Вереск. В природе, в легендах, в поэзии.
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино…
Строчки из баллады Роберта Стивенсона, переведенной С.Я.Маршаком, большинству знакомы с детства. Волшебный напиток, который готовили «малютки-медовары», делал людей молодыми и сильными. Легенда о пиктах — свободолюбивом народе, не покорившемся завоевателям и истребленном ими, жива в Шотландии до сих пор. А вот всем ли известен кустарник, из меда которого и готовили этот чудесный напиток?
Вереск обыкновенный (Calluna vulgaris) — вечнозеленый кустарничек из семейства вересковых, близкий родственник знаменитого рододендрона, а из наших растений — толокнянки и подбела; более отдаленный — брусники, черники, клюквы. Растет на сухих песчаных почвах, в редкостойных сосняках и на открытом месте. А кроме того, поселяется в совершенно иных условиях — на моховых кочках среди болот. Очень невысок, кроме того, старые деревянистые стебли часто стелются по земле. Молодые побеги поднимаются над землей чаще всего на 20 — 30 сантиметров. Гораздо реже вереск вырастает выше, достигая метровой высоты. Тем не менее, это настоящее древесное растение, которое может жить до сорока лет.
Распространен вереск в Северной Европе — в уже упоминавшейся Шотландии, скандинавских странах, Прибалтике, на северо-западе России. Здесь он образует местами обширные заросли, именуемые вересковыми пустошами, или верещатниками. Именно такими пустошами богата родина легенды о вересковом меде. Встречается, конечно, и южнее, по всей лесной зоне — в Белоруссии, на Украине, в Западной Европе. Но везде заселяет либо пески, либо болота. В ряде мест поднимается в горы.
Не цветущий вереск легко принять за хвойный кустарник. У него очень мелкие листочки, похожие на трехгранные иголочки. Плотно, словно черепица, сидят они на ветках. Только при внимательном рассмотрении, под микроскопом или лупой, видно, что это совсем не иголки. Края листа свернуты вниз и почти соприкасаются, образуя небольшую полость. В эту полость открываются устьица листа, через которое растение обменивается газами с атмосферой, поглощает углекислый газ, испаряет воду. Есть устьица и на верхней стороне листа, но они практически всегда закрыты. Листья у вереска сохраняются на растении несколько лет. Раскопайте зимой растение из-под снега — листочки его зеленые.
Зацветает вереск поздно, в середине лета. А цветет долго, цветки его можно увидеть иногда даже поздно осенью. Цветки мелкие, собраны в кисти на молодых побегах. Что любопытно — кроме четырех розовых лепестков, у них есть еще четыре чашелистика, более крупных и тоже розовых, а не зеленых.
Начало цветения вереска — большое событие в жизни многих насекомых: пчел, ос, мух. Они устремляются за сладким нектаром, попутно перенося пыльцу с одного цветка на другой. Но — тоже интересно — одним этим способом опыления растение не ограничивается.
Когда цветки стареют, выработка нектара прекращается, и цветок для насекомых более не интересен. Но тогда нити тычинок выпрямляются, пыльники высовываются из зева цветка, и пыльцу теперь разносит ветер. Скорее всего, именно этот способ опыления был освоен раньше, и только потом вереск приспособился к опылению насекомыми.
Плоды — небольшие коробочки, в которых созревают крошечные семена, разносимые ветром. Хорошо размножается вереск и вегетативно — укоренением полегающих ветвей. Вереск — растение-первопроходец. Он поселяется на таких почвах, где кроме редких цветковых и лишайников, ничего расти не может. Иногда кустики вереска можно видеть в выработанных песчаных карьерах, где почвы еще практически нет. Да он сам в результате своей жизнедеятельности почву-то и создает.
Мелкие, свернутые в трубочку листья растения испаряют очень мало влаги. Внутренняя поверхность листа сильно опушена — это позволяет экономить воду. Устьица на верхней стороне листа у растений, обитающих в борах или на пустошах, постоянно закрыты. Боковые грани листа покрыты слоем особой пленки — кутикулы, препятствующей испарению. Так что вереск — типичный обитатель сухих почв, растение-ксерофит.
Но живет вереск еще и на болотах! И там воды даже в избытке. Мало того, заинтересовавшиеся ученые измерили, сколько воды испаряет вереск, растущий среди болот.
Оказалось, много! Устьица на верхней стороне листа постоянно открыты. Недостатка влаги здесь нет. Другой дефицит испытывают растения на болотах — дефицит азота. Все, конечно, знают, как решает эту проблему маленький обитатель таких мест — росянка. Она (как и другие насекомоядные растения) ловит насекомых.
А вот у вереска есть иное средство. Он сотрудничает с некоторыми видами грибов. Грибница опутывает корни вереска, доставляя ему питательные вещества из почвы. А растение делится с грибом сахарами, образуемыми при фотосинтезе. И сожительство это (симбиоз) настолько тесное, что при отсутствии гриба-напарника семя просто не прорастает. Такие особенности позволяют вереску заселять территории, где у него очень немного конкурентов.
Каковы же наши эгоистические интересы к вереску?
Вереск — прекрасный медонос. Темный, тягучий мед из вереска очень полезен, хотя на вкус терпок и даже горьковат, и его трудно откачивать.
Поселяясь на очень бедных почвах, вереск постепенно их удобряет, способствуя появлению здесь других, более требовательных растений. И человек иногда пользовался запасом минеральных веществ, созданных вереском. Верещатники выжигались и запахивались.
Вереск способствует закреплению приморских дюн.
Обладает вереск и лекарственными свойствами. Чай из сухого вереска используется для лечения простуды, а также как мочегонное средство. Вереск — сильный антисептик. Однако пользоваться им нужно очень осторожно — концентрации веществ в нем велики и небезопасны —
!Консультация со специалистом обязательна!
Иногда при отсутствии древесины вереск используют как топливо. И даже заготовляют на корм скоту.
Высокое содержание танинов в вереске позволяло применять его для дубления кож. Получали из него также природный краситель желтого цвета.
И конечно, широко используются декоративные особенности вереска. Садоводами выведено около 500 сортов этого растения. Они различаются окраской цветков: от белой до темно-красной; существуют махровые формы; есть и довольно высокие кустарники, и плотные низкорослые подушки. Применяют вереск при создании дендрариев, садов и парков. Очень хорош он для альпийских горок.
По поводу происхождения русского названия растения
Есть мнение, что происходит оно от древнерусского «врасенец» — иней. Мол, цветущий вереск очень его напоминает. может быть, и так. Но скорее в названии отразилась особенность кустарника трещать («верещать») под ногами и в огне.
Кстати, совершенно иной кустарник наших лесов тоже в ряде местностей называют вереском (или вересом). Это можжевельник. Брошенная в огонь можжевеловая ветка очень сильно трещит. Кстати, латинское название происходит от греческого «чистый» — из вереска делали метлы для приборки в доме.
И в мировой литературе этот довольно скромный кустарник оставил свой след! Кроме Стивенсона, встречается он в стихах другого знаменитого шотландца, Роберта Бёрнса. Неведомый автор карельского эпоса «Калевала» тоже пишет о вереске. Большой поэт Сергей Орлов, танкист Великой Отечественной, воевавший под Ленинградом, оставил такие строки:
Болотный вереск на крови цветет
Не по преданью, а на самом деле.
Я не забуду сорок третий год,
Когда от крови здесь снега кипели.
Ползли полки под пули в рев пурги,
Колючее железо прогрызая,
От Черной речки до пустынной Мги
За пядь земли болотной умирая…
О романе Олега Ермакова Радуга и Вереск
Олег Николаевич Ермаков – русский писатель, журналист, дебютировал в литературе подборкой «Афганские рассказы». Они были опубликованы в журнале «Знамя» в 1989 году и с тех пор Олег Ермаков публикуется в журналах регулярно. К настоящему времени из-под его пера вышло не мало серьёзных произведений, в том числе романы «Знак зверя» и «Холст» входившие в шорт-листы Букеровской премии.
Творчество Олега Ермакова не однократно отмечалось различными литературными премиями, а его произведения переведены на множество иностранных языков.
Но при этом в газете «Культура» в обзорной статье Дарьи Ефремовой «Недооценённые писатели России» упоминается и Олег Ермаков. Можно согласиться с тем, что в медийном пространстве он представлен, не столь широко, как того заслуживает. Не вдаваясь в исследование причин этого феномена хочу выразить надежду, что со временем эта ситуация будет исправлена.
В романе «Радуга и Вереск» чередуются и переплетаются две сюжетные линии. Они сильно разнесены во времени, но их объединяет общее место действия.
Для московского свадебного фотографа Павла Косточкина совершающего деловую поездку в 2015 году это город Смоленск. Для молодого поляка Николауса Вржосека жившего 1632 году это замок, настоящая крепость, которую приходиться то осаждать, то защищать от осады.
Лейтмотивом через весь роман проходит образ башни «Веселуха». К XVII веку она уже была овеяна легендами и, продолжая свой исторический путь, прочно вплетается в судьбы героев.
Здесь же, в этом городе, оба молодых человека встречают свою любовь, но в обоих случаях всё осложняется различными весьма трагичными обстоятельствами.
Казалось бы, кроме общего места действия, историческую часть произведения ничто не связывает с частью, которая посвящена современности. Но, по мере развития сюжета, в романе постепенно намечаются и формируются объединяющие их параллели. Порой в этой связи времён проглядывает даже что-то мистическое. Интересно, что автор лишь слегка намечает мистические линии, не развивая их до какого-либо логического завершения.
Полагаю, что в этом проявляется присутствие одного из типов фигур умолчания, как элемента фабулы и композиции произведения. Это создает многозначность, и способствуют появлению новых, не высказанных писателем, смыслов.
Некоторая недосказанность создаёт впечатление, что автору известно больше, чем он сообщает читателю, а это само по себе интригует. И уже легко предположить, что причинно-следственные связи между событиями разнесёнными во времени могут быть не столь бесспорны и однозначны, как порой кажется. А некоторые из них могут легко ускользать от нашего внимания и даже не попадать в поле зрения.
Внутренняя параллель между сюжетными линиями, заданная вначале лишь общим местом действия, подкрепляется сходством психологических портретов главных героев.
Оба они молоды, энергичны и полны энтузиазма. Павел Косточкин и Николаус Вржосек являются довольно самостоятельными и продвинутыми для своего времени людьми.
Павел – профессиональный фотограф, работает на себя, что характеризует его как независимого и предприимчивого человека. Он носит необычную высокую итальянскую кепи с козырьком и это говорит о том, что он не боится выделиться из толпы, и склонен проявлять индивидуальность.
Павел постоянно слушает в наушниках музыку и автор методично сообщает читателю, что именно прослушивает Павел и каковы его впечатления. Можно отнестись к этому по-разному. Но, по-моему, это несколько приближает героя к читателю, делает его понятнее и проще. И при этом является ещё и неким символом, признаком нашего времени – его легко узнаваемой отличительной чертой.
Мы видим, что Павел – представитель своего поколения, впечатлительный, но достаточно рассудительный, хотя и не отягощенный суровым жизненным опытом человек.
Николаус Вржосек, в свою очередь, мечтает о ратных подвигах и воинской славе. Он весьма эрудирован, знает несколько языков, играет в шахматы. Интересно, что он, так же как и Павел любит музыку и хорошо играет на лютне.
Повествование, посвященное описанию жизни Николауса Вржосека, насыщенно многоязычной речью. Реплики, имена и названия на немецком, польском, украинском, белорусском, литовском языках и даже на латыни снабжены переводом и поэтому не должны причинять каких-либо неудобств читателю. Поражает только их изобилие.
Но многоязычность повествования позволяет создать особую атмосферу и колорит того времени, когда на приграничные земли съезжались войсковые соединения из множества стран.
Интересно, что девушку, которую полюбил Николаус зовут «Вясёлка», что в переводе с белорусского означает «радуга». А «Вржосек» переводиться с польского языка как «Вереск». Полагаю что, назвав роман «Радуга и Вереск» автор подчеркнул фундаментальную значимость его исторической части.
Следующим связующим звеном между XVII и XXI веком, и соответствующими сюжетными линиями, становиться икона Божией Матери Одигитрия. В романе сообщается, что эта икона конца шестнадцатого века является главной реликвией Смоленска. Написанная по велению Годунова она была передана в дар городу и помещена над главными воротами крепости.
Павел Косточкин и Николаус Вржосек каждый по-своему встречаются и общаются с ней.
Николауса лик Божией Матери поражает своей суровостью, порой ему кажется, что он меняется и становиться почти непримиримым. Лик Одигитрии Смоленской, суровой и беспощадной, временами преследует Николауса, и он старается избегать встреч с иконой.
У Павла встреча с иконой проходит тоже довольно непросто. Он сразу отмечает скорбно поджатые губы, колючие глаза и тёмный лик младенца. У него перехватывает горло, и проносятся перед глазами полные трагедий исторические сюжеты. При этом в храме у него происходят неожиданные встречи и возникают с трудом улаживаемые конфликты. Фотографируя икону с высокого балкона, Павел теряет сознание. В какой-то момент ему кажется, что со временем что-то случилось, и он оказался на самом его краю…
Очередным и, по-видимому, наиболее важным связующим элементом между эпохами выступает книга найденная Николаусом во время одного из его наиболее захватывающих приключений. Являясь летописным памятником, предположительно начала XIII века, она украшена цветными миниатюрами и производит на Николауса, а позже и на всех кто её видит, неизгладимое впечатление. Названа она по имени одного из первых её владельцев «Радзивилловской».
Книга упоминается на первых же страницах романа и так же как башня «Веселуха» и икона Божией Матери Одигитрия сопровождает героев произведения на протяжении всего действия.
Повествование, посвященное событиям почти четырехсотлетней давности, читается как самостоятельный и довольно увлекательный исторический роман. На этом фоне описание современности выглядит не столь динамичным. Но ближе к концу романа жизненные коллизии Павла приобретают остроту и события с возрастающей скоростью следуют одно за другим.
Историческая часть произведения содержит довольно кровавые сцены, и в ней подробно описываются свойственные тому времени насилие и тяготы. Несмотря на это роман читается на удивление легко и не производит гнетущего впечатления. Напротив чтение вызывает легкое и светлое чувство, создаёт оптимистичный настрой.
Одной из причин этого, по-видимому, является то, что Николаус Вржосек, да и всё его окружение, описаны автором с неподдельным сочувствием и симпатией. Поэтому и читателю легко представить себя на месте Николауса и искренне сопереживать его бедам и тяготам.
Нигде не акцентируется и не эксплуатируется тот факт, что Николаус Вржосек и вся его среда враждебны Московии.
Таким образом, автор не только занимает позицию мудрого наблюдателя возвышающего над схваткой, но и «поднимает» к себе читателя. Вижу в этом особую, непреходящую ценность романа.
Другой причиной, по-моему, является легкость и прозрачная чистота языка, которым написан роман.
Олег Ермаков очень внимателен к мелочам и образ города его атмосфера и отличительные черты даны очень выразительно. Постепенно древний Смоленск становиться для читателя не только «знакомым» но и привлекательным местом.
Некоторые моменты, описанные в романе, такие как Сервантесовские чтения или рассказ капитана Плескачевского хочется отметить отдельно, так как они интересны и познавательны сами по себе. Но они не выбиваются из общей канвы повествования, как и отсылки к творчеству множества писателей, художников, композиторов и других знаменитостей. Все они гармонично вплетены в ткань повествования и создают особую атмосферу, в которой и развивается сюжет со всеми коллизиями и перипетиями.
И уже на этом фоне разворачивается историческая панорама развития страны и её судеб.
Несмотря на то, что Роман «Радуга и Вереск» читается легко, он является серьёзным и многоуровневым произведением со скрытыми подводными течениями. И конечно я рекомендую его к прочтению. Но Олег Ермаков глубокий и разносторонний писатель и чтобы иметь более полное представление о его творчестве необходимо также обратить внимание и на более ранние произведения писателя.
Образ вереска в литературе
чтобы вырастить у себя в саду ярко цветущее растение необходимо знать секреты ухода. Садоводы хотят видеть яркие растения. Секреты содержания больших классов цветов не отличаются. Капризное живое существо требует индивидуального обеспечения условий. В приведенной подборке авторы попытались привести кое-какие из условий, для того чтобы избежать ошибок при выращивании определенного растения. Рекомендуем определить для полезных процедур, к какому виду относится Ваш любимец.
Литературный образ вереска. Сказки наяву.
Родовое латинское имя происходит от греческого слова “kallyno” – “делать красивым, чистить”. И действительно, там где много вереска, из них делали мётлы. В ирландской сказке овечий пастырь попутно вяжет веники из вереска, подыскивая стебли подлиннее – для горожанок, которые не очень-то любят наклоняться.
Русское название “вереск” произошло от древнеславянского “вареснец”, означающего “иней”. За пределами славянских языков это слово родственно латинскому “virsis”, литовскому “virzys”, ирландскому “froech”, греческому “ereike”. Вот как это растение представлено у Даля: верест, рыскун (кто ходил по вереску, тот поймёт), подбрусничник, липица (по медоносным качествам или по содержанию смолы), ёрник (от слова “разорять”; комментарий самого составителя словаря: “общее название дрянной кустистой поросли”), воробьиная гречуха, багун.
“Верасы” (в переводе с белорусского – верески) – популярный в СССР белорусский вокально-инструментальный ансамбль. “Старческим” назвала вереск Цветаева – он никогда не выглядит свежим и юным, старые листья замещаются постепенно новыми.
Вереск присутствует на страницах стихов Р. Бернса:”Здесь вереск цвел, гуденье пчел стояло над просторами,Им старая Шотландия волынки звуком вторила.
Согласно легенде вереск – единственный из всех растений согласился расти на голых, продуваемых всеми ветрами холмах Швейцарии, за это Создатель щедро наделил его красотой и лечебными свойствами.
Наверное многим известны яркие образы патриотической баллады “Вересковый мед” Роберта Льюиса Стивенсона в великолепном переводе С. Я. Маршака, где маленькие, отважные пикты не выдают завоевателям – шотландцам древний рецепт хмельного напитка, дающий молодость и силу.
“Из вереска напиток забыт давным-давно. А был он слаще меда, пьянее, чем вино.В котлах его варили и пили всей семьейМалютки-медовары в пещерах под землей. “Р. Л. Стивенсон “Вересковый мед”
По некоторым сведениям, утраченный при описанных в балладе трагических обстоятельствах рецепт знаменитого верескового меда был обнаружен в XIX веке на древнем манускрипте.
Приоритет по частоте упоминания вереска держат мастера изящной прозы Великобритании. Так например, в ирландской сказке маленький эльф лепрекон говорит, что варить пиво из вереска их научили жившие прежде на острове датчане, с тех пор эльфы хранят этот секрет.
Вересковые ландшафты неразделимо связаны с историей Северной Европы: со звоном мечей, музыкой волынок на пирах, с неукротимым мужеством, воинской доблестью древних народов. Покрыты вереском затейливые ландшафты у Толкиена в знаменитой трилогии “Властелин колец”, со сказочным населением Средиземья: эльфами, хоббитами, гномами: “…Хранители шагали по древней дороге, мощёной шестиугольными растрескавшимися плитами; трещины в плитах и стыки между ними поросли вереском и колючим терновником”.
Скромный и благородный образ вереска полон разнообразных символических значений. Достаточно сказать, что это растение является общепризнанным символом Шотландии. В культуре Шотландии вереск занимает особое почётное место. Из его листьев производили жёлтый краситель для знаменитой шотландки, из которой шили пледы и килты – национальную одежду шотландцев. Использовался вереск в производстве верескового эля – традиционного шотландского крепкого пива, первые упоминания о котором датируются II веком до н. э. В Шотландии вереск был изображён на гербе одного из кланов.
Богатый символизм, присущий этому растению, и связанные с ним разнообразные ассоциации не могут не волновать тех, кто решил отвести на своем участке место для верескового сада. Воображение рисует вписанные в композицию сада замшелые камни с проступающими на них надписями, выполненными рунами или, еще лучше, загадочным огамическим письмом древних пиктов.
Вересковая пустошь – в каких литературных произведениях фигурирует (любым образом)
miu miu Оракул (61686) 5 лет назад
Ганс Христиан Андерсен сказка “Иб и Христиночка”. Там дети заблудились на вересковых пустошах и встретили старуху, которая дала им орехи, внутренность которых якобы предрекала их будущее.
Аделаида MarkoffЬeva Просветленный (32921) 5 лет назад
“Прилизанный” перевод Маршака никоим образом не упоминает вересковую пустошь. А вот в первоисточнике, где Роберт Стивенсон пересказывает шотландскую легенду “HEATHER ALE” такое упоминание есть.
It fortuned that his vassals,
Источник: Маршак в стихотворении Бернса заменил слово “бордель” на “церковь”
Juliet Оракул (50776) 5 лет назад
А разве в советское время были правильные переводы?
Большое сердце маленького человека (по балладе Р. Стивенсона “Вересковый мед”)
Стівенсон Роберт Льюіс
Английский писатель, критик, публицист. Произведения Стивенсона романтические, преисполненные экзотики, мечтаний о счастье.
Начинает писатель писать рано – уже с 15 лет издает свою первую книгу. По болезни он поселяется на острове Самоа, и здесь вместе с аборигенами принимает участие в освободительной борьбе остров против немецких колонизаторов.
Стивенсон много путешествует, знакомится с известными писателями своего времени, создает ряд литературно-критических работ «Этюды о хорошо знакомых людях» – пишет об А. Дюма. Ж. Верне и других. Мировую славу Стивенсону приносит роман «Остров сокровищ» (1883), который был признан образцом приключенческой литературы.
В приключенческом жанре также написаны романы «Похищенный» (1886), «Хозяин Баллантрэ» (1889). Стивенсон написал много романов, и во всех них есть то, что можно назвать стилевой особенностью автора – экзотичность, щедрый исторический колорит, осуждение несправедливости социальных отношений.
Среди выдающихся литературных направлений особое место занимает романтизм, который подарил мировые произведения, преисполненные приключенческой отваги. Его героями являются смелые, свободолюбивые люди, для которых честь и любовь к родной земле – самое святое и самое дорогое из всех богатств, даже жизни.
В кризисное для Англии XIX столетие в литературе появляется целая плеяда представителей неоромантизма, произведений, где героями выступают уже выходцы из низов – простой народ, способный к бунту и подвигу.
Роберт Льюис Стивенсон – один из величайших писателей этого направления. В его произведениях исторические факты переплетаются с легендами древней Шотландии, поднимаются наилучшие черты народного характера, а захватывающие события связаны острой борьбой добра и зла.
В 1875 году писатель написал известную балладу «Вересковый напиток», которую невозможно отличить от сугубо народной поэзии. В этом произведении автор возвеличивает несокрушимость простого народа, его непокорность жестокой силе зла и насилия, преданность родным святыням.
Роберт Стивенсон недаром выбрал для освещения такой темы, образ локтей – легендарных людей, которые, по рассказам, были очень маленькими ростом. Поражает этот контраст маленького человека, который жил «в темных подземельях», и его большого светлого сердца, которое «не испугается тортура» за отказ открыть тайну, «что клялся во веки веков беречь», и тем самым предать свой народ. Есть еще одна причина, которая побуждала к этому отказу.
Это – нежелание покоряться врагу, гордое презрение к нему, ненависть за казненных родных и друзей. И снова поражает контраст: пасмурный король, который «сеял смерть и ужас», сидя на коне, свысока приказывает пивоварам открыть тайну напитка; снизу на него смотрят пленные, маленькие, будто дети, отец с сыном. Но какие разные в них силы! В этом – еще одна из тем баллады: невозможность зла побороть добро.
Именно эпизод разговора пленных поражает больше всего. Сначала меня ошеломила картина смертной казни сына. Мне показалось, что это – самое сильное и запоминающееся место в балладе. Но со временем, когда я успокоилась от первых впечатлений, то поняла, что главной является именно та сцена, где старый пикт, «словно воробушек, чирикал», стараясь убедить короля в согласии на измену.
Я представила, как разрывалось его сердце, когда он просил казнить собственного сына, так как умом ощущал, что не хватит сил на сопротивление. Так жизнь ребенка стала ценой несокрушимости и достоинства целого племени. Не удивительно, что образ старика больше всего нравится и запоминается среди многих образов других произведений, с которыми я познакомилась раньше.
Баллада «Вересковый напиток» оставляет о себе необыкновенное впечатление. Грусть и отчаяние вызывают картины уничтожения пиктов, что, «будто лани», бежали от врага, а по их телам мчался король. Поражают маленькие, будто детские, могилки с цветущим красным вереском на них.
И самая большая боль – это смертная казнь ребенка. Казалось бы, что ничего, кроме горькой грусти, эта баллада не может вызвать. Но после ее прочтения в душе остается светлый след, так как она провозглашает победу добра над злом и учит самым святым чувствам: любви к родной земле и ее народу, стойкости перед врагом, чувству достоинства.
Конспект урока по Литературе “Р. Стивенсон “Вересковый мед” 5 класс
Урок литературы в 5 классе по произведению Р. Стивенсона “Вересковый мед”
ЦЕЛЬ: познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед».
познакомить учащихся с балладой Р. Стивенсона «Вересковый мед»;
совершенствовать умение работы с текстом: учить находить в балладе ключевые слова и фразы; давать характеристику героям, используя текст произведения; развивать логическое мышление, умение отстаивать свою позицию; развивать умение прогнозировать дальнейшие события; повторить сведения о жанре;
воспитывать любовь и уважение к Родине.
Оборудование . мультимедийная презентация
Проверка дом. зад. Вы должны были прочитать о творческом пути Л. Стивенсона. Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Ребята, сегодня мы с вами более подробно познакомимся с творчеством Роберта Льюиса Стивенсона и с его произведением «Вересковый мед» (слайд №1,2).
Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Шотландии, в городе Эдинбурге. Шотландия – это удивительная страна, которая находится на острове Великобритания (слайд №3,4,5). Ее соседями являются Англия, Исландия.
Родители будущего писателя были обеспеченными людьми. Дедушка и папа Стивенсона занимались строительством маяков, поэтому мальчику нравилось подолгу сидеть на берегу, смотреть на волны, слушать рассказы о разных морских приключениях и мечтать. Многие произведения Стивенсона пронизаны любовью к родному краю, к истории Шотландии.
Роберт с детства был болен туберкулёзом. Это очень страшное, в то время, неизлечимое заболевание. Но… мечты о путешествиях, о море, которые, казалось, были несбыточными, помогли побороть болезнь: на помощь мальчику пришли перо и бумага.
Стивенсон учился сначала на инженера, потом на юриста, стал адвокатом. Но любовь к писательству – сильнее. Роберт Льюис старался записывать на бумаге, всё что видел.
Очень трудно было преодолеть сопротивление родителей, которые хотели, чтобы он продолжил карьеру адвоката, но молодому человеку это удалось. Он становится писателем.
«Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил», – писал он в своих воспоминаниях.
Роберту Стивенсону постоянно приходилось испытывать удары судьбы и бороться за своё существование. Послушайте, что предписывал врач молодому писателю, когда ему было только 24 года: «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного, действительно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».
Но Стивенсон всё делал наоборот: в противопоказаниях сказано: «никаких волнений», а он постоянно попадает в разные истории, доктор запрещает много двигаться, а он плавал на лодке, и путешествовал пешком по разным странам, и смог построить домик на острове Самоа, что находится в Тихом океане.
Стивенсон пишет: «В течение 14-ти лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё это время я трудился, не отступая от своего долга и намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла кровь горлом, писал, когда меня бил озноб, писал, раздираемый кашлем, писал, когда у меня от слабости кружилась голова, и мне кажется, я с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве с жизнью».
Стивенсон прожил на острове Самоа несколько лет. Туземцы – жители острова с большой любовью относились нему. Для проведения церемонии захоронения, они специально прорубили просеку, которая вела на вершину горы, делая это в глубоком молчании . Здесь, на каменной глыбе, можно прочитать слова из стихотворения писателя.
А сегодня мы подробно познакомимся с балладой Роберта Стивенсона, в основу которой была положена народная легенда о пиктах . Когда-то очень давно они жили в Шотландии. Это был необыкновенный народ. Как гласит легенда, они занимались изготовлением мёда, поэтому иногда их еще называли медоварами. Мёд их был не простой, а вересковый, то есть сваренный из вереска – необыкновенного цветка, который растёт в Шотландии. Там существуют целые заросли этого растения (слайд № 6)
• Ребята, какими были пикты, как они выглядели? Попробуйте описать их.
( показ слайда № 7)
Комментариев пока нет!
Популярные:
Другие растения:
Есть растения, что будут замечательно расти в любых условиях – хоть в помещении хоть на морозе. Зная к какому.

Цветок гузмания гибриды и сорта гузмании
Садоводы уважают красивые растения. Для того, чтобы иметь у себя в саду редкое растение нужно применять тонкости.

Уход за марантой Уход за растением маранта и размножение
Большинство любят красивые цветы. Чтобы иметь у себя в саду цветущее растение следует применять тонкости разведения. Экзотическое живое существо требует.

Азалия японская как садовая культура
чтобы держать у себя в саду редкое растение следует знать секреты ухода. Садоводы хотят видеть необычные растения. Условия разведения многих видов.
Главные условия выращивания состоят из обеспечения влагосодержания атмосферы, интенсивности полива и контроля правильной температуры. Освещение является одним из основных условий. Все комнатные цветущие.

Культура ананаса История культуры ананаса
чтобы иметь у себя в цветнике экзотическое растение следует знать секреты ухода. Садоводы уважают экзотические цветы. В этой подборке мы попытались привести сборник статей, чтобы.
Последние:
Вертикальное озеленение Лианы для вертикального озеленения
.
Китайский сад – гармония инь и янь (инь-ян) Принцип создания китайского сада
.
Современные тенденции в ландшафтном дизайне
.
Читают на сайте
Мимулюс, или губастик Общие сведения о садовом растении Мимулюс
Большинство уважают необычные растения. Для того, чтобы иметь у себя на подоконнике редкое растение нужно соблюдать секреты разведения. Секреты выращивания .
Гортензия цветущей голубым цветом. Растения развивались в земле для рододендронов
Если утро пошло с приятных чувств, то и день пробегает гораздо веселее. Содержание цветов у многих приятное .
Виноград и виноградарство
Садоводы любят яркие растения. Для того, чтобы выращивать у себя в цветнике здоровое растение необходимо соблюдать тонкости содержание. .
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
–
–Поиск по дневнику
–Рубрики
- фотографии (585)
- общество, актуальное (401)
- музыка (334)
- текущее (302)
- Петербург (292)
- живопись (280)
- фотографы, фотоискусство (278)
- история (261)
- поэзия (238)
- животные (196)
- птицы (9)
- архитектура (192)
- музеи (184)
- интересное, разное (173)
- Перекати-поле (172)
- мой сад (163)
- растения, садоводство (143)
- размышления (136)
- археология, антропология (136)
- фоторепортаж (133)
- кельтика, артуриана (133)
- этнография (132)
- философия (131)
- мифология, легенды (131)
- авторское_поэзия (113)
- фото_личное (110)
- персонажи (105)
- кино (104)
- иллюстрации, куклы, прикладное искусство (101)
- наука (96)
- книги (95)
- эстетика кулинарии (92)
- экология, защита животных (91)
- юмор (88)
- ВОВ (83)
- франция (78)
- скандинавская культура (76)
- минералогия, ювелирное дело (76)
- мода, стиль (71)
- мои животные (71)
- игры (65)
- ссылки, полезное (60)
- магия (59)
- холодное оружие (56)
- тесты (42)
- Материалы для творчества,моя авторская бижутерия (40)
- скульптура (37)
- сны (35)
- Парфюмерия (34)
- мыло ручной работы, натуральная косметика (32)
- гончая по следу (31)
- дизайн (28)
- астрология (28)
- медицина, фармакология, косметология (26)
- эльфы (25)
- фехтование (25)
- техника (24)
- танец (22)
- посмертные маски (19)
- авторское_изо (16)
- толкиен (15)
- зелёная книга (15)
- Star Trek (13)
- цифровое искусство (13)
- fealot, личные публикации (10)
- мои ролики (9)
- Египтология (6)
- расследования (4)
- демотиваторы (3)
–Статистика
Воин вереска.
Воин вереска.
Слушайте музыку вереска.
- Запись понравилась
- 1 Процитировали
-
Сохранили
- 1Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » Страницы: [1] 2 [Новые] Когда читаю о вереске или вижу фото с цветами растения, сразу же вспоминаю из далекого детства Роберта Л. Стивенсона “ВЕРЕСКОВЫЙ МЕД” в переводе Сергея Маршака (других переводов не встречала)
” Из вереска напиток
Забыт давным-давно,
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский
Безжалостный к врагам.
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилах тесных
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой на равне.
Король глядит угрюмо
И думает: “Кругом
Цветет медовый вереск,
А меда мы не пьем.”
Но вот его вассалы
Заметили двоих –
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, –
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но никто из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский
Не шевелясь в седле,
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
– Плетка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовите мед!
Сын и отец смолчали,
Стоя у края скалы.
Вереск шумел над ними,
В море катились валы.
В вдруг голосок раздался:
– Слушай, шотландский король,
Поговорить с тобою
С глазу на глаз позволь.
Старость боиться смерти,
Жизнь я изменой куплю,
Выдам заветную тайну,-
Карлик сказал королю.
Голос его воробьинный
Резко и четко звучал.
– Тайну давно бы я выдал,
Если бы сын не мешал.
Мальчику жизни не жалко,
Гибель ему ни по чем.
Мне продавать свою совесть
Совестно будет при нем.
Пусть его крепко свяжут
И бросят в пучину вод
И я научу шотландцев
Готовить старинный мед.
Сильный шотландский воин
Мальчика крепко связал
И бросил в открытое море
С прибрежных отвесных скал.
Волны над ним сомкнулись,
Замер последний крик.
И эхом ему ответил
С обрыва отец-старик:
– Правду сказал я, шотландцы,
От сына я ждал беды,
Не верил я в стойкость юных,
Не бреющих бороды.
А мне костер не страшен,
Пусть со мною умрет
Моя святая тайна,
Мой вересковый мед.”Когда в детсве читала это стихотворение, всегда плакала, жалко было малюток-медоваров, всегда было интересно попробовать на вкус этот самый вересковый мед. Читала, что в давние времена в Западной Европе и на территории Древней Руси, а так же на территории Украины вплоть до ХVII в. варили какой-то мед, называли медовухой, интересно, это одно и то же, и что это за напиток. Может Вы знаете? Буду Вам очень признательна, если у Вас есть хоть какое-либо описание изготовления этого напитка. Я что-то не могу найти в ин-ете. Заранее благодарна Вам.
Легенды о цветах. Вереск
Вереск – цветок неброский, не пышный, но очаровательный. Мелкие сиренево-розовые цветки его похожи на колокольчики и густо рассыпаны на веточках-соцветиях. Цветы и листья вереска малы, но их много на одном растении, – поэтому цветущие заросли вереска издали смотрятся как нежные розовато-фиолетовые облачка. Название этого рода, относящегося к семейству Вересковых и включающего всего один вид, происходит от древнегреческого слова kalynein — «чистить», поскольку с древних времен вереск использовали для изготовления метелок. Русское название вереска происходит от древнеславянского “врасенец” – иней. Множество мелких сиренево-розоватых цветков создают впечатление, что побеги вереска покрыты инеем. На Украине словом “вересень” обозначают сентябрь.
На языке цветов Вереск обозначает:
Вереск белый — защита, желания сбудутся.
Вереск пурпурный – восхищение, красота и одиночество.
Вереск розовый – пожелания удачи.Цветение вереска возвещало о наступлении времени веселья и вседозволенности. Вдыхая сладкий аромат лета и, ощущая на языке чудесный вкус меда, кельты угощались пьянящим элем из цветков вереска.
Сама пчела была у кельтов символом мудрости, а умеренное опьянение считалось способом поднять занавес между миром реальности и миром духов, чтобы пообщаться с богами. Вересковый эль на летних торжествах создавал праздничную атмосферу, снимал запреты, помогал музам поэзии, музыки и пения влиться в общество людей и призывал в мир богиню любви.
На ирландском и гаэльском языках вереск называется fraoh. Это слово также переводится как “свирепый” и “воинственный”, что, очевидно, не случайно. Считается, что наиболее вкусный и самый сильнодействующий эль варили пикты. В романтическом повествовании об истреблении пиктов в 4 веке говорится, что последний выживший пикт бросился с утеса, не пожелав обменять свою жизнь на тайну верескового эля.
Вереск выступает в качестве символа страстной любви, жертвенности и самоконтроля. Однако в первую очередь вереск символизирует увлеченность, чувственную любовь и радость, приносимую выплеском эмоций. Но за наслаждением жизнью и безоглядным весельем нужно видеть нечто более важное, а именно: те последствия, к которым может приводить необузданная страсть. Кельты верили, что человек всегда отвечает за конечный результат своих поступков, и поэтому, прежде чем полностью отдаться наслаждению, которое несет в себе вересковый эль, вы должны понимать, что представляет собой ваше истинное “я”. Растущий бесконтрольно вереск живет очень недолго, но если его ежегодно выжигать до самой почвы, жизнь возвращается к нему с новой силой. Вереск учит тому, что всегда должно существовать некое равновесие между жаждой самовыражения и необходимостью самоконтроля, поскольку и то и другое необходимо людям.Согласно календарю друидов, люди, родившиеся под знаком вереска (23 сентября – 3 октября), считались удачливыми в своей жизни и делах.
В Японии до сих пор существует традиция сжигать вереск на Вакакусаяме, горе Вакакуса.. Сейчас это необычный фестиваль (12 января), а раньше на горе Вакакуса монахи поджигали Вереск, чьи заросли (верещатник), достигали 33 гектар (80 акров), после чего монахи-воины сбивали его пламя.В просторных северных широтах
В полях сиреневых цветов
Шотландцы жили и в заботах
Растили вереска покровНарод отважный пикты англичане
Хранили тайну верескового меда
Рецептом дорожили гордые миряне
Напиток юности и звездная свободаПод звуки ласковой волынки
Варили чудодейственный сироп
По пикам гор, по храмам древним
Сей аромат, ценился, как пиропКороль Шотландии отправил свое войско
И тайной вкусною решил он завладеть
Застать секрет и запах вереска не просто
И гордость сильных пиктов одолетьБыл бой, кровавый без конечный
Сражались воины верескового края
Погибли, схоронили символ вечный
В могилу унесли секрет, свой сберегаяСекрет был прост, зачем война
Передавался запахом свободы
Цвет вереска полей зря сметена
Цвет молодости, цвет лиловыйВ честь мужества великих пиктов
На скалах вереск вновь расцвел
Свой цвет и аромат дарить готов
Кто вереск пил – свободу приобрел.
Коваленко А.Н.Легенды о вереске
Старинная шотландская легенда гласит, что, когда бог создал растения, они начали спорить и заноситься друг перед другом. И только вереск вел себя скромно. В награду за это бог подарил ему яркие цветы, полные сладкого сока, дал прочную, как у дуба, кору, сделал гибким, как ива, и позволил расти там, где ни одно другое растение поселиться не может.
Еще одна красивая легенда о белом вереске гласит:
Когда-то давным-давно одна шотландская принцесса ждала возвращения своего мужа из военного похода. Единственное, что осталось у нее от любимого – это белый шелковый шарф и воспоминания о днях, проведенных вместе. Принцесса выплакала все глаза, и одна ее слезинка упала на пурпурный цветок вереска. В тот же миг цветок стал белым, как шелковый шарф любимого. Легенда умалчивает, чем же закончилась эта история… Хочется верить, что жена все же дождалась мужа с войны – ведь с тех пор белый вереск считается в Шотландии символом удачи.Брат Исиды, Осирис был заточен в вереске в Библе, куда она и отправилась на его поиски. Сет погубил Осириса, бросил его гроб в реку. Речные волны вынесли гроб с трупом Осириса к берегам Гебала (Библа), выбросили его на сушу, и тот остался лежать на молодом ростке вереска. Пока Исида странствовала, вереск успел разрастись, окружил гроб Осириса и сокрыл его внутри своего ствола. А через некоторое время царь Гебала, прогуливаясь, увидел прекрасное дерево и повелел его срубить и сделать из него колонну для своего дворца.
В Древнем Риме и Сицилии вереск посвящался Венере Эриките, а в Египте и Финикии – Исиде.
Когда-то очень давно на северных вересковых полях Шотландии жили отважные и сильные люди — пикты. Только они владели секретами приготовления чудодейственного напитка — верескового меда, дающего людям силу и молодость. Король Шотландии решил овладеть тайной и направил свое войско на это племя, чтобы узнать все о напитке. Но свободолюбивый и гордый народ не раскрыл тайны приготовления напитка и унес ее в могилу.
В восемнадцатом веке историк Уинслоу и настоятель Свифт отправились в Лох Крю собирать местные легенды об ирландской Тройственной Богине. Среди них была одна о смерти Garbh Ogh, древней великанши, чью телегу тащили лоси, чью еду составляли оленина и орлиное молоко, чьи семьдесят охотничьих псов носили имена птиц. Она собрала камни, построила себе трехгранную пирамиду (cairn), “поставила свое кресло в холме во время цветения вереска”, а потом исчезла.
О галльской богине вереска Уроике рассказывают записи, сделанные в романской Швейцарии. Ее имя – нечто среднее между Ura и ereice, греческим названием вереска.
Магическое применение
Вереск используется в магических ритуалах по очищению жилища и двора от нечистой силы и злых духов.
Вереск служил для ритуального украшения магических кругов, алтарей и домов во время языческих праздников Имболг (Бригиттов День, Оймелк) – 2 февраля, Самхейн (Хеллоуин, Духов день, Хелломус, Ноябрьские Святки) – 31 октября, Лагнасад (Ламмас) – 1 августа.
Белый вереск используют для изготовления талисманов и оберегов, поскольку считается, что он приносит удачу и оберегает женщин от насилия. Называют вереск «молодильной травкой» и «травой бессмертия», считается, что при постоянном ношении он продлевает жизнь. Помогает в работе с внутренним Я.В магических практиках используют для вызывания дождя (на открытом воздухе сжигают вместе с папоротником) и в спиритических контактах.
Носите его в кошельке и он поможет “вырастить” ваши деньги.
Вереск разгоняет любое колдовство. Хорошо вереск сажать в саду, лучше всего с восточной и северной сторон. Это принесет защиту вашему дому, удачу и финансовое благополучие вам.
Для избавления от насланного на дом колдовства (когда все в доме ломается, в помещении, несмотря на регулярное проветривание, стоит затхлый воздух, наблюдается появление множества насекомых) надо окурить помещение вереском. Делать это надо несколько раз, первый раз — в первый вечер полной -Луны, а потом еще 4 раза, через два вечера на третий. Как только на небе появится Луна, надо взять столько белых блюдечек, сколько помещений в доме (включая кладовку и туалет). На каждое блюдечко выложите горкой сушеный вереск. Начиная от входных дверей, идите против хода часовой стрелки, заносите по одному блюдцу с вереском в каждое помещение. В помещении воскурите вереск и, держа блюдце в руках перед собой, 3 раза обойдите помещение против часовой стрелки. Затем поставьте блюдце с воскуряющимся вереском в крайнем правом углу от двери. После этого идите в следующее помещение и сделайте то же самое. Рано утром соберите все блюдца с пеплом вереска, вынесите пепел и развейте его в поле, рядом с домом. На третий вечер и еще 3 раза повторите то же самое.
Если вы куда-то собираетесь и опасаетесь, что там на вас могут навести колдовство (порчу), — разложите по карманам несколько веточек вереска (незаметно). То же надо делать, если вы собираетесь на встречу и желаете, чтобы вам сопутствовала удача.
Баллада о вересковом мёде
Мотив вереска в творчестве группы «Мельница» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»
Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Разницына Наталия Сергеевна
В данной статье рассматривается мотив вереска в творчестве фолк-рок группы «Мельница». Прослеживается мотив вереска в различных мифах и легендах , особое внимание уделяется шотландским легендам . Далее следует анализ текстов песен группы, на основе которого выявляются коннотации мотива вереска, характерные для творчества этой музыкальной группы. В заключении указывается, что мотив вереска в творчестве группы «Мельница» является амбивалентным, имеющим как традиционные (положительные), так и новые (отрицательные) значения.
Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Разницына Наталия Сергеевна
THE MOTIF OF HEATHER IN WORKS OF MUSICAL BAND «MELNITSA»
The article considers a role of heather plant in works of the folk-band «Melnitsa». In their songs, we can notice references to heather within var-ious myths and legends, especially Scottish ones, which were used in the band’s lyrics. In details, based on the poetry analysis the researchers show connotations of the heather specific for the band. As a conclusion, it is authors’ opinion that the meanings and roles of the plant in Melnitsa’s lyrics are both have traditional and new interpretations with the latter being quite typical and known only for this folk-band.
Текст научной работы на тему «Мотив вереска в творчестве группы «Мельница»»
УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)-453 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.41 Н. С. РАЗНИЦЫНА Тверь
МОТИВ ВЕРЕСКА В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУППЫ «МЕЛЬНИЦА»
Аннотация: В данной статье рассматривается мотив вереска в творчестве фолк-рок группы «Мельница». Прослеживается мотив вереска в различных мифах и легендах, особое внимание уделяется шотландским легендам. Далее следует анализ текстов песен группы, на основе которого выявляются коннотации мотива вереска, характерные для творчества этой музыкальной группы. В заключении указывается, что мотив вереска в творчестве группы «Мельница» является амбивалентным, имеющим как традиционные (положительные), так и новые (отрицательные) значения.
Ключевые слова: мотив, миф, легенда, «Мельница».
Сведения об авторе: Разницына Наталия Сергеевна, студентка филологического факультета ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».
Контакты: 170002, Россия, г. Тверь, просп. Чайковского, д. 70; natalya. raznitsyna@yandex. ru. N. S. RAZNITSYNA
THE MOTIF OF HEATHER IN WORKS OF MUSICAL BAND «MELNITSA»
Abstract: The article considers a role of heather plant in works of the folk-band «Melnitsa». In their songs, we can notice references to heather within various myths and legends, especially Scottish ones, which were used in the band’s lyrics. In details, based on the poetry analysis the researchers show connotations of the heather specific for the band. As a conclusion, it is authors’ opinion that the meanings and roles of the plant in Melnitsa’s lyrics are both have traditional and new interpretations with the latter being quite typical and known only for this folk-band.
Key words: motif, myth, legend, «Melnitsa».
About the author: Raznitsyna Natalia Sergeevna, Student of the Philological Faculty, Tver State University.
Мифов и легенд, рассказывающих о вереске, совсем немного. Мы смогли найти всего несколько преданий, где встречается упоминание этого растения. Так, вереск считается национальным цветком Норвегии и занимает совершенно особое место в шотландской культуре – большинство легенд, в которых встречается вереск, мы находим в Шотландии, где гото-
© Н. С. Разницына, 2014
вили вересковый эль, создавали из вереска краску для знаменитых килтов и др.
В легенде о создании Шотландии Господь решил украсить голые, продуваемые всеми ветрами холмы, но все растения, которые он просил об этом (в легенде указываются дуб, жимолость и роза), ему отказывали. Только вереск согласился поселиться на этих безжизненных холмах. В награду Господь даровал ему «силу дуба – кора вереска крепче, чем кора любого другого дерева или кустарника; аромат жимолости и сладость розы . И по сей день вереск обладает тремя божественными дарами и украшает собой пустынные шотландские холмы, несмотря на почву, дожди и ветры» [2, с. 249].
В другой шотландской легенде объясняется появление белого вереска. Принцесса ждала своего мужа из военного похода; она держала в руках белый шёлковый шарф своего возлюбленного и плакала. Одна слезинка её упала на пурпурный цветок вереска. В тот же миг цветок стал белым, как шарф любимого [1]. С тех пор белый вереск (который попадается очень редко среди вересковых пустошей) имеет значение удачи. Он приносит счастье, утраивает силы, дарует мужество и защищает от опасности. Возможно, поэтому его ещё называют «травой бессмертия», так как считается, что он продлевает жизнь [1].
Вереск применялся в ритуалах для создания магических кругов, украшения домов и алтарей в таких языческих праздниках, как Имболг, Сам-хейн, Лагнасад (праздники из кельтского ежегодного цикла, называемого «Колесо Года») [1].
Наиболее известная шотландская легенда о вереске была воссоздана Р. Стивенсоном в балладе «Вересковый мёд» (1880 г.). В этой легенде вереск является одновременно и возможностью создания одного из лучших напитков, дарующих силу и здоровье, и причиной гибели целого народа. Можно сказать, что вереск в данном контексте имеет не только положительные, но и отрицательные коннотации, однако, скорее всего, вереск, а точнее рецепт верескового мёда, – это ценнейший дар, за который можно отдать свою жизнь:
А мне костёр не страшен, Пусть со мною умрёт Моя святая тайна, Мой вересковый мёд [5, с. 117].
В мифологии Древнего Египта можно встретить упоминание вереска в мифе о смерти Осириса, бога Загробного мира. Когда Сет (по одной из версий мифа) запер Осириса в гроб и сбросил его в воды Нила, течением его прибило к берегу, где рос вереск. Он разросся до огромного, красивого дерева, тем самым скрыв в себе гроб с Осирисом [4, с. 418-419]. В данном случае вереск спрятал тело бога, дав ему защиту.
Как символ защиты от нечистых сил и злых духов вереск использовался в магических ритуалах. В Японии до сих пор существует традиция сжигать вереск на горе Вакакуса. Раньше это делали монахи, также для того, чтобы отогнать нечистую силу. Считалось, что вереск прогоняет любое колдовство [1].
Таким образом, можно сказать, что вереск в легендах и преданиях представлен как растение, дающее защиту и приносящее удачу, счастье; вереск дарует силу и здоровье. Крайне редко в преданиях и легендах встречается мотив вереска, который бы имел отрицательные свойства. Однако само название вереска, если мы обратимся к ирландскому и гаэльскому языкам, наполняет его неположительными свойствами: «Fraoh» переводится также как «воинственный» и «свирепый».
В творчестве группы «Мельница» сюжеты и различные мотивы древних преданий и легенд постоянно вплетаются в структуру песен. Мотив вереска – один из них.
При обращении к текстам песен «Мельницы» большее внимание стоит уделить тому вереску, который изображается в легендах Шотландии, так как, по словам солистки группы Хелависы (Натальи О’Шей), баллада Стивенсона произвела на неё настолько сильное впечатление, «что она на всю жизнь “заболела” Шотландией, соседней Ирландией и атмосферой “кельтского тумана” вообще» [8].
В песне «Королевна» (альбом «Леопард в городе») упоминается белый вереск:
Стань моей душою, птица, дай на время ветер в крылья,
Каждую ночь полёт мне снится – холодные фьорды, миля за милей;
Шёлком – твои рукава, королевна, белым вереском – вышиты горы,
Знаю, что там никогда я не был, а если и был, то себе на горе.
Как было сказано выше, в легендах белый вереск имеет значение удачи, счастья и любви. Он крайне редко встречается на вересковых пустошах, а в тексте песни мы видим, что им покрыты целые горы. В данном случае вереск – часть метафоры и для лирического субъекта ассоциируется с королевной, с чем-то прекрасным и непостижимым.
В тексте мы встречаем несколько повторяющихся конструкций:
Шёлком – твои рукава, королевна, белым вереском – вышиты горы,
Шёлком – твои рукава, королевна, ясным золотом – вышиты перья;
Шёлком – твои рукава, королевна, ясным месяцем – вышито небо.
Таким образом, белый вереск ставится в один ряд с ясным золотом и ясным месяцем – то есть с красотой земной и красотой неземной. Золото, благородный металл, в древности ассоциировалось с Солнцем и обладало
множеством качеств: от чистоты и духовной просвещённости до гармонии и божественного начала; «как источник тепла, солнце представляет жизненную силу, страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света, оно символизирует знания, интеллект» [7, с. 348].
Месяц (Луна) имеет разные значения. В некоторых культурах месяц также несёт в себе понятие красоты, совершенства, бессмертия. Но чаще всего Месяц (Луна) является антагонистом солнца и обозначает хаос и всё, с ним связанное – колдовство, коварство, опасность, болезнь. В некоторых культурах Луну «иногда представляли в виде дурного глаза, что было вызвано ассоциациями луны со смертью и зловещей ночной темнотой» [7, с. 205].
Солнце и Месяц (Луна) – амбивалентные мотивы, но это не противоречит мотиву вереска, так как стоит помнить о том, что вереск также имеет и негативные коннотации.
Несмотря на это можно сказать, что образы золота и месяца усиливают значение белого вереска, его волшебность, таинственность.
Если мы вспомним легенду о появлении белого вереска, то можем провести параллель между лирическим субъектом и королевной с одной стороны и шотландской принцессой и её супругом с другой, знаком любви которых как раз и стал белый вереск. В таком случае в песне «Королевна» белый вереск означает не только счастье (превышающее земное: «белым вереском вышиты горы»), но и сказочную и сильную любовь.
В ином качестве предстаёт перед нами мотив вереска в песне «Вереск» (альбом «Перевал»). Лирический субъект, находясь на перепутье дорог, обращается к вереску:
О, не молчи! Отвечай же скорей! Я ведь всего лишь твой странник печальный. Вереск! Скажи мне, в какой же из дней встал я на путь одинокий и странный.
Для героя, находящегося перед неопределённым и мрачным будущим, вереск – это то, что может решить жизненно важные вопросы. Мотив вереска в этой песне мрачный и вместе с тем несущий в себе угрожающие силы. Здесь более всего он раскрывает значение своего имени («свирепый» и «воинственный»):
Вереска волны, печальны холмы. Что впереди. Лишь дорога, дорога.
Вереск темнеет, и ночи стена Нас разделяет, скрывает, уводит.
Вереск не даёт ответов, и герой, окружённый «молчаливыми» вересковыми холмами, не может двигаться дальше. Этот мотив мы видим и в самом начале его пути, и в конце:
Но нет ответа. Молчали холмы. Вереска волны печально молчали. И в ожидании скорой зимы, В звёздной ладье небо тихо качали.
Кольцевая композиция создаёт завершённую картину одиночества, душевных метаний и замкнутости героя в пространстве: несмотря на то, что он находится среди «вересковых волн» и холмов, то есть открытой местности, тем не менее он несвободен, вереск не предоставляет ему выхода ни в физическом, ни в метафизическом плане.
Такую же и даже более отрицательную окраску имеет мотив вереска в песне «Королевская охота» (альбом «Леопард в городе»):
Но смотри – на деревьях узорные шлемы, И смыкаются вереска жёсткие стены, И зафыркали кони, почуяв измену, Или просто запахло болотом.
В данном контексте вереск предстаёт перед нами как знак гибели, западни. Вереск здесь – нечто непокорное, свободное и создающее препятствия, в отличие от других, благородных деревьев:
И раскидистый дуб, и сумрачный тис Склонят головы пред королевской охотой
К тому же в этой песне вереск растёт на болотах или рядом с ними. Болото «издавна считается местом обитания нечистой силы» [3, с. 349]. Таким образом, вереск здесь не цветок холмов, а цветок болот, низин, то есть в пространстве он находится уже не наверху, а внизу. Вереск со сменой пространственных координат меняет свои положительные свойства на отрицательные.
Иногда вереск предстаёт перед нами не как отдельный мотив со своими значениями, а как мотив, который характеризует какой-либо образ. Подобное значение встречаем в песне «Дракон» (альбом «Зов крови»).
Позабытые стынут колодцы, Выцвел вереск на мили окрест, И смотрю я, как катится солнце По холодному склону небес, Теряя остатки тепла.
В данной строфе мы видим картину природы, всего того, что окружает лирического субъекта, что ассоциируется с драконом, вернее, с последствиями появления дракона. Во всём мире, который мы видим в песне, самым прекрасным и великолепным остаётся только дракон, вся остальная природа меркнет перед ним:
Там тот последний в моём племени легко Расправит крылья – железные перья, И чешуею нарисованный узор Разгонит ненастье воплощением страсти, Взмывая в облака судьбе наперекор, Безмерно опасен, безумно прекрасен.
Неудивительно, что мотив вереска появляется в таком контексте. Вереск помимо всех тех качеств, которые были названы, ещё и вечнозелёное растение, то есть растение, символизирующее вечную жизнь, бессмертие. И увядание столь сильного, волшебного цветка, который имеет значение защиты, говорит о слабости всего природного мира перед силой дракона, ведь дракон – это существо, воплощающее первобытную мощь, создание невероятно древнее и непостижимое для человеческого воображения. И если на Востоке дракон – это в основном благоприятный образ, означающий созидательную силу, восходящее солнце, плодородие, счастье и др., то на Западе это образ отрицательный, это охранник сокровищ, подземных царств, препятствующий положительному герою, знак беспорядка, безверия и морального зла (в христианстве). Герои многих древних сказаний и мифов сражаются с драконом и убивают его. У кельтов, как и у англосаксов, дракон – знак королевской власти [7, с. 86]. И в данном случае увядание вереска, цветка бессмертия, утраивающего силы и приносящего удачу, усиливает значение образа дракона, как существа древнего, наполненного первобытной силой.
Необычное значение вереска мы встречаем в песне «Воин Вереска» (альбом «Дорога сна»). Здесь вереск не ассоциируется с защитой, счастьем, удачей, не представляет ценный дар, приносящий силы и здоровье. В данном контексте это не просто название растения, а уже имя собственное, принадлежащее воину:
И не сомкнуть кольцо седых холмов, И узок путь по лезвию дождя, И не ищи – ты не найдешь следов, Что Воин Вереска оставил, уходя.
Лирический субъект обращается к своей возлюбленной, находясь в разлуке с ней:
Из кувшина, что ты мне подала, провожая в дорогу,
Из которой я никогда не вернусь; жди – не жди, никогда не вернусь.
Вереск здесь – это сам лирический субъект, он знаменует разлуку, печаль и несчастливую любовь без надежды на воссоединение. Любовь в разлуке, полной опасностей для героя:
Я не стою, поверь, чтоб ты слёзы лила обо мне,
Чтоб ты шла по следам моей крови во тьме – по бруснике во мхе
До ворот, за которыми холод и мгла.
В этой песне лирический субъект представлен то первым лицом, то третьим, что является признаком архаических представлений о нераздельности автора и героя1.
Я бы думал, что пьян – так испил лишь студёной воды Из кувшина, что ты мне подала, провожая в дорогу, Из которой я никогда не вернусь.
И не ищи – ты не найдёшь следов, Что Воин Вереска оставил, уходя.
Мы можем сделать вывод, что мотив вереска в творчестве группы «Мельница» обладает теми же коннотациями, что и вереск в легендах: это защита, укрытие, счастье, удача, красота и любовь. Но в тоже время вереск имеет значение гибели и западни, увядания, несчастливой любви, опасности, воинственности.
Мотив вереска в песнях «Мельницы» имеет амбивалентное значение, то есть он может иметь как положительные, так и отрицательные коннотации. И в своём творчестве «Мельница» использует этот мотив как в его традиционном значении, то есть так, как он представлен в легендах (приносящий удачу, дарующий защиту и др.), так и в противоположном значении (воинственный, строящий препятствия, недоброжелательный). В зависимости от того, в каком значении используется мотив вереска, мы можем проинтерпретировать тот или иной контекст.
Даже в песне «Королевна», где вереск имеет положительные значения, есть и отрицательные смыслы, касающиеся недостижимости лирическим субъектом Королевны:
Я отдал бы всё, чтобы быть с тобою, но, может, тебя и на свете нету.
1 В данном случае мы можем говорить о субъектном синкретизме, когда не разграничивается повествователь и герой: «Сначала повествование ведётся от безличного повествователя. Совершается спонтанный, немотивированный переход к высказыванию от первого лица (героини), а в конце фрагмента – вновь к прежней форме повествования. Переход от прямого повествования к условно прямой речи в серийных песнях никогда специально не подготавливается и не оговаривается» [6, с. 21].
Таким образом, в творчестве группы «Мельница» мотив вереска реализуется и как носитель значений, присущих ему в мифах и легендах, и как обретающий авторские коннотации, противоположные традиционным, но точно вписывающиеся в систему значений данного мотива. Тем и интересно обращение к легендам в современной культуре, что старые и привычные значения дополняются значениями новыми, наполняя контексты разнообразными и непривычными смыслами.
1. Магия цветов. Вереск [Электронный ресурс]: Электронная статья // Dream Worlds. Фэнтези, фантастика, игры: Сайт – Режим доступа: http://dreamworlds.ru/intersnosti/75113-magiya-cvetov-veresk.html (дата обращения: 29.11.2013).
2. Донскова И. И. Шотландия. Мистическая страна кельтов и друидов [Текст] / И.И. Донскова. – М.: Вече, 2008. – 304 с.
3. Левкиевская Е. Мифы русского народа [Текст] / Е. Левкиевская -М.: АСТ, 2010. – 526 с.
4. Мифологический словарь [Текст] / Под ред. Е.М. Мелетинского -М.: Советская энциклопедия, 1991. – 736 с.
5. Стивенсон Р. Вересковый мед. (Перевод С. Маршака) [Текст] // Поэзия народов мира / Сост. В.В. Левика, С.А. Небольсина. – М.: Дет. лит., 1986. – 719 с.
6. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. [Текст] / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. 2: Бройт-ман С. Н. Историческая поэтика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
7. ТресиддерДж. Словарь символов. [Текст] / Дж. Тресиддер; пер. с англ. С. Палько. – М.: Издательство ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.
Бархатцы: выращивание и уход
Бархатцы — род семейства астровых. Встречаются как однолетние, так и многолетние растения. Их родиной является Америка от Аризоны и Нью-Мексико до Аргентины. Латинское название (тагетес) получили в честь бога этрусков, который появился из земли. В разных странах имеют другие названия: в Германии турецкая гвоздика, в Китае цветок тысячи лет, в Англии золото Мэри, на Украине чернобривцы — национальный символ.
Описание и особенности бархатцев
Бархатцы имеют прямые стебли и ребристые побеги. Несмотря на сильную ветвистость, куст компактный, высота 20-120 см. Система корней развивается по мочковатому типу.
Листья бывают нескольких видов, это зависит от сорта: перисто-раздельные, рассеченные и цельные. Располагаются друг напротив друга или в очередном порядке.
Окраска все оттенки зеленого как светлые, так и темные. Вытянутой формы с заостренным концом, напоминают перья. Края листовой пластины с небольшими зубцами. Зелень ажурная.
Соцветия, расположенные на верхушках побегов, напоминают по форме корзинки среднего размера. Встречаются простые, полумахровые и махровые. Представляют собой чашечку из сросшихся коротких листьев на длинной ножке. В середине находятся трубчатые цветы с темноокрашенными венчиками. Ближе к краю ложно язычковые с овальными волнистыми лепестками. Аромат специфический. Расцветка разнообразная: коричневые, красные, оранжевые, желтые и пестрые, а также белая и зеленоватая, которая присутствует у сортов, выведенных путем селекции. Цветение обильное с июня до заморозков.
Плод — плоская черная или черно-коричневая коробочка. Семя длинное, черно-белое, срок всхожести 3-4 года.
Виды и сорта бархатцев
Известно около 60 видов бархатцев, они разделены на группы по размерам куста и строению цветочных головок. Самыми часто встречающимися являются три разновидности. Это однолетние растения, на основе которых выведены множества различных сортов и гибридов.
Отклоненные, французские
Наиболее популярен у цветоводов, часто встречается в композициях на клумбах. Размеры кустов средние — 50 см в высоту. Лист продолговатой формы, с заостренным концом. Корзинки простые и махровые, это зависит от сортовой принадлежности, некрупные: 4 см в диаметре. Цветовая гамма: оранжевый и его оттенки. Можно использовать в качестве комнатного растения или украшения балкона или лоджии.
Сорт
Цвет
Узколистные, мексиканские
Самый неприхотливый в уходе вид. Отлично подойдет даже для неплодородного грунта и затененных участков. Компактные ветвистые кусты 20-50 см, шаровидной формы, с прямыми побегами и мелкой листвой. Соцветие простое, самые часто встречающиеся цвета желтый и оранжевый. Являются обильноцветущими, может распуститься до сотни бутонов.
Сорт
Цвет
Прямостоячие, африканские
Самая большая разновидность, высота 30-110 см, соцветия крупные: диаметр 13-15 см. Бутоны распускаются поздно, в начале июля. Подходят для среза.
Сорт
Цвет
Другие виды
Еще несколько встречающихся видов.
Лучистые или ясные
Многолетнее растение с прямыми стеблями, высотой 40-80 см. Форма цветов простая, а листовая пластина узкая, их собирают, сушат вместо эстрагона.
Нельсона
Высокий куст 90-120 см, с темно-зелеными листьями. Обладают цитрусовым ароматом и используются в кулинарии в качестве приправы к рыбе и добавки к выпечке.
Леммона
Другое название бархатцы лимонные. Относятся к видам великанам, высота доходит до 110-120 см, имеют также большую листовую пластину до 15 см. Аромат цветов напоминает запах мандаринов и привлекает многочисленных бабочек.
Лакричные
Растение встречается больше в дикой природе и на сельскохозяйственных полях в качестве сорняка. Хорошо переносит засушливый климат, неприхотливо к грунту. Высота 8-50 см.
Мелкие
Представляет собой крупный куст от 50-180 см, некоторые достигают отметки 200 см. Название же свое получили в честь маленьких цветов 1.5-2.5 см. Листья длинные темно-зеленые, обладают сильным запахом.
Выращивание бархатцев из семян
Бархатцы — неприхотливое и быстрорастущее растение. Размножение тагетесов происходит при помощи семян.
Первый способ безрассадный, посевом в открытый грунт: в теплых климатических зонах это можно делать уже в апреле.
Если весна выдалась холодной и есть угроза заморозков, то лучше отложить посадку до мая.
Земля в это время достаточно прогреется, и температура не будет опускаться ниже +5 °C. Посадить нужно в лунки на расстоянии не меньше 1,5 см друг от друга и на глубину 3 см. Присыпают сверху землей, высота слоя не менее 1 см. Если после появления всходы вырастут густо, их нужно рассадить. Взрослые растения будут радовать цветами в середине июля.
Подготовка семян бархатцев к посадке
Еще один вариант, подходящий для прохладных климатических зон, вырастить рассаду. Это лучше сделать ранней весной, так молодые бархатцы начнут цвести раньше. Самыми первыми нужно высевать прямостоячие в середине февраля и марта, а после мелколистные и низкорослые в первых числах апреля.
Для начальной посадки нужно приобрести семена. После их можно будет собирать с выросших растений, дождавшись, когда коробочки подсохнут. Однако следует помнить, что многие выращиваемые сорта гибридные и некоторые, вновь выращенные растения, могут унаследовать от родителей только часть признаков.
Для лучшей всхожести подойдет замачивание. Посадочный материал раскладывают на блюдце или на ткани и увлажняют. Далее накрывают оргстеклом или пленкой и помещают в теплое место на 3-4 дня.
Подробнее о выращивании рассады читайте в следующем разделе.
Выращивание бархатцев рассадой
Сеять нужно в горшки с подготовленным рыхлым грунтом. Его состав: перегной, дерн, торф и песок в пропорции 1:1:1:0.5. Землю также нужно подготовить — обеззаразить марганцем, раствор должен быть крепким темно-розового цвета. Еще можно пролить кипятком и дать субстрату остыть. На дне емкости обязательно должен быть слой керамзита высотой не менее 3 см. На этом этапе полезно внесение любого органического удобрения, противопоказан только навоз.
Необходимо приготовить бороздки на расстоянии 1.5-2 см друг от друга и распределить в них семена. Присыпать небольшим слоем почвы и аккуратно полить. Температура для появления всходов должна быть в пределах +22…+25 °C. Иногда нужно проверять, чтобы грунт не пересыхал, однако, слишком переувлажнять тоже не следует. Через 7 дней, после первых ростков нужно переставить в прохладное место. На термометре должно быть не более +15…+18 °C. Через 14 дней в почву еще раз вносят органику.
Постепенно нужно приучать всходы к окружающей среде и проветривать контейнер, снимая ненадолго крышку или полиэтилен. Эта процедура также позволит избежать болезней, например, черной ножки. Когда все семена проклюнутся, пакет снимают.
Как только сеянцы немного подрастут, их можно выносить на улицу на несколько часов. От этого рассада станет более устойчивой к температурным колебаниям.
Если молодым росткам тесно в емкости, необходимо проводить пикировку. Для этого нужно заранее подготовить другой горшок с таким же грунтом. Сделать в нем углубления и аккуратно, захватывая небольшой земляной ком, перенести ростки в новое место. Выполнять эту операцию лучше, когда грунт влажный, это поможет не повредить корневую систему.
Бархатцы также хорошо себя чувствуют в ящиках и контейнерах. Земли для роста им требуется немного. Если посадить кустики осенью уже весной, можно наблюдать цветение.
Высадка рассады в открытый грунт
Растение предпочитает удобренный нейтральный грунт: pH 6.0-7.0. Для дренажа на выбранный участок вносят компост, это поможет обогатить корни кислородом. Если почва тощая, необходимо подкармливать молодые растения, в период их роста, не менее 2-3 раз.
Определить готовность рассады к перемещению на постоянное место просто: должно вырасти не менее 3-4 настоящих листиков и сформироваться мощные корни. Срок перевалки в открытый грунт — конец мая или начало июня.
Расположение бархатцев на клумбе зависит от вида и сорта. Карликовые могут расти на расстоянии до 20 см друг от друга, среднерослые 30 см, а великаны не менее 40 см. При посадке стебель нужно углубить на 1-2 см в почву.
Уход за бархатцами в саду
Уход за растениями не составляет большого труда. Они хорошо растут на освещенных, солнечных или слегка притененных клумбах. Это заметно отражается на размере цветка. Оптимальная температура для правильного развития +20…+23 °C. При значениях ниже +10 °C рост растений может замедлиться или вовсе прекратиться, а окраска зелени побледнеет. Нужно защищать кустики от холодного ветра, они не любят сквозняков.
Обильный и регулярный полив необходим в активной фазе роста молодых саженцев. Затем увлажнение почвы сокращают, чтобы предотвратить загнивание корневой системы и поражение грибковыми болезнями. Из-за сильной влажности кустики могут даже перестать цвести. Лить воду лучше не сверху, а под корень растений, это убережет от появления вредителей.
В силу происхождения бархатцы легко приспосабливаются к засухе. Но при очень скудном поливе цветение замедляется, а размер бутонов становится меньше.
Растения положительно воспринимают подкормки, подойдет любое комплексное, купленное в специализированном магазине. Вносить его следует в 3 этапа:
- Молодые саженцы достигли высоты 10-12 см.
- Образование первых бутонов.
- Начало цветения.
Однако вносить удобрения нужно не чаще чем раз в 30 дней, из-за обилия минеральных веществ в почве растение будет наращивать зеленую массу и нескоро зацветет.
Землю вокруг цветов необходимо рыхлить, пропалывать и удалять сорняки. Для формирования аккуратных кустиков летом можно произвести корректирующую обрезку. Для продления образования бутонов отцветающие цветоносы нужно удалять.
С наступлением морозов растение на клумбе завянет и засохнет. После этого его можно убрать.
Бархатцы, в силу неприхотливости и декоративного внешнего вида, применяются в ландшафтном дизайне. Оптимальным решение по размещению кустов станет распределение их на клумбах по высоте, самые низкорослые на переднем плане, а большие в центре. Выбрать сорт можно и по цвету, например, сделать композицию из желтых или оранжевых.
Другой вариант сочетание нескольких оттенков в одном ящике или горшочках. Хорошо смотрятся однотонные и пестрые бархатцы.
Прекрасно чувствуют себя вместе с большими кустами, травянистыми растениями и со всеми цветущими однолетними.
Болезни и вредители
От времени посадки бархотки до появления первых цветков проходит 2 месяца. Если бутонов по истечении этого срока нет, возможно, осуществлялся неверный уход, растение подверглось атакам вредителей или просто заболело. Выяснить причины недомогания и найти решение поможет таблица:
Проблема
Устранение
Бархатцы подходят не только для посадки на клумбы или контейнеры, они отлично смотрятся в переднем ряду на огороде. Специфическим запахом цветы отпугивают вредителей от овощей, помогая сохранить урожай. Оберегают от грибковых болезней, таких как фузариоз.
Из них делают настои, оберегающие от тли. Для этого измельчают любые части растений, заполняют 5 л ведро до половины и заливают горячей водой. Настаивать в темном месте 2 дня. После добавить 30-40 гр жидкого или кускового мыла и опрыскивать фруктовые деревья, огурцы или капусту.
Мистер Дачник рекомендует: лечебные свойства бархатцев
Бархатцы используются не только как растение для сада, но и в качестве пищевой добавки. В Мексике — на родине цветка, его давно используют не только как приправу к мясным деликатесам, но и как вещество, способное помочь желудочно-кишечному тракту переваривать тяжелую белковую пищу. Водные настои также влияют на функции поджелудочной железы, препятствуют образованию таких болезней, как панкреатит или сахарный диабет.
Растение богато эфирными маслами, в которых содержатся полезные микро- и макроэлементы, витамины. Вытяжку бархатцев можно приобрести или изготовить аналоговую в домашних условиях. Измельчить цветки и добавить масла, лучше оливкового исходя из пропорции 1:10. Отстаивать восемь часов, а после прогреть на водяной бане 30 мин и разлить по непрозрачным стеклянным флаконам. Применять при ожогах и при кожных заболеваниях.
В борьбе с внутренними паразитами используются свежие цветы, по 2 шт. после ужина для детей и 5 для взрослых. И настой: 1 ст. л. измельченных соцветий залить 300 мл кипящей воды, выдержать 30 мин. Далее прием осуществлять по схеме 2 ст. л. три раза в день.
Для лечения суставной боли: на литр кипятка взять 20-30 соцветий. В сутки можно употреблять до 2-2.5 л полученной жидкости. Лечение проводить от полутора до трех месяцев.
Профилактика снижения зрения у компьютерных специалистов, водителей: употребление свежих цветков или добавка в салаты.
При нарушении обменных процессов организма: сварить в течение 3 мин 5 свежих соцветий в литре воды. Далее пить перед едой по 1 ст. два раза в день, 2 курса по месяцу, с недельным перерывом между приемами.
В косметических целях используют бальзамы, оберегающие нежную кожу губ в холодную и ветреную погоду. Рецепт: оливковое масло 3 ст. л., миндальное (абрикосовое) 12 гр, 2 ст. л. перемолотых цветов смешать и настаивать 14 дней.
Противопоказаний к употреблению добавки немного: аллергические реакции, личная непереносимость и беременность.
Бархатцы — неприхотливые в уходе садовые цветы. Яркая окраска, многообразие сортов сделали это растение не только украшением клумб, балконов и подоконников, но и незаменимым помощником с вредителями на огороде. Употребление настоев и отваров соцветий, в свою очередь, помогает укрепить здоровье и лечить болезни.
Размер (см) Особенности Размер (см) Особенности Размер (см) Особенности Причина