Теория национального китайского сада Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»
Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Голосова Елена Владимировна
В статье рассматривается ряд философских теорий, составивших теоретическую базу китайского традиционного сада . Древние китайские философы искали пути совмещения красоты естественной природы и рукотворного ландшафта для достижения гармонии в окружающем пространстве.
Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Голосова Елена Владимировна
Текст научной работы на тему «Теория национального китайского сада»
ТЕОРИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КИТАЙСКОГО САДА
© Елена Владимировна Голосова
Главный ботанический сад РАН, e-mail: eastgardens@mail.ru
В статье рассматривается ряд философских теорий, составивших теоретическую базу китайского традиционного сада. Древние китайские философы искали пути совмещения красоты естественной природы и рукотворного ландшафта для достижения гармонии в окружающем пространстве. Ключевые слова: Китай; философия; гармония; сад; конфуцианство; даосизм; буддизм.
Философский даосизм, конфуцианство и в определенной мере буддизм можно считать теоретической базой китайского садоводства.
На протяжении всей долгой истории национальной культуры каждый создатель сада в Китае стремился к одному – совместить красоту естественной природы и рукотворный ландшафт. Идеологической основой для этого явилась более чем двух с половиной тысячелетняя история философии и эстетики даосизма и конфуцианства.
Конфуцианство занимает в культуре Китая очень значимое место. Даосизм, в свою очередь, представленный учением Лао-цзы и Чжуан-цзы, находился, с одной стороны, в оппозиции учению Конфуция, а с другой -весьма успешно дополнял его. Конфуцианская эстетическая мысль делала главный акцент на совершенстве созданного человеком пространства и в чем-то отдаленно напоминала европейское отношение к человеку как к венцу и творцу природы. Даосизм же безоговорочно принимал превосходство природы над всем созданным человеком. Некоторые даосские и конфуцианские теории смешивались и, в конце концов, дали основу для формирования традиционных китайских представлений о красоте, которые, в свою очередь, легли в основу теории построения сада.
Главный принцип построения китайского сада заключается в необходимости создания предельной гармонии между основой пейзажа, созданного природой, и рукотворной его частью. Важно, что вмешательство человека должно было идти не на «замену» элементов природного ландшафта, а на его «дополнение». Этот подход к формированию пространства воплотился позднее в философском принципе даосов: «Через сложную работу вернуться к исходному» (через ваяние
и лепку вернуться вновь к исходному материалу – камню, глине), что означало, что все холмы и водоемы, сделанные руками человека в саду, должны выглядеть естественно, как в природе [1].
Еще до того, как Конфуций сформулировал положение, что одинаковые объекты не совершенны, древняя книга «И-цзин» учила, что истоки красоты следует искать в разнообразии. Конфуций развил это положение в концепцию «неоднородности гармонии», применимую, как и большинство философских теорий, к большинству направлений человеческой деятельности. Суть концепции состоит в том, что гармоничным сад может быть только тогда, когда имеется достаточное количество разнообразных элементов – пейзажных картин, ярких акцентов. В свою очередь, необходимость разнообразия побудила искать баланс компонентов для достижения гармонии [2].
Китайский сад состоит из широкого пространства и малого внутреннего сада. Крупномасштабные пейзажи с высокими холмами, реками, озерами, водопадами и скальными выходами пород состоят из тех же элементов, что и искусственные холмы, мелкие потоки, каменные композиции в садах резиденций, но вместе с основными элементами в саду присутствует множество таких, которые придают неповторимую индивидуальность каждому китайскому саду.
Поиски гармонии всегда сопряжены как с теорией, так и с практикой, которая подразумевает, а в ландшафтном искусстве особенно, определенные пространственные изменения. Конфуцианская доктрина «золотой середины» порицала крайности в принятии решения, а в садах и вовсе требовала осторожного равновесия между природой и человеческим вмешательством в нее. Там, где это
равновесие было достигнуто, можно говорить о гармонии сада. И именно эти сады пережили века, составляя сокровищницу мировой садовой культуры.
Одна из фундаментальных теорий китайской классической эстетики базируется на теории единства противоположностей, выраженных в древних символах гармонии «Инь – Ян». Авторство концепции «Инь -Ян» в равной степени приписывают и даосам и конфуцианцам с той лишь разницей, что конфуцианская эстетическая мысль фокусировала внимание на этике и морали, а последователи Лао-цзы и Чжуан-цзы больше внимания уделяли красоте и искусству. В соответствии с этим можно предположить, что китайская классическая эстетика сада находилась в большей степени под влиянием даосизма. Лао-цзы учил, что все противоположные по значению и характеристикам явления и предметы взаимосвязаны [3]. В садовом искусстве этот принцип проявляется через характеристики слагающих сад элементов и композиционных приемов: твердый и мягкий, светлый и темный, предмет и пустота, открытый и замкнутый, простой и украшенный, зажатый и освобожденный, движущийся и стоячий. Иными словами, выражение дуализма в концепции «Инь – Ян» – это не что иное, как более поздняя, но принятая западным искусством и уже адаптированная под себя теория контрастов. Исходя из этого. становится понятно, почему главных составляющих любого сада всего два – вода и земля. Вода обладает всеми характеристиками, присущими понятию «Инь»: бесформенная, нестабильная, изменяющаяся, мокрая, темная, горизонтальная. В противоположность воде земля (она же камень, гора, скала) – жесткая, стабильная, вертикальная составляющая, т. е. обладающая всеми характеристиками «Ян». Суть данной концепции заключается в том, что вода в своем естественном (жидком) состоянии не может существовать без той формы, которую ей предоставит земля; земля без воды – безжизненная пустыня. И только благодаря союзу этих двух противоположностей существует все живое на планете.
Еще одной характеристикой китайских садов принято считать пристальное внимание к простой, скромной красоте, но именно к тому ее проявлению, которое уравновеши-
вает яркость и вычурность архитектуры. Деревья, камни, искусственные холмы, цветы должны психологически уравновешивать великолепие дворцов, беседок, павильонов и храмов с их росписями, резьбой, скульптурой. Как одно, так и другое могло проявляться и в качестве акцента, и в качестве фона (например, яркая беседка на фоне рощи или склона горы, и одинокий камень или группа камней на фоне стены павильона). Конфуций определял это явление как «качество, свойственное красоте», и справедливо считал его составной частью общей эстетической концепции китайской культуры. Древние китайские садовники стремились расширить природные свойства растений и камней, не изменяя, а лишь подчеркивая их красоту, заложенную природой [4].
Двумястами годами раньше Конфуция Лао-цзы размышлял о способности видеть соответствие внутренних качеств и внешней формы, называл это «красотой простоты». Его теория обрела реальные черты и удивительное подтверждение в японских символических и абстрактных садах, опирающихся на буддистское учение дзен, известное в Китае, как Чань (как самостоятельная религиозно-философская концепция утвердилась в Китае с 1-й половины VI в., а в Японии – к концу XII в.) [5-8].
В китайской традиционной культуре моральное (этическое) образование человека часто занимало место религии. Поэтому учение Конфуция, часто принимаемое как свод законов о морали, органично вписалось в жизнь китайцев и довольно быстро перешло в форму религии, оставаясь до начала ХХ в. официальной государственной идеологией.
Сравнение человеческих добродетелей с природой весьма характерно для конфуцианства в целом. Возможно, именно это способствовало популярности конфуцианского учения на протяжении более чем двадцати пяти веков не только в Китае, но и других странах региона, в т. ч. и Японии, где основа государственности изначально базировалась именно на конфуцианских принципах. Примером этому служит теория «горы и реки как эквивалент благосклонности и мудрости». В ней Конфуций сравнивает горы и реки с моральными качествами людей. Показательно следующее изречение Конфуция: «Мудрый сравним с чистым потоком, доброжелатель-
ный – с горой; мудрый активен, доброжелательный – пассивен; мудрый счастлив, доброжелательный – долгоживущ» [1]. Конфуций верил, что естественные явления и проявления лучших моральных качеств имеют одни и те же корни. Видно, что это противопоставление и единство весьма напоминает теорию «Инь – Ян» древнекитайских натурфилософов, положенную в основу своих концепций не только конфуцианцами, но и даосами, и буддистами. Китайские классики -поэты и художники, часто сравнивали образованность и нравственную целостность человека с камнем, сосной, бамбуком, сливой, хризантемой, лотосом и другими естественными объектами. Они олицетворяли горы и реки, бамбук и камни с моральной особенностью духа, именно это Конфуций определил как «копирование добродетелей» [1].
Эта концепция вскоре стала традиционной в определении эстетической точки зрения на искусственный ландшафт и оказала такое глубокое влияние на китайскую культуру и искусство, что стала уникальной характеристикой китайского духа. До сих пор почитатели китайской классической культуры восхищаются и преклоняются перед природой, сопоставляя красоту ландшафтов с моральными идеалами.
Поэты, художники и создатели садов акцентировали свое творчество на создании красивых, грациозных и, отчасти, пафосных сцен, чтобы продемонстрировать собеседнику или посетителю, в т. ч., и собственное представление о морали и добродетели. Доказательством этому служит тот факт, что ни на одной картине китайского художника и ни в одном китайском саду не увидишь зловещих или пугающих пейзажей, уродливых деревьев, растрескавшейся земли и пустынных ландшафтов – ничего такого, что произвело бы удручающее впечатление, вызывало бы злость или опасение. Основоположник даосизма Лао-цзы полагал, что пустота и спокойствие есть два состояния «дао» в природе. Рассматривая горную лощину, которая «пуста», можно с уверенностью сказать, что если бы пришла вода, то имеется пустое пространство, которое она могла бы собой заполнить, т. е. «пустота» – это ни что иное, как великий потенциал пространства. Пустота понималась Лао-цзы и его последователями как пространство, потенциально готовое к
заполнению в бесконечном количестве вариантов. Для человека философское понятие «пустоты» было адекватно бесконечным творческим возможностям, которые, при наличии способности мыслить, практически неисчерпаемы.
Анализируя отношение человека к пространству (дома, сада, города и пр.) в странах востока и запада, можно увидеть те основные различия, которые, в сущности, и определяют разницу в мировосприятии. На западе почти всегда планировочным центром рабочего пространства любого типа и размера становятся объемные стационарные структуры, фиксирующие заполнение пространства в центре. Такими структурами в западной ландшафтной архитектуре могут быть замки, дворцы, дома и другие объекты центрального обзора, вокруг которых развивается подчиненное им пространство сада. В китайских садах пространство, на котором формируется сад, находится в центре, а архитектурные сооружения обрамляют его. И именно это «пустое» пространство является центром обзора. Считается, что, в соответствии с дао-скими представлениями о красоте и гармонии мира, в садовое искусство пришло понятие «пустой объект», а в соответствии с конфуцианской доктриной – понятие «главенствующего центра» как главных созерцательных объектов. Впоследствии понятие «пустоты» органично вошло в буддийское учение, и уже в Японии его влияние ярко проявилось в дзенских символических и абстрактных садах.
Значимость «пустоты» демонстрируют и многочисленные пещеры, и лабиринты, устраиваемые в искусственных холмах в садах. Мастер, создающий сад, использует эти пустоты в середине твердого материала не столько для подтверждения философских теорий, сколько для расширения пространства, косвенно подтверждая правильность теории о значимости пустоты. Достаточно близко по важности к понятию «пустота» даосы ставили понятие «покой». Последователь Лао-цзы – Чжуан-цзы, ассоциировал «покой» со спокойствием водной глади, созерцание которой благотворно воздействует на человека [5]. Он считал, что ощущение покоя исходит также и от леса, побуждая дух сливаться с природой, принося чувство удовлетворенности и свободы. Не ставя перед собой
такой задачи, древние китайские ученые дали тем самым философское обоснование садовому искусству. В понятии «пустоты» по отношению к пространству подразумевалось не отсутствие его заполненности или действия, а бесконечные варианты возможности этого действия, что явилось бесспорной предпосылкой развития учения чань (дзен). Его называли еще «сидячим буддизмом», поскольку в его основе лежали медитативные практики, в процессе которых в сознании можно было создать любые образы в «пустом» пространстве, не прибегая к реальным воплощениям их в натуре. Без даосского учения о «пустоте» мир не узнал бы такого шедевра дзен-буддийского садового искусства, как сад камней храма Реандзи и сад храма Дайтокудзи в японском Киото и еще множество других не менее загадочных садов, требующих ни столько рассмотрения, сколько осознания. Как и современные люди во всем мире, древние китайцы желали иметь «горы и лес в городе», которые давали бы им тихий спокойный досуг среди городского шума и суеты, что способствовало, безусловно, продуманному созданию садов внутри своих резиденций, отвечавших определенным требованиям эстетов того времени.
Одним из ярких примеров произведений искусства «пустоты» являются окна и проемы в стенах галерей и построек садов. Их разнообразие поистине безгранично в садах юга. В северном типе садов они тоже встречаются, только гораздо реже и более просты по форме, поскольку холодные ветра и зимы не позволяют широко применять этот прием без ущерба комфорту пребывания в садовых павильонах.
Пространственные разделы внутри резиденций (стены, галереи, беседки и другие строения) многократно делят жилое пространство, скрывая его истинные размеры. Проникнуть из одной части в другую можно через проходы различной конфигурации, а увидеть другую часть сада или отдельную композицию – через специальные окна обзора, вид за которыми тщательно спланирован. Проходы и большинство окон не имеют дверей и створок – они пусты; но каждый такой элемент – это декорация сада сама по себе, а также определенный призыв к переходу в другое пространство, его реклама и парадная
часть одновременно. Мастера садов использовали проемы и окна также и для того, чтобы акцентировать внимание зрителя на отдельных композициях или картинах сада.
Иногда пустота окна частично заполнена изящной декоративной решеткой. Их разнообразие таково, что логичнее было бы рассматривать решетки как особый вид китайского декоративно-прикладного искусства, если бы не та функция, которую несут эти решетки на окнах в саду. Они являются не просто декоративным элементом окна или стены, но и предназначены для того, чтобы фоном для них служил изысканный пейзаж за окном или листья стоящих вблизи деревьев. Часто в ряду зарешеченных окон одной галереи или стены павильона нет ни одного повтора – они все различаются конфигурацией и рисунком решетки, повторяющимся лишь через каждые три-четыре окна. Таким образом, окна с декоративными решетками несут в себе целых три функции – это источник света в архитектурных сооружениях, декор фасадов зданий и составляющая часть сквозного пейзажа.
Философская основа китайской садовой эстетики демонстрирует единство эстетических норм во всем китайском искусстве, Основные эстетические принципы были общими для литературы, живописи, архитектуры и для садов.
1. Hu Dongchu. The way of the virtuous. Beijing, 1991. Р. 7-30, 119.
2. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». М., 2003.
3. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / пер. с англ. Р.В. Котенко; науч. ред. Е.А. Торчинов. СПб., 1998.
4. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии / А. Мартынова, И. Зограф: в 2 т. СПб.; М., 2000.
5. Васильев Л.С. Культуры, религии, традиции в Китае. М., 2001.
6. Фицжеральд С. П. Китай. Краткая история культуры / пер. с англ. Р.В. Катенко. СПб., 1998.
7. Торчинов Е.А. Буддизм в переводах: альманах. СПб., 1992.
8. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1999.
Поступила в редакцию 6.08.2010 г.
THEORY OF NATIONAL CHINESE GARDEN
Elena Vladimirovna Golosova, Main Botanical Garden RAS, e-mail: eastgardens@mail.ru
In article some of the philosophical theories which have made theoretical base of the Chinese traditional garden are considered. Ancient Chinese philosophers searched for ways of combination of beauty of the natural and man-made landscape for achievement of harmony in surrounding space.
Key words: China; philosophy; harmony; garden; Confucianism; Daoism; Buddhism.
Сад в китайском стиле: приемы создания гармонии от азиатских мастеров
Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.
Принципы организации китайского сада
Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.
Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:
- Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
- Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
- Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.
Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.
Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром
Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона
Символизм воды в азиатской культуре
Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.
Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало – энергию инь
Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.
Использование камней в китайском саду
Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.
Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде
Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.
Обустройство сада в китайском стиле
Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.
Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.
Белая стена – отличный фон для садовых растений
Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» – отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.
Окна могут служить обрамлением “картины” сада, кованые решетки украшают окна
“Лунные ворота” позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе
Входные ворота. Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.
Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию
Водоём. В центре даже небольших садов обязателен пруд. Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.
Пруд – традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание
Композиции из камней. Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.
Композиции из камней могут быть большими и маленькими
Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.
Традиционная китайская беседка – основа стиля
Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для изогнутых мостиков через водное препятствие.
Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики
Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.
Из бумаги, металла или стекла – фонарики создают настроение
Мощение. Этот прием позволяет органично вписать дорожки в общий ландшафт участка. Часто галькой выкладывают узоры или размещают её волнами.
Мощение из гальки – традиционный китайский прием
Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.
Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая
Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.
Обустройство японского сада на собственном участке. Советы ландшафтных архитекторов. Часть 1.
На каких участках можно устраивать японский сад?
Такой сад можно разбить на участке любого размера. Этот сад располагается как по равнинному принципу, так и может быть организован с использованием террас и геопластики, которые придадут ярусность и глубину пространства.
Основная задача создания японского сада – это сад для душевного равновесия и отдыха владельца сада, именно потому, что он в первую очередь опирается на комфорт.
Принципы японского сада формировались еще в древние времена, и его пейзажный вид походил на внешний вид из столицы, Японии которая находилась в сердце гор.
Поскольку уход за садом дарил чувство единения с природой и умиротворенность. Когда самурай уходил в поход, то сад должен был стойко выдержать это испытание и дождаться своего хозяина. Потому в основу японского сада заложены элементы и насаждения, которые не требуют постоянного ухода.
Думаем, что и сегодня, активные молодые люди, по достоинству могут оценить японский сад, который готов терпеливо ждать их и всегда наполнять красотой и спокойствием. Растения сада требуют ухода 1-2 раза в год.
Какие важные этапы подготовительных работ, включая ландшафтный проект?
Работа с любым ландшафтом начинается с изучения пространства, архитектуры и пожеланий заказчика. Следуя этой информации, готовится проект будущего сада. Согласно проекта проводятся планировочные грунтовые работы, организация рельефа, с помощью которых выполняется подготовка участка и формируется рельеф. Японский сад основывается на проектирование острова и островков в океане.
Традиционный японский сад обязательно включает водный элемент: ручей или пруд. Если у владельца сада есть возможность проследовать за этим принципом, то на этапе подготовки наши специалисты готовят проект водного устройства, проводят работы по устройству его и другие инженерные работы (автоматический полив и освещение сада).
Следующим этапом следует укладка камней и высадка водных растений придавая природный вид и естественность среды.
Какие принципы планировки японского сада?
Главное в японском саду – это гармония. Тут должно быть достаточно, но не слишком много свободного пространства, тут должны быть яркие акценты, которыми выступают цветущие деревья и кустарники. Но их гармония будет достойно подчеркнута только лишь сильными и сдержанными хвойными деревьями, которые есть основным каркасом в японском саду разной высоты и разной формы. Сад камней и вода. Второй важный элемент – это присутствие воды. И третий – сад камней и галька, которая символизирует воду и рисунки на ней –это волны воды.
Японский сад- это остров в океане на этом и базируется сад. Остров символизирует чистую землю, и вечную жизнь. Острова Журавля и Черепахи символизируют долгие годы жизни и мудрость. Также такие острова символизируют единство мужских и женских начал как инь-янь. Поэтому в японских садах очень часто создают философские островки.
Планируя японский сад нужно учитывать плановость отдаления предметов и растений. Ярко выражен передний план, средний и дальние виды, таким образом визуально раздвигая границы участка еще дальше.
В современном японском саду должно быть понимание японского сада, сочетая природу и новые материалы, и свежие композиции не есть ошибкой. Современный сад должен быть современным, но вне времени.
Как работают символы инь-янь в ландшафтном дизайне?
Принцип инь-янь в японском саду проявляется равновесием. Ничего не должно быть мало, и ничего не должно быть много. Все должно пребывать в гармонии: соотношение масштаба и форм. Обязательно должна быть грамотно проведена ярусность высадки. Такой подход придает глубину и перспективность пространства.
Растения с женской и мужской энергетикой высаживаются в зависимости от расположения по отношению к солнцу. Женские растения имеют текучие, плавные формы и несут мгновение наслаждением.
Сакура- мимолетность и чрезвычайная красота.
Мужские – сильные акцентные – сосна, вечнозеленые статичные растения.
Сад в китайском стиле. Описание и фото
Китайский садовый стиль насчитывает более трех тысячелетий и привлекает внимание садовых дизайнеров своей неповторимостью и экзотичностью. Огромное влияние на его создание оказали две крупнейшие восточные религии и философии – Конфуцианство и Буддизм.
Воспетый в поэзии и живописи Китая, он впоследствии стал местом для релаксации тела и души, единения с природой и предметом созерцания. Китайский стиль воплощает стремление воспроизвести на небольшом пространстве обособленный природный ландшафт, дающий ощущение безмятежности и защищенности.
Оформление подобного дизайна является идеальным предложением для людей, которые хотят отдохнуть от однообразной городской суеты, темпа повседневной жизни и ощутить себя частью гармоничных сил природы.
Сад в китайском стиле
Сад в китайском стиле должен создаваться в соответствии с искусством фэн-шуй, которое основано на убеждении, что условием счастливой жизни человека является гармоничное взаимодействие с природой и ее силами. Фэн означает ветер, а шуй – вода.
Воздух и вода в природе находятся в постоянном движении, создавая жизненную энергию ци, способствующую достижению благополучия, достатка и личного счастья. Это движение как раз и воспроизводит данный стиль с помощью природных элементов и композиций. Чтобы через сад протекала положительная энергия ци, он должен быть исполнен в мягких, округлых формах и плавных линиях.
Главные принципы создания
Изучать знания фэн-шуй для создания китайского садового дизайна совсем необязательно. Следует придерживаться нескольких основных, достаточно простых в освоении принципов, благодаря которым можно легко оформить любую композицию.
Первый и очень простой принцип, которого стоит придерживаться, говорит о том, что пейзаж должен состоять из нечетного количества элементов.
Второй принцип – это простота и минимализм, отсутствие правильных форм и прямых линий, дающее эффект многоплановой перспективы, что помогает создать впечатление нетронутого уголка дикой природы, дает иллюзию замкнутости, обособленности.
Пейзажная композиция должна быть проста и понятна и состоять из двух аспектов – внешнего (визуального) и скрытого (символического), который рассматривает сад как представление, отражение сущности мира.
Необходимые элементы
Гармония сада в китайском стиле достигается союзом и взаимной компенсацией воды и камня – базисные составляющие природы, инь и янь Первая символизирует течение жизни и мудрость, второй – постоянное, неизменное и непоколебимое.
Лучше всего если вода будет в движении, например, ручей, медленно бегущий с небольшой возвышенности. Его стоит создать таким образом, чтобы не было видно, где он заканчивается, спрятав окончание потока в густых зарослях. Такое расположение символизирует связь с другим миром.
Подобный эффект мы можем получить и при стоячей воде сделав водоем неправильной формы.
Китайца придают камням магические свойства и воспринимают их как живых существ, проживающих свою долгую жизнь. Для создания горного ландшафта выбирайте валуны и камни правильной формы. Отлично зарекомендовали известняковые блоки. Важно расположить их в гармоничном порядке, который позволит свободно течь энергетическим потокам ци.
Необходимым элементом являются дорожки. Извилистые и обязательно каменные. Лучше всего выложить их из гладких, плоских камней или использовать гальку. Дорожки должны быть асимметрично распределены и вести ко всем уголкам сада.
В композицию можно ввести характерные элементы малой архитектуры – беседки и мосты. Беседки стоит разместить в живописном месте, лучше всего на холме или над водой. Мост, как правило, имеет форму дуги и выполняет как эстетическую функцию, так и практическую, позволяя перейти через ручей или пруд, дойти до беседки.
Реже в садах в китайском стиле встречается скульптура. Чаще ее используют в сочетании со зданиями или в виде барельефа.
Если вы решили украсить композицию скульптурой, то она должна изображать таких животных, как дракон, черепаха, журавль (символ долгой жизни) и лев (символ доблести и красоты). Перед входом в беседку можно установить китайские вазы, каменный фонарь или кадильницу, сделанную из бронзы.
Растения в китайском саду имеют, прежде всего, глубокое символическое значение. Чаще всего они символизируют какое-то преимущество или духовную ценность, в зависимости предпочтений создателей дизайна.
Однако от создания большого газона вы должны отказаться, так как такого понятия как травяной газон в китайском саду просто нет, его с успехом заменяет изумрудный мох или небольшой участок с травой.
Важным и совершенно необходимым растительным элементом традиционного китайского сада является лотос, символизирующий благородные поиски духовной чистоты и правды. К сожалению, в наших климатических условиях выращивать лотос в садовом пруду, скорее всего, будет сложно, поэтому его прекрасно заменят кувшинки.
Среди деревьев и кустарников наиболее важную роль играет слива. Для Китая это дерево является тем же, что для Японии сакура – весеннее пробуждение к жизни.
Характерны для китайских садов кипарис и сосна, символизирующие духовную стойкость, можжевельник, самшит, клен, который приносит успех, жасмин и бамбук, символизирующий дружбу. В продаже можно найти очень интересные сорта садового бамбука, который прекрасно переносит морозные зимы.
Мелкие сорта можно выращивать в контейнерах. Из цветов в пейзаже используются хризантемы, пионы, азалии, ирисы, папоротники, нарциссы, камелии.
Композиционные принципы и особенности китайских садов (на примере парка Ихэюань) (вопрос №24).
Китайская культура считается одной из самых древних. Предполагается, что еще до нашей эры в данном государстве строились огромные храмы, возле которых возводились пышные сады. Древние китайцы развивали искусство ландшафтной архитектуры параллельно с ассирийцами и вавилонянами. Китайцы это люди, склонные мистифицировать разные события в жизни человека, как и саму жизнь в целом.
Во все времена в Китае очень серьезно относились к природе. Все радости и беды в стране воспринимались на ее счет. Люди пытались жить в мире с земными стихиями, поэтому многие религии, проповедовали поклонение силам природы. К ним относится конфуцианство, даосизм. Представители последней религии выделили пять природных стихий: металл, дерево, землю, огонь, воду. Они разработали концепцию существования и взаимодействия женского и мужского начала «инь» и «янь». Древние дизайнеры применяли следующие принципы: инь — действовать в зависимости от местных условий, и янь – глубоко проникать в суть вещей и стараться максимально выразить их красоту с помощью контрастов. Местные философы тоже пытались вывести законы работы вселенной и в конечном итоге, создали Фэн-шуй, известный и по сей день. Неважно, какая религия или философия повлияла на становление китайского стиля, известно одно, китайский сад основывается на гармонии с природой.
Основным принципом построения композиции сада было стремление китайцев передать естественные пейзажи своей страны миниатюрными средствами, при этом максимально задействовать окружающий ландшафт, определять главное и второстепенное, в малом добиваться большого впечатления, учитывать временной фактор при раскрытии пейзажных композиций, стремиться к гармонии в пропорциях и в последовательности раскрытия пейзажных видов.
В китайских парках существовало три основных типа пейзажей: устрашающий, смеющийся, идиллический. Смеющийся — представляет плоский горизонтальный пейзаж – освещенную солнцем поляну, украшенную яркими цветниками и красивой беседкой с журчащим фонтанчиком, в котором плавали золотые рыбки. Рядом соседствовали вишни, яблони, миндаль и цвели любимая китайцами сирень и рододендроны. Угрожающий — отличается высокими скалами или грудами камней, быстро текущими ручьями и изломанной формой огромных хвойных деревьев. Идиллический — обладает большим (или маленьким) водоемом, на котором находится остров, окруженный плакучими ивами и камышом, возле берега которого лежала полузатопленная лодка, а в маленькой деревянной беседке, на этом кусочке суши, как правило, всегда имелся запас бумаги и тушь.
Ландшафтный дизайн в китайском стиле нельзя назвать простым. Он многолик, поэтому существуют разные виды садов. Различаются естественные пейзажи, созданные для созерцания природы. Другие сады формируются для ученых и философов, которые бродят по ним в целях найти истину и настроиться на возвышенный лад. Еще есть домашние сады. Они больше похожи на огороды, окруженные бамбуковой или каменной стеной.
Правда, ничего подобного нельзя сказать об императорских садах, как и везде они являлись символом могущества и поражали своей роскошью и грандиозностью построек. В парках знатных вельмож можно увидеть павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями, которые связывали их в единый комплекс.
Например, знаменитый парк Ихэюань (Парк спокойствия) — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина. Создание парка, который тогда назывался «Садом чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна. Сложная планировка парка Ихэюань сочетала все типичные особенности ландшафтов и все основные приемы паркового искусства Китая. Он задумывался как парк-коллекция, где представлены копии достопримечательных и самых красивых мест Китая, где на относительно небольшом участке было бы содрано как можно больше образцов ландшафта Поднебесной империи. Парк Ихэюань включает два основных формообразующих начала: воплощающие силы Неба — это гора Ваньшоушань (Гора долголетия) и силы Земли — озеро Куньминху (Озеро, подобное сиянию). Общая площадь парка — около 270 га. Гора Ваньшоушань, расположенная в северной части, занимает одну треть всей площади, а лежащее к югу от нее озеро Куньминху — две трети. Гора Ваньшоушань ассоциируется с одним из самых живописных горных массивов Китая – горы Цинчэншань. Это название переводится как «Зеленая крепость», потому что склоны покрыты густым вечнозеленым лесом и зарослями бамбука. На горе сосредоточена большая часть дворцовых построек, четких по своей композиции (и это тоже одна из особенностей ландшафтного парка). Согласно учению фэн-шуй (ветер – вода), все здания строго сориентированы по сторонам света, а их фасады обращены к югу.
Озеро Куньминху подобно озеру Сиху, расположенного в центральной части города Ханчжоу, которое является самым знаменитым озером в Китае, разделяется на части двумя дамбами.
Вода – обязательный элемент каждого китайского сада. В парках важных царедворцев вода покрывала большие площади. Это были пруды, речушки и водопады. Часто на них устраивали рукотворные острова и полуострова с красивыми беседками. Вода омывала искусственно созданные острова и полуострова с узкими изогнутыми перешейками. Большие водные пространства, обогащая парковый пейзаж, позволяли применять многоплановые композиционные решения. Включение в композицию парков водных пространств, требовало строительства каменных и деревянных мостов различных размеров. Китайские зодчие возводили их с подлинным искусством. Особенно хороши “горбатые”, или “верблюжьи”, мостики, в которых арка вместе с отражением в воде составляет замкнутый круг, своеобразную раму, выделяющую часть пейзажа. Большой интерес представляли и зигзагообразные мостики, устраиваемые как на воде, так и на суше. Они ориентировали зрителя на главные элементы пейзажа.
На озере Куньминху так же сооружены рукотворные острова и две дамбы, соединяющие их. Западная дамба Сиди делит озеро на две части. На дамбе стоят 6 мостов. Особой известностью в парке Ихэюань пользуется горбатый мост с высокой, красиво изогнутой аркой, широкой лестницей для подъема и спуска. Это самый красивый из них – “Нефритовый мост”.
Восточная дамба Дунди, сооруженная из камней, соединяется с западной дамбой. В центральной ее части построен, напоминающий длинную радугу оригинальный 17-арочный мост. «Мост семнадцати арок» или «Львиный мост», названный так, потому, что на каменных столбах моста вырезаны 564 льва.
Нефритовый мост. Львиный мост.Длинная галерея Чонлан.
Не один китайский парк не обходится без павильонов. Эти садовые конструкции окрашиваются в яркие цвета: красный, желтый, зеленый, и должны выполняться исключительно из натуральных материалов, а то живительная гармония сада будет нарушена. В строительстве используется не только дерево или бамбук, но и натуральный камень. Но не только архитектура, но и названия павильонов и беседок должны были вызывать определенные чувства: “Павильон созерцания и воспоминания”, “Беседка, омываемая ароматом леса”, “Беседка ожидания инея” и т. д. В парках Китая широкое распространение имели павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями, которые связывали отдельные павильоны в единый комплекс.
На берегу озера Куньминху расположена деревянная Длинная галерея Чонлан, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор». Она соединяет входную восточную часть парка с каменным павильоном в его центре. Галерея состоит из 273 отделений, имеет длину 728 м. Она начинается на востоке Воротами жаждущих увидеть Луну, а завершается на западе Беседкой надписей на камне. В разных ее местах устроены 4 павильона («Времена года») для отдыха с двухъярусными крышами с изогнутыми краями. Колонны галереи ярко-красные, резные балки украшены сине-зеленым орнаментом. Верхняя часть галерей – потолок и карниз – снабжена 546 цветными картинами видов озера Сиху (в городе Ханчжоу), а всего на стенах галереи около 8 тыс. картин. Вокруг стоят бронзовые фигуры драконов и львов — символ могущества императоров. В конце галереи Чонлан, на западном берегу озера, стоит сияющий белизной каменный павильон в виде мраморного корабля. Это 36-метровый озёрный павильон, построен в 1755 г. в виде плывущей ладьи. Конструкция каменная, с надстройкой из дерева, окрашенной под мрамор. Был разрушен по время Второй опиумной войны (1860), восстановлен 33 года спустя с добавлением зеркал и декоративных гребных колёс, имитирующих пароход.
Мраморная ладья.Озеро Куньминху.
В зелени парка выделяются красные стены, сверкают золоченые крыши павильонов, башен и других сооружений. За горой Долголетия расположена речка с галереей павильонов, имитирующая одно из красивейших мест, созданных по образу торговых улиц южного города Сучжоу.
В китайском парке нет случайных растений. В них могут выращиваться лечебные травы, бобовые культуры, деревья, несущие специальное значение. Сосна символизирует благородство, бамбук – знак чистоты, слива и персик считаются деревьями счастья. В китайском саду встречаются плакучие ивы, тополя, пышные магнолии, банановые деревья. Из цветов выращивают хризантемы, пионы, розы, нарциссы, орхидеи, лотос.
Так в парке Ихэюань, в восточном углу северного склона Ваньшоушань находится сад Сицюйюань (Сад забав), представляющий собой небольшой живописный садик в южнокитайском стиле. В нем есть лотосовый прудик, павильон на воде, извилистая галерея, его часто называют «садом в саду». Прообразом для него послужил знаменитый сад Цзичанъюань, расположенный на горе Хойшань в городе Уси. Китайский традиционный парк осознавался как картина мира, поэтому Ихэюань предстает как образ Земли с чередой времен года. Садоводы размещают растения сообразно с их цветением: у Павильона познания весны в Новый год (в начале февраля) цветет дикая слива — мэйхуа, а затем во дворике у Зала магнолий (Юйланьтан) зацветают китайские магнолии и орхидеи — знаки весны. Пионы и лотосы символизируют богатство летнего цветения, а хризантемы возвещают приход осени. Вечнозеленый бамбук и сосна растут практически в каждом растительном ансамбле, символизируя стойкость и неподвижный центр мироздания, несгибаемость сильной личности. Темные кипарисы и можжевеловые деревья — это знаки памяти, связи сегодняшнего дня с прошлыми столетиями.
7.«Лабиринт» как композиционный элемент садово-паркового искусства (на примерах садов Возрождения и Классицизма) (вопрос №18).
Лабиринт – это удивительное во всех отношениях явление, возникшее на заре истории человечества и знакомое многим культурам.
Лабиринты берут свое начало в античной легенде, в которой царь Минос приказал построить Дедалу лабиринт, чтобы заточить там Минотавра – человека с головой быка, которому каждый месяц приносили в жертву 7 девушек и 7 юношей. Страшный обряд прервался благодаря храброму Тесею, который осмелился войти в лабиринт и уничтожил чудовище.
Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре мозаик и фресок, христиане превратили его в символ препятствия к спасению. Лабиринты часто встречаются в интерьере церквей. В средние века для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спирально – извилистые дорожки, по которым верующие должны были пройти на коленях от входа в храм до алтаря по всем изгибам и поворотам лабиринта. Такое наказание налагалось на тех, кто не мог совершить паломничество к святым местам, и называлась «дорога в Иерусалим», или для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви лабиринты перешли к веселым прогулкам в садах, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Сад-лабиринт – прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Говорят, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода. Наверное, именно о таком лабиринте писал Джефф Савард в своей книге «…лабиринт воспринимается как островок спокойствия в хаотичном мире, тихое место, предназначенное для раздумий и созерцания. Извилистая тропа лабиринта приглашает посетителя очистить свой разум, освежить душу, умерить пыл, сбавить скорость…»
Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы.
С начала XV века итальянские сады изобилуют лабиринтами. На вилле д’Эсте их было – четыре. В Англии затейливые лабиринты «нарисованы» завитками подстриженных кустарников и клумбами целебных трав. Лабиринт XVI века еще небольшой высоты, до колена. Любоваться ими надо было сверху: низкие живые изгороди образовывали причудливые геометрические орнаменты. Свободное пространство между кустарниками заполняли красиво цветущими растениями, цветным песком и гравием. Со временем «живые» лабиринты становились все выше. Постепенно исчезают лабиринты, в которых все заранее предопределено и путь возможен только по одной, раз и навсегда проложенной дорожке. На смену им приходят все более сложные, с многочисленными вариантами проходов, где человек сам выбирает путь среди запутанных тропинок и тупиков. Подобные лабиринты из живой изгороди стали непременной деталью многих садов и парков Европы, превратившись в весьма популярное развлечение для аристократии. Многочисленные лабиринты, отличающиеся разнообразием и изысканным вкусом, были устроены во владениях могущественного клана Гонзаго из Мантуи, прогулка по лабиринту, созданному в 1669 году в Версальском саду, считалась увлекательным путешествием (интересен тот факт, что этот лабиринт был создан по рисунку Шарля Перро нарисованный в1667 1667 г специально для Версаля). Этот затейливый рисунок (рис.1) типичен для французских и английских садов XVI века.
Лабиринт, высаженный в 1670 году в саду виллы Альтьери в Риме, стал излюбленной забавой Папы Климента X, которому нравилось наблюдать за попытками своих слуг отыскать выход.
Наибольшего расцвета искусство создания «живых» лабиринтов достигло в Великобритании, превратившись в один из национальных символов королевства. Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью был высажен во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке. Он назывался Будуар Розамунды в честь фаворитки короля Розамунды Клиффорд. Поражал своим великолепием лабиринт в саду Тюдоров в Хэтфилд-Хаус в Хетфордшире, а лабиринт из лавровых кустов в Глендерген-Хауз в Корнуолле, высаженный в 1833 г, по-прежнему поражает извилистостью своих троп. Один из самых известных и существующих до сих пор английских лабиринтов находиться в парке Хэмптон Корт. Он был создан в 1691 году при дворе Вильгельма Оранского на берегу Темзы в 16 км к юго-востоку от Лондона. Ежегодно тысячи туристов со всего света приезжают в Англию, чтобы пройти путем своего любимого героя из книги Джерома К. Джерома “Трое в лодке, не считая собаки”.
В русских парках лабиринты, как атрибут регулярного сада, получили широкое распространение в XVIII-XIX вв. Так при Петре I в Летнем саду были устроены лабиринты Летнего сада со скульптурами на темы басен Эзопа. Лабиринт Летнего сада состоял из четырёх куртин со сложной системой дорожек. Среди «живых» стен были устроены 32 ниши, в которых находились отлитые из свинца и позолоченные фигурки – герои какой-нибудь басни Эзопа, выполненные в натуральную величину: мыши, лягушки, змеи, ястреб, курицы, ёж, черепаха, орел. При входе в лабиринт возвышалась статуя самого Эзопа.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 39 ; Нарушение авторских прав
Как использовать энергии Ян и Инь в фен-шуй
Даже те, кто ничего не знает о фен-шуй, могли слышать о принципе Инь-Ян. Этот принцип – фундаментальный в существовании Вселенной. Все на этом свете – предметы и живые существа образуются от взаимодействия Инь и Ян. Энергии Инь и Ян делают их уникальными и непохожими друг на друга.
- Энергия Ян – это активное, мужское, твердое, небо, солнце, свет, огонь, яркость, лето, тепло, шум, бодрствование, день.
- Энергия Инь – пассивное, женское, темное, мягкое, земля, луна, мгла, тень, холод, вода, тишина, спокойствие, сон, ночь.
Инь и Ян хоть и противоположны, но эти энергии взаимно дополняют и не могут существовать друг без друга. Они являются частью одного целого. Инь и Ян – понятия не абсолютные, но относительные. Любое создание – будь то природное явление, существо, или неодушевленный предмет может быть Ян по отношению к одному, и считаться к Инь – по отношению к другому.
Символ Тайчи
Принцип Инь-Ян состоит в том, что во всем содержится оба вида энергии, только в различных соотношениях. В природе не бывает абсолютно чистых проявлений этих двух видов энергии. Инь всегда содержит внутри себя частицу Ян, а внутри Ян – соответственно всегда находится частица Инь.
Символ Инь-Ян, так называемый Тайчи, описывает этот процесс как нельзя лучше. Энергия Ян – светлая часть символа, а Инь – темная. Обе части – это одно целое, и они находятся в постоянном движении и изменении, тем самым поддерживают баланс энергий и равновесие. Внутри темного полукруга в виде точки содержится небольшая светлая частица энергии Ян. И наоборот, внутри светлого полукруга, символизирующего энергию Ян – находится темная частичка Инь. Таким образом происходит взаимодействие между этими двумя противоположными энергиями.
Если посмотреть на естественные законы природы, то мы увидим как изменяются Инь и Ян. День – это светлая часть символа Инь-Ян, а ночь – темная. Они уравновешивают друг друга – всегда день сменяется ночью, а после ночи всегда наступает новый день. Смена времен года происходит таким же образом – зимой энергия Инь сильнее – и в это время года погода холоднее, ночи длиннее, дни короче. А летом наступает обратный процесс – и уже энергия Янь преобладает – наступает тепло, больше солнца и света, дни становятся длиннее. И этот природный цикл, в котором сменяются энергии, длится постоянно, он бесконечен, пока будет существовать Вселенная.
Принцип Инь-Ян в фэн-шуй дома
Перейдем от теории к тому как использовать принцип Инь-Ян при создании гармоничного фэн-шуй дома. При планировке помещения в интерьере обязательно учитываются факторы Инь и Ян, ведь хороший фен-шуй дома или квартиры должен быть сбалансирован с точки зрения гармоничного взаимодействия между противоположными энергиями.
- Факторы энергии Ян в доме – это понижение, шумная дорога, перекрестки, громкая музыка, яркие светлые цвета, живые цветы, осветительные приборы, главный вход, прихожая, гостиная, рабочий кабинет, тренажерный зал.
- Факторы энергии Инь в доме – это повышение, тишина, темные и приглушенные тона, холодильник, дальние помещения в доме, спальня, кровать, ширмы, комната отдыха, туалет.
Основной принцип фен-шуй, это – гармония, а она появляется тогда, когда энергии противоположные по знаку, уравновешивают друг друга. Чтобы обеспечить в своей квартире хороший фен-шуй, соблюдайте в ней баланс Инь-Ян. Поэтому не стоит делать комнату излишне темной, мрачной, с преобладанием иньской энергией. Но если постоянно включать громкую музыку и обвешать все стены яркими плакатами, то этим вы создадите переизбыток Янь, что также вредно для благоприятного фэн-шуй дома. И в том, и в другом случае будет дисбаланс энергий.
В то же время следует учитывать предназначение комнаты – для хорошего фен-шуй немного переместите баланс в какую-либо сторону, в зависимости от того, для чего это помещение предназначено.
Например, сон – это пассивная деятельность, относящаяся к Инь – значит для благоприятного фен-шуй спальни будет уместна соответствующая атмосфера – приглушенные пастельные тона, полумрак, невысокая мебель. А для создания хорошего фен-шуй рабочего места или гостиной, которые представляют активную деятельность, используйте факторы, относящиеся к энергии Ян – светлые тона и высокую мебель в интерьере, яркое освещение.
Обустраивая в своем доме фэн-шуй, использовав принцип Инь-Ян умело и гармонично, вы заметите как все помещения в доме или квартире, заряженные “правильной энергией”, начнут сами помогать вам в вашей деятельности – в спальне вы будете прекрасно отдыхать и набираться сил, а за рабочим столом продуктивно работать и скорее добиваться успехов в делах!
Легенды о растениях
Легенды о растениях
Предлагаемая информация – первая и единственная обобщающая работа по описанию легенд, сказаний, мифов и преданий о растениях, которые окружают человека с момента сотворения мира. Многие предания передавались от поколения к поколению. Таким образом, возникали мифы, предания, сказки…
Свежие записи
- Бего́ния
- Бата́т
- Ба́рхатцы
- Ба́рхат аму́рский
- Барви́нок
Недавние комментарии
Старинные легенды и предания о растениях
Метки
Свежие записи
- Бего́ния
- Бата́т
- Ба́рхатцы
- Ба́рхат аму́рский
- Барви́нок
Недавние комментарии
Барви́нок
Барви́нок (лат. Vínca) — род стелющихся полукустарников или многолетних трав семейства Кутровые (Apocynaceae).
Представители рода встречаются в Европе, Азии и Северной Африке.Латинское название этого растения -Vinca — произведено от глагола «обвивать».
Красивая легенда повествует о том, как Флора однажды проходила по лесу и, залюбовавшись фиалкой, совсем не заметила растущий рядом барвинок. Он приревновал богиню и стал привлекать к себе ее внимание. Когда Флора заметила настойчивое растение, барвинок пожаловался ей, что слишком мал и не имеет ни названия, ни запаха. Богиня цветов сжалилась над растением и одарила его заметным ростом, именем и стойкостью к холодам. Однако аромат барвинок так и не приобрел — ведь согласно легенде этот дар цветы получают только в момент своего рождения.С барвинком связано множество примет, имеющих отношение к замужеству.
В Австрии и Германии его использовали для гадания на суженого. В некоторых других странах барвинок символизирует счастье и согласие молодых супругов, а также охраняет дом от удара молнии.
Цветы барвинка, собранные между Успением и Рождеством Богородицы, якобы обладают свойством прогонять нечистую силу, поэтому в старину их носили на себе или вешали над входной дверью. Широко используется образ этого цветка и в текстах народных песен.
На Украине сложено немало легенд о происхождении барвинка. По старинному обычаю его никогда не выбрасывали в мусор, а только в воду, чтобы не погиб от жажды. Его образ естественно вплетался в разговорную речь. Женщины могли крикнуть в ссоре друг другу: «А чтоб твой барвинок дома не держался! А твой — чтобы свиньи вытоптали!» В народе выражение «рвать барвинок» означало «идти на свидание»; «ночевать в барвинке» — «переночевать с любимым». Считалось также, что если парень и девушка съедят вместе листочек барвинка, то быть между ними крепкой любви. В Карпатах сбор барвинка в сопровождении песен и музыки предшествовал свадьбе. Не раз турки и татары нападали на украинскую землю. Вошли как-то враги в одно село и истребили там всех людей. Лишь один парень и девушка спрятались в лесу. Но их нашли басурманы. Парня зарезали, а девушку задушили. Вот из холостяцкой крови и вырос барвинок в лесу.
В другой легенде говорится, что когда — то давно влюбился чужестранец в украинскую девушку. Любовь его была так сильна, что после смерти, представ перед богом, стал он молить всевышнего отпустить его к любимой еще хоть один раз. И господь вернул его на землю цветком барвинком, который вился везде, где ступала нога любимой, а после ее смерти он вырос на ее могиле вечнозеленым цветком.
Вот еще одна красивая легенда о барвинке. Жили муж с женой в любви и согласии. А главной радостью для них был их маленький сынок по имени Бар. В скором времени вырос он видным парнем и как единственный сын богатых родителей, стал завидным женихом. Многие девушки хотели выйти замуж за него, и была среди них одна, у которой мать была колдуньей. Но юноша Бар полюбил другую и посватался к ней, звали ее Венка. Как ни старалась колдунья разбить эту любовь, ничего у нее не вышло. Наступил день свадьбы. Счастливые молодожены стояли на воротах для родительского благословления, и тут появилась колдунья со своей дочерью. Стала она перед ними, произнесла проклятие и облила их черным настоем какого-то зелья. В ту же минуту Бар и Венка исчезли. Упала матушка Бара, на то место, где стоял ее сын, окропила землю горючими слезами. И произошло чудо: на глазах у всех из земли пророс зеленый вьющийся кустик, украшенный мелкими голубыми цветами. Назвали его люди Барвинком.
Есть и такая притча. Давно когда-то жили на свете Добро и Зло. И вели они между собой не на жизнь, а на смерть большую войну. Сражаются сабельками: мах-мах — и на вершине горы оказалось Зло, а Добро с саблей в груди скатилось в долину. Обрадовалось Зло, что победило, но радость его была напрасной.
Добро красивыми голубыми цветочками стало: небо Господне ему силы дает, красотой поит. Треснуло злое зло и растаяло …
Если девушка была согласна выйти за сватавшегося к ней парня, она выносила свадебный хлеб, и начинался барвинковый обряд. С благословения матери она плела венок невесты из вечнозеленого барвинка. Это означало, что девушка находится на выданье и вскоре станет женой. В него обычно вплетали еще калину, могли украсить и чесноком, чтоб защитить молодых от любого зла и болезней. Бытует даже такая поговорка «На руке чеснок, в волосах барвинок».
Случилось это в стародавние времена. Жила в одном селе девочка — сирота. Ничего у нее не было, только хата, что от родителей осталась да руки работящие. День и ночь батрачила она. Росла худенькой, незаметной, а в одно лето вдруг расцвела, как цветок из бутона.
Шел мимо парень увидел ее, остановился – Ты не с неба слетела, красавица? Покраснела девушка, никто ей таких слов не говорил. И упал им на грудь цветок любви – один на двоих. Сколько парней к девушке сваталось, а она их не замечала. Сколько девчат парню о любви шептали, но он их не слышал. Соловьиной песней расцветала их любовь. Прознали про то родители парня. А были они богатыми и устроили такой скандал, прямо страх: не позволим жениться на сироте босоногой.
А он уперся, нет милее и краше любимой. Тогда приказали – здесь нет, так езжай по всей Украине и найдешь себе пару достойную – богатую и знатную. Долго он ездил и вернулся один. Встретился с любимой
— Искал, и лучше тебя не встретил.
— Не дадут нам вместе быть, печально ответила девушка — Женись, казак, а я останусь. Умру, то приди… Хоть гроб сделаешь.
А утром нашли ее мертвой. Глаза закрылись навеки, сердце остановилось. Невыносимая боль пронзила грудь парня. Почернел он, осунулся. Страшный гнев охватил его: проклял он отца — за то, что ради богатства погубил любимую и изломал его судьбу.
Хоронили девушку всем селом. Парень домой не вернулся, остался на могиле любимой, а утром нашли его там мертвым. Долго и безутешно плакали отец с матерью. Похоронили они сына, но подальше от могилки любой ему девушки. А на следующий день случилось чудо: на могиле парня вырос зеленый кустик, протянулся через все кладбище узкой тропинкой прямо на могилу девушки, и там зацвел нежными голубыми цветами. Пришел отец, увидел и яростно вырвал те цветы. Но на утро снова узенькая дорожка протянулась к заветной могиле. А там поднялся куст и расцвел желтыми цветочками. Вокруг куста и обвился зеленец из могилы парня, соединив голубые цветы с желтыми. С тех пор всегда на могилах влюбленных зеленели вечнозеленые кустики — голубел барвинок, и ярко светилась золотистым цветом рута.
Барвинок — предвестник весны. Подобно душистой фиалке, он первым распускается весной. Голубые цветы барвинка появляются буквально из-под снега, печаля и радуя одновременно. Радуя, потому что наступила настоящая весна, а печаля, потому что барвинок — всё-таки символ напоминания о прошлом…
Его листья отличаются удивительной прочностью и живучестью, сохраняя свежий вид даже под снегом, — вот почему перенесенный из леса в сады и парки барвинок стал символом жизненной силы, а посаженный на кладбищах — символом вечной любви и доброй памяти.
Голубые венчики цветов с хронологической точностью подсказывают время, раскрывая лепестки в шесть часов утра и закрывая в пять часов вечера. Чтобы сорвать этот цветок и полюбоваться им, в конце XVIII столетия отправлялись на опушки лесов и садов молодые и старые, горожане и горожанки, придворные кавалеры и дамы, высшие государственные сановники, министры и даже сами короли. И все почему? Потому что это был любимый цветок Жан-Жака Руссо[1]. Барвинок был особенно ему дорог по воспоминаниям о счастливейших годах его юности, по воспоминаниям об утраченном счастье.
В книге Жан-Жака Руссо «Исповедь», в которой писатель, вспоминая дни своей юности, поведал о своём путешествии с Луизой де Варане из Шамбери в Ле-Шармет, во время которого девушка увидела распустившийся барвинок и радостно воскликнула: «Вот барвинок ещё в цвету!» Близорукий Руссо, никогда до этого не видевший барвинка, наклонился пониже, чтобы рассмотреть цветок. Спустя почти тридцать лет он снова увидел барвинок, и из груди его невольно вырвался радостный крик: «Ах! Вот барвинок!» Вот так маленький голубой цветок заставил философа снова пережить чудесные мгновения своей юности. В этом есть что-то трогательное, даже сентиментальное… Когда Руссо не стало, швейцарцы воздвигли ему близ Женевы памятник, перед которым посадили столь любимые писателем голубые барвинки…
Немецкий философ Агриппа Неттесгеймский (1486-1535) связывал барвинок со звездой Полярис из созвездия Малой Медведицы…
Существует мнение, что барвинок вечен, как вечна мысль. Этим он обязан своей удивительной жизненной силе — он живет, пока остается хоть капля воды в вазе, а если его вынуть из вазы и воткнуть в землю, то он быстро пустит корни. О происхождении названия «Immergrun» (вечнозеленый) или «Sinngrun» (неувядающая мысль) — следующий рассказ.
«Однажды несколько веток барвинка помещены были вместе с чудным букетом роз в вазу с водой. Розы цвели, испускали дивный аромат, вызывали всеобщий восторг, но потом поблекли, завяли и осыпались. Тогда печальные остатки этих роз удалили и оставили одни только ветки барвинка, которые продолжали зеленеть и нисколько не желали увядать. Прошло время, ветки пустили корни и начали расти. Заметив это, их вынули из воды и посадили в ящик с цветами, стоявшими на балконе, но затем совсем забыли о них.
Прошло лето, прошла осень, наступила зима. Находившиеся в ящике летние цветы поблекли, и самый ящик с балконом были занесены снегом. Начались вьюги, морозы — все закоченело, все померзло. Померзли, казалось, также и ветки барвинка, и когда наступила весна, их хотели выбросить вместе со всеми другими погибшими в ящике цветами. Но каково же было удивление, когда они не только оказались совершенно зелеными, но почти сплошь покрытыми прелестными голубыми цветочками. Тогда люди воскликнули: «Они вечны, как вечна мысль» (Sinn)».
Однако, известный немецкий филолог Ф. Зенс дает этому слову (Sinn) другое толкование. По его мнению, его надо писать с одним «н», как древнегерманское слово Sin, обозначающее «вечно, продолжительно».
А ещё барвинок когда-то олицетворял любовь…
Считается, что барвинок, посаженный в саду, приносит счастье и вечную любовь. О влюблённых, которые целомудренно встречались, говорили — они собирали барвинки. А если отношения зашли дальше — они ночевали в барвинках… Барвинок же, спрятанный под подушку, привлекает женихов. На таком барвинке обязательно должно быть 2 цветка. А если нужно было отвадить надоедливого ухажера, то в старый мужской ботинок клали листья барвинка и ставили этот ботинок носом в сторону дороги.
Он же слыл средством для «распознавания» ведьм. В средние века в суде с помощью барвинка проверяли, не имеет ли обвиняемый связи с дьяволом. Подозревая человека в сношении с нечистой силой, средневековые инквизиторы подбрасывали на раскаленную сковороду листочки барвинка, и если лист отскакивал, жертва предавалась огню. Венки из барвинка малого (его называли “фиалкой мертвецов”, так как из него плели венки на могилы), подвешенные над входом, помогали обнаружить ведьму.
Люди давно использовали это растение для лечения и магических ритуалов, поэтому, естественно, стремились к тому, чтобы барвинок был всегда под рукой, а что может быть ближе собственного огорода. Вот и выращивали его либо возле дома, либо прямо в избах. При этом, когда барвинок брали для дальнейшего разведения с чужого огорода, то на земле оставляли кусок хлеба или деньги, чтобы он «не ушел» с огорода того, кто делится отростком. В некоторых областях девушкам запрещалось сажать барвинок, так как считалось,что, когда он зацветет, девушка умрет. Вместе с васильком и любистоком барвинок входил в букет символических трав, означавших страстную любовь. Барвинок, предназначенный для свадеб, нельзя было срывать на том месте, где брали цветок на венок покойнику. Обычно барвинок срезала невеста перед свадьбой. Венок из барвинка означал, что девушка находится на выданье и вскоре должна перейти в новое для нее состояние жены, женщины. Означал такой венок и разлуку с родителями <29>.
[1] Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева — 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) — французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения.