионы, сентябринки, многолетняя рудбекия. Помогает Нине Николаевне ухаживать за цветами ее внучка Сашенька, которая на лето приезжает к бабушке из Новосибирска.

Язык цветов родился на Востоке.

Язык цветов родился на Востоке.

Его создали женщины, любя.

Они хотели яркие восторги

Дарить любимым, красок не щадя.

Если ты сегодня загрустила,

Примула печали утолит.

Флокс тебя наполнит тайной силой,

А подсолнух – солнцем озарит!

Если час свиданья наступает,

Колокольчик время сообщит.

Незабудка память освежает,

А бессмертник – доброту хранит.

Львиный зев обозначает славу,

Васильки – доверие и кров.

На ромашке нагадаешь правду,

Роза щедро дарит нам любовь.

Ландыш нам приносит обновление.

Лилия нам дарит чистоту!

Маргаритка дарит вдохновение,

А гвоздика – страсть и остроту…

Сколько же цветов прекрасных, ярких!

Сколько тайн они в себе хранят?

Пусть их будет больше – нежных, жарких.

Пусть нам дарят все цветы подряд!

Надежда Алексеевна Афанасьева из с.Карамышево из весенних цветов любит нарциссы, гиацинты, из осенних – георгины, хризантемы. Вместе с мужем, Борисом Александровичем, они с любовью облагораживают каждый уголок своего приусадебного участка. Здесь рядом с крыльцом импровизированные пруд, фламинго и даже змея.

“Я родилась в цветах, – говорит Раиса Михайловна Босоногова. – Потому что цветы любили выращивать моя мама, сестры”. А когда Раиса Михайловна вместе с семьей переехала жить на улицу Ползунова, это был 1984 год, начала заниматься цветами сама. Раиса Михайловна любит все цветы, но особенно восхищается красотой клематиса. В центре цветочного участка гордо стоит желтый георгин. Это голландский георгин, он “не дает” луковицу, размножается отводками.

Даже ветка подморковника превращалась в прекрасную даму.

У детей богатое воображение и желание играть. Поэтому они используют различные предметы, приспосабливая их к своей игре.

Мальчики могут возить по полу кастрюльками и гудеть: “Бвуууу”. Это у них машины такие. А девочки делают кукол буквально из всего подряд. И из цветов – тоже.

Мы с девчонками мастерили куколок из одуванчиков: переворачивали, разделяли стебель на несколько частей – делали “волосы” и играли. Но одуванчики – это удел совсем маленьких.

Когда стали старше, начали выходить за пределы деревни. В это время нашими куклами были ветреники. Схема создания куклы – та же самая, что и с одуванчиками.

В один прекрасный момент мы вдруг поняли, что играть можно не только полевыми цветами. С этого дня началась “война” между нами, маленькими вредителями в платьицах, и нашими мамами, бабушками, соседками – обладательницами красивых палисадников.

В ход шли все цветы по принципу “чем больше и ярче, тем лучше”.

Мне очень нравилось играть цветками гладиолуса и золотого шара. Пышные, яркие, красивые – они вызывали у меня восторг. Куклы из них получалась очень быстро: достаточно было только перевернуть цветок, и вот уже готова какая – нибудь знатная дама в пышном платье.

Моё воображение даже ветку подморковника превращало в прекрасную даму!

Красота спасет мир

Что советуют опытные цветоводы начинающим? Какими секретами по выращиванию цветов на своих приусадебных участках они могут поделиться?

Валентина ЯКИМЕНКО:

– Любовь к цветам мне передала свекровь. Она научила меня, как правильно ухаживать за цветами. Главное – вовремя удобрить, вскопать землю, полить всходы, прополоть сорняки. Считаю, лучше другие дела по дому не сделать, но содержать цветник в порядке. Чтобы цветы приносили радость, надо любить их.

Валентина РУДЬ:

– Сколько себя помню, столько я занимаюсь цветами. До прошлого года на моем приусадебном участке около пяти соток занимали только цветы. Первое время мы, любители-цветоводы, делились друг с другом семенами, черенками цветов, рассказывали, как ухаживать за цветами, где лучше разбить цветник или газон. Меня приглашали поделиться опытом с пенсионерами. Со временем я поняла: не нужно ничего рассказывать, если человек не сделал попытки посадить хотя бы один цветок. Он послушал и забыл. А вот тот, кто хочет заниматься цветоводством, берет в руки литературу, читает, покупает семена и выращивает прекрасные цветы. Тем более, сейчас есть Интернет, где в социальных сетях создаются целые группы по интересам, в том числе по уходу за цветами. Слушать недостаточно, надо делать! К слову, я почти все цветы выращиваю рассадой. Ко мне многие обращаются с просьбой поделиться ею, чтобы рассадить на своем участке те или иные цветы. Я рада помочь, потому что считаю: цветы приносят людям радость.

Ирина ПОПОВА:

– Мне нравится, как цветет петуния, поэтому три года назад начала выращивать ее. Могу дать несколько советов. Во-первых, семена петунии нужно сеять в маленькие торфяные таблетки, так как само растение очень нежное и ему постоянно нужно подпитываться влагой. Во-вторых, для посева выбирайте мелкие семена, а не крупные, гранулированные. При посеве обычных мелких семян у вас будет 100-процентная гарантия их всходов. В-третьих, петуния не любит, когда ее треплет ветер, льет на нее проливной дождь, поэтому высаживайте в то место, где затишье от ветра и дождя. И последнее. Отцветшие цветки нужно обрывать, иначе петуния не будет пышной и красивой.

О чем “говорят” цветы?

Амариллис – сдержанная красота, гордость.

Василек – грация, элегантность.

Гвоздика – платоническая любовь.

Георгин – непостоянство, каприз.

Гортензия – изменчивое сердце.

Калла – уравновешенность, великолепная красота.

История о цветоводстве

План:

1. Цветоводство как раздел ботаники. Понятие о цветоводстве как науке.

2. Основные этапы развития цветоводства. Связь цветоводства с другими дисциплинами.

3. Классификация растений, принятая в декоративном садоводстве по биологическим и производственным признакам.

4. Значение цветоводства для садово-паркового хозяйства, ландшафтной архитектуры.

1. Цветоводство как раздел ботаники. Понятие о цветоводстве как науке.

Цветоводство – отрасль растениеводства, охватывает специфическую группу растений, которые не используются в качестве продуктов питания или для удовлетворения каких-либо других материальных потребностей, а служат эстетическими источниками облагораживания окружающей среды и интерьеров помещений.

Декоративные растения – это наиболее обширная группа культивируемых растений.

Дикие предки декоративных растений – объект изучения ботаники (систематики растений). Названия декоративных растений строятся по общепринятым ботаническим принципам.

Цветоводство изучает растения из подцарства высших растений, в основном из отдела цветковые (покрытосеменные), но и некоторые растения из других отделов, например – папоротниковидные (папоротники), плауновидные и голосеменные. Отдел цветковые растения делят на два класса – однодольные и двудольные. Классы делят на порядки, а порядки, в свою очередь, на семейства.

Семейства:

– асфоделовые и др.

Семейства, в свою очередь, делят по родам, а внутри родов – по видам.

Видовые названия растений, также как и в ботанике, пишутся на латинском языке и состоят из двух слов, первого родового названия и второго видового, после пишутся начальные буквы фамилии автора определившего, или описавшего это растение.

Ботаника изучает анатомию и морфологию растений, по морфологическим признакам в цветоводстве растения также подразделяют.

По видоизменениям стеблей – луковичные, корневищные, клубневые, клубнелуковичные и т. д..

По типам соцветий растения – с соцветием корзинка, с соцветием кисть, с соцветием метелка, с соцветием колос, с соцветием початок.

По морфологии листа, по форме куста, по форме стебля и его расположению в пространстве и т. д.

2. Основные этапы развития цветоводства.

Красиво цветущие растения использовались людьми с незапамятных времен для украшения одежды, жилищ, храмов, в ритуальных обрядах, на праздничных церемониях и т. п. Цветы служили талисманами (цветочный гороскоп), применялись в древней медицине.

В Древней Греции и Древнем Риме были известны такие растения, как ирис, пион, нарцисс, роза, гвоздика. В Древнем Египте – ирисы и нарциссы.

Розы культивировали еще за 3,5 тысячелетия до н. э. индусы и древние персы (Др. Персию поэты называли Гюлистан (в пер. с перс. – сад роз)).

Из стран Востока розы проникли в Древнюю Грецию и Др. Рим (Европу).

Розы высоко чтили во Франции в средние века (завезены были из Малой Азии).

Исходный материал для современных сортов (чайных, ремонтантных, чайно-гибридных, роз флорибунда и грандифлора) были завезены в Европу из Индии и Китая в конце XVIII – начале XIX вв.

Хризантемы были известны в Китае более 2000 лет назад, их использовали в пищу и как лечебные средства. Природные виды хризантем имеют желтую окраску (все остальные – результат селекции). В IV веке хризантемы попали в Японию. В Европе первые хризантемы зацвели в 1764 г. В бот. Саду г. Челси (Англия). В 1789 г. хризантемы привезли из Китая во Францию. Разведением и гибридизацией их в Европе начали заниматься в 30-е годы XIX в.

Гвоздику (диантус – божественный цветок) во Францию привезли из Туниса рыцари (XIII в.), как память о погибшем во время крестового похода Людовике IX. В Англию она попала в конце XVI в. Английские крупноцветные гвоздики положили начало крупноцветным оранжерейным гвоздикам группы Сим, полученным в США В. Симом.

Гиацинт (с греч. – цветок дождей) упоминается в древнегречиских мифах и у персов. В Западную Европу гиацинты попали во второй половине XVII в. В Голландию луковицы попали с разбившегося корабля, прижились у побережья и зацвели.

Первые сведения о тюльпанах происходят из Персии. Больше всего тюльпаны почитались в Турции, откуда в 1559 году были завезены в Германию. К 1740 году в Европе было описано уже более 300 сортов. Голландия законодатель моды в культуре тюльпанов.

Нарциссы впервые упоминаются в греческих мифах. Древние римляне венчали венками из них победителей. Обнаружены они и в гробницах Древнего Египта. Китайцы использовали их в новогодних церемониях. Англия стала одним из главных центров культуры нарциссов.

Открытие Американского континента сыграло огромную роль в мировом цветоводстве. Америка – родина агератума, бегоний, тагетесов, вербены, циннии, флоксов, люпина многолистного, космеи, настурции, петунии, лилий (великолепной, леопардовой, канадской) и др.

Родиной многих декоративных Растений является Капская область в южной Африке (Капское флористическое царство) – гладиолус гибридный, лобелия эринус.

Связь цветоводства с другими дисциплинами.

Цветоводство тесно связано с такими дисциплинами как генетика и селекция, экология, почвоведение, агрохимия, ботаника (морфология, анатомия, систематика), физиология растений и др.

В создании ассортимента декоративных гибридов, сортов, форм большую роль играет полиплоидия – наследственные изменения связанные с увеличением числа хромосом. Анортополиплоиды (триплоиды 3n, пентаплоиды 5n) – набор хромосом увеличен в нечетное число раз, ортополиплоиды (тетраплоиды 4n, гексаплоиды 6n, ортоплоиды 10n) –число хромосом увеличено в четное к-во раз.

Полиплоиды часто отличаются увеличенным к-вом и размерами цветков, измененной формой цветков и соцветий, новой окраской, появлением махровости цветков и гофрированности лепестков, измененным габитусом растений. Полиплоиды более устойчивы к неблагоприятным факторам среды, болезням и вредителям.

Полиплоидия часто встречается в природных условиях, возникает спонтанно, чаще всего появляется на границе ареала (где растения встречаются с необычными для них условиями). Спонтанные полиплоиды чаще встречаются среди многолетних травянистых растений (которые легко размножаются вегетативно).

Индуцированные полиплоиды – полученные под влиянием разных факторов: физических (температура, ионизация, различные виды излучения), механических (повреждение тканей, центрифугирование), химических (воздействие хим. в-вами, прежде всего колхицином).

Большое место в современном ассортименте занимают гетерозисные гибриды F1. Гетерозис может проявляться по одному или нескольким признакам (габитус растения и отдельно размер листьев, цветков, плодов и т. д., а также физиолого-биохимическим показателям).

F1-гибриды получают с помощью инбредных (самоопыляющихся) линий и растений с мужской стерильностью, которые являются материнскими. При гибридизации используют кастрацию цветков у материнских растений и опыление их подобранными инбредными линиями.

В качестве декоративных смесей для цветников стали использовать и F2-гибриды, у ряда гибридов происходит расщепление по окраске цветков, а остальные признаки остаются практически однородными.

Знание экологических, климатических, агротехнологических условий культивирования растений важно для обеспечения растений оптимальными условиями.

3. Классификация растений, принятая в декоративном садоводстве по биологическим и производственным признакам.

Все цветочные растения по эколого-биологическим и производственным признакам делят на растения открытого и закрытого грунта.

Растения открытого грунта, в свою очередь, делят на три группы:

– однолетники, точнее летники;

Декоративные цветочные культуры защищенного грунта делят на:

– сезонноцветущие (грунтовые и горшечные) культуры;

– выгоночные цветочные культуры;

– горшечные культуры, используемые в фитодизайне интерьеров (декоративно-цветущие и декоративно-лиственные).

4. Значение цветоводства для садово-паркового хозяйства, ландшафтной архитектуры.

Цветоводство имеет огромное значение для садово-паркового хозяйства.

Интенсивное развитие городов, загрязнение окружающей среды выбросами, использование природных ресурсов приводит к нарушению экологической обстановки. Создание в населенных пунктах парков и скверов, оформленных красивоцветущими клумбами и цветниками, способствует в какой-то мере охране природы.

Эстетическое наслаждение получаемое от них оздоравливает психологическую атмосферу городов.

Сколько же цветов прекрасных, ярких! Сколько тайн они в себе хранят?

Мои любимые флоксы.

Те, кто проходил по улице Мамонтова, наверное, замечали, какие красивые цветы растут здесь в палисадниках. У одной из жительниц этой улицы, Тамары Павловны Нечунаевой, мы и побывали в гостях. Наше посещение стало настоящей экскурсией!

В прошлом Тамара Павловна – учитель, в настоящем – цветовод -любитель, пишет стихи.

– Я очень бережно отношусь к своим растениям, ведь многие из них – это память о тех, кого уже нет с нами: вот цветы, посаженные заботливой рукой мамы, а вот деревья, посаженные моим отцом, мужем, – рассказывает она.

В небольшом дворике растет масса самых различных цветов – многолетников. Больше всего Тамара Павловна любит флоксы. Началось все с того, что красивые цветы на ее участке заметили работники городской администрации и предложили поучаствовать в конкурсе букетов. Чтобы собрать уникальный букет из флоксов разной окраски, Тамара Павловна обошла всех соседей и вместе с цветами брала их саженцы. Это настолько увлекло ее, что она решила собрать у себя на участке своеобразную коллекцию этих цветов разных оттенков. Теперь их более 10!

– Это – лихнис, или в простонародье татарское мыло. А вот – пионы. Пионы имеют множество окрасок. Кстати, корень пиона можно использовать для лекарственных целей, -рассказывает Тамара Павловна.

Ах, каких только цветов нет на ее участке: тюльпаны, ирисы, лилии, хризантемы, георгины, октябринки и даже ромашки… Саженцы и семена Тамара Нечунаева берет у знакомых и даже заказывает в научно-исследовательском институте садоводства Сибири имени М.А. Лисавенко.

Из “коренных жителей” под деревьями растет самая настоящая лесная земляника. Очень вкусная. Никто ее не садил, сама выросла. Есть у нее на участке и королева цветов – роза.

– Роз у меня, к сожалению, мало, зато у моей соседки Валентины Бутылкиной настоящий розарий. Выращивание роз требует много сил, эти цветы очень капризны и требуют постоянного ухода, – говорит Тамара Павловна.

Цветы дарят Тамаре Павловне вдохновение, столь необходимое для написания стихов (она сейчас завершает работу над новым сборником). Одному из своих любимых цветков – купальнице – она посвятила стихотворение “Цветок-огонек”. На этот стих ее знакомая Регина Алилова написала музыку, так и получилась песня…

– Каждый любит цветы по-своему, но нравятся они, конечно же, всем. Поэтому нередко увлечение цветами может стать поводом для знакомства между двумя абсолютно разными людьми, – говорит Тамара Павловна.

• Тамара Павловна Нечунаева закончила Рубцовское педучилище, затем – Горно-Алтайский педагогический институт и проработала учителем 45 лет!

• Кроме цветов, у Тамары Павловны на участке множество других редких растений: мирт, спирея, сныть, любисток, можжевельник, барбарис, дицентра. А в небольшом саду – айва, черешня, ирга, лох серебристый, шиповник, липа, береза и др.

У Нины Николаевны Медведевой на приусадебном участке 48 кустов роз, причем выращивает она их сама – черенками. Глаз радуют пионы, сентябринки, многолетняя рудбекия. Помогает Нине Николаевне ухаживать за цветами ее внучка Сашенька, которая на лето приезжает к бабушке из Новосибирска.

Язык цветов родился на Востоке.

Язык цветов родился на Востоке.

Его создали женщины, любя.

Они хотели яркие восторги

Дарить любимым, красок не щадя.

Если ты сегодня загрустила,

Примула печали утолит.

Флокс тебя наполнит тайной силой,

А подсолнух – солнцем озарит!

Если час свиданья наступает,

Колокольчик время сообщит.

Незабудка память освежает,

А бессмертник – доброту хранит.

Львиный зев обозначает славу,

Васильки – доверие и кров.

На ромашке нагадаешь правду,

Роза щедро дарит нам любовь.

Ландыш нам приносит обновление.

Лилия нам дарит чистоту!

Маргаритка дарит вдохновение,

А гвоздика – страсть и остроту…

Сколько же цветов прекрасных, ярких!

Сколько тайн они в себе хранят?

Пусть их будет больше – нежных, жарких.

Пусть нам дарят все цветы подряд!

Надежда Алексеевна Афанасьева из с.Карамышево из весенних цветов любит нарциссы, гиацинты, из осенних – георгины, хризантемы. Вместе с мужем, Борисом Александровичем, они с любовью облагораживают каждый уголок своего приусадебного участка. Здесь рядом с крыльцом импровизированные пруд, фламинго и даже змея.

“Я родилась в цветах, – говорит Раиса Михайловна Босоногова. – Потому что цветы любили выращивать моя мама, сестры”. А когда Раиса Михайловна вместе с семьей переехала жить на улицу Ползунова, это был 1984 год, начала заниматься цветами сама. Раиса Михайловна любит все цветы, но особенно восхищается красотой клематиса. В центре цветочного участка гордо стоит желтый георгин. Это голландский георгин, он “не дает” луковицу, размножается отводками.

Даже ветка подморковника превращалась в прекрасную даму.

У детей богатое воображение и желание играть. Поэтому они используют различные предметы, приспосабливая их к своей игре.

Мальчики могут возить по полу кастрюльками и гудеть: “Бвуууу”. Это у них машины такие. А девочки делают кукол буквально из всего подряд. И из цветов – тоже.

Мы с девчонками мастерили куколок из одуванчиков: переворачивали, разделяли стебель на несколько частей – делали “волосы” и играли. Но одуванчики – это удел совсем маленьких.

Когда стали старше, начали выходить за пределы деревни. В это время нашими куклами были ветреники. Схема создания куклы – та же самая, что и с одуванчиками.

В один прекрасный момент мы вдруг поняли, что играть можно не только полевыми цветами. С этого дня началась “война” между нами, маленькими вредителями в платьицах, и нашими мамами, бабушками, соседками – обладательницами красивых палисадников.

В ход шли все цветы по принципу “чем больше и ярче, тем лучше”.

Мне очень нравилось играть цветками гладиолуса и золотого шара. Пышные, яркие, красивые – они вызывали у меня восторг. Куклы из них получалась очень быстро: достаточно было только перевернуть цветок, и вот уже готова какая – нибудь знатная дама в пышном платье.

Моё воображение даже ветку подморковника превращало в прекрасную даму!

Красота спасет мир

Что советуют опытные цветоводы начинающим? Какими секретами по выращиванию цветов на своих приусадебных участках они могут поделиться?

Валентина ЯКИМЕНКО:

– Любовь к цветам мне передала свекровь. Она научила меня, как правильно ухаживать за цветами. Главное – вовремя удобрить, вскопать землю, полить всходы, прополоть сорняки. Считаю, лучше другие дела по дому не сделать, но содержать цветник в порядке. Чтобы цветы приносили радость, надо любить их.

Валентина РУДЬ:

– Сколько себя помню, столько я занимаюсь цветами. До прошлого года на моем приусадебном участке около пяти соток занимали только цветы. Первое время мы, любители-цветоводы, делились друг с другом семенами, черенками цветов, рассказывали, как ухаживать за цветами, где лучше разбить цветник или газон. Меня приглашали поделиться опытом с пенсионерами. Со временем я поняла: не нужно ничего рассказывать, если человек не сделал попытки посадить хотя бы один цветок. Он послушал и забыл. А вот тот, кто хочет заниматься цветоводством, берет в руки литературу, читает, покупает семена и выращивает прекрасные цветы. Тем более, сейчас есть Интернет, где в социальных сетях создаются целые группы по интересам, в том числе по уходу за цветами. Слушать недостаточно, надо делать! К слову, я почти все цветы выращиваю рассадой. Ко мне многие обращаются с просьбой поделиться ею, чтобы рассадить на своем участке те или иные цветы. Я рада помочь, потому что считаю: цветы приносят людям радость.

Ирина ПОПОВА:

– Мне нравится, как цветет петуния, поэтому три года назад начала выращивать ее. Могу дать несколько советов. Во-первых, семена петунии нужно сеять в маленькие торфяные таблетки, так как само растение очень нежное и ему постоянно нужно подпитываться влагой. Во-вторых, для посева выбирайте мелкие семена, а не крупные, гранулированные. При посеве обычных мелких семян у вас будет 100-процентная гарантия их всходов. В-третьих, петуния не любит, когда ее треплет ветер, льет на нее проливной дождь, поэтому высаживайте в то место, где затишье от ветра и дождя. И последнее. Отцветшие цветки нужно обрывать, иначе петуния не будет пышной и красивой.

О чем “говорят” цветы?

Амариллис – сдержанная красота, гордость.

Василек – грация, элегантность.

Гвоздика – платоническая любовь.

Георгин – непостоянство, каприз.

Гортензия – изменчивое сердце.

Калла – уравновешенность, великолепная красота.

Исторические этапы развития цветоводства

Тема: Краткий обзор развития истории цветоводства

Вопросы:

1. Исторические этапы развития цветоводства

2. История развития цветоводства в России

3. Происхождение и особенности развития цветочных культур

Декоративные растения – самая многочисленная и разнообразная группа полезных растений, служащих как удовлетворению эстетических потребностей человека, так и улучшению его здоровья.

Цветоводство является одной из отраслей растениеводства, т. е. искусственного выращивания растений. За многовековую историю развития цветоводства человеком было выведено большое разнообразие видов и сортов декоративных растений, которые имеют не только различные таксономическую принадлежность и генотип, но и, следовательно, онтогенетические и физиологические особенности. Поэтому в настоящее время для специалистов-цветоводов так велико значение умения ориентироваться во всём разнообразии современных видов и сортов как окультуренных так и дикорастущих цветов.

Задачи и роль цветоводства в озеленении населенных мест и обеспечении населения цветами достаточно разнообразны: это и формирование одного из основных элементов архитектурно-художественного оформления населённых пунктов; и удовлетворение эстетических потребностей; имитация общения с природой для урбанизированного населения современных мегаполисов. Имеется также и утилитарное значение цветоводства: очищение загрязненного воздуха, улучшение микроклимата, необходимость при рекультивации территорий.

Цветы человек разводит с глубокой древности. Букеты диких цветов и снопы лекарственных растений вставляли в расщелины кам­ней, бревен и досок жилья. Их часто использовали – заваривали чай, особенно для больных соплеменников. Если недуг отступал, то на камнях жилища высекали изображения тех растений и цветов, кото­рые исцелили больного.

Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 ты­сячелетию до нашей эры: по археологическим данным, начиная с глубокой древности люди использовали цветы для украшения. Най­дены вазы для цветов, относящиеся к бронзовому веку. Археологи считают, что первые искусственные сады были разбиты вокруг зиккурата в г. Уре в XX веке до н.э., задолго до знаменитых вавилон­ских садов. В описаниях древнейших танцев и обрядов упоминается роза. Среди бесчисленных сокровищ гробницы фараона Тутанхамона археологи обнаружили и маленький венок из полевых цветов.

В странах Древнего Востока было много дикорастущих цветов, и можно предположить, что в первую очередь именно их использова­ли для букетов и венков, высаживали у храмов и дворцов. Об этом говорят праздники, приуроченные ко времени цветения определен­ных растений. О размахе использования цветов в храмах Египта можно судить по записям в одном из папирусов фараона Рамсеса 3, где указано, что он подарил храму 19 130 032 букета.

На острове Крит найдены изображения роз датированные 3000 г. до н. э. В древней Иудее особенно любили розы и белую ли­лию (известно, что в окрестностях Иерусалима Соломон имел долину Роз), а нарцисс служил эмблемой мира. В садах Ирана наряду с деко­ративными и плодовыми деревьями и кустарниками выращивали цве­ты – тюльпаны, гиацинты, нарциссы, фиалки, маки и другие, но в особой почести были розы. Иран в древности поэты называли стра­ной роз.

Человек не только любовался цветами, взятыми из природы, но и пытался отбирать лучшие из них. Разводя растения с самыми круп­ными, махровыми и красивыми цветами, еще в глубокой древности люди получили много интересных форм. Первое упоминание о розе с 60 лепестками находят у древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.).

Цветочно-декоративное строительство древнего мира с геометрически правильными планировками садов и парков внесло большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Оно оказало влияние на развитие садово-паркового искусства во всей Европе.

Народы Востока устраивали сады и парки в пейзажном стиле, обогащая и без того красивый ландшафт уникальными рукотворными произведениями искусства: скалами, водоемами, ручьями, мостиками беседками, лестницами, тропинками в зеленом наряде и цветах. Это характерно для китайских мотивов озеленения. В Европе – Византии, Испании, Португалии – садово-парковое искусство начинает разви­ваться под влиянием арабов. Восточные традиции в озеленении здесь сочетаются с новинками: колоннами, памятниками, вазами, скульп­турами и т. д.

Эпоха Возрождения характеризуется новым расцветом декора­тивного садоводства в Европе. Создаются шедевры, до сих пор вхо­дящие в сокровищницу мировых достижений в озеленении.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

История флористики и цветов в России в росписях и картинах

Интересный материал о об истории развития флористики в России и соседних государствах. Проследите за зарождением флористики как искусства – через росписи предметов быта, через резьбу и вышивку, через картины художников. Это поможет понять флористику разных эпох и использующиеся цветы и растения.

Флористика в IV веке до нашей эры

На территории нашей страны одним из наиболее ранних памятников культуры, свидетельствующем об умении использовать цветы, является всемирно известная пектораль (рис. 12), относящаяся к IV в. до н. э.

На ней изображена триада: небо, земля, человек. Средний пояс, символизирующнй землю, содержит изображения цветов и побегов, листьев и птиц. В орнамент художник включил пять видов стилизованных цветов, три вида декоративных листьев по спирали из проволоки, которые также использованы как весьма вырачительные ком позиционные элементы. Обращает на себя внимание композиция из пяти листьев аканта, всходящих от одной точки, являющихся художественным фокусом. В ней нет полной симметрии, листья красиво изогнуты, отличаются по орнаменту. Композиция кажется объемной. Аналогичный декор имеет и относящаяся к этому же периоду серебряная амфора из кургана «Чертомлык». Растительный орнамент на мегарской чаше (III—II вв. до н.э.), найденной а Восточном Крыму, имеет удивительно красивые линии (рис. 13).

Цветы в XII веке на Руси

С принятием христианства на Руси усилились влияние византийской культуры. Как считает доктор филологических наук И. Волков. «Русь не просто заимствовала высокоразвитое искусство Византии, но подхватила его, когда оно начало уже клониться к закату, и качественно обновила, обогатив собственной традицией». Начиная с XII в. на окладах икон и церковных книг преобладает повторяющийся изящный орнамент из хрупных цветов на вьющемся стебле. Подобные цветы встречаются в византийской и грузинской торевтике и в заставках рукописей. Вдохновить человека на создание таких украшении могла только природа. Очарованный ее красотой, он внимательно изучал и стремился использовать закономерности, лежащие в основе этой красоты. Из XII в. дошел до наших дней растительный орнамент в рельефах Дмитриевского собора во Владимире. Простейшая форма состоит из трех веток и постепенно усложняется — число ветвей доходит до тринадцати. Искусствоведы склонны истолковывать их как изображения «Древа жизни».

Изящным растительным орнаментом расписаны интерьеры сооружений Московскою Кремля (XV—XVI вв ). Одним из лучших произведений ювелирного искусства годуновского времени является «Потир» (Москва, 1597). Сосуд покрыт удивительно легким растительным орнаментом, виртуозно наведенным гравировкой и чернью, эта работа свидетельствует о высокой культуре использования растительного мотива в композиции и перекликается с росписью интерьеров палат Московского Кремля. Изысканность растительного орнамента восточных мастеров этого периода может проиллюстрировать хранящееся в Харьковском историческом музее (ХИМ) снаряжение русского воина XVI —XVII вв. Боевой шлем покрыт выбивным растительным орнаментом. С четырех сторон вставлены медальоны, на каждом из которых помещены композиции из цветов. В России в XVII в. основная масса жилых построек была деревянной. Единственный декор интерьера — резьба на дверных косяках, столбах и скамьях. Все формы исключительно целесообразны и художественно осмыслении.

Цветы в XVII веке в Западной Европе

В ХVII в дома отделывают снаружи резными наличниками, столбами, крыльцами, галереями, кронштейнамм и водостоками. Для дворянско-боярских палат, имевших значительные размеры и богатое убранство, подходили цветы в высокой вазе, распространенные в то время и Западной Европе. В народном жилище с появлением кирпичных печей и окон создались благоприятные условия для содержания комнатных растений на подоконниках. Цветы и цветочный орнамент широко применяются для отделки предметов быта. Достаточно упомянуть сольвычегодские серебряные чаши, ларцы, а также изделия московской мастерской: братины, стаканы, сундуки. Интересны рукомой с тазом и чайник (хранятся в фондах ХИМ), покрытые богатым цветочным орнаментом.

Цветочные композиция использовались в оформлении книг

Цветочные композиция использовались в оформлении книг. Примером могут служить заготовки и концовки в старинных книгах, изданных на Украине, в «Литовском Уставе» (1683) н «Ирмологионе» (середина XVIII в.). На рис. 14 приведена концовка из «Литовского Устава». В вазе на высокой ножке, похожей на бокал, художник изобразил композицию нз различных цветов. Все они имеют красиво изогнутые стебли. Среди цветов мы видим гвоздики и очень модные эго время тюльпаны. Два тюльпана помешены в нижний сосуд-подставку. Здесь же две ромашки без стеблей, зрительно утяжеляющие нижнюю часть вазы и создающие тем самым впечатление устойчивости.

На рис. 15 показана заставка из «Ирмологиона». Она выполнена в двухцветной гамме — приглушенного красного и светло-зеленого колеров и заключена в рамку светло-зеленого цвета. В композиции использована горизонтальная симметричная компоновка, вызываюшая чувство покоя. Цветы стилизованы, форма их характерна для народных росписей. Зрительным фокусом композиции является ваза красного цвета.

Начиная с XVII в. цветочные композиции широко используют для украшения стеклянных штофов (рис. 16). Чаще всего это один или несколько цветов на красиво изогнутом стебле с листьями. Следует отметить, что мастера XVII в, как правило, не придерживались симметрии и точности в орнаменте, что, несомненно, оживляло его. К концу века растительный орнамент теряет отвлеченный характер. Легкие изгибы стеблей и форма венчающих их цвегов становятся все более естественными.

Флористика в иконах XVII века

В Ярославле складывается оригинальное направление в живописи. Художники будто заново открывают очарованние мира. Их все восхищает. На иконах XVII в. святые изображены в одеждах из тканей, покрытых красивым цветочным узором. Цветочный узор широко применяется и в росписях церквей. Мы не имеем возможности даже просто перечислить все росписи с цветочными орнаментами и композициями, укажем лишь на роспись Рилюложсвского придела церкви Ильи Пророка, которая перекликается с подризницами, хранящимися в Черниговском историческом музее (ЧИМ) – рис. 17. Вышитые букеты из стилизованных цветов почти симметричны, однако симметрия не строгая. Все композиции исходят из одной точки, каждый цветок имеет свое место и хорошо просматривается.

Уникальные казацкие пороховницы хранятся в фондах ЧИМ. Давайте представим себе казака, который может ударом сабли разрубить вражеского всадника, выдержать пытки каленым железом, казака, который, казалось бы ожесточился и бесконечных сражениях и огрубел в дальних походах. А он в свободную минуту присел в тени и заостренным предметом процарапывает на своей пороховнице милые сердцу цветы, которые напоминают ему о доме, родных (рис. 18). Невольно возникает вопрос, а не профессиональный ли гравер украшал пороховницы? Давайте посмотрим на серебряную пластинку ленчика седла (рис. 19) и сравним ее с пороховницами. Орнамент на ленчике выполнен ремесленником к резко отличается от рисунков на пороховницах, причем ни один из фрагментов рисунка не повторяется. Пороховницы изготовлялись из материала, который был под рукой у казака, — рога, кости, кожи или высушенного бычьего пузыря.Конечно, рог и кость не боялись влаги и им отдавалось предпочтение.

Флористика в картинах российских художников

В заключение отметим, что на Украине издревле существовала традиция расписывать степы домов, а затем и печи цветами. Эту традицию, как память о доме, казаки перенесли и на свои боевые доспехи.
В XVIII в. во время царствования Петра I Россия начала очень многое заимствовать на Западе. Манерно вычурному интерьеру того временя как нельзя лучше соответствовали причудливые композиции, как бы повторяющие растительный орнамент стен и потолков. В одной композиции применилось множество цветов, которые дополнялись пестрыми перьями павлинов, страусов и других птиц (рис. 20). Иногда в композиции появлялись чучела птиц, использовались фонтанчики, зеркала и другие предметы. Широко применялись ленты, шнуры, плетеные корзинки, рога изобилия.
Хаотичность компоновки можно иллюстрировать ювелирными изделиями того времени, выпяченными мастером Позье (Петербург, 40-е годы XVIII в ) Даже на портретах Ф. С. Рокитова изображены прикрепленные к платью очень крупные бутоньерки с бантами. И только на стеклянных изделии можно встретить изящные композиции.

Цветы в искусстве XVIII века

Цветы в вазах аранжировали строго симметрично относителльно вертикальной оси. В композиции часто создавались различные символические формы в виде сердечка, подковки, яичка, лиры. Иногда применялись луговые цветы, колосья, ягоды. Для второй половины XVIII в. особенно характерна неразрывная связь архитектуры с пейзажем. Устройство больших окон позволяло «связать» интерьер комнаты с окружающим парком, сделать его естественным продолжением жильища. Пейзаж наполнял дом светом, красками, создавал ощущение простора. Цветочными композициями расписывали стены домов зажиточных слоев населения. Характерной является роспись в «Доме Путятиной» (г. Москва, ныне помещение Музея искусств народов Востока). Сохранившиеся фрагменты показывают, что, помимо композиция в вазах, уже использовались настенные композиции с ампельными растениями в кашпо.

Флористика и цветы в картинах XIX века

Начало XIX в. ознаменовалось разгромом войск Наполеона. В России наблюдается подъем национального самосознания. Свидетель этих событий А. С. Пушкин так описывает их в повести «Метель»: «Время незабвенное! Время славы и восторга. Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любой к государю!». Этот подъем вызвал переосмысление пришедших с Запада идей, наполнение их новым, национальным содержанием. В архитектуре это нашло свое отражение в русском классицизме, в изобразительном искусстве — в появлении демократической, идейной, реалистической живописи, в психологическом портрете, а в музыке —в создании русской национальной оперы и т. д.

В это время складывается тип русской провинциальной усадьбы, отличающейся лиричностью, покоем, естественностью и простотой. Меблировка очень скромная, размещение мебели традиционное — вдоль стен. Украшении развешаны по стенам на разных уровнях и в довольно большой количестве. Занавески, гардины н портьеры отсутствовали Для цветов использовались специальные подставки — тумбочки или небольшие столики. Цветы в вазе размешались естественно и просто, подобно тому, как они растут в природе. Так складывался в России стиль, названный позже «природным». Основой его было стремление подражать природе. Крупные цветы располагали у горловины вязы, потому что так они располагаются на стебле — внизу. Над ними — более мелкие и на самом верху — бутоны. В природе каждый цветок имеет свое место. Как правило, он отделен от другого свободным пространством или зеленью, что усиливает восприятие его красоты. Естественность композиции подчеркивалась сочетанием цветов с чучелами птиц, бабочками, насекомыми на цветах, каплями воды, ветвями. камнями.

Кроме натуралистичности, для природного стиля характерны задушевность, простота и искренность, что отвечало идеалам передовой русской интеллигенции. В качестве примема сошлемся, в первую очередь, на акварель Ф П. Толстою «Букет цветов, бабочка и птичка» (1620). Композиция пропорцинальна и гармонична, она завораживает зрителя простотой, правдивостью н лиричностью, надолго приковывает внимание Хочется рассмотреть каждую деталь, насладиться ее очарованием. Радостное, оптимистическое настроение передается зрителю. К этому же периоду относятся работы П.И. Федорова «Букет» и И.Ф. Хруцкого «Натюрморт с цветами» (1839).

В фондах Государственного русского музея (г. Санкт-Петербург) хранятся очень интересные для нас картины, характеризующие отечественную цветочную композицию в XIX в. Это натюрморт П. Потатуева «Цветы и фрукты» (1845). Цветы помещены в керамическую вазу с рельефным декором. Высота цветов равна высоте вазы.

В натюрморте В. А. Голике «Фрукты и цветы» (1832) цветы в стакане занимают небольшую площадь. Композиция состоит из трех линий, образуемых ветками примул. Они расположены под разными углами к вертикали: А – под утлом 10° В — 30° а С — 90°. В зрительном фокусе помещен раскрывшийся тюльпан. Натуралистичность подчеркнута тем, что у тюльпана уже упал один лепесток.
На картине неизвестного художника «Женский портрет» (40-е гг. XIX в) на столике изображена очень скромная композиция » бокале: две розы с бутонами и анютины глазки. Она несет смысловую нагрузку, помогая раскрыть характер изображенной женщины.
Хранится в фондах и еще один натюрморт И. Ф. Хруцкого—«Цветы и фрукты» (дата создания точно не установлена). В керамической вазе палевого цвета с рельефным охотничьим декором помешено девять различных цветов. Вправо вверх устремлена массивная ветвь розы, которая неожиданно обрывается – роза срезана. Этим приемом художник подчеркнул натуралистичность изображаемой композиции.

Очень интересен натюрморт И. Н Крамского «Букет цветов. Флоксы» (1884). В темно-синей фарфоровой вазе с ручкой помещены разноцветные флоксы. Высота цветов не превышает половины высоты вазы. Зеленые листья прикрывают ее верх, справа и слева свисают растения, образуя легкие линни. Художник предвосхитил самую модерновую композицию современной Японской школы Корю.
Об интересе к цветам в русском обществе можно судить по тому, что в 1830 г. вышла книга поэта Д. П. Ознобишина «Селам, или язык цветов» (смотреть больше на другом ресурсе).
Скромные и лиричные букеты, подобные описанным, в первой половине XIX в. изображали на русских шалях и платках (коллекция их хранится в Государственном историческом музее в Москве), на коврах, фарфоровых изделиях (Императорский фарфоровый завод, завод братьев Корниловых, завод А. Попова и др.) И в ювелирных работ упомянем характерную для природного стиля работу «Золотые колосья и васильки» (Россия, Петер Карл Фаберже, 80-е гт. XIX в.).

В композиции всего два колоска и два василька, но какая графическая четкость линий, сколько поэтичности, скромности и нежности. Жизнелодобие подчеркивается «преломлением» стебля в стакане из горного хрусталя, будто бы наполненного водой. Упомянем еще ширму, изготовленную на Петербургской гранильной фабрике (конец XIX в.) В медальонах — букеты цветов из уральских самоцветов (рис. 21). В каждом букете всего несколько цветов, но их расположение, умелое использование, аранжировочной зелени придают ему неповторимое очарование.


Советский искусствовед А. К. Чекалов прекрасно охарактеризовал национальные особенности жилища восточных славян. «Величавая эпичность в древности, яркая праздничность в народном интерьере позднего времени, монументальная патетика дворцов XVIII в. и поэтичность сельских усадеб эпохи Пушкина, «задумчивая грусть» тургеневских дворянских гнезд и щемящая душу тоскливость чеховских домов с мезонинами, расписные терема хустодмевских купцов к светлая простота рабочих кабинетов, где рождались лучшие творения русской культуры все это так или иначе национально и своеобразно». Именно в этом заложены корни русского национального букета, выражающего простоту, искренность, гражданственность и поэтичность народа.

Статья подготовлена по материалам книги Н.П. Табунщикова “Аранжировка цветов”. Спасибо Светлане Чернявской за подготовку текста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: