Календарь природы. Что такое природа для человека?

Значение календарей природы и их виды

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников, важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Можно выделить три вида календарей, имеющих широкое применение в учреждениях дошкольного образования.

Виды календарей природы:

  1. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ

Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных – рост и развитие хомяка в старшей группе

Рассмотрим их на примере наблюдний за ростом редиса. Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

  1. Календарь наблюдений за птицами

Вторая младшая, средняя группа

Набор картинок с изображением зимующих птиц

Наблюдения этим способом производятся каждый день, после прогулки. На прогулке дети наблюдают какие птицы к ним прилетели, и вернувшись в группу отмечают это на календаре.

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски).

Старшая группа

Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

  1. Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе. Такой календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть “недельной методики” ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Страница календаря рассчитана на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным “месяцем” с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой “погода” семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения. Дни недели закрашиваются разным цветом. Погода фиксируется значками ежедневно. Состояние живой природы – это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (одно-два дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время. Эту страницу желательно изобразить цветным рисунком.

Как показывает практика дошкольного воспитания – познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Другая трудность связана со скачкообразностью и резкими изменениями погоды (например, оттепели зимой). Все это затрудняет последовательное накапливание представлений о плавном течении времен года.

Знакомство с явлениями природы начинается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы – систематические наблюдения в повседневной ной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона.

Методика работы с детьми соответвует возрастным особенностям. С детьми второй младшей группы педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

Читайте также:
Ремонтантная малина — идеальное решение для длительного плодоношения

Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Детям интересно смотреть и слушать, как шуршат и развеваются бумажные ленты на ветру, как летит подхваченная им пушинка или крутится разноцветная вертушка. Чтобы восприятие явления было образным, желательно читать детям выдержки из литературных произведений. Например, наблюдая за первым снегом можно прочитать стихотворение Е. Тургенева «Первый снег» или И. Сурикова «Зима».

Слова воспитателя должны способствовать формированию представлений не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере. Например, при повторных наблюдениях снегопада педагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихо кружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой». Или рассматривая с малышами березку в осеннем уборе воспитатель сообщает: «Посмотрите на березку, листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бывает осенью».

Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь календарь-картинку «Какая сегодня погода». Для этого следует заготовить набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Поэтому их лучше нарисовать, чем подбирать из журналов. Содержание их отражает основное состояния растительного мира для каждого сезона отдельно. Например, для осени может быть набор из следующих картинок: тихая солнечная погода, желтеющие деревья; пасмурная погода в начале осени; дождь, на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная погода, почти голые деревья. Набор картинок в таком объеме подходит для второй младшей группы. Для средней группы их количество можно увеличить – добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице,

Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. В средней группе при переменной погоде можно выставить две картинки (например, пасмурная и дождливая погода). Кроме того, в этой группе следует выставлять картинку с изображением мальчика и девочки, одетых так же, как были одеты дети на прогулке.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели – разным цветом (например, понедельник – фиолетовым, вторник – синим, среда – голубым, четверг – зеленым, пятница – желтым, суббота – оранжевым, воскресенье – красным); погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в шортах, в платье, в пальто (куртку), в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки.

Графа «Живая природа» заполняется рисунком с изображением растений (дерево, куст, трава, цветы), животных (птицы, насекомые и пр.), встречающихся на участке и в ближайшем окружении. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей – коричневая «галочка», голубь – синяя, синица – желтая, снегирь красная и т. д.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.

Подготовила:

Заместитель заведующего по основной деятельности

Филимонова Наталья Викторовна

Календарь природы в детском саду, в школе и дома

Какую роль играет календарь природы в детском саду, в школе и дома? Ответ на этот вопрос ждет вас в статье. Из нее вы узнаете о назначении и разновидностях этого наглядного пособия-дневника, а также откроете, как много пользы приносят детям разного возраста наблюдения за окружающим миром.

Взрослого человека не удивишь тем, что одно время года сменяет другое или что вода превращается в лед. Для нас эти маленькие чудеса уже давно стали очевидными фактами. Но маленький ребенок воспринимает превращения природы совсем по-другому! Помните, как вы сами в детстве ловили на лету снежинки? А как выбегали под грибной дождь? У малыша пока еще не сформированы устойчивые представления об окружающем мире, поэтому каждый день радует его своей новизной. Тем интереснее будет ему изучать природные закономерности, и тем быстрее он будет впитывать новую информацию. Предоставить ребенку все эти знания – главная задача природного календаря.

Как устроен календарь природы?

Он представляет собой уголок для наблюдений, в котором ежедневно отмечается текущее состояние окружающей среды. Чтобы обновлять информацию, Детский календарь природы имеет множество окошек – каждое для своего вида данных: число, месяц, время года и так далее. А раз есть окошки, значит, есть в наборе и сами данные – карточки с надписями и картинками.

Читайте также:
Выращивание рассады цветной капусты

Календарь природы и погоды вовсе не похож на обычный, рассчитанный всего один год. Во-первых, год в нем, как правило, вообще не указан, а значит, пользоваться таким календарем можно неограниченное количество времени. Во-вторых, дата и месяц – это лишь малая часть того, что здесь можно указать: ребенок будет следить также за погодными явлениями, температурой воздуха и пейзажем, который видит за окном.

На самом деле, количество окошек в таком календаре зависит только от фантазии юного натуралиста, особенно если он решил смастерить календарь природы своими руками. Но даже если у вас дома висит уже готовый, купленный в магазине плакат, предложите ребенку дополнить его новыми окошками. Пусть он наклеит их на лист картона или ватман, а фон украсит на свой вкус. Картинки, которые будут в эти окошки вставляться, тоже можно изготовить самостоятельно: это могут быть представители флоры и фауны (например, зимние и летние городские птицы), направление ветра, атмосферное давление, время восхода/захода солнца и многое-многое другое. Изображения можно нарисовать или вырезать из журналов и сделать аппликации. За творческий процесс возьмется с радостью вся семья – от мала до велика!

Оформление календаря природы для детского сада

В детских дошкольных учреждениях оформление такого календаря является мероприятием обязательным, в котором принимают участие и дети, и воспитатели. Одна голова хорошо, а две лучше: у целой группы и рук, и идей больше, а значит, календарь обязательно получится большим, красивым и просто уникальным. Календарь природы в детском саду – это уже не просто плакат, а целый информационный стенд или уголок. Научите детей ухаживать за ним и поддерживать в нем порядок. Возможно, они даже придумают какие-то сезонные поделки, которыми можно украсить календарь: например, осенью можно разместить здесь гербарий, а зимой – самодельные елочные игрушки. Сезонным может быть и содержание календаря: например, от времени года может зависеть цветовая гамма стенда, всевозможные декоративные элементы, а также стихи, пословицы и загадки, которые на нем висят. Попросите детей принести из дома вырезки из старых календарей, связанные со временами года, или свои рисунки, посвященные окружающей природе. Подготовку обновленного календаря можно подать как праздник и подарить малышам еще несколько поводов для радости. Они будут гордиться результатами своей творческой работы и с еще большим интересом примутся изучать удивительный мир вокруг нас.

Как заниматься с календарем природы в начальной школе?

Он уместен и на первой ступени обучения, так как значительно помогает педагогу на уроках природоведения. В своем коллективном календаре ученики смогут отмечать те явления, которые проходят на занятиях. Таким образом, подобный стенд, оформленный в школьном кабинете, помогает ребятам применить только что полученные теоретические знания на практике. Причем сделать это можно сразу же, не выходя за порог школы, а затем поделиться своими выводами с товарищами, что очень ценно для благоприятного общения внутри детского коллектива и для развития мотивации детей к учебе. Отличным дополнением послужит дневник наблюдений за природой. Пусть календарь природы для детей будет общим, а дневник – у каждого свой. Классный руководитель может предложить ребятам вести эти записи в электронной форме, чтобы было удобнее делиться информацией и обсуждать полученные данные.

Развивающие возможности календаря природы

Календарь наблюдений за природой, где бы он ни использовался – в домашних условиях, в группе детского сада или в младших классах школы – является замечательной развивающей игрой. Помимо того, что ребенок получает обширные сведения о природе и мире вокруг нас, он также развивает свой интеллект. Юный знаток природы начинает сам тянуться к знаниям, а значит, у него формируется устойчивый познавательный интерес. Ежедневный сбор данных приучает ребенка к самодисциплине, ответственности, самостоятельности и усидчивости. Все это – залог будущих успехов ребенка в учебе.

Очень важно заметить и то, что постоянное общение с природой делает каждого человека чуточку человечнее. Таким образом, ведение календаря – это средство нравственного развития ребенка и основа его познаний в области экологии. Малыш учится беречь природу, воспринимать ее как один большой живой организм и понимать, что весь мир вокруг – это наш общий дом, в котором предстоит жить еще многим поколениям людей.

Рекомендуем вам познакомить своего ребенка с календарем природы в возрасте 3-5 лет. Начните наблюдения с элементарного: сегодняшняя дата, месяц, время года, осадки. Со временем количество собираемых данных можно увеличить и добавить к ним, например, график температуры или картинки с занятиями людей в разные времена года (уборка урожая, катание на коньках и т.п.). Проводите совместные наблюдения – это прекрасный повод научить ребенка пользоваться термометром и барометром.

Заинтересуйте своего ребенка природой – и он вырастет добрым и любознательным!

Введение

Все явления в природе происходят в определенной последовательности. Ежегодно в определенном порядке, одно за другим, идут времена года. В каждом из времен года природные явления также происходят в определенные сроки, в определенном порядке. Весной тает снег, пробуждаются растения и животные, прилетают птицы. В летние дни у животных и птиц появляется новое потомство, на деревьях и кустарниках созревают плоды и ягоды. Осенью деревья теряют свой зеленый наряд, улетают на юг перелетные птицы, звери усиленно готовятся к зиме. Зимой растительный мир находится в состоянии покоя, многие животные прячутся от снежных бурь и лютых морозов.

Читайте также:
Как правильно пересадить фикус и что делать с необычными побегами?

У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы.

Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытый образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это и вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы.

Значение календарей природы, их виды

В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одни из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе.

Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Работа с календарями природы имеет для детей в плане умственного воспитания большое значение: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: чувство прекрасного, у них развивается художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании. Дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край.

Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях и отражающих те явления природы, которые находятся в поеле зрения детей и состовляют содержание найболее частых наблюдений.

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

Проводя такую работу, можно наблюдать рост и развитие редиса, огурца, лука. Или животных – рост и развитие хомяка в старшей группе или развитие цыплят и их взаимоотношение с курицей в подготовительной группе. Ведение такого календаря можно делать следующими способами. Рассмотрим их на примере наблюдений за ростом редиса (рис1.1). Первые три графы заполняются ежедневно, дни недели закрашиваются разным цветом, погода и огородные работы фиксируются значками. В последней графе один раз в конце недели дается цветное изображение овоща, мерная полоска закрашивается по высоте растения.

Рис. 1.1 Календари наблюдений за ростом редиса

Еще один способ заполнения – это календарь-ширма. Он отражает пространственно временные параметры роста и развития огородной культуры (рис.1.2). Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картину последовательных изменении подземной и надземной частей растения. Одновременная запись погоды, трудовых операций дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых развивается овощная культура. Графа «время», например, показывает, сколько недель длится развитие корнеплода. Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативным способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития.

Рис.1.2. Страницы календаря соединены в ширму. На трех страницах изображен последовательный рост редиса за три недели

Фиксировать изменения растущих растений значительно проще, чем изменений молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Графическая модель роста и развития животного должна отражать изменения не только внешнего облика (строение), но и двигательную активность (поведение), меняющиеся условия внешней среды. Под двигательной активностью следует понимать, как перемещается животное в пространстве (ходьба, бег, прыжки), как добывает пищу, каковы действия, направленные на установление взаимоотношений с сородичами и с другими живыми существами. Таким образом, содержание графической модели этого типа более обширно. Поэтому запись поведения животных представляет некоторую сложность. Это связано с поиском адекватных и понятных значков-символов.

Календарь наблюдений за птицами.

Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей группы. (рис. 1.3,1.4)

Читайте также:
Оформление неудобий с помощью эшшольции

Рис.1.3 Календарь наблюдения за птицами (младшая и средняя группа).

Рис.1.4 Календарь наблюдения за птицами (старшая группа)

Календарь для младших и старших дошкольников (верхняя часть) заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся. Календарь старшей и подготовительной группы, (нижняя часть) заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки – «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников более значителен: учитывается время (за единицу берется неделя, разделенная на дни), некоторые особенности поведения птиц на кормушке, погода, ассортимент кормов, т. е. все, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами. Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе группы можно фиксировать погоду и состав корма. Ведение календаря наблюдений за птицами дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции.

Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц. Например, отыскивая карточки с изображением птиц, разумеется, с помощью воспитателя, дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Такая работа в течение двух недель уже дает отчетливые представления, которые легко соотносятся со словесными обозначениями (названия птиц, определение их величины, окраски). Старшие ребята не только закрепляют свои представления (дети должны знать особенности поведения птиц – где кормятся, кого боятся).

Кроме того, работа с календарем в старшей группе, соединяя в себе символический способ фиксации наблюдений – это практическое средство формирования логической формы мышления. Отбирая карточки (в течение двух недель) с изображением виденных на участке птиц, расставляя их по соответствующим графам, а затем, переводя полученные ситуации в символическое изображение, дети обучаются одновременно умению последовательно соотносить образы и объекты.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе. Такой календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения (рис.1.5). Заполнение страницы календаря, то есть фиксация наблюдений, неотъемлемая часть “недельной методики” ознакомления детей с сезонными явлениями природы.

Рис.1.5. Образец заполнения календаря (на прмере наблюдений, проводимых в последнююнеделю октября)

Страница календаря рассчитанна на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным “месяцем” с четырьмя полными неделями по семь дней; неживая природа представлена графой “погода” семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения. Дни недели закрашиваются разным цветом. Погода фиксируется значками ежедневно. Состояние живой природы – это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (одно-два дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время. Эту страницу желательно изобразить цветным рисунком.

Еще один пример ведения календаря, это календарь-ширма (рис.1.6), где на трех страницах изображены сезонные изменения в природе, например, осенью.

Такой календарь имеет три графы: «Недели», «Погода», «Живая природа». Первая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Для наблюдений можно выбрать любую, из них, но лучше вторую или третью. Таким образом, из четырех представленных в календаре недель заполняется лишь одна. Это дает возможность показатъ дошкольникам, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили и когда возобновятся снова. Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе “Живая природа”. В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе “Живая природа”, т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки “погоды”, рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных – все соответствует конкретному моменту состояния природы. Работа воспитателя строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Он должен сначала обучить детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направить внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе. С помощью вопросов педагог организует и направляет ход рассуждений детей, подводит их выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. Вот почему именно вопросы воспитателя при обсуждении календаря мы рассматриваем как средство становления и активизации логического мышления детей. Разница между вопросами, по которым педагог ведет объяснение, составляющими, с одной стороны, суть словесно-логической схемы, а е другой – предназначенными для обсуждения календаря, состоит в том, что последние способствуют актуализации, систематизации и обобщению уже имеющихся представлений, в то время как первые предназначены для получения начальной информации о предметах.

Читайте также:
Почему не получаются китайские огурцы?

Аналогичные календари целесообразно использовать при наблюдении любых длительных закономерно протекающих явлении в природе. С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения. Календари природы дополняются альбомами для фиксации природных явлений, что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей.

Например, для младшей и средней группы календарь природы оформлен в виде пирамиды, состоящей из нескольких съемных блоков. Дети подбирают картинки таким образом, чтобы каждая из граней пирамиды отражала особенности природных явлений определенного сезона и одежды людей.

В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать». Форма календарей также может быть разной. Календарь в виде круга, сделанного из плотного материала и разделенного на части, удобен для раскладывания на столе или на полу. Каждый месяц в таком календаре представлен отдельным сектором. Календарь в виде пирамиды-гриба дает возможность помещать различные картинки как на самой пирамиде, так и на «ножке гриба».

Комбинированный календарь в подготовительной группе включает настенный календарь-круг с указанием месяцев (даются как обычные, так и народные названия) и объемный календарь со ступеньками, в нижней части которого прикрепляется лента погоды, а в верхней размещаются веселые человечки — дни недели.

Календарь может быть сделан и виде настоящей лесенки, с объемными фигурками, отражающими различные природные изменения. Дни недели в этом случае символизируют разноцветные цилиндры-коробочки, на которые выставляются карточки с указанием даты. Написанное на карточке название месяца закрепляется на вершине лесенки. На ступеньках выставляются фигурки-символы, характеризующие состояние природных объектов в данное время, и карточки погоды

10 САМЫХ полезных продуктов для зрения

Компьютер, телевизор и другие достижения современного технического прогресса в совокупности с курением, малоподвижным образом жизни, повышенным загрязнением окружающей среды, постоянным недосыпом и недостатком солнечного света портят наше зрение.

Помимо общего снижения остроты зрения, современное поколение преследуют катаракта, глаукома, дистрофия желтого пятна. Предотвратить возникновение этих заболеваний и не дать ситуации перерасти в критическую помогут 10 самых полезных продуктов для глаз.

Разные продукты при разных заболеваниях глаз

В зависимости от проблемы, с которой вы столкнулись, в первую очередь рекомендуется употреблять разные продукты.

  • Если ваша работа связана с большим напряжением и глаза быстро утомляются, то поможет сок из петрушки с морковью.
  • Сосуды сохранят эластичность и прочность, если вы обогатите свой рацион абрикосами, как свежими, так и в виде сухофруктов или сока, также поможет шиповник.
  • При близорукости хорошим средством станут боярышник и тыква.
  • При развитии катаракты, глаукомы, заболевания зрительного нерва очень полезен сок петрушки, достаточно одной столовой ложки в день.

Почему в списке нет черники? Помимо того, что она обладает общим поддерживающим эффектом, а не специфическим, эта летняя ягода, равно как и морковь, в последнее время начинает отступать перед пользой продуктов зеленого и желтого цвета. Объясняется это тем, что в составе последних больше лютеина и зеаксантина – пигментов, положительно влияющих на здоровье глаз.

Питание с пользой для глаз

Наконец, пришла пора перечислить 10 самых полезных продуктов для глаз.

  • Морковь богата большим количеством витаминов, и в первую очередь необходимым для глаз витамином А. Благодаря наличию в своем составе бета-каротина морковка помогает поддерживать остроту зрения. Если хотите усилить воздействие, сделайте салат из моркови со сметаной или потушите ее с добавлением сливок. Такой способ приготовления улучшает усвоение жирорастворимого каротина.
  • Черника, благодаря витаминам В1 и С, а также пигменту лютеину, помогает поддержать остроту зрения и уменьшить усталость глаз. Надо сказать, что черника сохраняет свои свойства и в замороженном виде, и даже если приготовить из нее варенье.
  • Черный шоколад. Этот продукт защищает кровеносные сосуды глаз благодаря содержащимся в нем флавоноидам, укрепляющим роговую оболочку. Но будьте внимательны: речь идет о черном шоколаде без добавок и примесей.
  • Шпинат принадлежит к тем овощам, которые богаты противостоящим катаракте лютеином. Поэтому, введя его в свой рацион, вы сможете снизить риск возникновения заболевания глаз до 10%.
  • Творог содержит витамин В2, или рибофлафин, стимулирует и поддерживает обмен веществ в роговице и хрусталике, а витамин В12, или цианокобаламин, улучшает кровоснабжение глаз и оказывает поддерживающий эффект.
  • Тыква. Помимо того, что в состав тыквы входят лютеин и зеаксантин, она богата витаминами С, А, В1, В2 и цинком, сохраняющими свои свойства и при термообработке. Значительно увеличивает вероятность того, что свое полезное для здоровья глаз блюдо с тыквой найдут все, тот факт, что из тыквы можно приготовить и салаты, и супы, и каши, и даже десерты.
  • Брокколи. Еще один продукт, поддерживающий зрение благодаря содержанию важных для правильной работы хрусталика лютеина и зеаксантина, а также каротина, позволяющего защитить клетки глаз от свободных радикалов.
  • Рыба и рыбий жир. Это источники жирных кислот омега-3, необходимых для хорошего зрения. Наиболее богат ими лосось, но не менее полезными оказываются и сардины, и селедь, и скумбрия. Употребление рыбьего жира предотвратит дегенерацию желтого пятна.
  • Лук и чеснок. Добавляя эти продукты в различные блюда, вы поможете своему зрению сохранить или восстановить четкость, ведь они богаты ответственным за это веществом – серой.
  • Фрукты. Список из 10 самых полезных продуктов для глаз мы завершаем обширной группой, которая поддерживает весь наш организм, и в том числе оказывает положительное влияние на здоровье глаз. Киви, виноград, апельсины, персики, папайя… Особенно полезны для глаз фрукты зеленого и оранжевого цветов.
Читайте также:
Как называется красивое стелющееся по земле растение?

Лечебные свойства, применение и противопоказания бархатцев

Бархатцы – род однолетних или многолетних цветочных культур, насчитывающий более 50 представителей, из семейства Астровые. Родиной растения является Южная Америка (Мексика), откуда в 16 веке колонизаторами оно было завезено в европейские страны, где полюбились очень многим жителям. Эти необычайно яркие и красивые цветки, обладающие высокой декоративной ценностью, можно встретить практически на каждом дачном участке, в садах, в палисадниках вблизи частных домов и даже на балконах многоквартирных домов.

Однако далеко не все знают, что они используются не только для украшения и озеленения территории, но и в народной медицине, косметологии, кулинарии, быту. Лечебные свойства и противопоказания бархатцев определяются качественным и количественным составом обнаруженных в них химических соединений, особую ценность из которых представляют компоненты эфирного масла. На Украине это растение имеет поэтическое название «чернобрывцы», в Германии – «турецкая гвоздика» или «студенческий цветок», в Англии его называют «золото Девы Марии» или «мэри-голд», на Кавказе – «имеретинский шафран», в Китае – «цветы тысячи лет».

Ботаническое описание

Бархатцы относятся к неприхотливым к условиям выращивания растениям, поэтому украсить ими свой участок способен любой желающий. Они легко переносят кратковременную засуху, не требовательны к почве, влажности и температуре, хотя для обильного цветения периодически их все-таки рекомендуется подкармливать удобрениями. Семена можно высевать в открытый грунт весной после установления стабильной плюсовой температуры или в случае, если погода холодная, сначала в горшочки, а затем после потепления уже пересаживать полученную рассаду в землю, когда сформируется 2 – 3 пары настоящих листочков. Из побега, выросшего из одного семени, уже к осени разрастается пышный куст с многочисленными яркими цветками.

Корневая система мощная, мочковатая. Корни глубоко прорастают в почву, хорошо впитывают влагу и питательные вещества, а при повреждении довольно быстро восстанавливаются.

Стебель прямостоячий, прочный, сильно разветвленный, без опушения, в поперечном сечении слегка ребристый. Высота растений разных видов различна и находится в диапазоне от 20 до 120 см. В процессе роста они образуют компактные или раскидистые кусты, которые становятся великолепным украшением любой территории.

Интересно: В давние времена индейцы Центральной Америки сопоставляли бархатцы со слитками золота, что было обусловлено лимонно-желтой окраской их цветков. Некоторые завоеватели даже считали, что там, где растет это растение, с высокой долей вероятности можно найти залежи золота.

Листорасположение чаще супротивное. Листья отличаются в зависимости от сорта, обычно перисто-рассеченные, но могут быть и цельные, по краю зубчатые, окраска их варьирует от светло-зеленой до сизо-зеленой. При растирании листа ощущается интенсивный пряный запах.

Бархатцы характеризуются продолжительным периодом цветения, который начинается с ранней весны и заканчивается поздней осенью. Цветки обоеполые, образуют соцветия простые или сложные корзинки диаметром от 1 до 10 см, окраска у них яркая, насыщенная от светло-желтого до красно-коричневого цвета. Краевые цветки соцветия язычковые, а средние – трубчатые.

Плоды – сплюснутые семянки черного или коричневого цвета. Семена мелкие, сохраняют способность к прорастанию в течение 3 – 4 лет.

Химический состав

Надземные части растения богаты эфирным маслом, присутствие которого и обеспечивает наличие характерного цветочно-фруктового пряного аромата, чем-то напоминающим запах астр. Основным компонентом этого эфирного масла является оцитомен (около 50 %), кроме того в нем содержатся сабинен, цитраль, апинен, мирцен, лимоноцен и другие летучие соединения.

В траве бархатцев также были обнаружены:

  • минералы (Se, Fe, P, Mg, K, Au, Zn);
  • витамины (А, Е, С, В9, Р);
  • каротиноиды;
  • алкалоиды;
  • флавоноиды;
  • фитонциды;
  • органические кислоты.

Интересно: Латинское название рода Бархатцы (Тагетес) происходит от имени мифического персонажа внука Юпитера Тагеса, который учил людей отыскивать спрятанные под землей сокровища.

Применение в народной медицине

Богатый состав биологически активных соединений у бархатцев делает приготовленные на их основе лечебные препараты эффективными при многих заболеваниях. В народной медицине их водные настои издавна использовали как мочегонное, противоглистное и потогонное средство, чай из цветков применяли при диарее и коликах в ЖКТ. Индейцы в Мексике, которая является исторической родиной бархатцев, применяли их для увеличения лактации у кормящих женщин и облегчения суставных болей при ревматизме.

Читайте также:
Почему не получаются китайские огурцы?

Растение оказывает положительное влияние на ЖКТ и особенно на поджелудочную железу, помогает при панкреатите и сахарном диабете. Оно способствует:

  • нормализации выработки ферментов;
  • снятию воспаление и отека слизистой;
  • уменьшению боли и приступы тошноты;
  • регенерации тканей;
  • улучшению процессов пищеварения;
  • снятию спазмов в ЖКТ;
  • профилактике запоров и устранению их в случае возникновения.

Бархатцы эффективны как противопаразитарное средство, помогают вывести из организма таких распространенных кишечных паразитов, как аскариды и острицы.

Растение успешно применяется при ОРВИ и простуде, оказывает укрепляющее влияние на иммунитет и повышает защитные свойства организма, обладает противовирусной и антибактериальной активностью. Компоты или чаи с добавлением его цветков будут полезными напитками при различных респираторных заболеваниях и как средство профилактики ОРВИ в период сезонных эпидемий. Благодаря потогонному действию они эффективны при повышении температуры и лихорадке.

Интересно: Бархатцы издавна считались одним из символов здоровья и семейного достатка. На Медовый Спас эти цветы добавляли в букеты, которые затем освящали в церкви и хранили дома до следующего такого праздника.

Бархатцы эффективны при заболеваниях нервной системы. Они обладают седативным действием, помогают справиться с повышенной раздражительностью, депрессивными состояниями и переутомлением, пережить нервные стрессы, усиливают выработку «гормона счастья» серотонина, нормализуют сон. Средства из цветов растения активизируют работу головного мозга и умственную деятельность. Причем для улучшения состояния нервной системы не обязательно принимать средства на их основе внутрь, иногда достаточно просто глубоко вдыхать аромат этих цветов, проходя возле мест, где они посажены, или принимать ванны с добавлением отвара цветков.

Средства на основе бархатцев снижают артериальное давление, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют расширению сосудов и очищению их от атеросклеротических бляшек, тромбов и других патологических включений. Они могут применяться для профилактики инфарктов и инсультов у людей с потенциальным риском развития этих состояний.

Наружно средства из растения используют для лечения пролежней, экземы, различных кожных заболеваний, остановки кровотечений, ускорения заживления ран и трофических язв, очищения их от гнилостных и некротических образований. Настоем цветков можно протирать кожу при потничке у детей и делать с ним ванночки для ног при грибковом поражении стоп.

Употребление цветов растения в свежем виде способствует снятию напряжения с глаз и улучшению зрения, что очень полезно для людей, работа которых связана с повышенной нагрузкой на глаза (работа за компьютером, вождение, вязание, шитье и др.). Такие лечебные свойства бархатцев связаны с наличием в их составе лютеина.

Применение в быту

Бархатцы нашли применение и для решения некоторых бытовых проблем. Благодаря наличию у них выраженного пряного аромата они обладают инсектицидными свойствами. Высушенные цветки растения можно использовать для борьбы с молью в шкафу. Для этого нужно просто положить на полки немного высушенных цветков.

Установлено, что в местах, где растут бархатцы, в почве значительно снижается количество червей нематод и других вредителей. Также они отпугивают летающих в воздухе насекомых, способных нанести вред полезным растениям. К ним относятся совка, луковая муха, бабочка-капустница и др. Этой особенностью активно пользуются огородники и садоводы, высаживая бархатцы для защиты своего урожая. Если закопать измельченные стебли и листья растения в почву, то они будут служить довольно хорошим удобрением. Настоями надземной части опрыскивают огородные культуры не только с защитной целью, но и с целью дополнительной внекорневой подкормки, богатой витаминами и минералами.

Интересно: Ранее цветки бархатцев использовали как природные пигменты для приготовления пищевых и текстильных красок.

Применение в косметологии

Лечебные свойства цветов бархатцев нашли применение и в косметологии для ухода за кожей рук, ног, лица и губ. Они оказывают очищающее, регенерирующее и увлажняющее действие, устраняют угревую сыпь, раздражение, делают кожу более мягкой, нежной и бархатистой, способствуют ее омоложению. Их активно используют для приготовления домашних бальзамов, косметического масла, мыла, тоника, лосьона и других средств. Эфирное масло, выделенное из растения, применяют также в парфюмерии для ароматизации туалетных вод.

Бальзам для губ

Измельченные цветки бархатцев (2 ст. л.) смешивают с 50 мл оливкового и 15 мл миндального или абрикосового масла. Настаивают масляную смесь 14 дней, а затем фильтруют и применяют для ежедневного ухода за губами. Приготовленное средство эффективно устраняет сухость, увлажняет, защищает губы от обветривания на морозе и появления трещин.

Средство для размягчения загрубелостей на коже

Стеклянную банку объемом 500 мл заполняют цветками бархатцев, наливают в нее доверху подсолнечное масло, закрывают и оставляют в темном прохладном месте на неделю. Затем фильтруют и смазывают проблемные участки кожи несколько раз в день. Приготовленным средством обрабатывают кожу на пятках, коленях и локтях. Оно помогает эффективно справиться с шершавостью и огрубением, вызванным постоянным механическим воздействием.

Лосьон для лица

На ночь 1 ст. л. измельченных цветков растения заливают стаканом кипятка. Утром полученный настой, профильтровывают, добавляют по 5 мл водки и свежевыжатого лимонного сока. Используют для протирания кожи лица утром и вечером как очищающее и успокаивающее средство, способствующее снятию раздражения и устранения прыщей. Хранить его следует в холодильнике.

Читайте также:
Почему горох очень быстро желтеет и как это предотвратить?

Применение в кулинарии

В Мексике бархатцы издавна популярны в кулинарии в качестве пряности и приправы, добавляемой к рыбным и мясным блюдам. Как добавка к пище растение со временем нашло применение также и в других странах. Оно обладает не только ценными вкусовыми качествами, но и облегчает процесс переваривания организмом мясных продуктов, снижая тем самым нагрузку на пищеварительный тракт.

Листья и цветки растения в свежем виде используют для приготовления салатов, первых блюд, ароматизации уксуса. Они придают некоторую пикантность и остроту вкусу готового продукта. Иногда хозяйки добавляют их в маринад при засолке огурцов и помидоров на зиму, что позволяет придать маринованным овощам упругость и сделать их более хрустящими.

В кулинарии стран Кавказа особой популярностью пользуется специя под названием «Имеретинский шафран», которая готовится путем измельчения в порошок высушенных цветочных корзинок растения желтого цвета. Ее добавляют к блюдам из птицы, мяса, рыбы.

Сушеные цветочные лепестки используют для ароматизации и обогащения вкуса алкогольных напитков, кондитерских изделий, выпечки, сыра.

Заготовка

Для лечебных целей применяют в основном цветки бархатцев. Собирать их рекомендуется с момента полного раскрытия бутона и до начала увядания и отцветания. Их срезают с небольшим кусочком стебля до 2 см и высушивают, раскладывая тонким слоем на натуральной ткани, в затемненном проветриваемом помещении с невысоким уровнем влажности или на свежем воздухе, защищая от попадания прямых солнечных лучей.

Готовое высушенное растительное сырье можно хранить в герметично закрытой таре в темном месте на протяжении не более двух лет. После сушки соцветия легко разделяются на составные части.

Если бархатцы собирают с целью выделения эфирного масла, то их используют сразу, не подвергая сушке, так как по мере высыхания большая часть его компонентов улетучивается.

Важно: Различные гибридные виды бархатцев карамельного или белого цвета, выведенные в декоративных целях, не обладают лечебными свойствами.

Способы применения при различных заболеваниях

Лечебные препараты на основе бархатцев пригодны как для внутреннего, так и наружного применения. Из них готовят отвары, настои, масляные вытяжки и спиртовые настойки.

Настой при глистных инвазиях

Растительное сырье (1 ст. л.) заливают 300 мл кипятка и настаивают 30 минут. Затем отфильтровывают и принимают при аскаридозе, энтеробиозе и других глистных инвазиях три раза в сутки по 30 мл. Для борьбы с кишечными паразитами можно еще использовать свежие цветки бархатцев, которые необходимо употреблять по 5 штук перед сном.

Масло для лечения ран и ожогов

Измельченные цветы растения заливают оливковым маслом в соотношении 1 к 10 и оставляют смесь на 8 часов, затем ставят на водяную баню и выдерживают 30 минут. Дают немного остыть, отделяют и отжимают цветочную массу. Хранить приготовленное средство нужно в посуде из темного стекла в холодильнике. Использовать при необходимости для протираний, примочек и компрессов при различных повреждениях кожи.

Настой при заболеваниях поджелудочной железы

Один цветок бархатцев среднего размера измельчают и заливают 200 мл кипятка, настаивают 30 минут, отфильтровывают и принимают по 50 мл четыре раза в сутки независимо от приема пищи в течение минимум двух недель.

Успокаивающее средство

Цветки бархатцев (5 – 6 штук) смешивают с 1 ч. л. листьев мяты и цветков календулы. Полученный травяной состав заливают 200 мл кипятка, настаивают 15 минут, процеживают и употребляют ежедневно перед приемом пищи. Это средство эффективно при депрессии, головной боли, плохом настроении, нервных стрессах, повышенном артериальном давлении.

Настойка при диабете

Цветки бархатцев темно-оранжевого цвета (примерно 50 штук) насыпают в банку объемом 1 л и заливают 500 мл водки. Убирают в темное место на неделю, периодически встряхивая. После окончания срока настаивания отфильтровывают и принимают по 1 ч. л. три раза в день перед едой. Особенно эффективным данное средство будет на начальных стадиях заболевания.

Меры осторожности

Перед началом лечения необходимо ознакомиться не только с лечебными свойствами, но и противопоказаниями бархатцев, а еще лучше проконсультироваться по этому поводу с врачом. Основными запретами для их применения являются аллергия на растение, беременность и детский возраст до двух лет.

Что нельзя делать при выпадении волос

10 “нельзя” или что не рекомендуется делать при выпадении волос

Волосы у человека давно уже утратили свою биологическую целесообразность – они не защищают нас от холода и ветра, других негативных факторов. Единственная функция, которую продолжает осуществлять волосяной покров, – это эстетическая.

Волосы представляют и для мужчин, и для женщин, огромную психологическую ценность, а их потеря становится для большинства тяжелой эмоциональной трагедией. Необходимо хорошо представлять, что запрещено делать при выпадении волос, ведь неправильное поведение в этот момент может повлиять на течение процесса потери волос и привести к его усугублению.

Какие ошибки мы совершаем, столкнувшись с выпадением волос

При выпадении волос нельзя паниковать

Всем известна тесная взаимосвязь процесса выпадения волос и состояния психо-эмоционального фона. Ведь стресс является фактором-причиной выпадения, а может и затягивать выпадение, вызванное другими факторами. Перспектива грядущего облысения – одна из основных причин, способствующих появлению невроза, особенно у женщин, от природы обладающих густым волосами. Чем дольше протекает выпадение, тем больше становится страх потерять «последние» волосы и возрастает акцентуация на факте выпадения. Необходимо понять, что сильные и внезапные формы выпадения волос чаще всего являются наиболее благоприятными, чаще всего они имеют четкую связь с перенесенной температурой, заболеванием, лекарством и т.д., и в большинстве случаев проходят даже сами по себе.

Читайте также:
Выращивание рассады цветной капусты
Нельзя мыть голову редко

Мытье головы является важной мерой ухода за волосами, особенно в период активного выпадения волос. Ограничение кратности мытья, особенно боязнь мытья головы, нежелательна не только с психологической точки зрения, но и с точки зрения здоровья. Сальный секрет, накапливающийся на поверхности головы при редком мытье, может являться причиной воспаления кожи и усугубления выпадения волос. Наоборот, трихологи рекомендуют в периоды активного выпадения усиливать очищение кожи – использовать активные медицинские шампуни, регулирующие сальность, и пилинги, эксфолианты.

Нельзя ограничивать расчесывание волос, «накапливать» выпадающие волосы

Стадия выпадения волоса длится 3 месяца – это период от прекращения роста волоса до того момента, как волос покидает кожу головы. Если волосы не вычесывать вовремя, то мертвый волос механически будет препятствовать росту «нового» волоса, растущего вместо него.

Нельзя находиться на солнце без головного убора

Доказана роль негативного влияния ультрафиолета на потерю волос. Чем интенсивнее выпадение, чем более редкими волосы становятся, тем больше будет прогрессия процесса потери волос.

Нельзя собирать и подсчитывать выпавшие волосы

По статистике трихологов, собирание и подсчет волос, которые покинули голову, обладает только негативным эффектом на течение выпадения волос. Собирание волос способствует акцентуации женщин на процессе потери волос, невротизирует, а ни в коем случае не позволяет понять, насколько выпадение превышает суточную норму.

Нельзя втирать масла в кожу головы

Кожа головы относится к зоне с очень высокой секрецией кожного сала. Дополнительное нанесение жирных средств, особенно масел, которые обладают комедоногенным действием, может способствовать появлению воспаления, перхоти и болезненности кожи и усугубить выпадения.

Нельзя сидеть на гипокалорийной и безбелковой диете

Клетки волосяного фолликула относятся к одним из наиболее интенсивно делящихся клеток человеческого организма, именно поэтому им требуется большое количество энергии для нормального метаболизма. Считается, что калорийность пищевого рациона менее 1200 ккал может приводить к выпадению волос. Что касается белка, это основной структурный элемент стержня волоса (белок кератин), поэтому в пищевом рационе обязательно должны присутствовать все незаменимые аминокислоты.

Нельзя отменять оральные контрацептивы

Многие из существующих оральных контрацептивов обладают положительным влиянием на рост волос, поскольку содержать женские гормоны эстрогены, а в ряде случаев снижают и мужские. Отменять «подпитывающие» фолликул препараты не целесообразно в момент выпадения, когда клетки волоса и так слишком чувствительны ко всем неблагоприятным факторам.

Нельзя лечить волосы иммуностимуляторами и противогельминтнами препаратами

По старинке, часть врачей связывают выпадение волос со сниженным иммунитетом или глистной инвазией, назначая соответствующие препараты для «лечения» потери волос. На самом деле большинство иммуностимуляторов и антигельминтных лекарств, наоборот, являются «виновниками» выпадения.

Нельзя самостоятельно начинать и отменять препараты с миноксидилом

Миноксидил – единственный препарат для наружного применения, который имеет высокую степень эффективности при поредении волос. В России он находится в свободной продаже и часто начинает применяться самостоятельно, по рекомендации фармацевта или консультанта в интернете. Тем не менее, миноксидил – препарат для постоянного применения, который обладает «синдромом отмены», может вызывать нежелательные явления и дает усиления в начале применения. Именно поэтому при острых, доброкачественных формах выпадения, при диффузном выпадении он может только навредить.

Не стоит отчаиваться, столкнувшись с выпадением волос. Чаще всего, это временное явление, которое не принесет непоправимых последствий. Помните, что если выпадение волос продолжается до 3 месяцев, волосы покидают голову со всей поверхности, – это острое выпадение, которое при правильном уходе пройдет даже само по себе.

Бархатцы: лечебные свойства и применение в кулинарии

Известно, что накопление свободных радикалов в организме человека приводит к возникновению множества патохимических процессов, в результате чего повреждаются стенки сосудов, липидные мембраны клеток, что приводит к таким серьезным патологическим изменениям, как сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, а также преждевременное старение. Количество свободных радикалов (супероксидный анион-радикал, пероксид водорода, гидроксил радикал и др.) возрастает за счет снижения активности естественной антиоксидантной системы человека из-за воздействия таких факторов, как радиация, УФ облучение, курение, алкоголизм, постоянные стрессы, инфекционные болезни, некачественное питание. Вредное влияние на организм “свободных радикалов” можно уменьшить за счет систематического употребления некоторых лекарственных препаратов растительного происхождения, биологически активных добавок, содержащих флавоноиды, а также продуктов питания и напитков, обладающих высокой антиоксидантной активностью [ 1,3 ] . Основные природные антиоксиданты – витамины Е и С, полифенолы, флавоноиды, ароматические оксикислоты, антоцианы и др. Антиоксиданты защищают клеточные структуры от повреждающего действия свободных радикалов, а это предохраняет организм человека от болезней. Из всех групп природных соединений, применяемых в медицинской практике, особое место занимают флавоноиды, которые опосредованно через ферментные системы регулируют окислительно-восстановительные процессы, определяющие, в первую очередь, состояние клеточной мембраны [6].

Цель исследования

По данным литературы имеются сведения об антиоксидантной активности флавоноидов рода Tagetes [2].

Целью настоящего исследования является изучение антиоксидантной активности извлечения из цветков бархатцев распростертых (Tagetes Patula), полученное экстракцией сырья водой и этанолом различной концентрации.

Материалы и методы

Определение общего содержания антиоксидантов в различных извлечениях из цветков бархатцев распростертых проводили на жидкостном хроматографе «Цвет Яуза-01-АА»

Читайте также:
Ремонтантная малина — идеальное решение для длительного плодоношения

Массовую концентрацию антиоксидантов измеряли, используя градуировочный график зависимости выходного сигнала от концентрации кверцетина и/или галловой кислоты.

Сущность амперометрического метода измерения массовой концентрации антиоксидантов заключается в измерении силы тока, возникающего при окислении молекул антиоксиданта на поверхности рабочего электрода при определенном потенциале, который после усиления преобразуется в цифровой сигнал. Величина, возникающей при этом силы электрического тока, будет зависеть как от природы и концентрации анализируемых веществ, так и от типа материала рабочего электрода и потенциала, приложенного к электроду[4].

Результаты работы и их обсуждение

Водно-спиртовые, спиртовые и водные извлечения антиоксидантов определяли исходя из площадей пиков дифференциальных кривых соответствующих экстрактов [6]. Площади пиков, а также концентрации антиоксидантов в пересчете на галловую кислоту и кверцетин представлены в таблице 1.

Содержание антиоксидантов (в пересчете на кверцетин и галловую кислоту), полученных из цветков бархатцев распростертых:

Площадь пика (

)

Содержание антиоксидантов (в пересчете на кверцетин, мг/г)

Содержание антиоксидантов (в пересчете на галловую кислоту, мг/г)

спирт этиловый 96%

0,00675 0,004

0,0050,006

спирт этиловый 70%

0,0130,002

0,0080,005

спирт этиловый 40%

0,0320,003

0,02050,002

0,00350,002

0,00220,001

Исходя из экспериментальных данных, представленных в таблице 1, можно сделать вывод о том, что максимальное содержание антиоксидантов выявлено в экстракте из цветков бархатцев распростертых, полученным 40% спиртом этиловым.

Методика выполнения измерений содержания антиоксидантов в напитках и пищевых продуктах, биологически активных добавках, экстрактах лекарственных растений амперометрическим методом, разработанная ОАО НПО «Химавтоматика», аттестована ФГУП Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96, ГОСТ Р ИСО 5725-2002 (свидетельство об аттестации МВИ № 31-07).

При соблюдении всех регламентированных условий и проведения анализа в точном соответствии с данной методикой значение погрешности (и ее составляющих) результатов измерений, не должны превышать значений, представленных в таблице 2.

Метрологические характеристики, приведенные в аттестованной ФГУП ВНИИМС методике

Диапазон измерений массовой концентрации (массовой доли), мг/г (по кверцетину)

Показатель точности (границы относительной погрешности) %, при P =0,95

Показатель повторяемости (относительное средне-квадратическое отклонение повторяемости), σ r ,%

Показатель воспроизводимости (относительное среднеквадратическое отклонение воспроизводимости), σ R ,%

Предел повторяемости, r , %, P =0.95, n =2

От 0,2 до 4000 вкл.

Методика получения анализируемых извлечений: для приготовления экстрактов сырье предварительно измельчали. Точную навеску измельченного сырья (около 1г) помещали в колбу вместимостью 100 мл, добавляли примерно 30 мл спирта этилового соответствующей концентрации или воды и кипятили на водяной бане в течение 30 минут. Содержимое колбы фильтровали через бумажный фильтр в мерную колбу вместимостью 100 мл. Извлечение вышеуказанным способом повторяли еще 2 раза, фильтр промывали экстрагентом и доводили объем фильтрата до метки. В случае необходимости пробу разбавляли [5].

Перед выполнением каждого цикла анализируемых проб проводили контроль чистоты аналитической системы. Для этого после выхода прибора на рабочий режим в него в качестве пробы вводили элюент. Если дрейф фонового тока не превышает 5%, система считается чистой. Для каждой из проб проводили по пять последовательных измерений выходного сигнала (площади пика) анализируемого антиоксиданта. Массовую концентрацию антиоксидантов исследуемого образца, эквивалентную кверцетину, определяли по градуировочному графику кверцетина. При расчете результата учитывали разбавление пробы. Массовую концентрацию X , мг/г, определяли по формуле:

X =

где – массовая концентрация антиоксидантов, найденная по градуировочному графику, мг/л; – объем экстракта анализируемой пробы, мл; – навеска анализируемого вещества, г; N – кратность разбавления анализируемого образца.

Если выполняется условие приемлемости, за результат измерений принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений:

где – результаты параллельных определений массовой концентрации (массовой доли) антиоксидантов, (мг/г); r – значение предела повторяемости, в данном случае равное 10.

Если условие, представленное выше не выполняется, то получают еще по два результата в полном соответствии с приведенной МВИ. Тогда за результат измерений принимают среднее арифметическое значение результатов четырех определений, если выполняется условие (8).

где– максимальное и минимальное значения из полученных четырех результатов параллельных определений массовой концентрации (массовой доли) антиоксидантов, мг/г; – значение критического диапазона для уровня вероятности P =0,95 и n -результатов определений, равно:

= f ( n )*σ r ,

где: f ( n ) – коэффициент критического диапазона, для n =4 равен 3,6

σ r – относительное среднеквадратическое отклонение повторяемости, равное в данном случае 10% (таблица 2).

Таким образом, условие примет для данного метода следующий вид:

36

Если данное условие не выполняется, выясняют причины превышения критического диапазона, устраняют их и повторяют выполнение измерений в соответствии с требованиями МВИ.

Результаты анализа в документах, предусматривающих его использование, представляют в виде:

,

где – среднее арифметическое значение результатов n определений, признанных приемлемыми по неравенствам (8) или (10); – границы относительной погрешности, %, (таблица 2).

Выводы

Установлено содержание антиоксидантов в спиртовых и водно-спиртовых, водных извлечениях цветков бархатцев распростертых. Извлечение, полученное экстракцией спиртом этиловым 40%, проявляет максимальную антиоксидантную активность. Эти данные явились обоснованием для выбора спирта этилового 40% в качестве оптимального экстрагента при получении биологически активной субстанции для последующих исследований.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: